Тема урока: Склонение имен существительных.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с делением существительных на три группы (склонения) по наличию падежных окончаний.
Задачи: развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал .
Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
Формируемые УУД:
-личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;
-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;
-регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.
Оборудование: учебник «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация, тренажер, электронная таблица, музыка
Ход урока:
1.Организационный момент
-Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
2.Целеполагание
- Сегодня на уроке я предлагаю вам расширить свои знания об имени существительном, А эпиграфом к уроку послужат следующие слова:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Думаю, мы совершим свои маленькие открытия в мире русского языка и узнаем много интересного.
3.Минутка чистописания
-А начнём мы с коррекции своего почерка. Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».
(Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)
- Прочитайте предложение, обратите внимание на соединение букв:
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
-Верно ли это высказывание? (Ответы детей)
-Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы, т. е. существительное)
-Поставьте ударение.
-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)
- Красиво запишите всё предложение в тетрадочку. (Дети пишут)
- Не забудьте себя проконтролировать.
4. Первичное закрепление.
а) Выполнение тренажера.
б) Фронтальная работа.
- Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.
(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают
5. Игра « Исключи слово»
- Исключи слово, которое отличается от других по 1 грамматическому признаку.
( 1. Люди - оно мн.ч. )
- Как изменяются имена существительные по числам? (один предмет - ед.ч, несколько предметов – мн.ч.)
(2. Родину - оно не в форме И.п.)
-Определите падеж этого существительного. (В.п.)
- Вспомните падежи русского языка. (ответы уч-ся)
6. Физкультминутка
7. Самостоятельная работа
(Два ученика работают у доски)
– Выпишите имена существительные.
(Море, морячок, мореход, моряк, морячка, взморье, поморье, поморец, поморка, мореплаватель)
– Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Если задание выполнено верно, нарисуйте на полях рыбку.
– Встаньте те, кто «поймал рыбку».
– Почему вы выписали именно эти слова?
– Что называется именем существительным?
– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)
– Назовите существительное с безударной гласной в корне.
– Какими словами можно проверить ее?
– Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных.
Нас ждут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для нас
Пожелаем друг другу удачи
За работу! В добрый час.
– А вот и Страна Имен Существительных.
(На доске открывается карта)
– Что вы знаете об именах существительных?
– Какое новое грамматическое понятие вы встретили? (Склонение)
– Что такое склонение имен существительных.
– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (слайд 6)
Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить.
– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять.
– Живут в реке Склонение шесть братьев падежей.
– Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».
– Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.
– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»
– Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.
– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.
– Падеж предложный – рассказик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.
Вот такие падежи здесь!
А вы с ними подружитесь!
– Повторим названия падежей и их вопросы.
– Для чего нужны вопросы?
– При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.
– Каждый из нас сегодня моряк.
– Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей.
(Запись осуществляется на доске и в тетрадях) (слайд 14)
Именительный | кто? что? | моряк , лодка |
Родительный | кого? чего? | моряка, лодки |
Дательный | кому? чему? | моряку, лодке |
Винительный | кого? что? | моряка, лодку |
Творительный | кем? чем? | моряком, лодкой |
Предложный | о ком? о чем? | о моряке, о лодке |
8. Межпредметная связь. ( Включается фонограмма с голосами птиц)
Слайд 6 (презентация – приложение 1)
- Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются? Как надо вести себя в лесу, на поляне?
9.Рефлексия деятельности.
- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).
10. Домашнее задание.
упр.167. Списать существительные, указать склонение.
11. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как узнать склонение существительных