СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему:"Склонение имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок русского языка в 4 классе на тему:"Склонение имен существительных"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 4 классе на тему:"Склонение имен существительных"»



Тема урока: Склонение имен существительных.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с делением существительных на три группы (склонения) по наличию падежных окончаний.

Задачи: развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал .

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Формируемые УУД:

-личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

-регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

Оборудование: учебник «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация, тренажер, электронная таблица, музыка

Ход урока:

1.Организационный момент

-Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

2.Целеполагание

- Сегодня на уроке я предлагаю вам расширить свои знания об имени существительном, А эпиграфом к уроку послужат следующие слова:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Думаю, мы совершим свои маленькие открытия в мире русского языка и узнаем много интересного.





3.Минутка чистописания

-А начнём мы с коррекции своего почерка. Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

(Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

- Прочитайте предложение, обратите внимание на соединение букв:

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

-Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

-Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы, т. е. существительное)

-Поставьте ударение.

-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)


- Красиво запишите всё предложение в тетрадочку. (Дети пишут)

- Не забудьте себя проконтролировать.

4. Первичное закрепление.

а) Выполнение тренажера.

б) Фронтальная работа.

- Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают


5. Игра « Исключи слово»

- Исключи слово, которое отличается от других по 1 грамматическому признаку.

( 1. Люди - оно мн.ч. )



- Как изменяются имена существительные по числам? (один предмет - ед.ч, несколько предметов – мн.ч.)

(2. Родину - оно не в форме И.п.)

 

-Определите падеж этого существительного. (В.п.)

- Вспомните падежи русского языка. (ответы уч-ся)

6. Физкультминутка



7. Самостоятельная работа

(Два ученика работают у доски)

– Выпишите имена существительные.

(Море, морячок, мореход, моряк, морячка, взморье, поморье, поморец, поморка, мореплаватель)

– Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Если задание выполнено верно, нарисуйте на полях рыбку.

– Встаньте те, кто «поймал рыбку».

– Почему вы выписали именно эти слова?

– Что называется именем существительным?

– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)

– Назовите существительное с безударной гласной в корне.

– Какими словами можно проверить ее?

– Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных.

Нас ждут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для нас
Пожелаем друг другу удачи
За работу! В добрый час.

– А вот и Страна Имен Существительных.

(На доске открывается карта)

– Что вы знаете об именах существительных?

– Какое новое грамматическое понятие вы встретили? (Склонение)

– Что такое склонение имен существительных.

– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (слайд 6)

Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить.

– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять.

– Живут в реке Склонение шесть братьев падежей.

Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

– Падеж предложный – рассказик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Вот такие падежи здесь!
А вы с ними подружитесь!

– Повторим названия падежей и их вопросы.

– Для чего нужны вопросы?

– При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.

– Каждый из нас сегодня моряк.

– Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей.

(Запись осуществляется на доске и в тетрадях) (слайд 14)

Именительный

кто? что?

моряк  , лодка

Родительный

кого? чего?

моряка, лодки

Дательный

кому? чему?

моряку, лодке

Винительный

кого? что?

моряка, лодку

Творительный

кем? чем?

моряком, лодкой

Предложный

о ком? о чем?

о моряке, о лодке




8. Межпредметная связь. ( Включается фонограмма с голосами птиц)

Слайд 6 (презентация – приложение 1)

- Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются? Как надо вести себя в лесу, на поляне?



9.Рефлексия деятельности.

- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).

10. Домашнее задание.

упр.167. Списать существительные, указать склонение.



11. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как узнать склонение существительных




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!