СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Рассольник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Рассольник"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр творчества








Объединение «Хозяюшка»

Открытый урок по теме "Приготовление рассольника Домашнего"









Подготовила и провела:

Педагог дополнительного образования

Миндрина Елена Сергеевна






















с. Красное 2021

План открытого занятия

Тема занятия: «Приготовление рассольника Домашнего»

Цели занятия:

1. образовательные:

-     дать представление обучающимся о разнообразии видов рассольников;

-     актуализировать и закрепить знания обучающихся о подготовке сырья к технологическим процессам и о технологии приготовления рассольника Домашнего;

- сформировать первичный практический опыт обучающихся по приготовлению рассольника.

2.     развивающие:

- способствовать формированию у обучающихся умений организовать собственную деятельность и осуществлять самоконтроль;

- способствовать развитию у обучающихся профессионально-важных качеств: глазомер, координация движения;

-     развивать умения рассчитывать необходимое количество продуктов;

3.     воспитательные:

- способствовать формированию у обучающихся интереса к избранной профессии;

-     способствовать воспитанию трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, ответственность за качество выполненной работы (приготовленных блюд).

Каждый обучающийся должен:

иметь практический опыт:

  • обработки овощей, обработки мяса, приготовления бульонов;

  • по приготовлению рассольника;

уметь:

  • проверять органолептическим способом качество мяса и годность овощей и круп;

  • выбирать производственный инвентарь и оборудование;

  • оценивать качество готовых блюд;

знать:

  • правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним;

  • последовательность выполнения технологических операций при подготовке;

  • требования к качеству сырья, готовых блюд;





Тип занятия: Урок по выполнению сложных комплексных работ.

Методы обучения:

1.     Словесные: беседа, диалог, опрос, инструктаж;

2.     Наглядные: метод демонстраций, наблюдение;

3. Метод стимулирования и мотивации учения: познавательные игры.

4.     Практические: метод упражнений, методы выполнения производственных заданий (репродуктивный /метод формирования умений/ и продуктивный / метод применения полученных знаний и умений/) под руководством мастера и самостоятельно,

5. Методы контроля и самоконтроля в обучении: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, метод устного контроля и самоконтроля.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи:

«Кулинария», «Физиология питания, санитария и гигиена», «Оборудование предприятий общественного питания».

Материально-техническое обеспечение занятия:

- оборудование: производственный стол, электроплита;

- инвентарь: разделочная доска, нож, кастрюля, сковорода, половник, столовая ложка, суповая тарелка, миски;

- сырьё: мясокартофель, крупа перловая, огурцы соленые, лук, морковь, томатная паста, огуречный рассол, жир, специи, сметана, зелень.


Ход занятия

  1. Вводная часть.

1.1. Организационный момент.

Приветствую обучающихся:

педагог: Здравствуйте ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, а проведем мы его в форме конкурса. Есть у нас и настоящее зрители, это наши гости. О видах и заданиях конкурсов я расскажу вам чуть позже .

  • Сверяю присутствующих по журналу, отметка отсутствующих.

  • Проверяю внешний вид обучающихся Назначаю дежурного.

  • Распределяю обучающихся по рабочим местам.

  • Мобилизирую внимание обучающихся.

1.2. Сообщение темы занятия и мотивация.

педагог: Тема сегодняшнего занятия «Приготовление рассольника Домашнего»,

Подобно солянке этот суп был одним из древнейших на Руси, и варили его еще задолго до официального появления жидких горячих блюд в нашей стране (17-й век). На самом деле первое блюдо на основе огуречного рассола  известно на Руси с 15 века. Именно в 15-ом веке на территорию Руси попал чудо овощ огурец. Но тогда это блюдо имело название калья.

Рассольник практически на 100% готовился из огуречного рассола с добавлением соленых огурцов, за что и получил свое название. Остальные ингредиенты супа (перловая крупа, морковь) были так же доступны и просты, что делало его частым гостем на столах у обычных крестьян. И, кстати, как и солянку, которую в те времена называли «похмелкой», рассольник часто использовали в качестве закуски или для облегчения похмельного состояния.

1.3. Постановка целей занятия. 

Предлагаю обучающимся поставить цели занятия­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. Задаю наводящие вопросы: Из названия темы занятия, моего рассказа, вы поняли какова цель нашего занятия?

Конкретизирую цель и задачи занятия: Наша цель - повторить  и закрепить знания и умения, полученные ранее на уроках, также вы приобретете первичный практический опыт по приготовлению рассольника. Сегодня вы будете соревноваться между собой, и набирать как можно больше баллов.  Я надеюсь, что по итогам игры проигравших у нас не будет, ведь каждый из вас получит удовольствие и самое главное – знания, умения и опыт, которые вам всегда пригодятся в будущем.

2. Актуализация знаний обучающихся.

педагог:  Для того, чтобы начать занятие, давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлых занятиях.

Сделаем мы это с вами в виде конкурса. Итак

2.1. Конкурс № 1 называется «Эрудиты», объясняю правила конкурса: вам необходимо ответить на вопросы, чем больше ответов вы дадите, тем больше баллов наберете. За каждый правильный ответ на вопрос - 1 балл 

Вопрос

Эталон ответов

1. Как приготовить мясокостный бульон?

Подготовленные кости заливают холодной водой, доводят до кипения и варят при слабом нагреве 2-3 часа, затем закладывают мясо, быстро доводят до кипения, снимая лишний жир. Продолжительность варки мяса – 1,5 -2 часа. За 30-40 минут до окончания варки кладут слегка подпеченные коренья и лук, пучок пряных овощей. В конце варки готовое мясо вынимают, бульон сливают и процеживают

2.Как классифицируют супы по температуре подачи?

Супы классифицируют по температуре подачи – на горячие и холодные; температура отпуска горячих блюд не ниже 75 С, холодных – не выше 14С.

3. Для чего сваренный суп оставляют без кипения на 10-15 минут?

Сваренные супы оставляют без кипения на 10-15 минут для того, чтобы они настоялись, жир всплыл на поверхность и сделался более прозрачным, а суп стал ароматным.

4. Какие супы называют заправочными?

Заправочными супами называют супы, при приготовлении которых подготовленные продукты закладывают последовательно с таким расчетом, чтобы одновременно были доведены до готовности и приобрели вкус, аромат и цвет используемых продуктов. Эти супы заправляют пассированными овощами.

5.Что называют припусканием?

Припускание – это варка с небольшим количеством жидкости или собственном соке в закрытой посуде.

6.Что такое бульон?

Бульон-это отвар, полученный при варке в воде мяса, костей, птицы, рыбы.

7.Что такое борщ?

Борщ-это суп в состав которого обязательно входит свекла

8.Что являются обязательной составной частью рассольника?

Обязательной составной частью рассольника являются соленые огурцы, огуречный рассол и белые коренья

9. Что такое суп?

Суп – это жидкое блюдо в состав которого входит жидкая часть- основа, и плотная- гарнир.

10. Что относится к комбинированы способам тепловой обработки?

К комбинированным способам тепловой обработки относятся тушение, запекание, варка с последующей обжаркой, брезирование.

Количество баллов

10 баллов



2.2. Конкурс № 2 "Конкурс дегустаторов", объясняю правила конкурса

педагог: Повар должен хорошо знать пряные травы, отличать их по запаху, для того чтобы уметь создавать ароматную композицию каждого блюда. А сможете ли вы по запаху узнать ту или иную пряную зелень?

Завязываю глаза и даю понюхать нарезанную зелень и прошу ответить на вопрос «Можно ли применять этот вид зелени при подаче рассольника?». Виды пряной травы: укроп, петрушка, зелёный лук, кинза, базилик.

Критерии: за каждый правильный ответ 1 балл, поскольку в конкурсе два задания: угадать по запаху и ответить на вопрос, значит мах количество баллов будет 2 балла.



2.3. Конкурс № 3 «А, ну-ка отгадай», объясняю правила конкурса 

Завязываю глаза, предлагаю определить крупу на ощупь и ответить на вопрос «Можно ли применять эту крупу при приготовлении рассольника?». Виды круп: рис, горох, перловка, гречка, чечевица.

Критерии: за каждый правильный ответ 1 балл, поскольку в конкурсе два задания: угадать на ощупь и ответить на вопрос, значит мах количество баллов будет 2 балла.

Управляю ответами, записываю в оценочный лист.

Управляю процессом оценочной деятельности, отмечаю особо активных.

педагог: На этом мы заканчиваем закреплять теоретические знания и переходим к следующему этапу занятия.

3. Формирование ориентировочной основы действий.

педагог: Рассольник приготовим на обед,
из русской кухни, взят рецепт,
подобный суп, не встретите нигде,
в нём главный чин, солёный огурец!

К говяжьему бульону и перловке,
очень кстати будут, отварные почки,
ведь вместе с мясом, этот компонент,
создаёт пикантный вкусовой дуэт.

Морковь, петрушки корень, сельдерей,
бруски картофеля, лук репчатый, порей,
чеснок острасткой, пастернак и помидор,
разнообразен в блюде овощной набор.

По вкусу тёртый хрен, укроп, приправы,
от мысленных ароматов струны аппетита заиграли,
на кухне, видимо, стараться будем мы не зря,
затем отведаем совместно кушанье, друзья!

P.s.
Сметана в суп иль майонез,

Хозяин-барин, не вопрос.

РАССКАЗ О ВИДАХ РАССОЛЬНИКА:

А сейчас я вам расскажу какие бывают рассольники. В русской кухне готовят разнообразные рассольники. Рассольник «Ленинградский», рассольник «Московский», рассольник «Домашний». Рассольник «Ленинградский» варят с добавлением круп ( перловой, рисовой, овсяной), отличительной особенностью рассольника «Московского» является то, что его готовят без картофеля, в состав его входят белые коренья, потроха и почки, рассольник «Домашний» готовят с добавление свежей капусты . Обязательной составной частью рассольников являются соленые огурцы.

Выстраиваю обучающихся вокруг рабочего стола, за которым показываю, медленно с рассказом, приемы нарезки соленых огурцов, картофеля, моркови, лука, потом еще раз повторяю медленно, попросив повторить действия самим обучающимся, комментируя свои действия.

Объясняю обучающимся этапы технологической последовательности предстоящей самостоятельной работы .

педагог: Во время работы необходимо поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать товарное соседство продуктов (продукты, которые не проходят тепловую обработку: /сметана, зелень/ не должны соседствовать с сырыми овощами). При варке рассольника необходимо следить за температурным режимом и своевременной закладкой продуктов.

Вопросы есть?

Отвечаю на вопросы обучающихся.

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила технике безопасности. Но сделаем это в виде конкурса.

Объявляю конкурс № 4 «Битва инженеров по ТБ», объясняю правила

Условия конкурса: из 10 утверждений выберите только 5 верных утверждений. Критерии оценки: max кол-во баллов - 5 баллов: 1 балл за 1 верный ответ.

1.Волосы убери под головной убор.

2. При работе с ножом будь осторожен, правильно держи руку и нож при обработке продуктов.

3.Не берись голыми руками за горячую кухонную посуду, используй для этого полотенце.

4.Будь внимателен во время работы, не отвлекайся сам и не отвлекай других от работы.

5. Приведи в порядок рабочее место.

6.Во время работы можно пользоваться сотовым телефоном.

7.При переноске горячей пищи прижми посуду к себе.

8.Во время работы можно поговорить друг с другом.

9.После окончания работы электроплиту можно не отключать.

10.Если душно во время работы можно снять спецодежду.



Делаю записи в оценочном листе.

4.Провожу инструктаж по правилам техники безопасности  

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ:

1.Перед началом работы правильно надень спецодежду: волосы убери под головной убор, рукава одежды подверни до локтя или застегни у кисти рук .

Не накалывай иголками спецодежду, не держи в карманах булавок, стеклянных и других бьющихся и острых предметов.

2. Приведи в порядок рабочее место, не загромождай его и проходы.

3. Осмотри инвентарь, убедись в его исправности.

При наличии каких-либо неполадок или неисправностей немедленно заяви об этом заведующему производством или мастеру, директору предприятия и до устранения их к работе не приступай.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:

  1. Не работай на машинах и аппаратах, устройство которых не знаешь и работа на которых тебе не поручена.

  2. Разделку мороженого мяса производи после его оттаивания.

  3. При работе с ножом будь осторожен, правильно держи руку и нож при обработке продуктов.

  4. Передвигай посуду с жидкостью по поверхности осторожно , без рывков.

  5. Посуду с пищей после ее тепловой обработки ставь на устойчивые подставки.

  6. Не берись голыми руками за горячую кухонную посуду, используй для этого полотенце..

  7. Крышки варочных котлов, кастрюль с горячей пищей открывай осторожно на себя.

  8. При переноске горячей пищи нельзя прижимать посуду к себе.

  9. Принимай меры к уборке пролитой жидкости, жира, упавших на пол продуктов.

  1. Не переноси груз весом выше установленной нормы: для девушек – 10 кг, для юношей- 20кг.

  2. Будь внимателен во время работы, не отвлекайся сам и не отвлекай других от работы.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ:

1.Приведи в порядок рабочее место. Отключи электроприборы.

2.Сообщи руководителю практики о всех замечаниях или неисправностях.

ПОМНИТЕ! Несоблюдение правил по Т/Б приводит к несчастным случаям!                                             

5. Основная часть урока

5.1.Самостоятельная работа обучающихся.

педагог: переходим к основной части нашего занятия. Вы сейчас самостоятельно готовите рассольник Домашний, соблюдая технологию приготовления блюда и санитарные нормы и правила ТБ.

Объявляю конкурс № 5 «Кулинарный поединок»

max кол-во баллов - 5 баллов.

Педагог осуществляет контроль во время обходов рабочих мест обучающихся на каждом этапе выполнения работы:

- первый обход: проверка организации рабочего места, подбор необходимого инвентаря, посуды;

- второй обход: проверка содержания рабочих мест, их организация; выполнение санитарно-гигиенических правил; правильность расчетов продуктов на заданное количество порций; проверка качества выполнения операции по подготовке сырья;

- третий обход: выполнением санитарно-гигиенических правил ; проверка правильности выполнения технологической операции первичная обработка овощей, нарезка овощей;

- четвѐртый обход: выполнением санитарно-гигиенических правил ; контроль ведения технологической операции комбинированные способы тепловой обработки, варка круп ; проверка правильности ведения межоперационного самоконтроля;

- пятый обход: выполнением санитарно-гигиенических правил ; наблюдение за выполнением технологических операций по приготовлению готового блюда, оказание необходимой помощи, консультация обучающихся;

- шестой обход: выполнением санитарно-гигиенических правил; наблюдение за оформлением блюд.

Оказание помощи своевременного устранения, возникших в процессе работы обучающихся:

- недостатков в выполнении технологических приемов;

- нарушений технологических операций;

- ошибок в соблюдении технологического процесса.

Выставляю баллы в оценочный лист.

6. Защита выполненного задания.

Объявляю конкурс № 6 «Пальчики оближешь», объясняю правила конкурса

педагог: Вам необходимо презентовать свое блюдо так, чтобы каждый из присутствующих захотел попробовать его на вкус и приготовить это блюдо дома. Конкурс будет оцениваться по двум критериям: вкусно или не вкусно и устная презентация.

 max кол-во баллов - 2 балла.

Управляю ответами всех обучающихся. Предлагаю каждому оценить своё блюдо (Какую оценку вы бы поставили сами себе и почему?), затем предлагаю всем обучающимся попробовать приготовленные блюда друг друга и оценить, комментируя каждую оценку.

7.Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Зачитываю недостатки готовых блюд, причин их возникновения и способов их предупреждения или устранения; анализ, замеченных в процессе проведения текущего инструктажа:

- недостатков в выполнении технологических приемов;

- нарушений технологических операций;

- ошибок в соблюдении технологического процесса.

Даю объективную оценку работы каждого обучающегося, зачитывая оценки из оценочного листа; анализ типичных ошибок.



8.Приведи в порядок рабочее место. Отключи электроприборы.



Заключение

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что обучающиеся с ОВЗ, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения, навыки и практический опыт.

Применение игровой технологии даёт возможность обобщить, осознать, закрепить, повторить полученные знания, умения и практический опыт в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

Применение игровых технологий на занятиях позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Обучающийся учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, слушания, рассказывания. 
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, умений, практического опыта, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции обучающихся. Игра позволяет сделать занятие интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся.

Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. они являются одной из уникальных форм обучения детей с ОВЗ, которая позволяет сделать обучение интересным и увлекательным.

Список использованной литературы

Основная:

  1. Н.А.Анфимова. Кулинария: учебное пособие для начального профессионального образования / Н.А.Анфимова – 6-е изд стер – М.: Издательский центр «Академия» 2011. - 400 с.

  2. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов (3-е изд.) учебник для нач. проф.образов., 2011.336с.

Дополнительная:

  1. В.П. Золин  Технологическое оборудование предприятий общественного питания: учебник для начального профессионального образования / В.П Золин – 10-е изд. испр.– М.: Издательский центр «Академия» 2011. - 320 с.

  2. Карнаух Н.Н.  Охрана труда: учебник / Карнаух Н.Н.- М.: Издательство Юрайт, 2011. -380с.- Серия: Основы наук

  3. Организация производства на предприятиях общественного питания: учебное пособие для учащихся колледжей и средних профессионально-технических училищ / Л. А. Радченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

  4. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания - 15-е изд, испр.и доп.- Спб: Профи, 2011.-176с. Л.Е. Голунова, М.Т Лабзина.

Интернет-ресурсы:

http://studbooks.net/693248/psihologiya/harakteristika_osnovnyh_vidov_klassifikatsiya - Характеристика основных видов игр и их классификация

http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9689-stixi-pro-rassolnik - стихи про рассольник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 1 секунд
Комплекты для работы учителя