Открытый урок русского языка в 7 классе по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского 2011г.
Тема урока:
Морфологический разбор причастия.
Цель:
подвести итог изучения причастий;
научить учащихся разбирать как особую форму глагола;
познакомить детей с порядком морфологического разбора причастий;
при разборе обратить внимание на различие действительных и страдательных причастий, их форм, времени и другие глагольные свойства причастий.
Работа по развитию речи: составить высказывание на грамматическую тему (это ответы учащихся на вопросы и умение приводить свои примеры).
Повторение: правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.
Ход урока:
1.Сообщение темы и целей урока (1-2 минуты).
Учитель.
Сегодня на уроке мы с вами еще раз повторим все, что вам известно о причастии и познакомимся с порядком морфологического разбора причастия
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте, о какой части речи пишет автор.
(Учитель читает наизусть).
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
П. Чесноков
Ученики.
- Автор пишет о причастии.
Учитель.
-Как вы догадались, речь идёт о причастии. И в этой загадке указывается на то, что причастие совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. Какие именно?
Расскажите, что вы знаете о причастии:
-что такое причастие?
-постоянные и непостоянные признаки?
-синтаксическая роль?
Учитель.
2.Практическая работа.
Ну, а теперь проверим на практике, умеете ли вы находить причастие.
На доске записаны слова.
Найдите среди них причастия, охарактеризуйте их
Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.
Ученики.
-Причастиями являются слова: желтеющий, пожелтевший. Желтеющий- действительное причастие настоящего времени.
Пожелтевший- действительное причастие прошедшего времени.
Учитель.
- А какие части речи нам ещё встретились в этом задании?
Ученики.
-Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные.
Желтеть - глагол.
3.Выполнение практических заданий, позволяющих повторить наиболее трудные разделы по теме.
Записать предложения, расставить знаки препинания при причастных оборотах. Графически обозначить причастный оборот. Определите способ образования причастий.
Перед нами высокие горы, /поросшие редким лесом и уже покрытые снегом/.
Солнце поднялось над сплошным белым облаком, /покрывающим восток/.
К реке сбегает тропинка, /едва видимая во мгле/.
4.От данных глаголов неопределенной формы образовать все формы причастий. Для этого нужно повторить:
-На какие 2 группы делятся причастия?
-Что обозначают действительные причастия?
- Что обозначают страдательные причастия?
-При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия? (-ющ-, -ущ-,-ащ-, -ящ- -ш-, -вш-,)
- Страдательные причастия? (-ом-, -ем-, -им -нн-, -енн- (-ённ-), -т-)
Глаголы:
Видеть- видящий, видевший, видимый.
Строить- строящий, строивший, строимый.
Построить- построенный.
5.Изучение нового материала
Итак, теперь давайте еще раз вспомним что же такое причастие?
Чтение и комментирование 23.
3.Схема разбора причастия на доске.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЯ.
1.Часть речи. Общее значение.
2.Начальная форма (им.п.,ед.ч.,муж.р)- КАКОЙ?
Постоянные признаки:
- РАЗРЯД (действ.или страдат.)
-вид, время.
Непостоянные признаки:
-полная форма или краткая форма,
-род,
-число,
-падеж.
3.Синтаксическая роль ( определение или сказуемое)
ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЧАСТИЯ
Остывшая за ночь степь молчала.
1.Остывшая-причастие.Степь (какая?) остывшая
2.Н.ф.-остывший.
Пост.пр: действ., сов.в., прош.вр.
Непост.пр: полная форма, жен.р., ед.ч., им.п.
3.Степь (какая?) остывшая (определение).
6.Закрепление материала
Учитель читает текст
Все вы читали Мифы Древней Греции
Прометей – титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваченный жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божественное пламя, горящее в чертогах богов на Олимпе, и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скалам на вершине Кавказа; каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень; каждую ночь она снова заживала для новых мук. Впоследствии другой благородный герой, могучий Геракл, освободил страдальца…
…Мы говорим: «муки Прометея»- желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта.
(Э.Вартаньян)
Задание:
Перескажите текст.
Найдите в тексте и разберите два причастия морфологически.
Горящее – особая форма глагола – причастие.
Пламя (какое?) горящее.
Н.ф. горящий
Постоянные признаки: действительное, настоящего времени, совершенного вида.
Непостоянные признаки: винительный падеж, единственного числа, среднего рода.
Пламя(какое?) горящее.
Охваченный – особая форма глагола – причастие.
Прометей (какой?) охваченный
Н.ф. охваченный
Постоянные признаки: страдательное причастие, прошедшего времени, совершенного вида.
Непостоянные признаки: именительный падеж, единственного числа, мужского рода.
3. Прометей(какой?) охваченный.
6.Проверочная работа проводится в форме тестирования:
Тестовая работа
1. Причастие имеет следующие глагольные признаки.
А) вид
Б) время
В) лицо
Г) переходность
2. Выберите предложение с причастным оборотом.
А) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.
Б) Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна.
В) Зловещий вой, пронзительный и наглый, разрезал небо надвое.
3. Найдите предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).
А) Море гладко выковано из синего металла.
Б) Самолет стоял за лесом на подтаявшем у краев крепком льду.
В) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.
4.Найти словосочетания «прич. + сущ.»
А)Дремучий лес;
Б)Дремучий старик;
В)Летучий газ;
Г)Нефтяной шар;
Д)Горячее молоко;
Е)Горящее полено.
5.Найти словосочетания со страдательными причастиями:
А)На пестреющем лугу;
Б)О движущемся предмете;
В)Опавшие с тополя;
Г)Отнятая игрушка;
Д)Засыпанные аллеи.
6.Найти словосочетания с действительными причастиями:
А)Написанная учеником;
Б)Ведущая в парк;
В)Сидящая девочка;
Г)Плескавшиеся волны;
Д)Построенный дом.
Вывод: Сегодня на уроке мы с вами еще раз повторили все о причастии. Учились делать морфологический разбор причастий.
Что значит «разобрать причастие морфологически»?
Значит, разобрать как часть речи, т.е. найти морфологические и синтаксические признаки
.Давайте повторим морфологический разбор причастия.
8.Выставление оценок.
9.Объяснение домашнего задания.
Выучить таблицу.упр131. морф. разбор 2 причастий