Открытый урок
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО «ФОРТЕПИАНО»
Тема урока:
Работа над полифонией в младших классах
(И. Бах «Нотная тетрадь А. М. Бах»)
Преподаватель
Кошевар Татьяна Викторовна
Образовательное учреждение:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ИМЕНИ Д.С. БОРТНЯНСКОГО”
Тип урока
Комбированный
Цели урока
Систематизация и обобщение знаний полифонии.
Задачи урока
обучающие:
- воспитание полифонического мышления (способности расчлененно воспринимать и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий)
развивающие:
- развитие у ученика умения слушать и искать различные приемы для проникновения в художественный замысел произведения
- развитие ритмической точности, выразительной артикуляции
- развитие памяти, внимания, мышления и воображения
воспитательные:
- воспитание чувства ответственности и долга
- воспитание доверительных отношений ученика с преподавателем
- воспитание чувства самоконтроля и самореализации ученика
- воспитание умения реально оценивать свою работу и поступки.
Ожидаемый результат
- умение творчески подходить к осмыслению музыкального материала и овладению необходимыми исполнительскими приемами
- умение ученика извлекать необходимую звучность различных голосов, умение логично инструментовать на фортепиано
- умение ученика слушать и искать
- формирование доверительных отношений ученика с педагогом
- проведение урока в теплой доброжелательной обстановке
Методы и приемы проведения урока
- слуховой
- словесный
- наглядный
- показательный
План урока
1.Организация начала урока.
- приветствие
- вступительное слово преподавателя
- название темы урока
- установка комфортной атмосферы 2 мин.
2.Работа над Полонезом g moll И. Баха 20 минут
3. Работа над Менуэтом d moll И. Баха 15 минут
4. Определение задач домашней работы 3 минуты
Ход урока
Организация начала урока.
- вступительное слово преподавателя
Преподаватель открывает перед ребенком интересный и сложный мир полифонической музыки уже с первого года обучения в музыкальной школе. Изучение легких клавирных произведений И. Баха составляет неотъемлемую часть работы школьника-пианиста. Задавая то или иное клавирное произведение, преподаватель должен быть уверен, что задание во всех отношениях посильно для ученика и ученик подготовлен к пониманию замысла композитора.
Одно из самых замечательных свойств фортепиано – это возможность исполнять на нем произведения самых различных эпох и стилей. А именно умение найти на фортепиано средства, необходимые для правильного исполнения выбранных произведений, мы должны воспитывать в наших учениках.
Таким образом, первейшая наша задача – научить ученика извлекать из фортепиано не случайную, а определенную, необходимую в данном случае звучность, находить для своего исполнения определенную инструментовку, определенную краску.
2. Работа над Полонезом g moll 20 мин.
- осуществляем прослушивание пьесы
- устанавливаем степень подготовленности домашнего задания, выявляем неточности и пробелы
- определяем первостепенные задачи для работы
-с тремимся к выполнению поставленных задач
Педагогический анализ
Характеристика музыкального произведения
(Определение характера. Характеристика тембрального звучания голосов. Приемы извлечения звука.
Танец - шествие, степенного, торжественного характера, твердый, крепкий.
Анализ музыкальной формы
- Форма трехчастная
- Процесс разъединения произведения на составные части
- Тональный план
1 часть. g moll
2 часть. B dur – c moll – B dur – g moll
3 часть. g moll
- Каркас голосов
Верхний голос состоит из двух фраз (двухтакты).
(Вопросно-ответное соотношение).
Первая фраза звучит одновременно в обоих голосах и носит блестяще-торжественный характер; распадаясь на мотивы (однотакты), находящиеся в пределах терции, передает четкую твердую поступь. Скачки вниз “воспроизводят важный поклон” .
Вторая фраза состоит из двух различных голосов. Правая рука исполняет мелодию, левая – сопровождающий мелодию бас.
Различие ролей двух голосов определяет и различие инструментовки: правой руке придать звучность звонкую и ясную, левой – легкое звучание.
Обратим внимание на структуру полонеза. Для выразительности исполнения следует, прежде всего, вслушаться в вопросно-ответные соотношения четырехтактов.
3. Методы работы
Извлекаем необходимую звучность голосов и сравниваем её, подчеркивая различия средствами фортепианной динамики
Разделяем голоса на уровне артикуляции и тембра
Соединяем контрастную инструментовку с гибким исполнением мелодии
Добиваемся выразительного произношения двухтактной темы, обращая внимание на вопросно-ответную структуру
Выравниваем звук (штрих non legato), который обладаем максимально возможной для данного штриха продленностью
Проучиваем хореическую группировку двойных терций, высвечивая верхний голос
Отмечаем несовпадение структурных и интонационных вершин
Прорабатываем фактуру с точной артикуляцией
3. Работа над Менуэтом d moll
-осуществляем прослушивание пьесы
-анализируем степень подготовленности произведения
-выявляем нереализованные задачи
-стимулируем ученика к выполнению этих задач
-устанавливаем степень успешности
Педагогический анализ Менуэта d moll
1.Характеристика музыкального произведения. (Определение характера. Характеристика тембрального звучания. Приемы извлечения звука.)
Менуэт – старинный французский танец. Движение сопровождаются поклонами, реверансами. Менуэт d moll стоит особняком и своей мелодичностью и напевностью больше напоминает песню, чем танец, поэтому характер исполнения должен быть мягким, плавным, певучим, в спокойном ровном движении.
2.Анализ музыкальной формы
1 часть d moll – F dur
2 часть F dur – d moll
Верхний голос состоит из двух фраз (двутакты). Вопросо-ответное соотношение.
Первая фраза звучит значительно и настойчиво, вторая более спокойно, носит ответный характер.
Для понимания вопросо-ответных соотношений И. Браудо предлагает следующий педагогический прием: первый двутакт исполняется учителем, ученик отвечает на этот двутакт. Исполнителю, задающему вопросы, можно играть свою мелодию чуть ярче, а отвечающему – чуть тише. “Важно, что при этом мы учим ученика не столько играть немного громче и немного тише,- мы учим его “спрашивать” и “отвечать” на фортепиано. [1]
Нижний голос состоит из двух предложений, тембр и регистр которого приближается к звучанию виолончели.
Тембр верхнего голоса напоминает пение скрипки. И. Браудо придавал большое значение умению инструментовать на фортепиано. “Большое воспитательное значение для слуха имеет исполнение двух голосов в различной инструментовке”. [1]
Основной задачей на пути изучения полифонии является работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса отдельно. Поэтому так важно показать ученику на примере Менуэта d moll в чем именно проявляется эта самостоятельность:
- в различном характере звучания голосов (инструментовка);
- в разной, почти нигде не совпадающей фразировке (например, в тактах 1-4 верхний голос содержит две фразы, в нижний состоит из оного предложения);
- в несовпадении штрихов (legato и non legato)
- в несовпадении кульминации (например, в пятом-шестом тактах мелодия верхнего голоса поднимается и приходит к вершине, а нижний голос движется вниз и подъем к вершине совершает только в седьмом такте);
- в разной ритмике (движение нижнего голоса четвертными и половинными длительностями констатирует с подвижным ритмическим рисунком мелодии верхнего, состоящей почти сплошь из восьмых);
- в несовпадении динамического развития (например, в четвертом такте второй части звучность нижнего голоса усиливается, а верхнего уменьшается).
Для данного воспроизведения полифонических пьес Баха следует избегать динамических преувеличений, не следует отходить от намеченной инструментовки до конца пьесы.
Чувство меры – это основная закономерность баховского стиля. Лишь изучая и анализируя основные закономерности полифонической музыки, можно прийти к пониманию исполнительских намерений композитора.
К этому и должны быть направлены все усилия преподавателя и ученика.
4.Информация о домашнем задании 2 мин.
-определяем задачи для выполнения домашнего задания
Самоанализ урока
Место и роль данного урока в изучаемой теме.
Педагогическая направленность темы призвана формировать у учащихся представления о необходимости творчески относиться к изучению музыкального материала.
Данный урок призван пробуждать интерес ученика к изучению полифонической музыки. Этот интерес не может появиться ниоткуда. Он должен взращиваться с самых ранних шагов ребенка.
Любые поставленные задачи должны опираться на усвоенные ранее знания под руководством преподавателя. Решающим условием для продуктивной и качественной творческой работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько четко они будут сформулированы, зависит успех обучения. Преподаватель должен постоянно развивать и укреплять волю ученика к учебе, вырабатывать целеустремленность, способность разбираться в трудностях и собственных недостатках.
В наш век инновационных технологий трудно увлечь ребенка идеей творчества, так как она требует много сил и времени. Эта самая большая проблема, которая стоит перед преподавателями музыкальных школ и школ искусств.
Я думаю, что только творческая личность преподавателя при условии доброжелательного и чуткого отношения, может увлечь ученика мотивацией к творчеству.
Для развития творческих способностей необходимо создать условия и средства:
окружающая среда
обучение, как организованный взрослыми процесс передачи и активного усвоения знаний
организация интересной содержательной жизни ребенка в музыкальной школе и в семье
учет индивидуальных особенностей ребенка
Воспитание творческой личности была всегда в центре внимания музыкальной педагогике.
Список используемой литературы.
1.Браудо И.А. Об изучении клавирных произведений Баха в музыкальной школе – СПБ: “Композитор”, 2004.-92с.
2.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд.-М., Музыка, 1982.-300с.
3.Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков - Москва: “Классика - ХХI”, 2002.-82c.
4.Бейлина С.З. В классе профессора В.Х. Разумовской. - Л.:Музыка,1982.-64с.
5.Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности
9