СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. С.Я.Маршак "12 месяцев"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. С.Я.Маршак "12 месяцев"»

МКОУ «КСОШ №5»


Открытый урок по литературе в 5 классе.

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

«Добро всегда побеждает зло»




Учитель русского языка и

литературы : Валиева П.А.

Тема: Самуил  Яковлевич  Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». «Добро всегда побеждает зло»


Цель и задачи урока:


образовательные:

• Обобщить знания о жизни и творчестве С.Я.Маршака; 

• расширить представление о драме как роде литературы;

. развить навыки анализа текста

развивающие:

• учить обобщать и делать выводы,

• развивать умение рассуждать ;

воспитательные:

• расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

• воспитывать искренность, доброту, вежливость, трудолюбие, готовность прийти на помощь, уважительное отношение к старшему поколению, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование:

1 Книга «Двенадцать месяцев»

  1. Презентация.

  2. Выставка книг.

  3. Рисунки учащихся к сказке.

  4. Инсценировка сцен «Королевский урок» и «Падчерицу посылают в лес»

Тип урока: комбинированный.

Опережающие вопросы и задания
Общие:

— Всем прочитать полностью пьесу-сказку Маршака «Двенадцать месяцев».
— Вспомнить известные ранее произведения Маршака.

__ Сделать рисунки к пьесе-сказке «12 месяцев».

Групповые:

— Подготовить инсценировку сцены из пьесы отрывка «Королевский урок» и «Падчерицу отправляют в лес»для исполнения в классе.

Индивидуальные:

- Подготовить сообщение о С.Я.Маршаке.

- Подготовить сообщение о драме и пьесе , как о роде и жанре литературы .





Эпиграф :

Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…

М. Алигер

Ход урока


1.Урок начинается с инсценировки отрывка из пьесы «Двенадцать месяцев» «Королевский урок».

Звонок в театре. Появляются профессор и королева.


2. Приветствие учителя:

_ Здравствуйте, ребята, садитесь!


Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка подготовленности классного помещения к уроку.


Учитель:


Конечно же , все вы узнали отрывок из какого произведения мы только что посмотрели. Правильно, из пьесы-сказки Двенадцать месяцев».

А почему именно двенадцать?

Знаете ли вы, сколько месяцев в году? — Двенадцать.

А как их зовут?— Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Круглый год

Двенадцать месяцев бегут
Сменяя время года,
И замыкает снова круг
Волшебница-природа.

(Абдуллаева М)

ЯНВАРЬ(Ганипаев А)

Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

ФЕВРАЛЬ (Мутагиров М)

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолетов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.

МАРТ (Гусейнов М)

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене.

АПРЕЛЬ (Муталимов Д)

За ним апрель спешит и греет,
И вот уже из-под земли
На тонкой ножке, словно феи,
Цветы подснежники взошли! 

МАЙ ( Гусенов К)

Распустился ландыш в мае

В самый праздник - в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

ИЮНЬ (Мухтаров Б)

Пришел июнь.

«Июнь! Июнь!»

В саду щебечут птицы...

На одуванчик только дунь

И весь он разлетится.

ИЮЛЬ (Саламов Х)

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

АВГУСТ (Устарханова Ф)

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зернами

Черными

Набит.

СЕНТЯБРЬ (Салимов А)

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы за моря

И открылась школа.

ОКТЯБРЬ ( Умарова З)

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

НОЯБРЬ (Джанбатырова Д)

И вот уже зима спешит,
Чтоб встретить осень на пороге,
А за окошком снег кружит,
Ноябрь месяц к нам приходит
 

ДЕКАБРЬ (Алиева В)

Дверь распахнула и вошла,
Укутав белым покрывалом
Деревья, улицы, дома...
Декабрь – и зима настала!

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось?

- Ребята, из какого произведения этот отрывок?



- О творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня

- Совершенно верно.

- Какие герои встречаются нам в этой сказке? (положительные и отрицательные)-А теперь попытайтесь сами сформулировать тему нашего урока!





Тема: Самуил  Яковлевич  Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».



- А какие задачи нам предстоит с вами решить на уроке? (Что нужно сделать на уроке?) (дети должны самостоятельно сказать о том, что запланировано в задачах)

      3. С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе


        Слово учителя

      В России очень богатая детская литература. В мире мало стран, у которых была бы такая же богатая и добрая литература для детей. Сейчас для нас в этом ничего особенного нет. Мы думаем, что так было всегда. Между тем до XX века было очень мало писателей, которые бы создавали книги специально для детей. Как писать для взрослых — знали все, но никто не мог точно сказать, чем литература для взрослых должна отличаться от литературы для детей.
      В 1923 г., после окончания Гражданской войны, в Петрограде появляется человек, который осознает, как важно в новой Советской стране создать новую литературу для детей, которая будет воспитывать в людях самые лучшие качества. Это был Самуил Яковлевич Маршак.


- Давайте познакомимся с основными этапами жизни и творчества писателя.


Сообщение подготовленного ученика (1 индивидуальное домашнее задание)





Маршак С.Я.

Маршак Самуил Яковлевич

(1887 - 1964), поэт, переводчик.
Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В.Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в
судьбе юноши. С помощью Стасова он переезжает в Петербург, учится в одной из лучших гимназий, целые дни проводит в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М.Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.
Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.
Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествует пешком по Англии, слушает английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводом сборника английских народных песенок «Дом ,который построил Джек»
В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В военные годы занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Краснодаре, создает детский театр, в котором начинается его творчество детского писателя.
В 1923, вернувшись в Петроград, пишет свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", Усатый –полосатый ,Теремок . Возглавляет один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон", вокруг которого собираются талантливые детские писатели.
Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.
Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".
» Имя С.Я.Маршака известно далеко за пределами нашей Родины ,стихи его переведены многие языки мира


- Продолжаем знакомство с некоторыми фактами из жизни писателя.

Сообщение подготовленного ученика (2 индивидуальное домашнее задание)


      Перед началом Первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию. Он задумывается над вопросами детского воспитания. После революции и Гражданской войны в нашей стране было много беспризорников — детей, потерявших родителей, не имевших своего дома. Они бродяжничали, воровали, чтобы прокормиться. Советская власть организовывала для таких детей колонии. Одной из таких колоний в Краснодаре заведовал Маршак. Он много думал о том, каким должен быть новый человек свободной страны, и понял, что сам он может искусством помочь созданию такого человека. Там же, он создает первый советский детский театр.
      И вот в 1923 году Маршак начинает работать в Петрограде в Театре юного зрителя, пишет для него пьесы-сказки в стихах. Маршака можно назвать создателем детского театра в России.

    

  Слово учителя
   -  Маршак работает в журналах для детей и привлекает к созданию произведений для детей многих талантливых писателей. Благодаря ему, например, «взрослый» писатель Алексей Толстой написал знаменитую детскую книжку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». По его просьбе стал писать рассказы для детей Михаил Зощенко .Одну за другой выпускает С. Я. Маршак детские книжки. Они известны сейчас всем детям нашей страны.


4.Обратите внимание на выставку книг.



Какие произведения С.Я.Маршака вы знаете?

(Это «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер», «Кошкин дом» и др.

- Маршак очень ответственно относился к своей работе для детей. Редактор журнала «Юность» Б. Полевой рассказал, как в 1964 г. они готовили к печати пьесу Маршака «Умные вещи». Маршак был уже тяжело болен, лишился зрения, врачи боролись уже не за дни, а за часы его жизни. Гранки журнала послали ему для очистки совести, полагая, что он уже не сможет их отредактировать. Но оказалось все не так.

После смерти С. Я. Маршака были опубликованы его стихи:

                             Я думал, чувствовал, я жил,
                             И все, что мог, постиг,
                             И этим право заслужил
                             На свой бессмертный миг.

                             

Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.


5.Работа с пьесой.

   -   Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943  году, когда шла Великая Отечественная война. Написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.


- Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?


(Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости).


-Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями.


- Понравилась вам сказка?

- Чем?

- Кто желает кратко пересказать содержание сказки?

(В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных ). Просмотр буктрейлера






- Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке?

- Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения?

 6. Драма как род литературы

Беседа

Перед вами на партах произведения С.Я Маршака с названием «Двенадцать месяцев».
драматическая сказка.(отрывок из которой дан в учебнике

Скажите, какой текст легче пересказать, а какой труднее? (легче пересказать текст эпической сказки , труднее - драматической)

- Почему? (Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)


- А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
- Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театр

Итак, сформулируйте, что такое драма

Действительно трудно. Мы постараемся ответить на вопрос, связанные с понятием «драма».

Вспомним, что такое роды литературы (см. материал учебника, часть первая, с. 53).
Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения.
— Назовите роды литературы.
Эпос, лирика, драма.
— К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы?
— Произведения каких видов мы отнесем к драме?
— Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?

Драма – это 1. Один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики – тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир. Подразделяется на жанры: трагедия, комедия, а также собственно драма. 2. Драмой также называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой.

7. Закрепление.

- На что вы обратили внимание, познакомившись с произведением?

(В эпической – сразу повествование, в драматической – перечень действующих лиц.

Из чего состоит текст драмы? (Из диалогов, т.е. речи нескольких лиц; из монологов, т.е. речи одного лица)

- Обратимся опять к текстам. Найдите в тексте драматической сказки слова, заключенные в круглые скобки. А в эпической сказке они есть? Что это за слова? Зачем они нужны? (В эпической сказке их нет. Там все поясняет автор. А в драматической сказке эти слова поясняют, как действовать актерам, а если читаешь, узнать, как действуют персонажи).

- Это РЕМАРКИ - слова, заключенные в круглые скобки, с помощь которых автор помогает понять, как действуют герои.

- Продолжим исследование. Давайте посмотрим, как называются составные части драматической сказки (акты, действия, сцены, картины)
- А есть ли такое деление в эпической сказке? (Нет)

Дома вы читали драматическую сказку. Есть ли в ней описание (отдельное) внешности и характера персонажей? Откуда мы узнаем об этом? (Из реплик героев)

- А в эпической сказке? (Из отдельных описаний автора)



 Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?

 (Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.)


8.Вопросы для анализа эпизода «Королевский урок»

1 Как вы расцениваете отношение королевы к профессору? Можно ли так относиться к людям?(нет, проявление неуважения к взрослому человеку .Королева ведет себя ,как избалованный ребенок)

2 Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы?

(Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. С. Я. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге).

  1. Какой урок вы извлекли для себя? (Надо уважать старших, не все зависит от желаний, а ещё и от возможностей; необходимо учиться, чтобы знать много).

9 .Инсценировка учащимися сцены .

«Падчерицу отправляют в лес»

1.Что мы узнаём о Падчерице в этой сцене?

(живёт с мачехой и её дочкой, во всём им подчиняясь…)

2. Как вы можете её охарактеризовать? Какая она?

(Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, честная, воспитанная, она признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все месяцы, если будет надо, придут ей на помощь).

2. Почему Дочка сама решает идти за подснежниками? Действительно ли она этого хочет?(нет,хочет разжалобить мать и сестру )

3. Почему Падчерице приходится подчиниться приказанию Старухи и Дочки? Что о них скажите ?


Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак).


4. Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?


(Ещё в самом начале работы над пьесой в письме к родным Маршак писал:

"Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д." (23 декабря 1942 г.).
         

  10. Итог урока.

– Назовите положительных героев пьесы-сказки.


Положительные герои


Падчерица

Профессор

12 месяцев

Солдат




- Какими положительными качествами они обладают?

(доброта, милосердие, образованность, воспитанность, отзывчивость)


– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.) Кто является отрицательными героями?



Отрицательные герои


Мачеха,

Дочка,

Королева




- Чему учит нас Маршак?

(Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.)

- Какие уроки получили герои сказки? Докажите, что каждому воздалось по его заслугам.
    - Докажите, что финал пьесы, в котором Старуха и её дочь превращены в собак , закономерен.

Вывод:

Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.

11 Домашнее задание:



12.Выставление оценок.

 - Спасибо, ребята за урок!

- Вы сегодня славно потрудились. Молодцы!

13. Заключительное слово учителя

 Маршак одним из первых понял огромное значение детской литературы: по книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить и мыслить. От того, какой будет детская литература, зависит будущее страны. Маршак говорил, что книжка для маленьких не должна быть книжкой ничтожной. И советские писатели под руководством Маршака создали прекрасную литературу для детей, которую мы любим и читаем уже в XXI веке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!