Открытый урок русского языка в 6 классе по теме
«Притяжательные прилагательные»
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, их образованием и правописанием;
ЗАДАЧИ: образовательные: Повторить признаки качественных и относительных прилагательных;
Познакомить с притяжательными прилагательными, со способом их образования.
Работать над умением нахождения притяжательных прилагательных среди других разрядов.
развивающие: Развивать логическое мышление, устную, письменную речь, память.
воспитательные: Воспитывать чувство уважения друг к другу, внимательность.
Тип урока : урок изучения нового материала
МЕТОД: исследовательский, частично - поисковый
ТЕХНОЛОГИЯ: дифференцированная
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку.
На уроке применяются разнообразные методы обучения, нацеленные на достижение поставленных целей урока. Кроме того, урок дополнен мультимедийным наглядным материалом, который работает на достижение целей и помогает разнообразить урок, сделать его более интересным для учеников.
Конспект урока
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда - за работу! Удачи желаю всем вам! Здравствуйте, ребята! Я рада Вас сегодня приветствовать.
Урок мы начнём, как и всегда, с проверки домашнего задания.
1.Проверка по слайдам.
2. Практическая работа на повторение. Ребята, даны прилагательные. Ваша задача: определите разряд прилагательных. Поднять карточки и объяснить , почему подняли эту карточку. Красивый (К), сегодняшний (О), горячий (К), городской (О), точильный (О), сладкая (К), золотое (О), белый (К), соломенный (О), деревянный (О), молодой (К), давнишний (О), нагревательный (О), жаркий (К), верхний (О), бледный (К), неясный (К), зимний (О)
Проверим, правильно ли вы определили разряды прилагательных. Читаете прилагательные, называете разряд и аргументируйте.
Задание по слайду третье лишнее . На какой вопрос отвечают прилагательные, который оказались лишними? : (чья?)
Изучение новой темы. Сегодня мы с вами познакомимся с последним третьим разрядом имён прилагательных, которые называются ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМИ. Подумайте, от какого слова оно произошло? Подберите однокоренные слова. Верно, от слов тянет, тяга. Каково значение этого корня? Придумайте устно предложение, употребив в нём слово с таким корнем.
- Какие цели вы поставите перед собой?
Исходя из этого, делаем вывод: Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность чего- либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? Чья? Чьё? Например: отцов дом, бабушкины очки, лисий хвост. Притяжательные прилагательные образуются от одушевлённых существительных с помощью суффиксов –ий, -ов(-ев), -овск(-евск), -ин(-ын), -инск (-ынск).: лисий, отцов, мамин, курицын, отцовский, материнский. Какими же признаками обладают притяжательные прилагательные? Имеют ли краткую форму? Образуют ли степень сравнения? Сочетаются ли со словом очень? Можно ли подобрать антонимы?
5.Первичная проверка понимания изученного. Работа по слайдам . Заменить существительные притяжательными прилагательными.
6. Закрепление.
1. Лингвистическая загадка
1.Зверь лохматый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу.(Медведь-медвежья шуба)
2.Жёлтаяхозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собою унесла. (Лиса – лисий хвост)
3.По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца – овечьи рога)
4.Маленький , беленький,
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык. (Заяц – заячьи следы)
Задания:
- отгадать загадку, от полученного существительного образовать прилагательное, составить и записать с ним словосочетание « прилагательное + существительное».
- какие прилагательные по разряду вы записали?
Физкультминутка.
Игра в «снежки».
(Учитель бросает мяч кому-то из учеников, называя имя прилагательное в составе словосочетания; учащийся должен назвать разряд прилагательного).
Королевский замок, старая колдунья, серебряная ложка, ясный месяц, чугунный котелок, приятная физиономия, придворная дама, медная шевелюра, длинная дорога, утиный нос, золотые серьги, золотые руки, добрый человек.
2. Буквенный диктант
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
К к о п к о к о п п
(Ключ на доске)
Определить разряд прилагательных и записать одной буквой (К, О, П).
1.Всё мне мерещится поле в гречихою,
В маленьком доме сирень на окне.
2.Милое детство моё вспоминается мне.
3.Перед нами простирались Кавказские горы.
4.Мамины руки помнятся мне.
5.Меня манит к себе глубокое озеро Байкала.
6.Её привезли издалека в края, где шумят ковыли, как долго она привыкала к огню волгоградской земли!
7.Меня покорил честный поступок моего товарища.
8.Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня.
9.Я помню отцово наставленье.
10.В роще соловьиной мы вспоминали с грустью лето.
Выборочный диктант. Распределительный диктант.
Учащиеся распределяют прилагательные по разрядам: (у доски)
Качественные/ относительные/ притяжательные
Высокий дуб, душистый цветок , страшный вид, причудливый узор, мамин платок, заячий хвост, местный говор, лесной массив, медвежья лапа.
4. Задание учащимся: дописать предложения так, чтобы первое предложение стало сложным, второе – с однородными членами, третье – с прямой речью.
1)Когда в лисьей шубе на крыльцо вышла хозяйка…
2) На белом снегу отчётливо были видны… … … следы.
3)Подошёл сосед в большой волчьей папахе и спросил: …
5 .Работа в группах. Составить по картине предложения: 1 гр. С качественными прилагательными 2 гр. С относительными, 3гр с притяжательными.
(Резерв. Пирог бабушки, платье сестры норка мыши, крик петуха, тропа зверя, стая волков. Книга отца, молоко коровы, перо птицы, будка собаки. Сумка пастуха, шкура барана, шапка мамы.)
Итоги.
Рефлексия.
-Я сегодня узнал…..
- Мне больше всего понравилось…
- Я бы сегодня себе поставил…
Итак, с каким разрядом прилагательных мы познакомились? Какие суффиксы имеют эти прилагательные? На какие вопросы отвечают?
Домашнее задание .1. Выучить притяжательные прилагательные,
2. Составить 5 вопросов «Четвертое лишнее»
Подготовила учитель русского языка и литературы
МКОУ «Нариманская СОШ им. А. Асанова»
Адиева Сайрат Даутовна.
Анализ урока русского языка в 6 классе.
МКОУ «Нариманская СОШ им. А.Асанова»
Дата проведения: апрель 2016г.
Учитель :Адиева Сайрат Даутовна.
Тип урока- комбинированный
Урок начался с организационного момента: подготовки класса к занятию, приветствия учителя. Учитель поздоровалась с ребятами, настроила их на рабочий лад и попросила сесть.
Данный урок был проведен на тему «Притяжательные местоимения». Цели и задачи урока были определены учителем достаточно четко:
Данный урок был 12-ым в системе уроков по теме «Разряды местоимений» и был посвящен не только введению нового материала, но и закреплению уже полученных знаний по теме «Местоимение как часть речи» и повторению разрядов местоимений.
Так как учитель придерживалась четко намеченного плана, структура урока была соблюдена. Время между отдельными частями урока было распределено вполне грамотно и рационально: 10 минут на проверку устного домашнего задания, 10 минут на введение нового материала , 20 минут на отработку и закрепление введенного материала и 5 минут на объяснение домашнего задания.
На уроке учитель использовала различные виды деятельности: беседа, опрос, слово учителя, работа с учебником, работа с доской, самостоятельная работа и успешно сочетала формы фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;
С точки зрения психологии и методики преподавания все использованные на уроке приемы работы соответствовали возрастным возможностям учащихся.
Успешному ходу урока способствовал правильный подбор учителем материала: все звучащие на уроке примеры были взяты из произведений русской классической литературы, что также способствовало использованию и укреплению на уроке межпредметных связей для урока. Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы;
На уроке был реализован ведущий принцип обучения: связь теории с практикой (изученные правила отрабатывались в системе речевых тренировочных упражнений).
По ходу урока учитель активно использовала дидактический материал , доску и другие средства наглядности: таблицы и схемы.
Урок был построен таким образом, что были задействованы и сильные и слабоуспевающие ученики.
В конце урока учитель оценила деятельность детей, и, на мой взгляд, вполне объективно.
В процессе урока учитель предъявляла единые требования к учащимся.
В конце урока учитель провела индивидуальную письменную самостоятельную работу по карточкам для закрепления полученных знаний по теме «Разряды местоимений».
При проведении урока были учтены такие психологические основы урока как: развитие и поддержание внимания, развитие памяти, мышления, воображения, эмоциональная атмосфера урока.
На уроке учащиеся были собранны и активны: качество их ответов было на достаточно высоком уровне, по ходу урока учащиеся задавали учителю очень мало вопросов, что ,на мой взгляд, свидетельствовало о высоком уровне знаний и подготовки учащихся к уроку. Но в течение урока возникали небольшие проблемы с дисциплиной, так как для детей младшего подросткового возраста характерна рассредоточенность внимания и быстрая утомляемость.
В процессе урока учитель продемонстрировала такие личные качества как собранность, доброжелательность в обращении с учащимися, умение прислушиваться к ответам учащихся. Её речь отличалась грамотностью, эмоциональностью и свободой изложения.
В целом, урок прошел успешно.
Завуч по УВР