СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Сказка о великой любви и настоящей красоте. Х.К. Андерсен "Снежная королева""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок построен в соответствии с ФГОС. Основной формой является работа в группах

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Сказка о великой любви и настоящей красоте. Х.К. Андерсен "Снежная королева""»

Тема урока: «Сказка о великой любви и настоящей красоте»

УМК Ланин Б.А.

Цель урока: помочь учащимся постигнуть величие красоты и силы человеческого сердца, любви и настоящей дружбы.

Задачи урока:

Обучающие:

- совершенствовать навыки характеристики героя, умения работать с текстом.

Развивающие:

- развивать навыки выразительного чтения, монологической речи учащихся;

- развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас;

- развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

- развивать компетентностные качества личности, воспитывать доброту, сострадание, верность дружбе.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал для учащихся, аудиозаписи вальса «Фантазия» П.И. Чайковского

Методические приёмы: работа в группах, элементы анализа текста, словарная работа, исследовательская работа, сравнительная характеристика героев, беседа по вопросам, комментарии учителя, «Письмо по кругу»


Ход урока

Организационный момент

Стадия вызова.

- Сегодня мы окунемся в волшебный, загадочный мир, мир сказок. Сказка всегда рядом с человеком. Она, как маленький светлячок и для малого, который слушает, и для старого, который рассказывает.

- Посмотрите на слайд и скажите, в какой сказке встречаются два этих предмета? (роза и зеркало)

- Что они олицетворяют в сказке?

Для того, чтобы сформулировать тему нашего урока, прочитайте эпиграф и скажите, какие ключевые слова помогут вам в этом?

«Берегите душу, верьте в добро, а мир спасет красота,

милосердие и любовь»

М.Ф. Достоевский

- Да, сегодня мы с вами будем говорить о борьбе добра и зла, о любви и красоте в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». (Слайд № 2)

- Каких целей мы будем достигать на уроке?


2. Стадия осмысления содержания.

- А что значат слова: добро, милосердие, любовь и красота- в вашем понимании? (обсуждение в группе)

- Давайте проверим, совпадает ли ваша точка зрения со словарной статьей?

Читаем в словаре С.И. Ожегова (Слайд № 3)


1 группа: Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

2 группа: Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

3 группа: Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

4 группа: Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху: все красивое, прекрасное.


- а как вы считаете, кто в сказке является носителем зла?

(Тролль, который придумал зеркало, и Снежная королева)


- А кто же противостоит этим злым силам?

(Герда и её помощники, встретившиеся в пути).

- Какую проблему мы попытаемся разрешить?

Почему маленькая, хрупкая Герда оказалась сильнее грозной Снежной королевы? Слайд 5

- На этот вопрос нам и нужно будет ответить на уроке.

- А что мы будем делать, чтобы на него ответить?

Мы будем выделять главное в произведении, анализировать прочитанное, делать выводы и обобщать.


Обобщение и систематизация знаний


1. Исследовательская работа

- Давайте сравним Снежную королеву и Герду и подумаем, есть ли между ними что-либо общее?

- Для этого проведём небольшую исследовательскую работу.

Вопросы для 1 группы:

1. Опишите внешность королевы. Она красивая? Найдите и прочитайте фрагменты из текста. (стр.160-161,163 и 164)

2. Как вы думаете, зачем автор рисует ее такой красивой и жестокой одновременно?

3. Любит ли кого-нибудь Снежная королева? Применимо ли к ней слово любовь? Что нёс с собой поцелуй Снежной королевы? Какой эпизод в тексте нам об этом говорит? (стр.163 и стр.164)

4. Для чего, на ваш взгляд, Снежная королева берёт в свои владения Кая? Что пообещала Снежная королева Каю, если он соберёт слово «Вечность»? Зачитайте этот эпизод. (стр.186)

Вопросы для 2 группы:

1. Чем отличается внешний облик Герды от внешнего облика Снежной королевы? Найдите описание Герды в тексте. (стр. 162, 166

2. Какую свою драгоценность хотела отдать Герда в обмен на Кая? Подкрепите свои слова текстом. (стр.165)

3. Что помогло Герде в трудные минуты, например, в борьбе против войска Снежной королевы? Найдите этот эпизод в тексте. (стр.184)

4. Как Герда смогла вернуть Кая к жизни? Прочтите этот эпизод. (стр.186)


- Какой прием использует автор? С какой целью?

(Антитеза)

Вывод: Автор использует приём антитезы, для того чтобы противопоставить Снежную королеву и Герду, показать, какие они разные. Холод и тепло, добро и зло.

- А теперь давайте рассмотрим миры, в которых живут эти героини? Подчеркивают ли они внутренний мир этих героинь?

Задание для 3 группы:

1. Каков мир Снежной королевы? Зачитать (стр.185)

2. Что происходило в природе, когда Снежная королева проезжала на своих санях? (стр.160, 163)

3. Какие ассоциации возникли у вас с миром Снежной королевы?


Запишите свои ассоциации.

Вывод: Мир Снежной королевы – зло, смерть, холод, снег, безжизненность, жестокость, ненависть, эгоизм.

Задание для 4 группы:

  1. В каком мире живет Герда? Найти описание в тексте. (стр.159, 161,165, 188)

2. Как природа помогала девочке? Найти подтверждение в тексте. (стр.

3. Какие ассоциации возникли у вас с миром Герды?

Запишите свои ассоциации. Прочитайте.

Вывод: Мир Герды – добро, тепло, любовь, дружба, радость, слезы, розы, верность, преданность, вера, бескорыстие, стойкость, самопожертвование.

- Итак, подчеркивает ли окружение внешнего мира характеры наших героев? Каким образом?


- Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая? Что дает ей силы?

- Итак, Герда отправляется в путь, где ее ждет много испытаний. Давайте и мы пройдем с ней по дороге Добра и посмотрим, на что способна любовь!

2. Анализ эпизодов по группам

1-я группа «Герда и Ворон», прочитайте эпизод про себя и ответьте на вопрос.

  1. Почему ворон и ворона помогают ей?

2. Как отреагировала Герда на сообщение, что Кай, возможно, женился на принцессе?

- Где героиня чувствует себя в без­опасности? Есть ли сходство между ними? В чем оно проявляется?

2-я группа «Герда и маленькая разбойница», прочитайте эпизод про себя и ответьте на вопрос

- Почему изменилась маленькая разбойница?

- Какие места в сказке опасны для героини? В чем заключается опасность, от кого или от чего она исходит?

3-я группа «Встреча с лапландкой», прочитайте эпизод про себя и ответьте на вопрос

- Как лапландка помогла Герде?

- Кто помогает главной героине преодолевать препятствия? Назовите их.

4-я группа «Встреча с финкой», прочитайте эпизод про себя и ответьте на вопрос

- Олень просит финку наделить Герду силой. Почему она не может этого сделать? Прочитайте слова Финки.

- Чем отличается внешняя и внутренняя красота и сила?


Физкультминутка

Под звуки вьюги


Шагая по царству,

Устали немножко.

Сейчас отдохнём

И снова в дорожку.

Из-за парты тихо встали

И по царству зашагали.

Мы шагаем, мы шагаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – присесть,

Четыре – встать,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

4. Путь Герды мы изобразим в форме круга.

Каждая группа по порядку называет места и героев, где побывала Герда?

А наш путь Добра закончился, круг замкнулся!

Как вы думаете, почему же путь Герды, путь Добра, мы изобразили в форме круга?

Ребята, а теперь давайте немного отвлечемся и поиграем.

У меня есть сундучок, в котором находятся вещи, принадлежащие героям сказки. Один участник команды достает предмет и определяет, кому из героев они принадлежат и в каком фрагменте сказки их можно встретить. Могут помогать другие участники группы.

Рукавички (Герда)

Зеркало (тролль)

Сушеная рыба (старуха лапландка)

Нож (маленькая разбойница)

Снежинки (снежная королева)

Северный олень (маленькая разбойница)

Свиток (финка)

Лошадь (принц и принцесса или Герда)

Пряники (в карете у Герды)

Соломенная шляпа (старушка, которая умела колдовать)

6. Стадия рефлексии.

1. Творческая работа. «Письмо по кругу».

1 группа: Дружба – это…

2 группа: Любовь – это…

3 группа: Настоящая красота – это…

4 группа: Добро – это..

Просмотрите видеоролик и ответьте на вопрос: Почему же Герда победила Снежную королеву, победила силы зла? В чем заключается ее сила?

Видеозапись (песенка Герды из кинофильма)

Сегодняшний урок научил меня…

Сказка заставила задуматься…

Прочитанная сказка побуждает меня к…

Самым интересным заданием на сегодняшнем уроке было…


САМООЦЕНКА

- Ребята, а теперь оцените себя и поставьте отметку за работу на уроке. (лист самооценки)


Помните пожелания великого сказочника:

«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни!

Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели!

Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!»

Д. з. На выбор: мини-сочинение «Чему научил меня Андерсен?» или Прочитать сказку Г.Х. Андерсена



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!