СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Семейный бюджет. Расчёт семейного бюджета"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Семейный бюджет. Расчёт семейного бюджета"»

Тема: «Семейный бюджет. Расчет семейного бюджета»


Цели: - познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет».

Задачи

Образовательные:

- формировать у обучающихся   представление об основных источниках дохода, основных и текущих статьях расхода бюджета семьи;

- учить рассчитывать доход и расход семьи, на примере решения арифметических задач, условия которых приближены к жизненным ситуациям.

Коррекционно-развивающие:

- развивать мышление через анализ и сопоставление, умение логически и последовательно излагать свои рассуждения, аргументировать, абстрагировать и обобщать;

- развивать вербальную память, устную речь за счёт введения новых слов.

Воспитательные:

- содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся;

- воспитывать экономность, бережливость.

Оборудование: Ноутбук, проектор, карточки для индивидуальной работы, записи на доске, тетради, ручки.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Проверьте: всё ль на месте, всё ль в порядке      

 Книжки, ручки и тетрадки?

 У кого всё это есть,

 Может тихо – тихо сесть.

- Молодцы! А теперь тихо сели, выпрямили спинки, отвели плечики, положили руки на парту.

Скажите, пожалуйста, какое сегодня число, месяц, день недели? Слайд 1. (заставка)


2. Введение в тему. Слайд 2.

- Ребята, сегодня на уроке, предстоит хорошо потрудиться, быть внимательными вам понадобятся знания, которые вы получили раньше.

А тема нашего урока зашифрована, надо ее расшифровать.

Слайд 3- таблица Алфавит.

 Упражнение - цифровое задание:

Используя таблицу «Алфавит», расшифруй тему урока

19   6     14    6    11    15    29    11        2     32    5     8     6     20

С     Е      М   Е     Й     Н       Ы     Й          Б    Ю    Д     Ж    Е     Т  

Правильно тема сегодняшнего урока «Семейный бюджет» Слайд 4


3. Основная часть.

-Ребята, приходилось ли вам слышать слова: бюджет, доходы, расходы?

Рассмотрим, что обозначают эти понятия. (значение слов бюджет, доход, расход)

- Сегодня будем работать устно, с комментированием у доски и с места.

Слайд 5 (кошелек)

(запись числа, «классная работа», темы урока в тетрадь)

Определение понятия «бюджет»

Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает «кошелек, сумка».

Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.

Доход – это все денежные поступления.

- В каком же виде можно получать доход? (банкноты, монеты, кредиты, безналичных денег (счета в банке, чеки), а также в виде благ)

- заработной платы членов семьи,

- пенсий и стипендии,

- выплат и льгот из общественных организация,

- доходы от предпринимательской деятельности,

- от сдачи недвижимости и других средств в аренду,

- доходы от ценных бумаг,

- от приусадебного хозяйства.

Варианты статей дохода:

Основные источники: заработная плата мамы, заработная плата папы, пенсия, пособие на детей, стипендия.

Дополнительные источники: доходы от индивидуальной трудовой деятельности, приусадебный участок, ценные бумаги, премия, гонорар, выигрыш в лотерею, наследство.

Расход – затраты материальных и денежных средств.

А теперь определим, что относится к доходам. А что к расходам.

Слайд 6- устные ответы детей

- Как мы расходуем имеющиеся средства?

- питание

- обязательные платежи

- сборы

- налоги

- оплату жилья

- на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель)

- культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры)

- Сегодня вы поучитесь считать доходы и расходы семьи.

Ведь в будущем каждый из вас будете иметь свою семью и очень важно уметь распределять правильно бюджет семьи.

Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи Магомедовых за месяц.

Варианты статей расхода:

Постоянные расходы: питание, расходы на содержание квартиры, оплата телефона, оплата электроэнергии, транспортные расходы, налоги.

Переменные расходы: промышленные товары, бытовые услуги, платежи, организация досуга, платные медицинские услуги.

Слайд 7 (таблица доходов семьи Магомедовых)


Доход семьи Магомедовых

 

Зарплата папы

18 020 р.50 к.

Зарплата мамы

14 583 р. 25 к.

Пенсия бабушки

8600 р. 10к.

Пособие на сына

350 р.

                           Итого:

41553 р. 85 к.

 

Какой же общий доход семьи за месяц?  

Задание. Подсчет совокупного дохода семьи.  Работа в тетрадях, решение примеров. Выход учеников к доске. Слайд 8

Физминутка. Игра “Сигнальщики”

 (поднимают зелёную карточку, когда будет называться статья дохода семьи, красную- статья расходов)

  1. Сбор грибов, ягод и продажа на рынке.

  2. Оплата за свет.

  3. Поездка в больницу к врачу.

  4. Зарплата папы.

  5. Выигрыш в лотерею

  6. Покупка платья для мамы

  7. Покупка новой книги.

  8. Продажа картофеля со своего огорода.

  9. Поездка на пикник.

  10. Премия маме за хорошую работу.

  11. Посещения бассейна.

  12. Покупка продуктов питания.

  13. Поход в кинотеатр.

  14. Продажа молока

  15. Зарплата мамы.

  16. Деньги, полученные от продажи фруктов с садового участка.

  17. Сумма денег, которую тратит семья.

Динамическая пауза для улучшения мозгового кровообращения:

Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Расходы – это деньги, которые мы тратим.

Подумайте, на что в вашей семье тратят деньги? (Ответы учащихся). Слайд 9

Сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание – подсчитать расходы вашей семьи.  

 Задача (расходы семейного бюджета). Слайд 10. В виде таблицы               

Виды расходов семьи Магомедовых

       Название статьи расходов

      Расход в рублях

 Коммунальные услуги (газ, электроэнергия, вода)

    6 500р. 10к.

 Одежда

    5250 р. 60к.

 Сотовая связь

      1800 р.

 Услуги (транспорт, плата за детсад и т. п.)

    3 600р. 45 к.

 Итого:

 20151 р. 15 к.

Решение примеров на сложение мер стоимости. Выход учеников к доске.

 Ребята. Посмотрите внимательно какой важный вид расход мы не посчитали?

 Правильно, продукты, питание. Остальные все деньги в семье пошли на питание.

Давайте посчитаем, сколько денег уйдет на питание?

Решение. 41553 р. 85 к. – 20151 р. 15 к. = 21402 р. 70 к.

Хорошо, если доходы = расходам.

Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.

Учитель:

-Что значит экономить?

-Чем отличается экономный человек, от жадного?

-На чём бы вы экономили?

Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.


4. Закрепление полученных знаний.

Работа по карточкам, решение примеров на сложение, вычитание   мер стоимости.

 Взаимопроверка решения, (если ответы совпали, поднимаем зеленую карточку).


расписать статьи доходов и расходов за сентябрь ______года


семья _________________

Возможные варианты статей дохода и расхода выберите в предложенном списке или внесите свои.

№ 

Статьи дохода

Сумма, руб.

Статьи расхода

Сумма, руб.


Основные источники


Постоянные расходы


1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





Итого:






- Давайте прочитаем высказывание немецкого писателя Бертольда Авербаха и попробуем объяснить их смысл.

Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство.

- Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег)

- А откуда берутся деньги? (зарабатывают, пенсия, выплаты)

- Смогла бы ваша семья прожить без денег? (нет) А почему?

5.Рефлексия: Скажите:

  1. Мне больше всего удалось ...

  2. Я могу себя похвалить за…

  3. Я могу похвалить одноклассников за...

  4. Я научился …

  5. На уроке мне было …

6.Итог урока. 
- Где пригодятся знания полученные на уроке?

-Что такое «семейный бюджет»? 
-Назовите доходы семейного бюджета. 
-Назовите расходы семейного бюджета? 
-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет? 

Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? (Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги на безделушки). 


Вывод: Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный, ведению которого мы сегодня учились.  

Выставление оценок.

  




























расписать статьи доходов и расходов за сентябрь ______года


семья _________________

Возможные варианты статей дохода и расхода выберите в предложенном списке или внесите свои.

№ 

Статьи дохода

Сумма, руб.

Статьи расхода

Сумма, руб.


Основные источники


Постоянные расходы


1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





Итого:






-----------------------------------------------------------------------------------------------------------


расписать статьи доходов и расходов за сентябрь ______года


семья _________________

Возможные варианты статей дохода и расхода выберите в предложенном списке или внесите свои.

№ 

Статьи дохода

Сумма, руб.

Статьи расхода

Сумма, руб.


Основные источники


Постоянные расходы


1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





Итого:







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!