СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок самоуправления "Предельные углеводороды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволил:

  1. Развивать мышление обучающихся, их самостоятельность и активность в овладении знаниями
  2. Развивать умение выделять главное, делать обобщение.
  3. Развивать наблюдательность, умение анализировать наблюдаемые явления, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок самоуправления "Предельные углеводороды"»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение  «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»  ПОВТОРИТЕЛЬНО -ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ  «ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (алканы)»                 Выполнил Преподаватель химии Пехова Л.К. Волгоград, 2017г

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»

ПОВТОРИТЕЛЬНО -ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ «ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (алканы)»

Выполнил

Преподаватель химии

Пехова Л.К.

Волгоград, 2017г

 В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается вверх по ее каменистым тропам.  Карл Маркс 1818- 1883

В науке нет широкой столбовой дороги,

и только тот может

достичь ее сияющих вершин,

кто, не страшась усталости,

карабкается вверх по ее каменистым тропам.

Карл Маркс

1818- 1883

Тип урока:  Обобщение и систематизация полученных знаний  Форма организации урока: Урок без учителя Вид урока: Деловая игра

Тип урока:

Обобщение и систематизация

полученных знаний

Форма организации урока:

Урок без учителя

Вид урока:

Деловая игра

ЦЕЛИ УРОКА:   ОБУЧАЮЩАЯ:  Обобщить и систематизировать знания по теме: «Предельные углеводороды», обеспечить их интеграцию с ранее изученными понятиями;   РАЗВИВАЮЩАЯ: Р азвивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике ; Развивать умение самостоятельно организовывать свою деятельность

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБУЧАЮЩАЯ:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме: «Предельные углеводороды», обеспечить их интеграцию с ранее изученными понятиями;

РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • Р азвивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике ;
  • Развивать умение самостоятельно организовывать свою деятельность
 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  Стимулировать познавательную активность учащихся, воспитывать и прививать чувство коллективизма, сотрудничество с одногруппниками; Воспитание коммуникативных качеств, взаимовыручки  ЗАДАЧИ УРОКА:  обобщить учебный материал по теме «Предельные углеводороды», проверить степень усвоения материала;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • Стимулировать познавательную активность учащихся, воспитывать и прививать чувство коллективизма, сотрудничество с одногруппниками;
  • Воспитание коммуникативных качеств, взаимовыручки

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • обобщить учебный материал по теме «Предельные углеводороды», проверить степень усвоения материала;

 ОБОРУДОВАНИЕ:     Компьютер.  Мультимедийный проектор.  Экран.  Доска.  План урока.  Презентация.  Макеты Sp3- гибритизации молекулы метана.  Оценочный лист за урок.  Раздаточный материал.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Доска.
  • План урока.
  • Презентация.
  • Макеты Sp3- гибритизации молекулы метана.
  • Оценочный лист за урок.
  • Раздаточный материал.

 ХОД УРОКА:     1 . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:   Рапорт дежурного о готовности группы к занятиям;  Сообщение целей и задач учебного занятия;  Рассказ об оценочном листе; Представление группе студента –преподавателя,  студента - ассистента .

ХОД УРОКА:

1 . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

  • Рапорт дежурного о готовности группы к занятиям;
  • Сообщение целей и задач учебного занятия;
  • Рассказ об оценочном листе;
  • Представление группе студента –преподавателя,

студента - ассистента .

2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА : C n H 2n+2

2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА :

C n H 2n+2

 2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА: Какие органические вещества относятся к углеводородам? Назовите общую формулу алканов. Какой тип гибритизации атома углерода в предельных углеводородах? Назовите валентный угол в молекулах алканов. Какой алкан является основным компонентом природного газа? Какие реакции характерны для алканов? Как называются реакции сопровождающие выделением тепла и света? Что такое изомерия, изомер? Как проявляется изомерия предельных углеводородов?

2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:

  • Какие органические вещества относятся к углеводородам?
  • Назовите общую формулу алканов.
  • Какой тип гибритизации атома углерода в предельных углеводородах?
  • Назовите валентный угол в молекулах алканов.
  • Какой алкан является основным компонентом природного газа?
  • Какие реакции характерны для алканов?
  • Как называются реакции сопровождающие выделением тепла и света?
  • Что такое изомерия, изомер?
  • Как проявляется изомерия предельных углеводородов?
Ответы Повторение пройденного материала  1. К предельным углеводородам относятся органические вещества с общей формулой С n H 2n+2, в молекулах которых все валентности атомов углерода насыщены атомами водорода. 2. С n H 2n+2 3. SP 3 -гибритизация 4. 109 0 28 ! 5. Метан СН 4 6. Реакции замещения 7. Экзотермические реакции 8. Изомерия- это такое явление, при котором могут существовать несколько веществ имеющих один и тот же состав, одну и туже молекулярную массу, но различающихся строением молекул. Соединения, которые содержат одинаковое число атомов одних и тех же элементов, но связанных в различном порядке называются изомерами. 9. Изомерией углеродного скелета  

Ответы Повторение пройденного материала

1. К предельным углеводородам относятся органические вещества с общей формулой С n H 2n+2, в молекулах которых все валентности атомов углерода насыщены атомами водорода.

2. С n H 2n+2

3. SP 3 -гибритизация

4. 109 0 28 !

5. Метан СН 4

6. Реакции замещения

7. Экзотермические реакции

8. Изомерия- это такое явление, при котором могут существовать несколько веществ имеющих один и тот же состав, одну и туже молекулярную массу, но различающихся строением молекул.

Соединения, которые содержат одинаковое число атомов одних и тех же элементов, но связанных в различном порядке называются изомерами.

9. Изомерией углеродного скелета

 

 Оценка ответов Повторение пройденного материала    9 правильных ответов – 5 баллов  8-7  правильных ответов – 4 балла  6-5 правильных ответов – 3 балла

Оценка ответов Повторение пройденного материала

9 правильных ответов – 5 баллов

8-7 правильных ответов – 4 балла

6-5 правильных ответов – 3 балла

ПЛАН ЗАНЯТИЯ: Выбор названия команды, капитана команды. Соревнование между командами на первом этапе «Прятки» Индивидуальный ответ каждого участника команды  в соревновании на втором этапе «Полоса препятствий» 4. Индивидуальный ответ каждого участника команды  в соревновании на третьем этапе «Восстанови запись» 5. Соревнование между командами на четвертом этапе «Составь кроссворд» 6. Соревнование между командами на пятом этапе «Зашифрованное письмо» Индивидуальное задание для каждого участника команды на шестом этапе «Реши задачу» 8. Подведение итогов занятия.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  • Выбор названия команды, капитана команды.
  • Соревнование между командами на первом этапе «Прятки»
  • Индивидуальный ответ каждого участника команды

в соревновании на втором этапе «Полоса препятствий»

4. Индивидуальный ответ каждого участника команды

в соревновании на третьем этапе «Восстанови запись»

5. Соревнование между командами на четвертом этапе «Составь кроссворд»

6. Соревнование между командами на пятом этапе «Зашифрованное письмо»

  • Индивидуальное задание для каждого участника команды на шестом этапе «Реши задачу»

8. Подведение итогов занятия.

1 Этап «ПРЯТКИ»:  Из списка веществ необходимо выбрать формулы алканов, составить их структурные формулы:  1. С 2 Н 4 , С 3 Н 8 , С 7 Н 14 , С 7 Н 16 , С 4 Н 10 , С 6 Н 6 , С 5 Н 10 , С 8 Н 16   2. СН 4 , С 3 Н 4 , С 2 Н 2 , С 6 Н 14 , С 6 Н 12 , С 9 Н 20 , С 10 Н 20 , С 3 Н 6  3. С 2 Н 6 , С 4 Н 6 , С 5 Н 12 , С 6 Н 6 , С 6 Н 12 , С 2 Н 2 , С 4 Н 8 , С 8 Н 18  4. С 10 Н 18 , С 7 Н 12 , С 10 Н 22 , С 5 Н 8 , С 4 Н 6 , С 5 Н 12 , С 7 Н 14 , С 3 Н 8    3 балла за полный правильный ответ

1 Этап «ПРЯТКИ»:

  • Из списка веществ необходимо выбрать формулы алканов, составить их структурные формулы:

1. С 2 Н 4 , С 3 Н 8 , С 7 Н 14 , С 7 Н 16 , С 4 Н 10 , С 6 Н 6 , С 5 Н 10 , С 8 Н 16

2. СН 4 , С 3 Н 4 , С 2 Н 2 , С 6 Н 14 , С 6 Н 12 , С 9 Н 20 , С 10 Н 20 , С 3 Н 6

3. С 2 Н 6 , С 4 Н 6 , С 5 Н 12 , С 6 Н 6 , С 6 Н 12 , С 2 Н 2 , С 4 Н 8 , С 8 Н 18

4. С 10 Н 18 , С 7 Н 12 , С 10 Н 22 , С 5 Н 8 , С 4 Н 6 , С 5 Н 12 , С 7 Н 14 , С 3 Н 8

3 балла за полный правильный ответ

2 Этап «ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»: 1. Соедините стрелками структурную формулу с  соответствующим ее названием: СН 3 СН СН 3 3-МЕТИЛ ПЕНТАН   СН 3  СН 3 СН СН СН 3   2,2 – ДИМЕТИЛ БУТАН  СН 3 СН 3  СН 3 СН 2 СН СН 2 СН 3 2.3 – ДИМЕТИЛ БУТАН  СН 3   СН 3 СН 3 С СН 3 2,2 МЕТИЛ ПРОПАН   СН 3

2 Этап «ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»:

1. Соедините стрелками структурную формулу с

соответствующим ее названием:

СН 3 СН СН 3 3-МЕТИЛ ПЕНТАН

СН 3

СН 3 СН СН СН 3 2,2 – ДИМЕТИЛ БУТАН

СН 3 СН 3

СН 3 СН 2 СН СН 2 СН 3 2.3 – ДИМЕТИЛ БУТАН

СН 3

СН 3

СН 3 С СН 3 2,2 МЕТИЛ ПРОПАН

СН 3

2 Этап «ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»:  2. Напишите структурные формулы по названиям веществ:   а) 2 метил пропан;  б) 2,2 диметил гексан;  в) 3 метил бутан;  г) 2,3 диметил пентан   КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ОЦЕНИВАЕТСЯ  В 1 БАЛЛ.

2 Этап «ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»:

2. Напишите структурные формулы по названиям веществ:

а) 2 метил пропан;

б) 2,2 диметил гексан;

в) 3 метил бутан;

г) 2,3 диметил пентан

КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ОЦЕНИВАЕТСЯ

В 1 БАЛЛ.

Стандарты ответов на первое задание второго этапа. СН 3 СН СН 3 3-МЕТИЛ ПЕНТАН   СН 3   СН 3 СН СН СН 3   2,2 – ДИМЕТИЛ БУТАН  СН 3 СН 3   СН 3 СН 2 СН СН 2 СН 3 2.3 – ДИМЕТИЛ БУТАН  СН 3   СН 3 СН 3 С СН 2   СН 3 2 МЕТИЛ ПРОПАН   СН 3

Стандарты ответов на первое задание второго этапа.

СН 3 СН СН 3 3-МЕТИЛ ПЕНТАН

СН 3

СН 3 СН СН СН 3 2,2 – ДИМЕТИЛ БУТАН

СН 3 СН 3

СН 3 СН 2 СН СН 2 СН 3 2.3 – ДИМЕТИЛ БУТАН

СН 3

СН 3

СН 3 С СН 2 СН 3 2 МЕТИЛ ПРОПАН

СН 3

 Стандарты ответов на второе задание второго этапа.  а) СН 3 СН СН 3  СН 3   СН 3 б) СН 3 С СН 2 СН 2 СН 2 СН 3  СН 3  в) СН 3 СН СН 2 СН 3  СН 3   г) СН 3 СН СН СН 2 СН 3  СН 3 СН 3

Стандарты ответов на второе задание второго этапа.

а) СН 3 СН СН 3

СН 3

СН 3

б) СН 3 С СН 2 СН 2 СН 2 СН 3

СН 3

в) СН 3 СН СН 2 СН 3

СН 3

г) СН 3 СН СН СН 2 СН 3

СН 3 СН 3

Оценка ответов Полоса препятствий   8 правильных ответов - 5  баллов  7,6  правильных ответов – 4  балла 5  правильных ответов - 3  балла

Оценка ответов Полоса препятствий

8 правильных ответов - 5 баллов

7,6 правильных ответов 4 балла

5 правильных ответов - 3 балла

3 этап Восстанови запись  На экране записаны уравнения реакций, характеризующие основные способы получения парафинов по химическим свойствам. Кто-то проник в кабинет и стер часть записей, необходимо их восстановить.  5 баллов за правильные ответы. С + . . . СН 4 СН 3 СООNa + … СН 4 + . . .  СН 3 Cl + . . . С 2 Н 6 + . . . С 3 Н 8 + . . . 3СО 2 + . . .  2 С 2 Н 6 + . . . С 2 Н 5 Br + . . . . . . + NaОН С 2 Н 6 + Na 2 СО 3  СН 4 + . . . . . . + 2Н 2 О 2С 2 Н 5 Cl + . . . С 4 Н 10 + . . .  3. С 2 Н 6 С 2 Н 4 + . . . Al 4 C 3 + 12H 2 O . . . + Al(OH) 3  C 8 H 18 . . . + С 4 Н 8 . . . С 2 Н 2 + 2Н 2

3 этап Восстанови запись

На экране записаны уравнения реакций, характеризующие основные способы получения парафинов по химическим свойствам. Кто-то проник в кабинет и стер часть записей, необходимо их восстановить.

5 баллов за правильные ответы.

  • С + . . . СН 4 СН 3 СООNa + … СН 4 + . . .

СН 3 Cl + . . . С 2 Н 6 + . . . С 3 Н 8 + . . . 3СО 2 + . . .

2 С 2 Н 6 + . . . С 2 Н 5 Br + . . . . . . + NaОН С 2 Н 6 + Na 2 СО 3

СН 4 + . . . . . . + 2Н 2 О 2С 2 Н 5 Cl + . . . С 4 Н 10 + . . .

3. С 2 Н 6 С 2 Н 4 + . . . Al 4 C 3 + 12H 2 O . . . + Al(OH) 3

C 8 H 18 . . . + С 4 Н 8 . . . С 2 Н 2 + 2Н 2

 Стандарты ответов на задания третьего этапа   1. С + 2Н 2 СН 4 СН 3 СООNa + Na OH СН 4 + Na 2 CO 3  2СН 3 Cl + 2Na С 2 Н 6 + 2NaCl С 3 Н 8 + 5O 2 3СО 2 + 4H 2 O  2. С 2 Н 6 + Br С 2 Н 5 Br + HBr С 2 Н 5 СООNa + NaОН С 2 Н 6 + Na 2 СО 3  СН 4 + O 2 CO 2 + 2Н 2 О 2С 2 Н 5 Cl + 2Na С 4 Н 10 + 2NaCl 3. С 2 Н 6 С 2 Н 4 + H 2 Al 4 C 3 + 12H 2 O 3CH 4 + 4Al(OH) 3  C 8 H 18 C 4 H 10 + С 4 Н 8 C 2 H 6 С 2 Н 2 + 2Н 2

Стандарты ответов на задания третьего этапа

1. С + 2Н 2 СН 4 СН 3 СООNa + Na OH СН 4 + Na 2 CO 3

2СН 3 Cl + 2Na С 2 Н 6 + 2NaCl С 3 Н 8 + 5O 2 3СО 2 + 4H 2 O

2. С 2 Н 6 + Br С 2 Н 5 Br + HBr С 2 Н 5 СООNa + NaОН С 2 Н 6 + Na 2 СО 3

СН 4 + O 2 CO 2 + 2Н 2 О 2С 2 Н 5 Cl + 2Na С 4 Н 10 + 2NaCl

3. С 2 Н 6 С 2 Н 4 + H 2 Al 4 C 3 + 12H 2 O 3CH 4 + 4Al(OH) 3

C 8 H 18 C 4 H 10 + С 4 Н 8 C 2 H 6 С 2 Н 2 + 2Н 2

Оценка ответов Восстанови запись    11-12  правильных ответов – 5 баллов 10-9 правильных ответов - 4 балла 8-7 правильных ответа - 3 балла

Оценка ответов Восстанови запись

11-12 правильных ответов – 5 баллов

10-9 правильных ответов - 4 балла

8-7 правильных ответа - 3 балла

4 этап Составьте кроссворд По вертикали: 1.Одно из названий предельных углеводородов; По горизонтали: Алкан имеющий формулу С 3 Н 8  Простейший представитель предельных углеводородов; Французский химик, чье имя носит реакция галогенопроизводных углеводородов с металлическим натрием; Геометрическая форма, которую напоминает молекула метана; Травиальное название трихлорметана;  Название радикала С 2 Н 5 ;  Тип реакции наиболее характерной для алканов; Агрегатные состояния первых четырех представителей алканов при обычных условиях. 2 1 3 4 5 6 7 8 9 5  баллов за правильный ответ

4 этап Составьте кроссворд

По вертикали:

1.Одно из названий предельных углеводородов;

По горизонтали:

  • Алкан имеющий формулу С 3 Н 8
  • Простейший представитель предельных углеводородов;
  • Французский химик, чье имя носит реакция галогенопроизводных углеводородов с металлическим натрием;
  • Геометрическая форма, которую напоминает молекула метана;
  • Травиальное название трихлорметана;
  • Название радикала С 2 Н 5 ;
  • Тип реакции наиболее характерной для алканов;
  • Агрегатные состояния первых четырех представителей алканов при обычных условиях.

2

1

3

4

5

6

7

8

9

5 баллов за правильный ответ

Ответ на задание 4 этапа  П Н 2 А 1 О Р П  А Н М Т Е В Ю Ц Р 4  Т Е Т А Д Р Э Р 5 О Х Р О О Л М Ф Р 6 Э И Т Л 7 Н Е А Е З М Щ И Е 8 З Г Ы А 9

Ответ на задание 4 этапа

П

Н

2

А

1

О

Р

П

А

Н

М

Т

Е

В

Ю

Ц

Р

4

Т

Е

Т

А

Д

Р

Э

Р

5

О

Х

Р

О

О

Л

М

Ф

Р

6

Э

И

Т

Л

7

Н

Е

А

Е

З

М

Щ

И

Е

8

З

Г

Ы

А

9

5 этап Зашифрованное письмо   Прочитав данные предложения, найдите в них название предельных углеводородов. По 1 баллу за правильный ответ  Цветок Таня посадила в красивый белый горшок. Была утверждена смета на строительство нового объекта. В деревне про панночку ходили самые невероятные слухи.

5 этап Зашифрованное письмо

Прочитав данные предложения, найдите в них название предельных углеводородов.

По 1 баллу за правильный ответ

  • Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.
  • Была утверждена смета на строительство нового объекта.
  • В деревне про панночку ходили самые невероятные слухи.

Правильные Ответы на задания 5 этапа  1. Цвет ок Тан я  посадила в красивый белый горшок. 2. Была утверждена с мета н а строительство нового объекта. 3. В деревне про пан ночку ходили самые невероятные слухи.

Правильные Ответы на задания 5 этапа

1. Цвет ок Тан я посадила в красивый белый горшок.

2. Была утверждена с мета н а строительство нового объекта.

3. В деревне про пан ночку ходили самые невероятные слухи.

6 этап Реши задачу  Каждый должен решить одну задачу на нахождение формулы углеводорода по известным массовым долям углерода и водорода и относительной плотности искомого углеводорода. Время 5 минут.  За правильный ответ 5 баллов w(c) = 83,3% 2. w(c) = 82,8% 3. w(c) = 80%  w(н) = 16.7% w(н) = 17,2% w(н) = 20%  D(н 2 ) = 36 D(возд.) =2 D(н 2 ) = 15  4. w(c) = 85,7% 5. w(c) =92,3%  w(н) =14,3% w(н) =7,7%  D(н 2 )= 28 р = 1.16 г/л

6 этап Реши задачу

Каждый должен решить одну задачу на нахождение формулы углеводорода по известным массовым долям углерода и водорода и относительной плотности искомого углеводорода.

Время 5 минут. За правильный ответ 5 баллов

  • w(c) = 83,3% 2. w(c) = 82,8% 3. w(c) = 80%

w(н) = 16.7% w(н) = 17,2% w(н) = 20%

D(н 2 ) = 36 D(возд.) =2 D(н 2 ) = 15

4. w(c) = 85,7% 5. w(c) =92,3%

w(н) =14,3% w(н) =7,7%

D(н 2 )= 28 р = 1.16 г/л

Правильные Ответы на задания 6 этапа  1. С 5 Н 12   2. С 4 Н 10   3. С 2 Н 6   4.  С 4 Н 8    5. С 2 Н 2

Правильные Ответы на задания 6 этапа

1. С 5 Н 12

2. С 4 Н 10

3. С 2 Н 6

4. С 4 Н 8

5. С 2 Н 2

Подведение итогов занятия

Подведение итогов занятия

   СПАСИБО ЗА РАБОТУ

СПАСИБО ЗА РАБОТУ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!