СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 7 классе Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Причастие». Урок-практикум по орфографии.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обощения и систематизации знаний, умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 7 классе Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Причастие». Урок-практикум по орфографии.»

Открытый урок русского языка в 7 классе

Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Причастие». Урок-практикум по орфографии.

Цели:

- обобщение изученного материала по теме «Причастие»;

-развитие навыков решения орфографических задач по теме, устной и письменной речи учащихся;

- выявление уровня готовности учащихся к предстоящей контрольной работе.

Задачи:

- учебная - выполнение упражнений, решение орфографических задач, участие в обсуждении, выявление уровня знаний по теме;

- развивающая – развитие навыков взаимопроверки, устной и письменной речи учащихся;

-воспитательная- формирование умения осмысленно, целенаправленно организовывать свою деятельность на уроке, воспитывать ответственность за грамотно сформулированные вопросы и лаконичные ответы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы: репродуктивный, словесный, эвристическая беседа, орфоэпическая разминка, морфемный разбор, морфологический разбор, выполнение упражнений, проверочная работа, мини-сочинение.

Оборудование: мультимедиа, картина И.И. Левитана «Золотая осень», музыкальные композиции (И.С. Бах «Шутка», П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь»).

Ход урока:

  1. Организационный момент

Начинаем наш урок. 
Очень хочется, чтоб впрок 
Он пошел нам, и тогда 
Будем грамотны всегда



  1. Сообщение цели урока. Слайд 2.

-Ребята, цель нашего сегодняшнего урока: обобщить изученный материал по теме «Причастие», развивать навыки решения орфографических задач по теме, выявить уровень готовности к предстоящей контрольной работе.

III. Вводное повторение. Разминка.

Учитель.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте, о какой части речи пишет автор.

(Учитель читает наизусть).

Слайд 3.

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

П. Чесноков

Ученики.

- Автор пишет о причастии.

Учитель.

-Как вы догадались, речь идёт о причастии. И в этой загадке указывается на то, что причастие совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. Какие именно?

Ученики.

- Причастие сочетает в себе признаки прилагательного с признаками глагола. Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос: какой? и согласуется с определяемым существительным в роде, числе и падеже.

Учитель.

-Правильно, ребята. А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Слайд 4.

Причастие-это часть речи, причастная глаголу

в образе прилагательного.

В.И. Даль

Сии глагольные имена служат
к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов

-Я думаю, что теперь вам ясно, о чём говорил В.И. Даль.

IV. Систематизация изученного материала.

Задание 1. «Найди причастие». Слайд 5.



Учитель.

-Ну, а теперь проверим на практике, умеете ли вы находить причастие. На доске записаны слова. Найдите среди них причастия, охарактеризуйте их.  Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.

Ученики.

-Причастиями являются слова: желтеющий, пожелтевший. Желтеющий- действительное причастие на стоящего времени.

Пожелтевший- действительное причастие прошедшего времени.

Учитель.

- А какие части речи нам ещё встретились в этом задании?

Ученики.

-Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные.

Желтеть - глагол.


Учитель. Слайд 6. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? (ая, ие).

2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.

Изменяются по числам, падежам, по родам (только в ед. числе!).

3. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми

Причастие можно заменить синонимичным сочетанием

(существительное + «который» + глагол)

Желтеющий лист = лист, который желтеет

Засеянное поле = поле, которое засеяли

Слайд7

Какие бывают причастия?


Задание 2. Орфоэпическая разминка.

Учитель.

- А теперь проведём орфоэпическую разминку.

На доске заранее записаны слова. Какой частью речи они являются?

 Звонящий, подменённый, дышащий, переданный, отключённый,начатый, оценённый, прожитый, положенный. Надпишите «д» или «с»

Ученики.

- Это причастия.

Учитель.

-Верно. А теперь расставьте ударение.

(Ученики по одному называют, на какой слог падает ударение. Учитель расставляет его над словами, записанными на доске.)


Задание 3. Выполнение упражнения по учебнику

Учитель.

- Выполняя следующее задание, вам необходимо вспомнить правило «Гласные перед Н и НН в причастиях». Кто напомнит мне это правило?

(Один из учеников рассказывает правило).

- А теперь откройте учебники . Упр.128


Задание4. Проверочная работа.

Учитель.

- А теперь выполним проверочную работу на правописание НН в причастиях и Н в омонимичных прилагательных, а также на правописание не с причастиями.

Слайд 8.

    Слома..ый карандаш, вяза..ый шарф, чище..ые сегодня ботинки, газирова..ая вода, запута..ые нитки, пута..ые мысли, каша сваре..а.

    Ещё (не) испыта..ое в бою оружие; (не) сдела..ая, а отложе..ая работа; (не)продуман..ый ответ; ответ (не) продуман; (не)годующий взгляд.

- А теперь поменяйтесь тетрадями, посмотрите на следующий слайд и проверьте работу друг у друга. Поставьте оценки.

Слайд 9.

  Сломанный карандаш, вязаный шарф, чищенные сегодня ботинки, газированная вода, запутанные нитки, путаные мысли, каша сварена.

    Ещё не испытанное в бою оружие; не сделанная, а отложенная работа; непродуманный ответ; ответ не продуман; негодующий взгляд.


Задание 5.  Морфемный и морфологический разбор причастий.Слайд 10

Учитель.

-Многие поэты использовали в своих стихах причастия. И сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением Д. Кедрина, которое насыщено причастиями. (Учитель читает стихотворение). 

Много видевший, много знавший,

Знавший ненависть и любовь,

Всё имевший, всё потерявший

И опять всё нашедший вновь,

Вкус узнавший всего земного

И до жизни жадный опять,

Обладающий всем и снова

Всё боящийся потерять.

                                                                               Д.Б. Кедрин

- А теперь следующее задание. Оно также позволит обобщить знания по теме «Причастие», что соответствует цели нашего урока. Найдите и подчеркните причастия, выполните морфемный разбор всех причастий и морфологический разбор одного из них.

(Учащиеся выходят к доске по одному, называют причастия и выполняют их морфемный разбор. В это время один ученик выполняет морфологический разбор причастия).

Видевший - причастие (какой?)

  1. Н.ф. - видевший

II. П.п. - несовершенный вид, действительное, прошедшее время.

Н.п. - м.р., ед.ч, и.п.

III. Видевший.


Задание 6 Слайд11

Запишите номера словосочетаний, НЕ пишется слитно.

1 вариант

2 вариант

1. вовсе (не) избалованный ребенок 
2. окно (не) завешено шторой 
3. (не) достоверная информация 
4. (не) лишенный юмора 
5. (не) помогающий никому 
6. (не) зависимый кандидат 
7. (не) устрашимый боец 
8. (не) удачная шутка 
9. отнюдь (не) праздничный 
10. никогда (не) хвастающийся

1.( не) воспитанный человек 
2. (не) меркнущий свет 
3. (не) ограниченные возможности 
4. свобода (не) провозглашена 
5. ничем (не) обладающий 
6. (не) слушающий никого 
7. (не) мечтающий о богатстве 
8. средства (не) изысканы 
9. гармония (не) достигнута 
10. очень (не) учтивый

Самопроверка. (1вариант - 3,6,7,8; 2 вариант - 1,2,3,10)


Слайд12

Физминутка (под мелодию И.С. Баха «Шутка»)

Оздоровительная минутка для глаз.

Задание7

Актуализация знаний о причастном обороте.

Вопросы:

  • Что называют причастным оборотом?

  • Как обозначается причастный оборот на письме?



Прочитать текст и исправить грамматические ошибки при употреблении причастного оборота
«Уважаемые имеющие соседи собак. Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели. Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома. Не портите радующихся глаз зелень и цветы. Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником»

Задание 8. Мини-сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» (с использованием причастий).Слад13,14

Учитель.

Последнее задание, которое вы выполните на сегодняшнем уроке, позволит проверить, умеете ли вы употреблять причастия в речи.

Итак, перед вами картина известного художника Исаака Ильича Левитана «Осень». Слайды 9,10. Посмотрите на неё внимательно, представьте, что вы находитесь в том живописном месте, которое изобразил на своём полотне художник. Напишите мини-сочинение, используя причастия. А чтобы вдохновение быстрей посетило вас, я включу музыкальную композицию Петра Ильича Чайковского, которая называется «Времена года. Октябрь».

(2-3 учащихся читают получившиеся сочинения. Учитель кратко их анализирует).

IV. Подведение итогов.Рефлексия Слайд

V. Оценки.

VI. Домашнее задание: повторить параграфы 12--27, выполнить упражнение 177. Подготовиться к контрольной работе.

























8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!