СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 11 классе. Тема: Подготовка к ЕГЭ по теме «Сложные предложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 11 классе.  Тема: Подготовка к ЕГЭ по теме «Сложные предложения».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 11 классе. Тема: Подготовка к ЕГЭ по теме «Сложные предложения».»

Открытый урок русского языка в 11 классе.

Урок подготовила:Магомедова Б.Д.
Тема: Подготовка к ЕГЭ по теме «Сложные предложения».

Цель: подготовить учащихся к ЕГЭ по данной теме.
Задачи: обобщить и расширить знания учащихся по сложным предложениям; повторить изобразительно-художественные средства языка на материале анализируемых предложений; развивать умение составлять и «читать» схемы сложного предложения; воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, распечатка предложений, тест.

Ход урока.
I. М. н.у.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Урок посвящён подготовке к ЕГЭ по теме «Сложные предложения»
-Как вы считаете, что необходимо знать для успешного выполнения теста по данной теме?
- Такой большой объём материала требует вашего внимания, терпения и знаний.
III. Повторение изученного.
1. Беседа:
- Какие предложения называются сложными?
- Какие типы сложных предложений вы знаете?
- Какими признаками обладает ССП?
- Какие знаки препинания ставятся в ССП для разделения частей?
- Какие предложения называются сложноподчинёнными?
- Какие типы придаточных вы знаете?
- Какими знаками препинания может отделяться придаточная часть от главной?
- Какими способами присоединяются придаточные части в СПП с несколькими придаточными?
- Какие предложения называются бессоюзными сложными?
- Какие знаки препинания ставятся для разделения частей в БСП?
- Кроме предложений с единственным типом связи встречаются предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Как они называются?
- Как в ней могут соединяться предложения?
2. Разминка. Буриме.
Сочините четверостишия по данным рифмам:
… надо
… тень
… сада
… ступень
(Чтение учениками своих стихотворений, определение лучшего из них).
А вот так звучит строфа с этими рифмами у Анны Ахматовой:
А я иду, где ничего не надо,
Где самый милый спутник – только тень,
И веет ветер из глухого сада,
А под ногой могильная ступень.
- Составьте схему этого предложения (проверка на доске)
- Охарактеризуйте предложение.
3. Выполнение упражнений для повторения.
- Мы сегодня будем анализировать предложения из стихотворений поэтов Серебряного века. Попробуйте узнать автора и назвать изобразительно- художественное средство, используемое им в рассматриваемом примере.
Задание 1. Какая схема построена правильно? Выберите верный вариант схемы. Устно охарактеризуйте это предложение.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идёшь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
(С. Есенин) – рит. обращение, метонимия, метафора.

Задание 2.Даны предложения, а под ними – схемы. Но схемы могут не соответствовать предложениям. Вам нужно найти к каждому предложению соответствующую схему. Ответы запишите в виде цифр.
1. Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь – чума.
С. Есенин (параллелизм)

2. Идут века, шумит война,
Встаёт мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
А. Блок (параллелизм, эпитет)

3. Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
А. Ахматова (эпитеты)

4. Мне кажется, что тот, кто близко взглянет
В мои глаза, его увидит сразу.
А. Ахматова (эпитеты)

5. И тебе, печально - благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
А. Ахматова (эпитет, олицетворение, антитеза, метонимия)

Проверка по ключу на компьютере:
1 – 4); 2 – 2); 3 – 5); 4 – 3); 5 – 1)
Задание 3. Составьте схемы этих предложений. (Предложения магнитом прикреплены к доске).
1. Город во мгле засыпает,
Серп серебристый возник,
Звёздами снег осыпает
Твой воротник.
М. Цветаева (метонимия, метафора)
2. И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.
А. Ахматова (сравнение)
3. Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
А. Блок (эпитет, метонимия)
4. Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
О. Мандельштам (перифраза)
5. Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
С. Есенин (эпитеты)
6. Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жёсткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и чёрных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
А. Ахматова (метафора, эпитеты)
7. Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
А. Ахматова (эпитеты)

- Как можно одним словом назвать выделенное словосочетание?
- Среди данных отрывков есть два, которые составляют одно стихотворение. Попробуйте найти их.
- На какие две смысловые части делится стихотворение?
- Почему? Что их объединяет? Какова основная мысль стихотворения?

Задание 4. В следующих предложениях нет знаков препинания между предикативными частями. Ваша задача – правильно расставить знаки препинания и объяснить их расстановку.
1. Опять опадают кусты и деревья
Бронхитное небо слезится опять
И дачники бросив сырые кочевья
Бегут ошалевшие вспять.
С. Чёрный (олицетворение, эпитеты, перифраза)
2. День встаёт свет поют
Полдень бьёт в лад встают
Вечер в лоб сказки вьют
Ночь в обход нас не ждут.
М. Цветаева (метонимия, метафора)

3.Но сущий вздор что я живу грустя
И что меня воспоминанье точит.
А. Ахматова (эпитет, метафора)
4. Ах и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
С. Есенин (эпитет, сравнение)
5. Не слышно шуму городского
Над невской башней тишина
И больше нет городового
Гуляй ребята без вина!
А. Блок (рит. обращение)
- Найдите однокоренные слова. Одинаковыми ли частями речи они являются?
- Какие типы односоставных здесь представлены?
6. По лугу со скрипом
Тянется обоз
Суховатой липой
Пахнет от колёс.
С. Есенин; (эпитет, аллитерация)
7. Но давится внятно от тягости
Отеков – земля ноздревая
И слышно далёко как в августе
Полуночь в полях назревает.
Б. Пастернак (метафора сравнение)
4. Тест.
1) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.
1) 1,2,4 4)1,2,3,4

2) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
1) 1,3,4 2) 1,4 3)2,3 4)1,2,3

3) Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Снег летит с сосен, рассыпается мелкой пылью, весь лес до самой глубины густо дымит ( ) и вот-вот, кажется, запылает белым холодным пожаром.
1) В предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И не ставится.
2) Предложение сложносочинённое, перед И ставится запятая.
3) В предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая.
4) Предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится.
4)На месте каких цифр нужны запятые?
Легко прощать врагам (1) когда не имеешь (2) достаточно ума (3) чтобы вредить им (4) и легко быть целомудренным (5) имея прыщеватый нос.
1, 3, 4, 5 3)1, 3, 4 4)2, 3, 4
5)В тексте среди предложений 10-17 найдите сложное предложение, в котором встречается однородное соподчинение придаточных (текст в приложении).

IV. Итог урока.
- Как вы думаете, урок достиг цели?
- Что этому способствовало?
- Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
1)Найдите в стихотворениях поэтов Серебряного века три предложения, представляющие собой сложную синтаксическую конструкцию.
2) Выполнение тестовых заданий по КИМам на заданную тему.


Cтарушка в городе Махачкала испытала шок, придя на могилу мужа

Инцидент произошел на новом кладбище по улице...


Новый скандал вокруг Пугачевой:

появилась в коротких шортах!


Муж хотел убить жену!

Девушка не могла доказать своему супругу, что она...


Страшные кадры сильнейшего наводнения в России!

Число жертв еще не могут посчитать...


Пугачева отдала на усыновление! Никто не поверил

Шестилетнего мальчика усыновили...




Урок по этимологии. 5 класс
Технологическая карта урока по русскому языку
по теме «Этимология как о происхождении слов » в 5 классе

Тема урока Этимология как о происхождении слов
Тип урока Интегрированный урок
Вид урока Интегрированный с применением ИКТ
Урок подготовила:.
Цели урока:
образовательные - познакомить учащихся с этимологией как разделом науки о происхождении слов современного русского языка;
- рассказать о признаках, которые положены в основу того или иного названия;
- дать понятие о том, что названия не возникают случайно;
- учить наблюдать за закономерностями в появлении названий, группируя их по определенным признакам;
- познакомить с особенностями жизни, поведения, питания, места жительства некоторых птиц;
- познакомить со способами узнавания этимологического значения слова путем изучения и природоведения;

развивающие - способствовать повышению грамотности, языкового чутья и общей речевой культуры;
Развивать:
- учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения учителя;
- работать над развитием речи, памяти, мышления учащихся;

воспитательные - совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения;
- воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям;
- воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

Содержание урока 1. Организационный момент
2. Слово учителя об этимологии
3. Сообщение цели урока.
4. Работа по теме урока «Зоопарк у классной доски».
5. Физминутка
6. Применение полученных знаний. Задания для учащихся.
7. Работа с этимологическим словарем
8. Итог урока
9. Рефлексия

10. Выставление оценок
11. Домашнее задание
Требования к знаниям и умениям учащихся: Должны знать: знать, что такое этимология; задачи этимологии; какие признаки положены в основу названия птиц; в чем поможет ученику этимологический словарь;
что природоведение может помочь узнать значение и происхождения слов русского языка; знать особенности голосов, питания, поведения, места жительства, повадки некоторых птиц.
Должны уметь: выделять из потока информации нужную информацию; определять признак, по которому названа та или иная птица, с помощью этимологического словаря.
Этапы Организационный этап – 1 мин
Слово учителя об этимологии – 2 мин
Сообщение цели урока – 1 мин
Работа по теме урока «Зоопарк у классной доски» - 17 мин
Физминутка – 2 мин
Применение полученных знаний. Задания для учащихся - 5 мин
Работа с этимологическим словарем – 5 мин
Итог урока - 3мин
Рефлексия -2 мин
Выставление оценок – 1мин
Домашнее задание – 1 мин

Средства обучения Компьютер, мультимедийное сопровождение
Методы и приемы обучения рассказ учителя, беседа

Способы мотивации обучения Саморазвитие
Коммуникативный
Эмоциональный
Познавательный
Формы организации учебной деятельности Коллективная, самостоятельная
Виды познавательной деятельности Участие в беседе, работа с этимологическим словарем,
Способы управления познавательной деятельностью Ознакомление с целями и задачами урока, сообщение плана урока
Домашнее задание подобрать интересные названия грибов, рыб, бабочек, составить подобную таблицу, какая была составлена на уроке, и рассказать, какие признаки положены в основу названий грибов, рыб, бабочек.

Методические методы и приемы: слово учителя, беседа, этимологический анализ слова.
Оборудование: ИКТ (мультимедийная презентация)
Средства обучения: раздаточный материал
Цель урока:
- познакомить учащихся с этимологией как разделом науки о происхождении слов современного русского языка;
- рассказать о признаках, которые положены в основу того или иного названия;
- дать понятие о том, что названия не возникают случайно;
- учить наблюдать за закономерностями в появлении названий, группируя их по определенным признакам;
- познакомить с особенностями жизни, поведения, питания, места жительства некоторых птиц;
- познакомить со способами узнавания этимологического значения слова путем изучения истории и природоведения;
- способствовать повышению грамотности, языкового чутья и общей речевой культуры;
- воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
-Сегодня мы с вами поговорим об этимологии. Почему предметы называют так, а не по-другому? Почему школу назвали школой, а не домом? Почему мы говорим: чашка, ложка? Эти вопросы задают и взрослые и дети. Всех, кто любит родной язык, кто хочет знать его лучше, интересует происхождение слов. Как узнать происхождение и значение слов, изучая школьные предметы? (1-й слайд) А историей происхождения слов занимается наука этимология. (2-й слайд) Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, какой образ положен в основу слова как названия окружающего мира, каким способом было образовано и каково его былое значение. Этимология помогает восстановить родство между словами, объяснить их современное значение и написание. Так, слова кольцо, колесо, колея теперь не воспринимаются как родственные. (3-й слайд) Этимология расскажет, что все эти исконно русские слова ведут своё начало от древнерусского слова коло, которое означало «круг» и к ним примыкают и такие слова, как около, околица, околыш. Однако не каждое слово, внешне похожее на указанные слова, могут быть их «этимологическими родственниками». (4-й слайд) Так, слово колонна было заимствовано в Петровскую эпоху из итальянского языка со значением «столб, стояк».
3. Сообщение цели урока.
Цель нашего урока – узнать о признаках, которые положены в основу того или иного названия, что означают слова давно ушедшие, т. е. ответить на часто возникающие вопросы, почему предмет назван так, а не иначе. При работе о происхождении названий птиц не обойтись без данных естественных наук – природоведения. (5-й слайд) Жанна Жановна Варбот пишет: (6-й слайд) «Вся жизнь слов в языке связана с природой, особенностями и историей тех предметов, явлений, понятий, которые этими словами обозначаются. В этом причина постоянного контакта этимологии с другими науками – историей, экономикой, историей культуры, историей техники, естественными науками – в самом различном их сочетании».
4. Работа по теме урока «Зоопарк у классной доски». (7-й слайд)
Как же этимология связана с естественными науками? Сейчас мы с вами отправимся в зоопарк. Не беда, что у нас нет настоящего зоопарка, мы его устроим у классной доски. Знакомство начнем с птиц. Посмотрите: вот кукушка, чибис, кулик, рябчик, зеленушка, горихвостка. Конечно, многие из них вам встречались на воле, но здесь мы собрали сразу всех: и тех, кто спешит на юг, и тех, кто гнездится в лесу, и тех, кто предпочитает лесу болото. Иных вы встретите впервые, а многие окажутся вами старыми друзьями. За что же птицы получили свое название? У вас перед глазами карточки с таблицей, графы которой озаглавлены по признакам, которые положены в основу названия птиц. (8-й слайд)

Песня, крик птицы Внешний вид Питание Особенности поведения Место жительства Временный признак


По мере знакомства с птицами мы будем заполнять таблицу.
1. Кукушка. (9-й слайд) За что получила свое название?
Во многих странах название «кукушка» звучит похоже на русское слово. Чехи называют эту птицу «кукачка», болгары – «кукувица», немцы – «кукук», французы – «куку», итальянцы – «кукуко». Все народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название этой птицы звучит так похоже. Значит, птица может получить название за голос, за песню, за то, как она кричит. Запишите название этой птицы в свои карточки. В какую графу вы её определите? (1 графа)
Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: «Чьи вы? Чьи вы?»
- Как называется эта птица? (10-й слайд)
- Это чибис, он тоже получил свое название по крику.
- А вот над болотом летит длинноклювая птица, да и клюв-то какой интересный, загнут вниз. Внимание: птица закричала «Куулик… кулик!» И всем понятно, как её зовут. (11-й слайд) Кулики бывают разные, большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв длиннее, у других короче, и все они по-разному называются. Запишите название птицы в таблицу.
- Есть и другие птицы, в названии которых отражены особенности птичьих голосов, например: (12-й слайд) свиристель, (13-й слайд) чайка, (14-й слайд) чиж, дрозд, скворец. Запишите названия этих птиц.
2. Внешний вид (цвет «костюма», необычный клюв, хвост) тоже может стать признаком, важным при выборе названия.
- В чем помогает птицам окраска оперения?
Окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Вот, например, что пишет Виталий Бианки о птице: (15-й слайд) «У него перо – невидимка. Самого защитного цвета, в лесу – пестрого. Все в серых, да в чёрных, да в рыжих рябинках. В лесу ведь все кругом в глазах так и пестрит».
- О какой птице говорится? (рябчик) (16-й слайд) В какую графу вы его определите? (2 графа)
- Следующая птица вся зеленая, с серым оттенком на спине и желтым по бокам. (17-й слайд) Что это за птица? (зеленушка) (18-й слайд) Запись во вторую графу.
- Послушайте стихотворение о следующей птице.
Не подумай будто спичка
Загорелась под кустом
Это птичка-невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит. (19-й слайд)
- Горихвостка так названа за свой интересный хвост. Красного цвета, он все время подрагивает. Потому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. Запись во вторую графу.
- (20-й слайд) Почему клест получил такое название?
название произошло от старого русского слова клестить, что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова клестить произошло и слово клещи. Запись во вторую графу.
3. Некоторые птицы получили свое название в соответствии с тем, чем они питаются. (21-й слайд)
- Чем же питаются эти птицы? (мухами, кедровыми орешками)
Мухоловка не просто питается мухами, и не просто склевывает их на земле, а ловит, на то она и мухоловка. Небольшую крапчатую ворону в Сибири зовут кедровка, в средней полосе России, где нет кедровых орешков, но есть немало других орехов, эту же птицу называют ореховка. И тоже понятно почему. Запись названия птицы в 3-ю графу.
4. А как вы думаете, могут ли птицы получить свое название за свое поведение? (22-й слайд)
Вертишейка (её называют и по-другому: вертиголовка, крутиголовка) вьет гнездо в дупле. А если кто хочет полакомиться ее маленькими птенчиками? О, эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. В какую графу вы запишите название птицы? (4-я графа)
Название трясогузка тоже говорит о поведении птицы, которая постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы около воды. Бегут волны, потряхивает птичка хвостиком. Попробуйте её заметить, если все перед глазами колышется. Запись в 4-ю графу.
5. А за что получила свое название эта птица? (23-й слайд)
Камышовка (или камышевка) всю жизнь проводит в камышах и прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. Запишите название этой птицы в 5-ю графу.
- Каких еще вы можете назвать птиц, которые получили свое название за место жительства? (ласточка-береговушка) (24-й слайд) Запишите название этой птицы в 5-ю графу.
6. Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. (25-й слайд) Так, снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Зорянка…
Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори, когда еще не взошло или уже село.
В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зорянка
Песню запела заре. Запишите название этой птицы в 6-ю графу.
(26-й слайд) Знакома ли вам эта птица? (зимородок) За что её так называют? Запишите название этой птицы в 6-ю графу.
А вот еще одно название – зяблик. Почему же так называется эта птица? Потому что зябнет? Так ли? Послушайте, что говорится об этом в одной сказке. (27-й слайд)
Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся. Потому что фамилия у них такая – Зяб-лик и должны они Октября бояться. Взялся – и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.
- Зяблик ты, так зябни, - рассердился Октябрь. – И стряхнул термометр. А Зяблик не зябнет!
- Небось, озябнешь! – разбушевался Октябрь. И давай Зяблику под перо ветром дуть.
А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство – тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и температура у него нормальная птичья – плюс сорок четыре градуса. А с такой температурой и в октябре май!
- Оказывается, зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали её зябликом. Запишите название этой птицы в 6-ю графу.
-Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали название.
5. Физминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложим назад.
6. Применение полученных знаний. Задания для учащихся.
- Разгадайте загадки. Записывайте названия птиц, с которыми в зоопарке мы с вами не встретились. Это вам понадобится для дальнейшей работы. Что вам помогло узнать отгадки?
Не ворона, не синица, -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись... (Дятел)

Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)

На шесте - дворец, во дворце – певец. (Скворец)

Черный, проворный,
Кричит "крак" - червякам враг. (Грач)

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это... (Cнегири)

Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце. (Ласточка)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)

Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка Звать её... (синичка).

На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец. (Скворец)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …(Соловей)

Днем спит, ночью летает. (Сова)

7. Работа с этимологическим словарем.
При отгадывании загадок вы записали несколько названий птиц. Какие птицы нам не встретились в зоопарке? (Дятел, грач, журавль, жаворонок, синица, соловей, сова)
- За что получили свое название эти птицы?
- Чтобы узнать происхождение слова, надо заглянуть в этимологический словарь. (28-й слайд) Словарь поможет вам узнать происхождение слов современного русского языка, (29-й слайд)
поможет расширить лингвистический кругозор, повысить общую культуру речи, проникнуть в тайны нашего языка, лучше понять значение и усвоить правильное написание слов.
(30-й слайд) В словарной статье словаря содержатся сведения о том, исконно или заимствовано слово; как и на базе чего оно возникло; откуда и когда слово пришло в русский язык, если оно не исконное; какой признак был положен в основу названия.
- У вас на столах есть листочки, на которых напечатаны словарные статьи слов - названий птиц, записанных вами. Давайте изучим эти статьи из этимологического словаря, объясним научно, как возникли названия птиц, и распределим в графы карточки, заполняемой вами на уроке.
(31-й слайд) Дятел – Общеславянское. Производное от основы слова долбить. Дятел буквально – «долбящий».
(32-й слайд) Грач – Исконное. Образовано от звукоподражания гра с помощью суффикса ч (=к)
(33-й слайд) Журавль – Исконное. Производное от общеславянского жерав. Образовано от звукоподражания жер.
(34-й слайд) Жаворонок – Исконное. Производное от жаворон, происхождение которого неясно. Обычно толкуется от родственного гам, что означает «шум, крик».
(35-й слайд) Синица – Общеславянское. Производное от зинь. В таком случае, птица получила свое название сначала по характерным для неё звукам, а затем – по цвету оперения.
(36-й слайд) Соловей – Общеславянское. Производное от солв «серый, желтоватый». Птица названа по цвету своего оперения.
(37-й слайд) Сова – Общеславянское. Того же корня, что древненемецкого слова, означающего «кричу». Птица названа по характерному для неё крику.
Дятел – особенности поведения.
Грач – по крику птицы.
Журавль - по крику птицы.
Жаворонок - особенности поведения.
Синица – внешний вид.
Соловей - внешний вид.
Сова - по крику птицы.
На этом наше путешествие в зоопарк заканчивается. Вы можете продолжить работать с данной карточкой, изучая названия птиц. Каждый из вас может самостоятельно путешествовать и в лес, чтобы узнать происхождение названий растений, деревьев, грибов, и в подводный мир, чтобы раскрыть тайны названий рыб, и в мир географических названий, и в мир человеческих имен и фамилий. Этот список можно продолжить. А верным помощником и путеводителем будет служить этимологический словарь.
8. Итог урока.
- Вспомните, что такое этимология?
- Каковы задачи этимологии?
- Какие признаки положены в основу названия птиц?
- В чем поможет ученику этимологический словарь?
- Какая наука нам помогла сегодня в путешествии?
- Что нового вы узнали о птицах?
9. Рефлексия.
- Кому из вас захотелось изучать этимологию?
- В какое путешествие с этимологией вы бы хотели отправиться?
- С каким настроением вы уходите с урока?
10. Выставление оценок.
11. Домашнее задание
- Дома вам нужно будет подобрать интересные названия грибов, рыб, бабочек, составить подобную таблицу, какую мы составили на уроке, и рассказать, какие признаки положены в основу названий грибов, рыб, бабочек.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!