Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление.
Задачи:
познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями;
продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения, определять их систематическое положение.
Методы:
Словесные: беседа, рассказ, объяснение;
Наглядные: демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опорные конспекты;
Практические: Лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».
Средства обучения:
Основные:
А) Реальные (живые – растения гербария),
Б) Знаковые (рисунки, схемы, таблицы)
В) Вербальные (тесты, инструкции, слово, учебник)
Вспомогательные: ТСО - презентация.
Оборудование: опорная схема – конспект «Однодольные растения», презентация, компьютер, проектор, лабораторное оборудование – гербарий, инструкции; тесты, Красная книга.
План урока
Признаки класса Однодольные.
Многообразие дикорастущих и культурных растений злаков, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
Общие признаки растений семейства злаков.
Систематическое положение отдельных представителей семейства Злаки.
Ход урока
Организационный момент (1-2 мин.
Мы с вами изучаем царство Растений. Но в царстве Растений насчитывается приблизительно 350 тыс. видов. Как называют ученых, которые распределяют растения по отдельным группам, категориям. Значит, мы с вами сегодня будем учеными-систематиками.
II. Проверка домашнего задания (7 мин.)
– Давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке? (уч-ся …)
С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем:
Самостоятельную работу по тесту «Семейство Луковые растения».
«Семейства Лилейные, Луковые растения» в виде биологического биатлона
Инструкция: Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -. На работу вам отводится 5 минут.
Околоцветник простой, состоит из 6 листочков +
В цветке много тычинок -
В цветке один пестик +
Околоцветник состоит из 5 чашелистиков и 5 лепестков -
Плод – зерновка -
В цветке один пестик и пять тычинок -
Листья с параллельным или дуговым жилкованием +
В цветке шесть тычинок и один пестик +
Плод – ягода или коробочка +
Корневая система – стержневая. -
Растения многолетние, с луковицами или корневищами +
Чеснок относиться к семейству лилейные -
III. Постановка темы, учебной цели и мотивация .Слайд 2
Затронем мы тему довольно известную
Богатство полей и лугов всем полезное.
Пшеница и рожь, овёс и бамбук,
Ячмень и ковыль не замкнут этот круг.
Конечно, названия все эти знают.
А в какое семейство их объединяют?
.Ребята а какие семейства мы сегодня будем изучать? Какая тема урока?
Какую цель урока - выявить признаки растений семейства злаки. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? Учащиеся самостоятельно формулируют задачи. Сегодня мы с вами будем ещё и учеными-исследователями.
– Сегодня на уроке мы должны познакомиться с Классом Однодольных растений, осознать данную тему и закрепить ее.
Мы будем знакомиться с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями.
Продолжим работу по формированию умения распознавать цветковые растения, будем определять их систематическое положение.
– Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация). (Уч-ся – чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор и прививать любовь к родному краю и природе).
– Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Класс Однодольные семейство Злаки(Мятликовые). Запишите в своих рабочих тетрадях число и тему урока. Слайд 1
IV. Изучение нового материала
1) –Давайте повторим:
? Так какими же признаками обладают Однодольные растения? Чем отличаются от Двудольных растений? На слайде таблица давайте ее вместе заполним. Перед вами карточки помещайте их в таблицу выходя по одному к доске ( одна семедоля,две семедоли, корневая система мочковатая , стержневая и т. д. по таблице)
Проверяем Слайд 3
Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы молодых, выросших из семян растений, по строению стеблей и цветков. Если зародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным или дуговым жилкованием и мочковатую корневую систему, его относят к классу Однодольные. У однодольных проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия. Нет ясно дифференцированной коры и сердцевины. Цветок у однодольных, как правило трехчленный, то есть число частей цветка в каждом круге кратно трем (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок).
Признаки растений класса однодольных растений
одна семядоля
листья с параллельным или дуговым жилкованием
мочковатую корневую систему
проводящие пучки разбросаны по всему стеблю
Цветок - трехчленный
Самостоятельно работаем в тетради заносим в таблицу стр в учебнике ----
Физкультминутка:
Представь ты в поле колосок
Тянулся к солнцу, стал высок
Качнулся вправо, влево он
Родной Земле он шлёт поклон
Злаки Проверяем заполнение таблицы:
Злаки играют огромную роль в растительном покрове планеты.
. Слайд 5
Большинство злаков – травы.
Однако стебли тропических бамбуков одревесневают и достигают 40 м высоты и 20 см в диаметре.
Среди злаков много однолетних растений.
Хотя есть и многолетние корневищные виды. В междоузлиях их стебель полый.
А в узлах как бы разделен перегородками.
Такой стебель называется "соломина". Строение соломины, в которой есть полости, придает ей особую прочность при достаточно небольшом весе.
Слайд 6
1. Цветки злаков имеют особое строение и совсем не похожи на цветки растений других семейств.
2. Обычно цветки злаков собраны в различные сложные соцветия – метелки, кисти, головки или сложные колосья. Любое сложное соцветие состоит из простых соцветий.
Слайд 7 Соцветие пшеницы – сложный колос.
Соцветие пшеницы состоит из простых колосков.
Каждый колосок содержит один или несколько цветков.
Маленький колосок (например у пшеницы) имеет 2 колосковые чешуи, между которыми расположены несколько цветков.
Цветок пшеницы совсем не похож на настоящий цветок. Смотрите, вместо околоцветника у него тоже чешуи. Только они называются не колосковыми, а цветковыми чешуями.
Нижняя цветковая чешуя у многих злаков вытянута на конце и образует как бы иголочку, которая называется "ость".
В цветке есть 3 тычинки. Их пыльники располагаются на тонких длинных тычиночных нитях.
Пестик в цветке пшеницы один. Он украшен двумя пушистыми рыльцами
Формула цветка Формула цветка злаковых:
I О(2)+2 Т3 П1
Слайд 8 После оплодотворения цветков злаков на их месте развиваются плоды – зерновки.
Зерновки злаков богаты питательными веществами и используются человеком для приготовления различных пищевых продуктов.
Слайд 9 После оплодотворения цветков злаков на их месте развиваются плоды – зерновки.
Зерновки злаков богаты питательными веществами и используются человеком для приготовления различных пищевых продуктов.
Слайд 10 В тропических странах выращивают сахарный тростник, который также относится к семейству Злаковые.
«Камыш, дающий мед» – как называли сахарный тростник воины Александра Македонского – попал на Карибы сложным путем из Индии с долгой остановкой на европейском Средиземноморье. Христофор Колумб во время своей второй экспедиции в Вест-Индию пренебрег традицией вывозить все в Европу и, наоборот, привез в дар Карибам сахарный тростник, который как нельзя кстати пришелся к климатическому двору Вест-Индии. Впервые он был высажен на острове Эспаньола (ныне его делят между собой Гаити и Доминикана) и оттуда очень быстро распространился по всему Карибскому бассейну, а также на берегах Южной Америки.
Сейчас эта культура дает больше половины сахара, производимого в мире.
Слайд 11
Бамбуки – подсемейство злаков.
Стебель — одревесневшая соломина, высотой до 40 м, диаметром до 30 см. Растет главным образом в тропиках и субтропиках. Многие бамбуки цветут раз в жизни и после плодоношения погибают.
Легкие прочные стебли идут на постройки и изготовление мебели.
Слайд 12
К семейству Злаковые принадлежит большое число растений, которые имеют важное хозяйственное значение. Это хлебные и крупяные культуры. Например:
Пшеница , рис, кукуруза
Слайд 13
Велико также значение ржи, ячменя, овса, проса, сорго, тимофеевки луговой и многих других, в основном кормовых злаков.
Слайд 14
В тропических странах широко культивируют сахарный тростник, сочная сердцевина которых содержит до 20% сахарозы. Эта культура дает более половины мирового производства сахара. В ряде стран широко употребляют в пищу молодые побеги многих злаков, особенно бамбуков.
Зеленая масса этих растений - ценный корм для домашних животных, а некоторые виды используют как декоративные и газонные. Быстро отрастающие, прочные и легкие стебли бамбуков находят разнообразнейшее хозяйственное применение. Крупные злаки используют для плетения и в производстве бумаги.
Слайд 15
В семейство злаков входят и дикорастущие травы, например, ковыли, тимофеевка луговая, костер, мятлик луговой.
Слайд 16
Многие виды семейства стали агрессивными сорняками возделываемых земель. Например, пырей ползучий, который размножается кусочками корневища.
Теперь работаем с тетрадями. Слайд 17
Давайте проверим значение всех представителей Злаков и их роль для человека, о которых я только что говорила.
Итак, к хлебным культурам относятся: пшеница, рис, ячмень, кукуруза, рожь, овес.
К кормовым - ячмень, овес, тимофеевка луговая, бамбук.
Для производства бумаги используется - бамбук.
к дикорастущим относят ковыль, тимофеевку луговую, костер, мятлик луговой.
К сорнякам - пырей ползучий и другие.
МОЛОДЦЫ!
Слайд 18 В качестве закрепления проведем ботаническое лото. У вас на столах лежат конверты. Достаньте из них фото 8 растений. Ваша задача, работая в парах, определить СЕМЕЙСТВО и КЛАСС. На слайде вы видите подсказку. 2 минутки на раздумье. Слайд
Покрытосеменные |
Двудольные Крестоцветные Розоцветные Пасленовые Бобовые Сложноцветные | Однодольные Лилейные Луковые Злаки |
БОТАНИЧЕСКОЕ ЛОТО (Приложение)
VI. Подведение итогов. Результат.
Фронтальная беседа Слайд 19
С какой темой урока мы сегодня знакомились?
Какие признаки характерны для растений класса Однодольные?
Какой стебель у Злаков?
Каковы отличительные признаки семейства Злаков?
Какие культурные и дикорастущие растения злаков вы знаете?
Оценки за урок.
Дети сами себе выставляют оценки.
Слайд 20
Домашнее задание п.26 загадки о злаковых культурах.
Слайд 21 Ваше настроение выразите на нашем дереве
Зелёный цвет листа – спокойное, весеннее;
Жёлтый цвет листа - радостное, теплое;
Красный - неудовлетворенное, грустное.
Слайд 22 Благодарю за внимание!
Основные признаки | Характеристика семейства Лилейные |
Общее количе- ство видов; Жизненные фор- мы Цветки Плод Значение в жизни людей | 11 000 Однолетние и многолетние травы Формула цветка ↑Л(2)+2 Т3 П1 Зерновка Хлебные,,кормовые и дикорастущие ,сорные культуры, |