СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Работа над полифонией в младших классах (И. Бах «Нотная тетрадь А. М. Бах»)"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок призван побуждать интерес ученика к изучению полифонической музыки. Перед педагогом музыкальной школы , закладывающим  фундамент в области овладения полифонией,  всегда стоит серьезная задача : научить любить полифоническую музыку , понимать ее, с удовольствием работать над ней. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Работа над полифонией в младших классах (И. Бах «Нотная тетрадь А. М. Бах»)"»

Открытый урок



ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО «ФОРТЕПИАНО»




Тема урока:

Работа над полифонией в младших классах

(И. Бах «Нотная тетрадь А. М. Бах»)





Преподаватель

Кошевар Татьяна Викторовна















Образовательное учреждение:


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ИМЕНИ Д.С. БОРТНЯНСКОГО”





Тип урока

Комбированный

Цели урока

Систематизация и обобщение знаний полифонии.

Задачи урока

обучающие:

- воспитание полифонического мышления (способности расчлененно воспринимать и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий)

развивающие:

- развитие у ученика умения слушать и искать различные приемы для проникновения в художественный замысел произведения

- развитие ритмической точности, выразительной артикуляции

- развитие памяти, внимания, мышления и воображения

воспитательные:

- воспитание чувства ответственности и долга

- воспитание доверительных отношений ученика с преподавателем

- воспитание чувства самоконтроля и самореализации ученика

- воспитание умения реально оценивать свою работу и поступки.



Ожидаемый результат

- умение творчески подходить к осмыслению музыкального материала и овладению необходимыми исполнительскими приемами

- умение ученика извлекать необходимую звучность различных голосов, умение логично инструментовать на фортепиано

- умение ученика слушать и искать

- формирование доверительных отношений ученика с педагогом

- проведение урока в теплой доброжелательной обстановке



Методы и приемы проведения урока

- слуховой

- словесный

- наглядный

- показательный

План урока

1.Организация начала урока.

- приветствие

- вступительное слово преподавателя

- название темы урока

- установка комфортной атмосферы 2 мин.

2.Работа над Полонезом g moll И. Баха 20 минут

3. Работа над Менуэтом d moll И. Баха 15 минут

4. Определение задач домашней работы 3 минуты

Ход урока

Организация начала урока.

- вступительное слово преподавателя

Преподаватель открывает перед ребенком интересный и сложный мир полифонической музыки уже с первого года обучения в музыкальной школе. Изучение легких клавирных произведений И. Баха составляет неотъемлемую часть работы школьника-пианиста. Задавая то или иное клавирное произведение, преподаватель должен быть уверен, что задание во всех отношениях посильно для ученика и ученик подготовлен к пониманию замысла композитора.

Одно из самых замечательных свойств фортепиано – это возможность исполнять на нем произведения самых различных эпох и стилей. А именно умение найти на фортепиано средства, необходимые для правильного исполнения выбранных произведений, мы должны воспитывать в наших учениках.

Таким образом, первейшая наша задача – научить ученика извлекать из фортепиано не случайную, а определенную, необходимую в данном случае звучность, находить для своего исполнения определенную инструментовку, определенную краску.

2. Работа над Полонезом g moll 20 мин.

- осуществляем прослушивание пьесы

- устанавливаем степень подготовленности домашнего задания, выявляем неточности и пробелы

- определяем первостепенные задачи для работы

-с тремимся к выполнению поставленных задач

Педагогический анализ

Характеристика музыкального произведения

(Определение характера. Характеристика тембрального звучания голосов. Приемы извлечения звука.

Танец - шествие, степенного, торжественного характера, твердый, крепкий.

Анализ музыкальной формы

- Форма трехчастная

- Процесс разъединения произведения на составные части

- Тональный план

1 часть. g moll

2 часть. B dur – c moll – B dur – g moll

3 часть. g moll

- Каркас голосов

Верхний голос состоит из двух фраз (двухтакты).

(Вопросно-ответное соотношение).

Первая фраза звучит одновременно в обоих голосах и носит блестяще-торжественный характер; распадаясь на мотивы (однотакты), находящиеся в пределах терции, передает четкую твердую поступь. Скачки вниз “воспроизводят важный поклон” .

Вторая фраза состоит из двух различных голосов. Правая рука исполняет мелодию, левая – сопровождающий мелодию бас.

Различие ролей двух голосов определяет и различие инструментовки: правой руке придать звучность звонкую и ясную, левой – легкое звучание.

Обратим внимание на структуру полонеза. Для выразительности исполнения следует, прежде всего, вслушаться в вопросно-ответные соотношения четырехтактов.



3. Методы работы

  • Извлекаем необходимую звучность голосов и сравниваем её, подчеркивая различия средствами фортепианной динамики

  • Разделяем голоса на уровне артикуляции и тембра

  • Соединяем контрастную инструментовку с гибким исполнением мелодии

  • Добиваемся выразительного произношения двухтактной темы, обращая внимание на вопросно-ответную структуру

  • Выравниваем звук (штрих non legato), который обладаем максимально возможной для данного штриха продленностью

  • Проучиваем хореическую группировку двойных терций, высвечивая верхний голос

  • Отмечаем несовпадение структурных и интонационных вершин

  • Прорабатываем фактуру с точной артикуляцией



3. Работа над Менуэтом d moll

-осуществляем прослушивание пьесы

-анализируем степень подготовленности произведения

-выявляем нереализованные задачи

-стимулируем ученика к выполнению этих задач

-устанавливаем степень успешности

Педагогический анализ Менуэта d moll

1.Характеристика музыкального произведения. (Определение характера. Характеристика тембрального звучания. Приемы извлечения звука.)

Менуэт – старинный французский танец. Движение сопровождаются поклонами, реверансами. Менуэт d moll стоит особняком и своей мелодичностью и напевностью больше напоминает песню, чем танец, поэтому характер исполнения должен быть мягким, плавным, певучим, в спокойном ровном движении.

2.Анализ музыкальной формы

  • Форма (двухчастная)

  • Процесс разъединения произведения на составные части).

  • Тональный план

1 часть d moll – F dur

2 часть F dur – d moll

  • Каркас голосов

Верхний голос состоит из двух фраз (двутакты). Вопросо-ответное соотношение.

Первая фраза звучит значительно и настойчиво, вторая более спокойно, носит ответный характер.

Для понимания вопросо-ответных соотношений И. Браудо предлагает следующий педагогический прием: первый двутакт исполняется учителем, ученик отвечает на этот двутакт. Исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему – чуть тише. “Важно, что при этом мы учим ученика не столько играть немного громче и немного тише,- мы учим его “спрашивать” и “отвечать” на фортепиано. [1]

Нижний голос состоит из двух предложений, тембр и регистр которого приближается к звучанию виолончели.

Тембр верхнего голоса напоминает пение скрипки. И. Браудо придавал большое значение умению инструментовать на фортепиано. “Большое воспитательное значение для слуха имеет исполнение двух голосов в различной инструментовке”. [1]

Основной задачей на пути изучения полифонии является работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса отдельно. Поэтому так важно показать ученику на примере Менуэта d moll в чем именно проявляется эта самостоятельность:

- в различном характере звучания голосов (инструментовка);

- в разной, почти нигде не совпадающей фразировке (например, в тактах 1-4 верхний голос содержит две фразы, в нижний состоит из оного предложения);

- в несовпадении штрихов (legato и non legato)

- в несовпадении кульминации (например, в пятом-шестом тактах мелодия верхнего голоса поднимается и приходит к вершине, а нижний голос движется вниз и подъем к вершине совершает только в седьмом такте);

- в разной ритмике (движение нижнего голоса четвертными и половинными длительностями констатирует с подвижным ритмическим рисунком мелодии верхнего, состоящей почти сплошь из восьмых);

- в несовпадении динамического развития (например, в четвертом такте второй части звучность нижнего голоса усиливается, а верхнего уменьшается).



Для данного воспроизведения полифонических пьес Баха следует избегать динамических преувеличений, не следует отходить от намеченной инструментовки до конца пьесы.

Чувство меры – это основная закономерность баховского стиля. Лишь изучая и анализируя основные закономерности полифонической музыки, можно прийти к пониманию исполнительских намерений композитора.

К этому и должны быть направлены все усилия преподавателя и ученика.

4.Информация о домашнем задании 2 мин.

-определяем задачи для выполнения домашнего задания



Самоанализ урока

Место и роль данного урока в изучаемой теме.



Педагогическая направленность темы призвана формировать у учащихся представления о необходимости творчески относиться к изучению музыкального материала.

Данный урок призван пробуждать интерес ученика к изучению полифонической музыки. Этот интерес не может появиться ниоткуда. Он должен взращиваться с самых ранних шагов ребенка.

Любые поставленные задачи должны опираться на усвоенные ранее знания под руководством преподавателя. Решающим условием для продуктивной и качественной творческой работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько четко они будут сформулированы, зависит успех обучения. Преподаватель должен постоянно развивать и укреплять волю ученика к учебе, вырабатывать целеустремленность, способность разбираться в трудностях и собственных недостатках.

В наш век инновационных технологий трудно увлечь ребенка идеей творчества, так как она требует много сил и времени. Эта самая большая проблема, которая стоит перед преподавателями музыкальных школ и школ искусств.

Я думаю, что только творческая личность преподавателя при условии доброжелательного и чуткого отношения, может увлечь ученика мотивацией к творчеству.

Для развития творческих способностей необходимо создать условия и средства:

  • окружающая среда

  • обучение, как организованный взрослыми процесс передачи и активного усвоения знаний

  • организация интересной содержательной жизни ребенка в музыкальной школе и в семье

  • учет индивидуальных особенностей ребенка

Воспитание творческой личности была всегда в центре внимания музыкальной педагогике.







Список используемой литературы.

1.Браудо И.А. Об изучении клавирных произведений Баха в музыкальной школе – СПБ: “Композитор”, 2004.-92с.

2.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд.-М., Музыка, 1982.-300с.

3.Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков - Москва: “Классика - ХХI”, 2002.-82c.

4.Бейлина С.З. В классе профессора В.Х. Разумовской. - Л.:Музыка,1982.-64с.

5.Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности







9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!