Тема: «Семейный бюджет. Расчет семейного бюджета»
Цели: - познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет».
Задачи
Образовательные:
- формировать у обучающихся представление об основных источниках дохода, основных и текущих статьях расхода бюджета семьи;
- учить рассчитывать доход и расход семьи, на примере решения арифметических задач, условия которых приближены к жизненным ситуациям.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мышление через анализ и сопоставление, умение логически и последовательно излагать свои рассуждения, аргументировать, абстрагировать и обобщать;
- развивать вербальную память, устную речь за счёт введения новых слов.
Воспитательные:
- содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся;
- воспитывать экономность, бережливость.
Оборудование: Ноутбук, проектор, карточки для индивидуальной работы, записи на доске, тетради, ручки.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Проверьте: всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
У кого всё это есть,
Может тихо – тихо сесть.
- Молодцы! А теперь тихо сели, выпрямили спинки, отвели плечики, положили руки на парту.
- Скажите, пожалуйста, какое сегодня число, месяц, день недели? Слайд 1. (заставка)
2. Введение в тему. Слайд 2.
- Ребята, сегодня на уроке, предстоит хорошо потрудиться, быть внимательными вам понадобятся знания, которые вы получили раньше.
А тема нашего урока зашифрована, надо ее расшифровать.
Слайд 3- таблица Алфавит.
Упражнение - цифровое задание:
Используя таблицу «Алфавит», расшифруй тему урока
19 6 14 6 11 15 29 11 2 32 5 8 6 20
С Е М Е Й Н Ы Й Б Ю Д Ж Е Т
Правильно тема сегодняшнего урока «Семейный бюджет» Слайд 4
3. Основная часть.
-Ребята, приходилось ли вам слышать слова: бюджет, доходы, расходы?
Рассмотрим, что обозначают эти понятия. (значение слов бюджет, доход, расход)
- Сегодня будем работать устно, с комментированием у доски и с места.
Слайд 5 (кошелек)
(запись числа, «классная работа», темы урока в тетрадь)
Определение понятия «бюджет»
Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает «кошелек, сумка».
Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.
Доход – это все денежные поступления.
- В каком же виде можно получать доход? (банкноты, монеты, кредиты, безналичных денег (счета в банке, чеки), а также в виде благ)
- заработной платы членов семьи,
- пенсий и стипендии,
- выплат и льгот из общественных организация,
- доходы от предпринимательской деятельности,
- от сдачи недвижимости и других средств в аренду,
- доходы от ценных бумаг,
- от приусадебного хозяйства.
Варианты статей дохода:
Основные источники: заработная плата мамы, заработная плата папы, пенсия, пособие на детей, стипендия.
Дополнительные источники: доходы от индивидуальной трудовой деятельности, приусадебный участок, ценные бумаги, премия, гонорар, выигрыш в лотерею, наследство.
Расход – затраты материальных и денежных средств.
А теперь определим, что относится к доходам. А что к расходам.
Слайд 6- устные ответы детей
- Как мы расходуем имеющиеся средства?
- питание
- обязательные платежи
- сборы
- налоги
- оплату жилья
- на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель)
- культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры)
- Сегодня вы поучитесь считать доходы и расходы семьи.
Ведь в будущем каждый из вас будете иметь свою семью и очень важно уметь распределять правильно бюджет семьи.
Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи Магомедовых за месяц.
Варианты статей расхода:
Постоянные расходы: питание, расходы на содержание квартиры, оплата телефона, оплата электроэнергии, транспортные расходы, налоги.
Переменные расходы: промышленные товары, бытовые услуги, платежи, организация досуга, платные медицинские услуги.
Слайд 7 (таблица доходов семьи Магомедовых)
Доход семьи Магомедовых
Зарплата папы | 18 020 р.50 к. |
Зарплата мамы | 14 583 р. 25 к. |
Пенсия бабушки | 8600 р. 10к. |
Пособие на сына | 350 р. |
Итого: | 41553 р. 85 к. |
Какой же общий доход семьи за месяц?
Задание. Подсчет совокупного дохода семьи. Работа в тетрадях, решение примеров. Выход учеников к доске. Слайд 8
Физминутка. Игра “Сигнальщики”
(поднимают зелёную карточку, когда будет называться статья дохода семьи, красную- статья расходов)
Сбор грибов, ягод и продажа на рынке.
Оплата за свет.
Поездка в больницу к врачу.
Зарплата папы.
Выигрыш в лотерею
Покупка платья для мамы
Покупка новой книги.
Продажа картофеля со своего огорода.
Поездка на пикник.
Премия маме за хорошую работу.
Посещения бассейна.
Покупка продуктов питания.
Поход в кинотеатр.
Продажа молока
Зарплата мамы.
Деньги, полученные от продажи фруктов с садового участка.
Сумма денег, которую тратит семья.
Динамическая пауза для улучшения мозгового кровообращения:
Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
Расходы – это деньги, которые мы тратим.
Подумайте, на что в вашей семье тратят деньги? (Ответы учащихся). Слайд 9
Сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание – подсчитать расходы вашей семьи.
Задача (расходы семейного бюджета). Слайд 10. В виде таблицы
Виды расходов семьи Магомедовых
Название статьи расходов | Расход в рублях |
Коммунальные услуги (газ, электроэнергия, вода) | 6 500р. 10к. |
Одежда | 5250 р. 60к. |
Сотовая связь | 1800 р. |
Услуги (транспорт, плата за детсад и т. п.) | 3 600р. 45 к. |
Итого: | 20151 р. 15 к. |
Решение примеров на сложение мер стоимости. Выход учеников к доске.
Ребята. Посмотрите внимательно какой важный вид расход мы не посчитали?
Правильно, продукты, питание. Остальные все деньги в семье пошли на питание.
Давайте посчитаем, сколько денег уйдет на питание?
Решение. 41553 р. 85 к. – 20151 р. 15 к. = 21402 р. 70 к.
Хорошо, если доходы = расходам.
Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.
Учитель:
-Что значит экономить?
-Чем отличается экономный человек, от жадного?
-На чём бы вы экономили?
Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.
4. Закрепление полученных знаний.
Работа по карточкам, решение примеров на сложение, вычитание мер стоимости.
Взаимопроверка решения, (если ответы совпали, поднимаем зеленую карточку).
расписать статьи доходов и расходов за сентябрь ______года
семья _________________ Возможные варианты статей дохода и расхода выберите в предложенном списке или внесите свои. |
№ | Статьи дохода | Сумма, руб. | Статьи расхода | Сумма, руб. |
| Основные источники | | Постоянные расходы | |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
Итого: | | | | |
- Давайте прочитаем высказывание немецкого писателя Бертольда Авербаха и попробуем объяснить их смысл.
Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
- Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег)
- А откуда берутся деньги? (зарабатывают, пенсия, выплаты)
- Смогла бы ваша семья прожить без денег? (нет) А почему?
5.Рефлексия: Скажите:
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Я научился …
На уроке мне было …
6.Итог урока.
- Где пригодятся знания полученные на уроке?
-Что такое «семейный бюджет»?
-Назовите доходы семейного бюджета.
-Назовите расходы семейного бюджета?
-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?
Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? (Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги на безделушки).
Вывод: Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный, ведению которого мы сегодня учились.
Выставление оценок.
расписать статьи доходов и расходов за сентябрь ______года
семья _________________ Возможные варианты статей дохода и расхода выберите в предложенном списке или внесите свои. |
№ | Статьи дохода | Сумма, руб. | Статьи расхода | Сумма, руб. |
| Основные источники | | Постоянные расходы | |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
Итого: | | | | |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
расписать статьи доходов и расходов за сентябрь ______года
семья _________________ Возможные варианты статей дохода и расхода выберите в предложенном списке или внесите свои. |
№ | Статьи дохода | Сумма, руб. | Статьи расхода | Сумма, руб. |
| Основные источники | | Постоянные расходы | |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
Итого: | | | | |