МБОУ «Курская СОШ»
МБОУ «Курская СОШ»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
4 класс
«Правописание глаголов»
Учитель: Белозерова О.М.
декабрь 2014г
Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов; Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. |
Ход урока
Оргмомент.
Учитель: “Доброе утро, уважаемые гости, ребята! Мы рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"
2.Введение в тему
- Ребята, сегодня мы проведём наш урок в форме деловой игры:
«Заседание редакционного совета журнала»
- На нашем совете присутствуют редакторы и их помощники. (об этом вы договоритесь между собой)
-Ваше первое журналистское задание: расшифровать название нашего журнала.
-Определить название вы сможете, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
(таблица у каждого на столах)
-Какое слово получилось?
- Глагол.
Слайд - обложка журнала
- Как вы думаете, почему такое название у журнала? (ответы детей)
-Что вы можете рассказать о глаголе?
-Начинайте свой ответ со слов:
Я знаю, что….
-Молодцы, ребята, вот уже сколько вы знаете о глаголе!
3.Постановка целей и темы урока
- Каждый журналист перед выполнением задания ставит себе определённую цель.
- Сформулируйте цели нашего урока-заседания.
Слайд
Повторить…… (правописание глаголов)
Учиться …. (правильно писать окончания глаголов)
Развивать… (мышление, внимание, память)
- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю открытым.
- Редакторы и помощники готовы?
Д. Готовы!
4. Минутка чистописания.
(Правила посадки)
-Журналист записывает свои наблюдения в ежедневник, а мы с вами в рабочую тетрадь.
- Откроем свои тетради и подготовим руку к письму.
- Найти зашифрованные буквы и записать одну букву по выбору.
- Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.
- А теперь пропишите красиво и правильно название журнала (глагол)
Журналист должен писать красиво!
Оцените свою работу по аккуратности.( шкала на полях тетради)
5. Актуализация знаний.
Теоретическая минутка. (работа в парах)
- Для того чтобы качественно выполнять работу, журналисты должны хорошо разбираться в теории и уметь задавать вопросы.
- Поэтому сейчас теоретическая минутка. Работа в парах. Пара состоит из редактора и его помощника.
- Ваша задача: проверить теоретические знания своих партнёров. (обсуждают какой вопрос задать)
- Вопросы задаются поочерёдно, начинают редакторы, а потом помощники, если будут вопросы. (берут интервью с микрофоном)
- С теоретической подготовкой всё в порядке!
- Значит можно переходить к практической части нашего заседания.
6.Работа по теме урока
Журналисты работают с разными источниками информации. Нам тоже предстоит работа с информацией.
1) Употребление глаголов в переносном значении.
Слайд
-К нам в редакцию пришло письмо.
(Дети читают письмо)
Добрый день!
Прочитайте стихотворение.
Найдите и подчеркните в тексте глаголы, употребленные в переносном значении.
Вспомните, как они называются в художественной литературе (метафора)
2) Работа по учебнику
Упражнение 1. (стр. 145) – в парах по строчке
- Как вы поняли задание?
Редакторы (2 человека) сейчас будут работать на доске, а помощники на месте, но в любую минуту могут прийти на помощь, а редакторы могут обратиться за помощью.
- Какие орфограммы встретились в этом упражнении? Что вы должны о них знать? У кого вызвало затруднение? (нужно найти информацию по данной орфограмме и повторить)
Физминутка на внимание.
3) Работа в рабочих тетрадях
- У вас в рабочей тетради есть материал, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним надо ещё поработать. Каждая пара выберет по желанию упражнение. Стр, 46 упр. 2
Стр. 52 упр. 1
Стр. 49. Упр. 1
-Как вы поняли задание упражнения?
- Обсудите как вы будете выполнять упражнение? (алгоритм)
- Кому нужна помощь?
(выполнение упражнения)
Проверка. (слушаете и если не согласны, подаете знак не согласия)
- Чему учились, выполняя данное упражнение?
- Кому было комфортно работать в паре?
- А кому хотелось работать одному? (доделать упражнение дома) – Д/з
Физминутка для глаз.
7. Творческая работа.
- Как вы думаете, достаточно ли мы подготовлены к выпуску сегодняшнего номера журнала?
- Помещаем материал, .
- Главный редактор согласен и разрешает готовить материал к печати.
(работа в группах по созданию журнала)
Защита журнала.
(оценивание работ учителем)
8. Итог урока. Рефлексия.
-Какое настроение у вас в конце урока? (показывают полоску)
- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю закрытым. Встретимся завтра с новыми идеями. Жду с нетерпением.
- Спасибо за работу.
.
11. Работа с информационным текстом (прием «Заметки на полях»)
- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лист с текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и отмечаете маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. От вас, ребята, потребуется активное и внимательное чтение.
Информационный текст
1.Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагол: ходить, стоять.
Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть) и несовершенного вида (строить, делать).
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. Например, Никита спешит на урок.
В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется буква ё печём, бережём. Буква о в окончаниях глаголов не пишется.
Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.
Маркировочные знаки:
+ -новая информация;
- -неверная информация;
? -информация, которую ты не понял.