Тема урока: Щелочноземельные металлы
Класс: 9-й
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный урок
Цель: Создание общей характеристики металлов II группы главной подгруппы. Отрабатывать умение решать ситуационные задачи, формируя естественнонаучную грамотность учащихся.
Задачи урока:
Обучающие: формировать знания учащихся о щелочноземельных элементах как типичных металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими).
Развивающие: развивать умения исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать устойчивый интерес к предмету, аккуратность, дисциплину, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.
Оснащение: компьютер, таблица по технике безопасности, диск “Виртуальная лаборатория по химии”, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя.
Мы изучаем раздел «Металлы», и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы познакомились с элементами I группы главной подгруппы – щелочными металлами. Сегодня приступаем к изучению металлов II группы главной подгруппы - щелочноземельных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.
3. Актуализация знаний.
-Используя составленную на прошлых уроках ментальную карту по теме «Щелочные металлы», ответьте на вопросы:
Ответ «да» - поднимаете правую руку
Ответ «нет» - руки на парте
1) щелочные металлы расположены в I группе периодической системы Д.И. Менделеева
2) щелочные металлы расположены в побочной подгруппе
3) на внешнем уровне 1 электрон
4) щелочные металлы легко принимают 1 электрон
5) щелочные металлы проявляют степень окисления +1
6) с увеличением размеров атомов от лития к францию энергия ионизации атомов уменьшается и, как правило, возрастает их химическая активность
7) все щелочные металлы серебристо-белого цвета
8) щелочные металлы лёгкие, мягкие и легкоплавкие.
9) щелочные металлы можно в природе встретить в свободном состоянии
10) щелочные металлы используют для создания металлических конструкций
- Знания Химических свойств щелочных металлов проверим в виде небольшой проверочной работы по вариантам:
I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия натрия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
II вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия лития с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
III вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия калия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
4. Изучение новой темы
Тема нашего урока “Щелочноземельные металлы”
Задачи урока:
Дать общую характеристику щелочноземельным металлам.
Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства.
Узнать о важнейших соединениях этих металлов.
Определить области применения этих соединений.
- Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана, составим интеллект-карту.
Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева.
Строение атома щелочных металлов.
Физические свойства.
Химические свойства.
Применение щелочноземельных металлов.
Инструктивная карта урока «Берилий, магний и ЩЗМ»
Задача | Рекомендации |
-
Определи, что означает понятие «Щелочноземельные металлы». Запиши в интеллект – карту (в центре листа) Время работы – 5 минут | Интернет, словарь, справочник, энциклопедия - возможные источники информации |
-
Определи основность/кислотность соединений алюминия Время работы - 5 мин | Лабораторная работа по виртуальной лаборатории. Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочноземельных металлов. Правила техники безопасности для работы со ЩЗМ. работать в вытяжном шкафу на подносе сухими руками брать в малых количествах Проведите опыт. Описание лабораторного опыта вы найдете в инструкции на лабораторном столе. Сделай вывод, запиши в интеллект – карту Опыт № 1.Взаимодействие кальция с водой. Опыт № 2. Горение магния, кальция, стронция, бария Записать уравнения реакции и наблюдения в тетрадь. |
-
Работа в группах над интеллект – картой Время работы – 10 мин | Разделите обязанности: 1-й – строение атома, 2-й – нахождение в природе, 3 – й - физические свойства, 4 – й – химические свойства, 5 –й - применение. |
-
Проверка интеллект – карты и заполнение оценочного листа Время работы - 10 минут | -
Определите жеребьевкой, на какой вопрос отвечает ваша команда. -
Поменяйтесь и/к с соседними группами для взаимопроверки -
Получите у учителя конверт с материалами, из содержимого выберите те, которые нужны для заполнения формы на доске. Назначьте выступающего от группы. -
После того, как интеллект – карта на доске будет заполнена всеми группами, выполните взаимопроверку -
Поставьте соответствующее количество баллов в оценочный лист, опирайтесь на критерии оценки (на оборотной стороне листа) -
Обменяйтесь работами обратно -
В колонке для самопроверки оцените себя -
Оценочные листы сдаются учителю |
-
Рефлексия Время работы – 5 минут | Каждая группа отмечает наиболее важные моменты урока. Эти вопросы вам помогут сформулировать выводы: -
Какова цель урока? -
По какой схеме проходило изучение темы? -
Где вы находили информацию? -
Что было самым трудным и самым интересным? |
7. Домашнее задание.