Открытый урок русского языка в 4-ом классе Тема « Числительное как часть речи»
Цель: получение знаний о числительном как самостоятельной части речи.
Задачи:
Образовательные: познакомить с морфологическими и синтаксическими признаками числительного, с его видами.
Развивающие: развить умение извлекать и отбирать необходимую информацию для решения учебных задач, систематизировать полученные знания, сравнивать, делать выводы; развить навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные: воспитать любовь к слову, научить слышать и слушать друг друга.
Ход урока
1. Зарядка в начале урока.
-Энергично потрите ладошки с внутренней и внешней стороны.
2.Целеполагание
-Сегодня мы начинаем изучение новой темы, название которой вы определите и сформулируете сами чуть позже. В процессе работы над этой темой мы будем сравнивать, делать выводы, анализировать, продолжим работу в группах. Вы будете и самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач, информацию, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
3.Введение в тему
-На доске вы видите слова. Каждая группа должна выбрать из списка слова только одной ( заданной ) части речи. Первая группа – существительные, вторая – прилагательные, третья – местоимения, четвертая – глаголы. ( урок, красавец, они, сон, прыжок, бег, высокий, сонный, мы, грустный, хороший, прыгать, сплю, бегать, выучи, смотрю, нас, я)
4.Определение и запись темы
-Послушайте предложения из сказок. Определите автора .
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.
-На слайде вы видите портрет. Назовите этого писателя. ( А.С.Пушкин)
-Определите в данных высказываниях все части речи.
-У всех ли слов получилось это сделать? (нет, слово три не подходит ни к одной части речи)
-Чем сегодня мы будем заниматься на уроке?
-Что называют эти слова? (количество предметов или число предметов), от какой части речи зависят? (существительное), на какие вопросы отвечают? (сколько)
- Какая тема урока? (имя числительное как самостоятельная часть речи.)
-Какие задачи стоят перед вами?
Ученики говорят, учитель обобщает:
- Получить знания о числительном как самостоятельной части речи.
- Научиться определять морфологические и синтаксические признаки числительного.
-Если это часть речи, то у нее как и любой части речи должны быть грамматические значения. Проверьте, изменяется ли слово три по каким- либо грамматическим значениям, которые есть у существительного. (по падежам)
-Лексическое значение мы определили, грамматическое значение есть. Может быть это новая часть речи? Дайте название и сформулируйте полное определение этой части речи. Запишите в тетрадь для правил (Числительное - часть речи, отвечающая на вопрос сколько, имеет грамматическое значение падежа.)
-
Ч
У нас у каждой части речи есть своя модель. Давайте придумаем модель для числительного.
5. Физминутка.
- Встаньте около своих парт. Я прочитаю вам стих. Как только вы услышите числительное, хлопните в ладоши столько раз сколько будет называть это слово.
Один- подняться, потянуться.
Два- согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре- руки шире.
Пять- руками помахать.
Шесть- на стульчик тихо сесть.
5. Работа в тетради и у доски
- На слайде вы видите пословицы. Соедините стрелочками начало и конец. Найдите в них числительные.
Весна да осень- а имей сто друзей
Не имей сто рублей, на дню погод восемь
Обещанного два века живет
Доброе дело три года ждут.
Итог урока:
Я сегодня узнал(а):
Мне было (не было) интересно:
Домашняя работа:
Найдите и запишите в тетрадь 5 сказок в названиях, которых есть числительные.