СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка по теме:"Морфологический разбор причастия".7 класс.По программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского 2011г

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок содержит обобщение изученного материала о причастии и ознакомление с морфологическим разбором причастия.

Просмотр содержимого документа
«откр.ур 7 к»

Открытый урок русского языка в 7 классе по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского 2011г.

Тема урока:

Морфологический разбор причастия.

Цель:

  • подвести итог изучения причастий;

  • научить учащихся разбирать как особую форму глагола;

  • познакомить детей с порядком морфологического разбора причастий;

  • при разборе обратить внимание на различие действительных и страдательных причастий, их форм, времени и другие глагольные свойства причастий.

Работа по развитию речи: составить высказывание на грамматическую тему (это ответы учащихся на вопросы и умение приводить свои примеры).

Повторение: правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

Ход урока:

1.Сообщение темы и целей урока (1-2 минуты).

Учитель.

Сегодня на уроке мы с вами еще раз повторим все, что вам известно о причастии и познакомимся с порядком морфологического разбора причастия

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте, о какой части речи пишет автор.

(Учитель читает наизусть).

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

                                     П. Чесноков

Ученики.

- Автор пишет о причастии.

Учитель.

-Как вы догадались, речь идёт о причастии. И в этой загадке указывается на то, что причастие совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. Какие именно?

Расскажите, что вы знаете о причастии:

-что такое причастие?

-постоянные и непостоянные признаки?

-синтаксическая роль?

Учитель.


2.Практическая работа.

Ну, а теперь проверим на практике, умеете ли вы находить причастие.

На доске записаны слова.

Найдите среди них причастия, охарактеризуйте их

Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.

Ученики.

-Причастиями являются слова: желтеющий, пожелтевший. Желтеющий- действительное причастие настоящего времени.

Пожелтевший- действительное причастие прошедшего времени.

Учитель.

- А какие части речи нам ещё встретились в этом задании?

Ученики.

-Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные.

Желтеть - глагол.


3.Выполнение практических заданий, позволяющих повторить наиболее трудные разделы по теме.

  1. Записать предложения, расставить знаки препинания при причастных оборотах. Графически обозначить причастный оборот. Определите способ образования причастий.

Перед нами высокие горы, /поросшие редким лесом и уже покрытые снегом/.

Солнце поднялось над сплошным белым облаком, /покрывающим восток/.

К реке сбегает тропинка, /едва видимая во мгле/.

4.От данных глаголов неопределенной формы образовать все формы причастий. Для этого нужно повторить:

-На какие 2 группы делятся причастия?

-Что обозначают действительные причастия?

- Что обозначают страдательные причастия?

-При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия? (-ющ-, -ущ-,-ащ-, -ящ- -ш-, -вш-,)

- Страдательные причастия? (-ом-, -ем-, -им -нн-, -енн- (-ённ-), -т-)

Глаголы:

Видеть- видящий, видевший, видимый.

Строить- строящий, строивший, строимый.

Построить- построенный.

5.Изучение нового материала

  1. Итак, теперь давайте еще раз вспомним что же такое причастие?

  2. Чтение и комментирование  23.

3.Схема разбора причастия на доске.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЯ.

1.Часть речи. Общее значение.

2.Начальная форма (им.п.,ед.ч.,муж.р)- КАКОЙ?

Постоянные признаки:

- РАЗРЯД (действ.или страдат.)

-вид, время.

Непостоянные признаки:

-полная форма или краткая форма,

-род,

-число,

-падеж.

3.Синтаксическая роль ( определение или сказуемое)

ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЧАСТИЯ

Остывшая за ночь степь молчала.

1.Остывшая-причастие.Степь (какая?) остывшая

2.Н.ф.-остывший.

Пост.пр: действ., сов.в., прош.вр.

Непост.пр: полная форма, жен.р., ед.ч., им.п.

3.Степь (какая?) остывшая (определение).

6.Закрепление материала

Учитель читает текст

Все вы читали Мифы Древней Греции

Прометей – титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваченный жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божественное пламя, горящее в чертогах богов на Олимпе, и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скалам на вершине Кавказа; каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень; каждую ночь она снова заживала для новых мук. Впоследствии другой благородный герой, могучий Геракл, освободил страдальца…

…Мы говорим: «муки Прометея»- желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта.

(Э.Вартаньян)

Задание:

  1. Перескажите текст.

  2. Найдите в тексте и разберите два причастия морфологически.

Горящее – особая форма глагола – причастие.

  1. Пламя (какое?) горящее.

Н.ф. горящий

  1. Постоянные признаки: действительное, настоящего времени, совершенного вида.

Непостоянные признаки: винительный падеж, единственного числа, среднего рода.

  1. Пламя(какое?) горящее.

Охваченный – особая форма глагола – причастие.

  1. Прометей (какой?) охваченный

Н.ф. охваченный

  1. Постоянные признаки: страдательное причастие, прошедшего времени, совершенного вида.

Непостоянные признаки: именительный падеж, единственного числа, мужского рода.

3. Прометей(какой?) охваченный.



6.Проверочная работа проводится в форме тестирования:

Тестовая работа

1. Причастие имеет следующие глагольные признаки.
А) вид
Б) время
В) лицо
Г) переходность



2. Выберите предложение с причастным оборотом.
А) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.
Б) Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна.
В) Зловещий вой, пронзительный и наглый, разрезал небо надвое.



3. Найдите предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).
А) Море гладко выковано из синего металла.
Б) Самолет стоял за лесом на подтаявшем у краев крепком льду.
В) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.



4.Найти словосочетания «прич. + сущ.»

А)Дремучий лес;

Б)Дремучий старик;

В)Летучий газ;

Г)Нефтяной шар;

Д)Горячее молоко;

Е)Горящее полено.

5.Найти словосочетания со страдательными причастиями:

А)На пестреющем лугу;

Б)О движущемся предмете;

В)Опавшие с тополя;

Г)Отнятая игрушка;

Д)Засыпанные аллеи.

6.Найти словосочетания с действительными причастиями:

А)Написанная учеником;

Б)Ведущая в парк;

В)Сидящая девочка;

Г)Плескавшиеся волны;

Д)Построенный дом.

Вывод: Сегодня на уроке мы с вами еще раз повторили все о причастии. Учились делать морфологический разбор причастий.

Что значит «разобрать причастие морфологически»?

Значит, разобрать как часть речи, т.е. найти морфологические и синтаксические признаки

.Давайте повторим морфологический разбор причастия.

8.Выставление оценок.

9.Объяснение домашнего задания.

Выучить таблицу.упр131. морф. разбор 2 причастий










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!