Конспект открытого урока с использованием информационных технологий в медицинских учреждениях.
Предмет- математика 5-6 класс, геометрия 7 класс.
Учитель ГБОУ ЦО ТО- Кострова Т.Д.
Класс-комплект 5-7.
Вид урока-урок первичного контроля знаний; объяснения нового материала с элементами проектной деятельности «Геометрия вокруг нас».
Тема-5 класс: Сложение и вычитание смешанных чисел; Делители и кратные. 7 класс: Сумма углов треугольника. Проект «Геометрия вокруг нас».
Дата-18.02.16.
Место проведения- ФГБУЗ ЦДКБ ФМБА России, психоневрологическое отделение.
Оборудование- 3 планшета (на каждого ученика),цветные фломастеры, пастель, цветная бумага, ножницы, плоский круг и яблоко.
Используемые материалы-
(А)Учебник математики 5 класс Виленкин Н.Я.и др.
(В)Учебник математики 6 класс Виленкин Н.Я. и др.
(С)Учебник геометрии 7-9 Атанасян Л.С. и др.
(D) Дидактические материалы 5 класс Чесноков А С. И др.
(E) Великие художники: том 42 П. Пикассо; том 21 П.Сезанн; том 18 В. Ван Гог; том14П. Ренуар; том 16 Х. Рембрандт.
Используемые электронные ресурсы-
1.Школьные-«Раздаточные материалы. Математика.Алгебра и геометрия»:
1.1.7 класс- Треугольники
1.2.7 класс-Сумма углов треугольника
2.Закаченные учителем файлы:
2.1.7 класс- Виды треугольников.
2.2.5-7 класс-Лекция по истории искусств.
Задачи урока- Образовательные (развитие познавательных и логических УУД): проверить ЗУН по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»;ввести понятия делителя и кратного числа, научить находить делители и кратные определенного числа; ввести понятия суммы углов треугольника, внешнего угла треугольника, видов треугольника по углам и сторонам, а также закрепить эти геометрические понятия на решении задач.
Развивающие (развитие регулятивных УУД): развивать внимание, логическое мышление в вычислительных навыках, творческие способности; формирование и развитие всесторонне-развитой личности ученика согласно заложенным природой способностям каждого для восприятия целостности мироздания(в рамках учебного проекта «Геометрия вокруг нас»).
Воспитательные(развитие коммуникативных и личностных УУД): воспитывать любовь к математике и геометрии в интеграции с изобразительным искусством, взаимопонимание и уважение друг к другу в особых условиях нахождения в больнице.
Этапы урока
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний и самоопределение к деятельности.
III Первичный контроль знаний; Объяснение нового материала.
Закрепление изученного материала.
IV Проектная деятельность: лекция по истории искусств, «геометрическая фантазия».
V Рефлексия.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Проектная деятельность |
| |
I Организационный момент. (2мин.) | Приветствует детей. Знакомится с вновь поступившей девочкой. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. Раздаёт планшеты, учебники, листы тетрадные, карандаши и ручки. | Приветствуют учителя. | |
II Актуализация опорных знаний и самоопределение к деятельности. (3мин.) | По итогам предыдущего урока учитель и ученик определяют тему урока, записывают ее в тетрадь. -Якуничев Игорь 5 класс: «Сложение и вычитание смешанных чисел»; -Мочалина Евгения 5 класс: «Делители и кратные числа» ; -Балащов Руслан 7 класс: «Сумма углов треугольника». -Дети! Сегодня мы работать будем в класс- комплекте 5-7. Наш урок сегодня будет построен так: 15 минут вы работаете индивидуально каждый, далее до конца урока вы знакомитесь с лекцией по истории искусств по планшету, я вам покажу картины великих художников из альбомов, мы рассмотрим на них геометрические фигуры, а дальше…вы попробуете геометрически сами пофантазировать на листе бумаги! Вы наверняка знаете многие геометрические фигуры, а Руслан вам расскажет что такое геометрия, т.к. он учится в 7 классе и уже начал ее в школе изучать. И наконец я вам расскажу для чего я принесла эти круг и яблоко! | Дети записывают тему урока, открывают учебники. Мочалиной Жене пришлось звонить маме в другой город, чтобы узнать тему урока, которую проходят ее одноклассники. Брать учебник 6 класса и ставить на место учебник 5 класса. Игорь будет писать самостоятельную работу, а Женя с Русланом изучать новые темы с последующим закреплением. А оставшуюся часть урока будут работать над проектом «Геометрия вокруг нас». | Учитель и ученик самоопределяются к этой деятельности с постановкой цели урока и способами ее достижения. |
III Первичный контроль знаний. Объяснение нового материала с последующим его закреплением. (15 мин.) | Учитель раздает задания каждому ученику. Материалы(D) Якуничев Игорь. -Игорь, ты работаешь эту часть урока самостоятельно и сдаешь работу на оценку. Ты должен показать чему научился по своей теме за предыдущую неделю в больнице. Материалы (С);Слайды 1.1,1.2,2.1 Балашов Руслан. -Руслан, пожалуйста, прочитай п.30 учебника пока я объясняю новый материал Жене, а потом мы с тобой обсудим новый материал. Материалы(В) Мочалина Евгения. -Женя, назови любое число! Теперь -на какие числа оно делится . Оказывается эти числа в математике называются делителями числа 5. А теперь назови числа наоборот которые делятся на 5. Правильно. Молодец! А их называют кратными числа 5. Скажи есть ли самое большое такое кратное? -Руслан возвращаюсь я к тебе! Ты успел уже познакомиться с учебником, теперь посмотри что я буду делать с треугольником. Учитель вырезает ножницами углы у треугольника и складывает из него развернутый угол. -Скажи какой угол они вместе образовали? -Верно! А скольким градусам он равен? Далее пришлось вспомнить виды углов в геометрии и их градусные меры. -Хорошо! Далее на рисунке учитель дает определение внешнего угла треугольника и решает с учеником простейшие задачи на нахождение третьего угла по двум данным угла. -А теперь ,пока ребята еще не освободились, давай посмотрим слайд с планшета 1.1 и 1.2. -Женя, как у тебя дела? Дай я посмотрю! Молодец! Дорешай номер 7, ты не все двузначные кратные назвала. И возвращается к Руслану. -У нас с тобой еще осталось время и мы познакомимся с видами треугольников по углам и их сторонам. Рассмотрим давай вместе! -Дети 15 минут закончилось, пора переходить к творчеству! Молодцы Руслан и Женя я вам ставлю за урок 4,так как у вас были ошибки небольшие, но в целом я вижу,что вы поняли новый материал и даже успели в такой небольшой промежуток времени его закрепить! Работу Игоря я чуть позже оценю тоже! - | Решает самостоятельно 219,220. Читает п.30 учебника, далее работает с учителем и с планшетом частично самостоятельно Слушает объяснение учителя и отвечает на ее вопросы. -5 -1 и5 -20 25 35 -Нет , этот ряд бесконечный. Далее читает определения делителя и кратного числа и самостоятельно решает 6 и 7. -Развернутый. -Незнаю. Руслан коротко записал их себе в тетрадь. -Я понял , что сумма углов любого треугольника равна 180 градусам! Работает устно с учителем по готовым чертежам. Внимательно рассматривает материалы слайдов. Женя дает тетрадь на проверку и работает над указанными ошибками. Руслан вместе с учителем читает слайд 2.1. Игорь сдает тетрадь с самостоятельной работой. Все убирают тетради и учебники и кладут перед собой планшеты. | |
IV Проектная деятельность (20 мин.) | -Пожалуйста ознакомьтесь с материалами лекции по истории искусств ,которую я для вас подготовила с кандидатом искусствоведческих наук, художницей Федотовой М.С. В это время я проверяю самостоятельную работу Игоря и определяю план работы его следующего урока со мной. -Я вижу, что вы дочитали. Скажите встречали ли вы где-нибудь подобное? Понравился вам рассказ? Я рада! А теперь давайте рассмотрим эти красивые альбомы художников и убедимся в том, что в искусстве, как в обычной жизни, развитие идет от простого к сложному. Смотрите раньше яблоко художники рисовали плоским, и только великий Сезанн совершил самый настоящий переворот ,разбив круг на части, которые потом по-разному штриховал. Появился объем. Рисунок стал конструктивно-пространственным. -Дети так сколько периодов в истории искусств существует? Имена каких художников вы запомнили? -Руслан что такое геометрия и что она изучает? -Правильно. В 7-9 классах кы изучать будете на плоскости их, а 10-11 в пространстве. -Какие геометрические фигуры вы уже знаете? -Точка, луч, ромб, параллелепипед, а также криволинейные фигуры разные -это тоже геометрические фигуры. Вы заметили наверно на картинах геометрические формы. И поняли, что Пикассо делил человеческую фигуру на части и перемещал их по всему листу. -А теперь я прошу вас самих стать художниками и «геометрически пофантазировать»на листе бумаги! Можно выбрать любой лист по цвету и нарисовать работу геометрическими фигурами с помощью цветных фломастеров и пастели. Пожалуйста творите!!! Учитель временами вмешивался в процесс, показывая лучшие работы предыдущих учеников, участвовавших в проекте. | Дети читают слайд 2.2. -Нет. -Да. Ученики рассматривают схему круг- яблоко. Рассматривают альбомы художников -материалы(Е). -3,эпоха Возрождения(Рембрандт, Леонардо да Винчи и др.), эпоха импрессионистов( Моне, Ренуар и др.),эпоха импрессионистов( Сезанн, Пикассо и др.) -Геометрия одна из самых древних наук,она возникла очень давно. В переводе с греческого «геометрия» означает «землемерие». Эта наука изучает геометрические фигуры. -Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, отрезок, цилиндр. -Понятно. -Да, у него непонятные поэтому работы. И заметили также, что яблоки Сезанна отличаются от предыдущих периодов! -Что правда можно рисовать что хочется?-Это здорово. -Я не умею, но попробую! | Работа с проектом до конца урок: теоретическая и практическая. |
V Рефлексия (5 мин.) | -Молодцы! Все поработали хорошо. Что нового узнали на уроке? Какие темы закрепили? Вы смогли «геометрически пофантазировать» на уроке, с чем я вас и поздравляю! Продолжайте и дальше смотреть на мир вокруг себя «геометрическими глазами»! Из каких фигур геометрических состоят ваши работы? Оценки за урок по школьной программе: Якуничев -3,Мочалина-4,Балашов-4. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Обсуждение готовых продуктов проекта. |
Самоанализ урока.
Урок построен согласно требованиям к современному уроку в условиях введения ФГОС.
- индивидуальная и групповая форма работы
- урок проблемный и развивающий
- вывод делают сами ученики
- развитие творческих способностей с учетом природных данных каждого обучаемого
-большой объем учебного материала охвачен учениками трех различных программ обучения
-метапредметные связи математики, геометрии с изобразительным искусством
-пропедевтика геометрического материала учениками 5 классов
-урок построен на принципах системно- деятельностного метода: принципах непрерывности, от
простого к сложному, творчества.
Можно для наглядности пятиклассников в следующих уроках заготовить на листе бумаги нарисованные геометрические фигуры, из которых они будут строить свои композиции.