СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок " Семейство злаки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок используется для изучении темы семейство Злаки в 6 классе.Урок соответствует ФГОС .

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок " Семейство злаки"»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление.

Задачи:

  • познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями;

  • продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения, определять их систематическое положение.

Методы:

  1. Словесные: беседа, рассказ, объяснение;

  2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опорные конспекты;

  3. Практические: Лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».

Средства обучения:

  1. Основные:
    А) Реальные (живые – растения гербария),
    Б) Знаковые (рисунки, схемы, таблицы)
    В) Вербальные (тесты, инструкции, слово, учебник)

  2. Вспомогательные: ТСО - презентация.

Оборудование: опорная схема – конспект «Однодольные растения», презентация, компьютер, проектор, лабораторное оборудование – гербарий, инструкции; тесты, Красная книга.

План урока

  1. Признаки класса Однодольные.

  2. Многообразие дикорастущих и культурных растений злаков, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

  3. Общие признаки растений семейства злаков.

  4. Систематическое положение отдельных представителей семейства Злаки.

















Ход урока

  1. Организационный момент (1-2 мин.

Мы с вами изучаем царство Растений. Но в царстве Растений насчитывается приблизительно 350 тыс. видов. Как называют ученых, которые распределяют растения по отдельным группам, категориям. Значит, мы с вами сегодня будем учеными-систематиками.

II. Проверка домашнего задания (7 мин.)

– Давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке? (уч-ся …)

С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем:

    1. Самостоятельную работу по тесту «Семейство Луковые растения».

«Семейства Лилейные, Луковые растения» в виде биологического биатлона

Инструкция: Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -. На работу вам отводится 5 минут.

  1. Околоцветник простой, состоит из 6 листочков +

  2. В цветке много тычинок -

  3. В цветке один пестик +

  4. Околоцветник состоит из 5 чашелистиков и 5 лепестков -

  5. Плод – зерновка -

  6. В цветке один пестик и пять тычинок -

  7. Листья с параллельным или дуговым жилкованием +

  8. В цветке шесть тычинок и один пестик +

  9. Плод – ягода или коробочка +

  10. Корневая система – стержневая. -

  11. Растения многолетние, с луковицами или корневищами +

  12. Чеснок относиться к семейству лилейные -

III. Постановка темы, учебной цели и мотивация .Слайд 2


Затронем мы тему довольно известную

Богатство полей и лугов всем полезное.

Пшеница и рожь, овёс и бамбук,

Ячмень и ковыль не замкнут этот круг.

Конечно, названия все эти знают.

А в какое семейство их объединяют?

.Ребята а какие семейства мы сегодня будем изучать? Какая тема урока?

Какую цель урока - выявить признаки растений семейства злаки. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? Учащиеся самостоятельно формулируют задачи. Сегодня мы с вами будем ещё и учеными-исследователями.



– Сегодня на уроке мы должны познакомиться с Классом Однодольных растений, осознать данную тему и закрепить ее.

Мы будем знакомиться с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями.

Продолжим работу по формированию умения распознавать цветковые растения, будем определять их систематическое положение.

Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация). (Уч-ся – чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор и прививать любовь к родному краю и природе).

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Класс Однодольные семейство Злаки(Мятликовые). Запишите в своих рабочих тетрадях число и тему урока. Слайд 1

IV. Изучение нового материала

1) –Давайте повторим:

? Так какими же признаками обладают Однодольные растения? Чем отличаются от Двудольных растений? На слайде таблица давайте ее вместе заполним. Перед вами карточки помещайте их в таблицу выходя по одному к доске ( одна семедоля,две семедоли, корневая система мочковатая , стержневая и т. д. по таблице)

Проверяем Слайд 3

Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы молодых, выросших из семян растений, по строению стеблей и цветков.  Если зародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным или дуговым жилкованием и мочковатую корневую систему, его относят к классу Однодольные. У однодольных проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия. Нет ясно дифференцированной коры и сердцевины. Цветок у однодольных, как правило трехчленный, то есть число частей цветка в каждом круге кратно трем (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок).

 Признаки растений класса однодольных растений

  • одна семядоля

  • листья с параллельным или дуговым жилкованием

  • мочковатую корневую систему

  • проводящие пучки разбросаны по всему стеблю

  • Цветок - трехчленный

Самостоятельно работаем в тетради заносим в таблицу стр в учебнике ----

Физкультминутка:

Представь ты в поле колосок
Тянулся к солнцу, стал высок
Качнулся вправо, влево он
Родной Земле он шлёт поклон



Злаки Проверяем заполнение таблицы:

Злаки играют огромную роль в растительном покрове планеты.

. Слайд 5

  1. Большинство злаков – травы.

  2. Однако стебли тропических бамбуков одревесневают и достигают 40 м высоты и 20 см в диаметре.

  3. Среди злаков много однолетних растений.

  4. Хотя есть и многолетние корневищные виды. В междоузлиях их стебель полый.

  5. А в узлах как бы разделен перегородками.

  6. Такой стебель называется "соломина". Строение соломины, в которой есть полости, придает ей особую прочность при достаточно небольшом весе.

  7. Слайд 6

1. Цветки злаков имеют особое строение и совсем не похожи на цветки растений других семейств.

2. Обычно цветки злаков собраны в различные сложные соцветия – метелки, кисти, головки или сложные колосья. Любое сложное соцветие состоит из простых соцветий.

Слайд 7 Соцветие пшеницы – сложный колос.

Соцветие пшеницы состоит из простых колосков.

  1. Каждый колосок содержит один или несколько цветков.

  2. Маленький колосок (например у пшеницы) имеет 2 колосковые чешуи, между которыми расположены несколько цветков.

  3. Цветок пшеницы совсем не похож на настоящий цветок. Смотрите, вместо околоцветника у него тоже чешуи. Только они называются не колосковыми, а цветковыми чешуями.

  4. Нижняя цветковая чешуя у многих злаков вытянута на конце и образует как бы иголочку, которая называется "ость".

  5. В цветке есть 3 тычинки. Их пыльники располагаются на тонких длинных тычиночных нитях.

  6. Пестик в цветке пшеницы один. Он украшен двумя пушистыми рыльцами

  7. Формула цветка Формула цветка злаковых:
    I О(2)+2 Т3 П1

Слайд 8 После оплодотворения цветков злаков на их месте развиваются плоды – зерновки.

Зерновки злаков богаты питательными веществами и используются человеком для приготовления различных пищевых продуктов.

Слайд 9 После оплодотворения цветков злаков на их месте развиваются плоды – зерновки.

Зерновки злаков богаты питательными веществами и используются человеком для приготовления различных пищевых продуктов.



Слайд 10 В тропических странах выращивают сахарный тростник, который также относится к семейству Злаковые.

«Камыш, дающий мед» – как называли сахарный тростник воины Александра Македонского – попал на Карибы сложным путем из Индии с долгой остановкой на европейском Средиземноморье. Христофор Колумб во время своей второй экспедиции в Вест-Индию пренебрег традицией вывозить все в Европу и, наоборот, привез в дар Карибам сахарный тростник, который как нельзя кстати пришелся к климатическому двору Вест-Индии. Впервые он был высажен на острове Эспаньола (ныне его делят между собой Гаити и Доминикана) и оттуда очень быстро распространился по всему Карибскому бассейну, а также на берегах Южной Америки.

Сейчас эта культура дает больше половины сахара, производимого в мире.



Слайд 11

Бамбуки – подсемейство злаков.

  1. Стебель — одревесневшая соломина, высотой до 40 м, диаметром до 30 см. Растет главным образом в тропиках и субтропиках. Многие бамбуки цветут раз в жизни и после плодоношения погибают.

  2. Легкие прочные стебли идут на постройки и изготовление мебели.

Слайд 12

К семейству Злаковые принадлежит большое число растений, которые имеют важное хозяйственное значение. Это хлебные и крупяные культуры. Например:

Пшеница , рис, кукуруза

Слайд 13

Велико также значение ржи, ячменя, овса, проса, сорго, тимофеевки луговой и многих других, в основном кормовых злаков.

Слайд 14

В тропических странах широко культивируют сахарный тростник, сочная сердцевина которых содержит до 20% сахарозы. Эта культура дает более половины мирового производства сахара. В ряде стран широко употребляют в пищу молодые побеги многих злаков, особенно бамбуков.

Зеленая масса этих растений - ценный корм для домашних животных, а некоторые виды используют как декоративные и газонные. Быстро отрастающие, прочные и легкие стебли бамбуков находят разнообразнейшее хозяйственное применение. Крупные злаки используют для плетения и в производстве бумаги.



 Слайд 15

В семейство злаков входят и дикорастущие травы, например, ковыли, тимофеевка луговая, костер, мятлик луговой.

Слайд 16

Многие виды семейства стали агрессивными сорняками возделываемых земель. Например, пырей ползучий, который размножается кусочками корневища.

Теперь работаем с тетрадями. Слайд 17

Давайте проверим значение всех представителей Злаков и их роль для человека, о которых я только что говорила.

Итак, к хлебным культурам относятся: пшеница, рис, ячмень, кукуруза, рожь, овес.

К кормовым - ячмень, овес, тимофеевка луговая, бамбук.

Для производства бумаги используется - бамбук.

к дикорастущим относят ковыль, тимофеевку луговую, костер, мятлик луговой.

К сорнякам - пырей ползучий и другие.

МОЛОДЦЫ!

Слайд 18 В качестве закрепления проведем ботаническое лото. У вас на столах лежат конверты. Достаньте из них фото 8 растений. Ваша задача, работая в парах, определить СЕМЕЙСТВО и КЛАСС. На слайде вы видите подсказку. 2 минутки на раздумье. Слайд











Покрытосеменные

Двудольные
Крестоцветные
Розоцветные
Пасленовые
Бобовые
Сложноцветные

Однодольные
Лилейные

Луковые
Злаки   

БОТАНИЧЕСКОЕ ЛОТО (Приложение)

VI. Подведение итогов. Результат.

Фронтальная беседа Слайд 19

  • С какой темой урока мы сегодня знакомились?

  • Какие признаки характерны для растений класса Однодольные?

  • Какой стебель у Злаков?

  • Каковы отличительные признаки семейства Злаков?

  • Какие культурные и дикорастущие растения злаков вы знаете?



Оценки за урок.

Дети сами себе выставляют оценки.

Слайд 20

Домашнее задание п.26 загадки о злаковых культурах.

Слайд 21 Ваше настроение выразите на нашем дереве

Зелёный цвет листа – спокойное, весеннее;

Жёлтый цвет листа - радостное, теплое;

Красный - неудовлетворенное, грустное.

Слайд 22  Благодарю за внимание!





Основные признаки

Характеристика

семейства Лилейные

Общее количе-

ство видов;

Жизненные фор-

мы

Цветки


Плод

Значение в жизни

людей

11 000

Однолетние и многолетние травы

Формула цветка

↑Л(2)+2 Т3 П1


Зерновка

Хлебные,,кормовые и дикорастущие ,сорные культуры,

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!