СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка "Нормы согласования, управления, примыкания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского языка в 8 классе.

Цели урока:

  • систематизация знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании
  • развитие навыков парной и групповой работы; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
  • способствовать привитию ЗОЖ

Тип урока: комбинированный

 

Просмотр содержимого документа
«Большое желание»

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возмож­ность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.

с – согласование

у – управление

п – примыкание

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возмож­ность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.

с – согласование

у – управление

п – примыкание

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возмож­ность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.

с – согласование

у – управление

п – примыкание

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возмож­ность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.

с – согласование

у – управление

п – примыкание

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возмож­ность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.

с – согласование

у – управление

п – примыкание

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возмож­ность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.

с – согласование

у – управление

п – примыкание



Алгоритм определения способа подчинительной связи слов в словосочетании.





СОГЛАСОВАНИЕ

ВОПРОС КАКОЙ?

НАШ ДОМ

ЖЕЛТЫЕ ЦВЕТЫ

ПАДАЮЩИЕ ЛИСТЬЯ

УПРАВЛЕНИЕ

ПИСАТЬ ДРУГУ

ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ

ЛЕТЕТЬ НА САМОЛЕТЕ

ДВИЖЕНИЕ МАШИНЫ

СМЕЛЫЙ В БОЮ

БЫСТРЕЕ ВЕТРА

ПРИМЫКАНИЕ

КАК? КОГДА? СКОЛЬКО?

ОЧЕНЬ ХОРОШО

МНОГО ДУМАТЬ

ЕГО ВОЗРАСТ

ИДТИ ПЕШКОМ




Просмотр содержимого документа
«открытый урок 8 кл 2014»

4


Класс: 8 Дата: 7. 10. 2014

Предмет: русский язык Урок № 16

Тема: «Нормы согласования, управления, примыкания»


Цели урока:

  • систематизация знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании

  • развитие навыков парной и групповой работы; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

  • способствовать привитию ЗОЖ

Тип урока: комбинированный


Планируемые результаты:

  • Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

  • Уметь: выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи;

  • Воспитывать: уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

  • Развивать: навыки монологической речи, навыки и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение самостоятельной работы, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, перекрестный опрос, алгоритмизация, оценивание, рефлексия.

Оборудование: «Словарик настроений», раздаточный материал, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, карточки для составления алгоритма, Русский язык: Учеб. для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Э.Д. Сулейменова


Ход урока

  1. Организационный этап. Психологический настрой.

Здравствуйте, гости, ребята, рада вас видеть!

Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

  • Если ждете от сегодняшнего урока новых открытий, настроение можно назвать ожидающим.

  • Если не боитесь трудностей, не боитесь ошибаться, хотите спокойно работать дальше, спокойное настроение.

  • Если любите урок русского языка, интересные задания, настроение приподнятое и т.д.

Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

  1. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

  • Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Соединение слов – это есть словосочетание)

  • Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях..., т.е. будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Нормы согласования, управления, примыкания»

  • А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться? (обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием)

  • Цель нашей работы – систематизировать знания о связи слов в словосочетании, научиться безошибочно определять типы связи. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов.

  • Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

  1. Повторение пройденного материала.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

  1. Нахождение закономерности в построении словосочетаний (работа у доски). Укажите главное и зависимое слова в словосочетаниях.

Осенний пейзаж, картины осени, около парка, очень хорошая, красные и желтые, верят в любовь, уехал вовремя, слишком громко, обращение к людям, кусты и деревья.

По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные. Определите тип данных словосочетаний (И, И, НЕ СС, Н, НЕ СС, Г, Г, Н, И, НЕ СС)


  1. Индивидуальная работа с использованием опознавательных знаков О – Х.

Солнечный день, перед дождем, ребята трудятся, подъехать к станции, любимое занятие, предложить помощь, вчера и сегодня, очень хорошо, скрипнула калитка, около двора.

О, Х, Х, О, О, О, Х, О,Х, Х

  1. Актуализация новых знаний

  1. Заполнение схемы-кластера

    1. Индивидуальная работа. Работа с теоретическим материалом стр. 20, 22, 24. Время на выполнение – 1 - 2 минуты.

    2. Работа в паре.Обсудите с товарищем по парте все, что прочитали. Время на выполнение – 1 минута.

    3. Проверка работы с одновременным заполнением кластера.












Вывод:

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

  1. Составление алгоритма определения способа подчинительной связи слов в словосочетании.

Согласование – вопрос какой? – наш дом, желтые цветы, падающие листья.

Управление – вопросы косвенных падежей – писать другу, лететь на самолете, движение машины, смелый в бою, быстрее ветра.

Примыкание – Как? Когда? – очень хорошо, много думать, его возраст, идти пешком.

  1. Закрепление знаний на практике.

  1. Работа с книгой. Выполнение упражнения 48.

  2. Проведение лингвистического эксперимента.

Проблемная ситуация: можем ли мы, изменяя строение словосочетаний, получить другой способ связи?

Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями.

Соломенная шляпа (шляпа из соломы), след зверя (звериный след), цветочный магазин (магазин цветов), тишина ночи (ночная тишина), с усердием работать (работать усердно), искренне убежден (искреннее убеждение), служит верно (верная служба), галстук из шелка (шелковый галстук), кофе по-турецки (турецкий кофе, кофе из Турции).

Вывод: мы получили синонимичные словосочетания.

  1. Перекрестный опрос (2 – 3 ученика)

  • Синтаксис изучает словосочетание? +

  • Существует 2 типа связи слов в словосочетании. –

  • Словосочетание – это сочетание двух любых слов. –

  • Словосочетаниями могут быть подлежащее и сказуемое. –

  • При управлении зависимое слово стоит в форме косвенного падежа. +

  • Сочетание «длинная шея» - примыкание. –

  • Грамматическая основа не является словосочетанием. +

  • «Вода журчит» - управление. –

  • «Весело говорит» - примыкание. +

  • «Морочить голову» – управление. +

  1. Организация самостоятельной работы. Графический диктант.

Прочитав словосочетания, определите способ подчинительной связи, обозначив их как СУП.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возмож­ность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.

Ключ: СУПУСУПУУССУПУСУПУСУ

Взаимопроверка /самопроверка работ.

  1. Рефлексия.

Ребята, закончился урок, снова попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор.

  1. Домашнее задание: упр. 50

  2. Подведение итогов. Оценивание. Комментирование оценок.

Учитель: Яшкина Е.И.

Просмотр содержимого документа
«словарик настроений»

я на позитиве


скучновато

тревожное


веселое

грустное

приподнятое

ожидающее

доброе

ликующее

спокойное

не хочу работать

нет настроения

Словарик настроений


_____________












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!