ПЛАН- КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Тема: «Времена года»
Цели урока:
Показать детям красоту русской природы в живописи на примере произведений русских художников;
развивать у детей образную память, эмоционально-эстетическую отзывчивость;
систематизировать и обогатить знания учащихся о временах года, учить видеть характерные признаки времён года;
Развивать мышление, умение наблюдать, сравнивать.
Ход урока
Этапы урока
1.
Мотивация к учебной деятельности
2.
Актуализация и пробное учебное действие
- Дорогие ребята, сегодня мы совершим необычное путешествие. Я приглашаю вас в гости….. Отгадайте к кому?
Четыре раза в год они
Земли наряд меняет пёстрый.
Бегут , бегут за днями дни,
Приходят и уходят сёстры. (времена года )
- Сколько времён года? Назовите их.
Зима накопит нам воды,
Весна и вспашет и посеет.
Чтоб лето принесло плоды,
А осень их собрать сумеет.
3.
Выявление места и причины затруднения
– Мы будем путешествовать на паровозе. Итак уселись поудобнее, путешествие начинается.
– Приглашаю в гости к очень красивому времени года, а какое это время догадайтесь.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила,
И на санках прокатила.
Кто, угадай-ка
Седая хозяйка
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки?
– Какие изменения в природе происходят зимой?
– Какие цвета преобладают зимой?
4.
Построение проекта выхода из затруднения
2 остановка «ВЕСНА»
– Мы продолжаем путешествие. Следующая остановка.
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Шагает красавица,
Легко земли касается
Идёт на поле, на реку
И по снежку и по цветку.
– Какие изменения в природе происходят весной?
– Какие цвета преобладают весной?
3 остановка «ЛЕТО»
Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь! – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня!
– А что вы можете рассказать о лете?
– Какие цвета преобладают летом?
4 остановка «ОСЕНЬ»
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
– Какие изменения в природе происходят осенью?
– Какие цвета преобладают осенью?
– Давайте посмотрим, какие краски используют художники при написании картин о временах года (показ презентации сопровождается музыкой П. И. Чайковского "Времена года")
5.
Реализация построенного проекта
– Красота природы во все времена была источником вдохновения поэтов, композиторов, художников. – Художники, которые своё творчество посвятили изображению природы, называют пейзажистами, а их картины пейзажами. Пейзаж— жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
– С каких картин на вас повеяло холодом? А с каких - теплом?
– Трудно не согласиться с тем, что каждое время года словно окрашено своими красками. Было замечено, что в холодное время года преобладают синие, голубые, фиолетовые оттенки; а в теплое и жаркое время года доминируют желтые, оранжевые и красные оттенки. Обратите внимание на слово "оттенки". Если рисунок или картину просто раскрасить цветами определенной цветовой гаммы без оттенков, то получится не слишком красиво и однообразно.
– Найдите на цветовом круге краски зимы. Это холодная цветовая гамма. Все эти краски расположены рядом. От них сразу становится холоднее.
– Какие краски дают ощущение тепла, лета? Это тёплая цветовая гамма. Краски эти тоже находятся рядом.
– На рисунке показано, как и с помощью каких красок можно создать светлые и темные оттенки каждого цвета. Для затемнения красок надо добавить в выбранный цвет – черную краску; а для того чтобы получить более светлые оттенки, необходимо добавить каплю белой краски. Надо понимать, что чем больше белой или черной краски добавляется в цвет, тем краска становится или светлее, или темнее.
– У каждого человека есть своё любимое время года и каждое время года хорошо по-своему. Я думаю, теперь вы сами сможете создать свой пейзаж!
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи
– Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.
– Сейчас мы этим и займёмся:
- чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука.
- кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону
– Ребята, возьмем в руки кисти, краски и создадим свои картины. Нарисуйте своё любимое время года и не забывайте о цветовой гамме.
( выставка работ) Обсуждение работ.
– Удалось ли показать холодную гамму в своих работах? Какие краски они использовали? Как справились с тёплой гаммой? Есть ли ощущение тепла от их картин?
8.
Включение в систему знаний и повторений
– Назовите краски тепловой гаммы? Холодной гаммы?
Чтобы получить краску более тёмного оттенка, что нужно сделать? А светлого?
– Как называется картина, на которой изображена природа?
– С произведениями, каких художников вы сегодня познакомились?
– Как назывались их картины?
– Итак, не забываем убрать своё рабочее место. И сходим с паровозика, на этом наше путешествие окончено и его хочется закончить такими строками:
Нет, не пейзаж влечет меня
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит,
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита
Она везде, где красота.
Иван Алексеевич Бунин.
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Сегодня я узнал …
Мне еще нужно отработать…
Для меня самым трудным было…
Сегодня на уроке мне было…
Для меня самым интересным было…
С каким настроением окончили урок?