СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок «Щелочноземельные металлы»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Щелочноземельные металлы»»

Тема урока: Щелочноземельные металлы

Класс: 9-й

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок

Цель: Создание общей характеристики металлов II группы главной подгруппы. Отрабатывать умение решать ситуационные задачи, формируя естественнонаучную грамотность учащихся.

Задачи урока:

Обучающие: формировать знания учащихся о щелочноземельных элементах как типичных металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими).

Развивающие: развивать умения исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать устойчивый интерес к предмету, аккуратность, дисциплину, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.

Оснащение: компьютер, таблица по технике безопасности, диск “Виртуальная лаборатория по химии”, презентация.


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя.

Мы изучаем раздел «Металлы», и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы познакомились с элементами I группы главной подгруппы – щелочными металлами. Сегодня приступаем к изучению металлов II группы главной подгруппы - щелочноземельных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

3. Актуализация знаний.

-Используя составленную на прошлых уроках ментальную карту по теме «Щелочные металлы», ответьте на вопросы:

Ответ «да» - поднимаете правую руку

Ответ «нет» - руки на парте

1) щелочные металлы расположены в I группе периодической системы Д.И. Менделеева

2) щелочные металлы расположены в побочной подгруппе

3) на внешнем уровне 1 электрон

4) щелочные металлы легко принимают 1 электрон

5) щелочные металлы проявляют степень окисления +1

6) с увеличением размеров атомов от лития к францию энергия ионизации атомов уменьшается и, как правило, возрастает их химическая активность

7) все щелочные металлы серебристо-белого цвета

8) щелочные металлы лёгкие, мягкие и легкоплавкие.

9) щелочные металлы можно в природе встретить в свободном состоянии

10) щелочные металлы используют для создания металлических конструкций


- Знания Химических свойств щелочных металлов проверим в виде небольшой проверочной работы по вариантам:

I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия натрия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.

II вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия лития с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.

III вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия калия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.


4. Изучение новой темы

Тема нашего урока “Щелочноземельные металлы”

Задачи урока:

Дать общую характеристику щелочноземельным металлам.

Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства.

Узнать о важнейших соединениях этих металлов.

Определить области применения этих соединений.

- Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана, составим интеллект-карту.

Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева.

Строение атома щелочных металлов.

Физические свойства.

Химические свойства.

Применение щелочноземельных металлов.

Инструктивная карта урока «Берилий, магний и ЩЗМ»

Задача

Рекомендации

  1. Определи, что означает понятие «Щелочноземельные металлы». Запиши в интеллект – карту (в центре листа)

Время работы – 5 минут

Интернет, словарь, справочник, энциклопедия  - возможные источники информации

  1. Определи основность/кислотность соединений алюминия

Время работы -  5 мин

Лабораторная работа по виртуальной лаборатории.

Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочноземельных металлов.

Правила техники безопасности для работы со ЩЗМ.

работать в вытяжном шкафу

на подносе

сухими руками

брать в малых количествах

Проведите опыт.  Описание лабораторного опыта вы найдете в инструкции на лабораторном столе. Сделай вывод, запиши в интеллект – карту

Опыт № 1.Взаимодействие кальция с водой.

Опыт № 2. Горение магния, кальция, стронция, бария

Записать уравнения реакции и наблюдения в тетрадь.

  1. Работа в группах над интеллект – картой

 Время работы – 10 мин

Разделите обязанности: 1-й – строение атома, 2-й – нахождение в природе, 3 – й - физические свойства, 4 – й – химические свойства, 5 –й -   применение.


  1. Проверка интеллект – карты и заполнение оценочного листа

Время работы  - 10 минут  

  1. Определите жеребьевкой, на какой вопрос отвечает ваша команда.

  2. Поменяйтесь и/к с соседними группами для взаимопроверки

  3. Получите у учителя конверт с материалами, из содержимого выберите те, которые нужны для заполнения формы на доске. Назначьте выступающего от группы.

  4. После того, как интеллект – карта на доске будет заполнена всеми группами, выполните взаимопроверку

  5. Поставьте соответствующее количество баллов в оценочный лист, опирайтесь на критерии оценки (на оборотной стороне листа)

  6.  Обменяйтесь работами обратно

  7. В колонке для самопроверки оцените себя

  8. Оценочные листы сдаются учителю

  1. Рефлексия

Время работы – 5 минут

Каждая группа отмечает наиболее важные моменты урока.

Эти вопросы вам помогут сформулировать выводы:

  1. Какова цель  урока?

  2. По какой схеме проходило изучение темы?

  3. Где вы находили  информацию?

  4. Что было самым трудным и самым интересным?


7. Домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя