СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Славянская письменность"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Славянская письменность"»



«Утверждаю»

Директор МКОУ «Куйсунская СОШ»

Панахов И.А.






План конспект открытого урока

История славянской письменности и культуры»


Провела :Гусейнова Ф.А.












                               ЭПИГРАФ:

Если хочешь познать истину,

Начинай с азбуки

                                                                                 ( пословица)

Цели:

1.  Знакомство учащихся с возникновением славянской письменности.

2. Углубление  знаний обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.

3. Привитие любви и уважения к родному языку.

 

Задачи:

1.             Расширить социальный опыт подростка посредством родного языка;

2.             Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;

3.             Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.

 

 Оборудование:   компьютерна стенде рисунки рукописных книг, высказывания о грамоте, азбуке. На доске размещена выставка буквиц, икона Кирилла и Мефодия.

                                                                    Ход урока

I этап.  Оргмомент

II этап.       Определение темы занятия       

-Здравствуйте ребята!  Здравствуйте уважаемые гости!  Сегодня наше занятие посвящено очень важной и значимой для нас теме, без которой мы бы с вами не могли полноценно учиться и жить. А  понять и узнать об истории  какого  праздника мы сегодня будем говорить, о ком и о чем пойдет речь,  нам помогут ребята,  которые покажут сценку «Детство  подростков Константина и Михаила».  Итак, внимание: мы с вами в Византии.  10 мин

Звучит фонограмма «шум моря». На сцене два подростка. Один из них старше. Он бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке»

Младший: (вставая, обращается в старшему): А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.

 Старший. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что знания, книги  все от греков.

 Младший. А почему у славян нет своих книг?

 Старший. Потому что писать на славянском языке нельзя.

 Младший. Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке)

 Старший. А « Я ЖИВУ В ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.

 Младший: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит, их можно и записывать. Необходимы только какие-нибудь знаки.

Старший. Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система. В нем не может быть ничего случайного.

 Младший. Но если все-таки попробовать. Вот так, например. (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.

 На сцене появляется учитель. Он слышит разговор мальчиков.

 Младший. Учитель, посмотри, у нас получаются новые буквы!

Учитель. Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны пергамента – латинский и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя! Всякий кто хочет научиться писать – должен учиться греческому языку.

Старший: Учитель! Но ведь сказано: «Свет христов просвещает всех»! Все люди – дети Божии и достойны просвещения.

Учитель. Да, но если начать переводить священные книги на варварские наречия язычников, может исказиться их смысл, который есть – Слово Божие. Пусть лучше учат греческий, и через познание укрепляются в вере.
Младший. Но на изучение языков уходит много времени. И учителей так мало. Вот если бы дать людям читать книги на их родном языке.
Старший. Должно быть, это укрепит их в вере…
Учитель. Да, но потребуется новый алфавит, новая орфография и долгие-долгие годы на перевод всех книг. Во всей империи вряд ли найдутся ученые мужи, способные на такой труд. Нужно быть избранником Божиим, чтобы справиться с такой задачей. (Обращаясь в зал, громко)

Кто же за такое возьмется? (Меняет интонацию). Пойдемте, нам пора начинать урок! (Удаляется)
Начинает звучать греческая музыка. Старший, оглядываясь, уходит за ним. Младший мальчик молча смотрит вперед, как бы вглядываясь в будущее.       Музыка становится громче.

Вопросы  к учащимся  
1. Кто же были эти мальчики, которых мы сейчас видели на сцене?  Кирилл и Мефодий

Слайд 1

2. А как вы поняли, что же они захотели создать? Родную славянскую азбуку.

Все верно!                                      Слайд 2

-Кирилл и Мефодий -  создатели славянской азбуки,  великие просветители, поэтому и тема нашего занятия как вы уже догадались -  история  славянской письменности и культуры.  

Основная цель нашего урока: познакомиться с  историей создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.

-Писатель и историк Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии. Чтение и письмо открывает человеку новый мир, - особенно в наше время».

                                      


Слайд 3

Ежегодно 24 мая весь славянский мир торжественно отмечает религиозный и одновременно государственный праздник – День славянской письменности и культуры.

        По решению ЮНЕСКО, 863 год – признан годом создания славянской азбуки.

      С   1987 года— день памяти Кирилла и Мефодия — становится в России всенародным праздником славянской письменности и культуры.

-Ребята у вас на столе лежит первая древнеславянская азбука.

Слайд 4

Давайте назовем некоторые из них. 

Каждая буква имеет имя, кириллицу называют живой, имясловом.  Имена букв учат нас прославлять красоту и величие Божьего мира.

-Кто услышал больше, чем просто имена букв?

Я вас попрошу открыть учебник на странице 176 и прочитать вслух текст на языке кириллице и на русском языке.

-Посмотрите какой певучий, музыкальный славянский язык!

Давайте и мы сегодня  познакомимся с жизнью этих святых братьев.

 

- Девочки Диана и Кристина  нас познакомят с житием Кирилла и Мефодия.

 

Слайд 5,6,7 (КНИГИ)

 

Выступление заранее подготовленных биографий. 10мин

-Ребята, как вы уже поняли, до Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

Славянская азбука, созданная святыми братьями,  послужила основой русской письменности.

Ребята, давайте с вами попробуем себе представить жизнь без письменности. Что было бы, если бы мы не умели писать?

Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать толь­ко устно! Допустим.

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистра­туре поликлиники.

- Кем бы мы были без письменности?

Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку и т.д.

СЛАЙД 8

Ребята!Перед вами на столе лежит греческий алфавит.

         Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка: греческую букву        («альфа») — для нашего звука [а], греческую  букву       («вита») — для нашего звука [в] и так далее.

Так что наша азбука — «дочка» греческого алфавита.
слайд 9

Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на  особом материале –пергаменте.

Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что  на ее создание уходило много сил и времени; или переплеты украшались золотом и драгоценными камнями;  но и что талантливые художники украшали текст изящными заставками, красивыми заглавными буквами - буквицами….  

 Слайд 10

Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.

Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца.

(Подготовленный ученик рассказывает, как учили грамоте на Руси).

Как церковный грамоте в старину учили детей

В старину учились дети – 
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.

Вопросы  к классу:

– Понравилось ли вам в школе Руси? Почему?
– Кто, чему и как обучал детей?
– Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?
– Согласны ли вы с тем, что учиться должны были только мальчики?

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).

Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое вслух.

Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

 

-А сейчас ребята в качестве закрепления нашей темы мы выполним несколько заданий,  за правильные ответы я буду давать жетоны. И в итоге тот, кто наберет самое большое количество жетонов, получит грамоту «Знатока русского языка».

1.     Викторина «Кто внимательнее»

– Мирское имя Кирилла? (Константин.)
– Кем был отец братьев? (Военачальник.)
– Чем поражал Кирилл учителей? (Способностями, умом и знаниями)
– Какую должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого? (Был библиотекарем.)
– Кто такие еретики и какое отношение они имеют к братьям? (Инакомыслящие, заблуждающиеся.)
– Как прозвали Кирилла в Константинополе и за что? (Философ.)
– Зачем отправились братья из Константинополяв Моравию? (Проповедовать истинное учение, веру)
– Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия?

–  В каком городе родились создатели славянской письменности братья Кирилл и Мефодий?

А. В городе Солуни

Б. В Херсонесе

В. В Константинополе

– В какой день прославляют  св. братьев Кирилла и Мефодия?

А. 20 июня

Б. 24 мая

В. 15 марта

 

2.     Пословицы (дополни)

Век живи, век учись.

Учиться никогда не поздно.

Ученье-свет, а неученье - тьма.

Сперва аз, буки, потом и все науки.

 Азбука – к мудрости ступенька.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Кто силен в науке, не знает скуки.

 С мудрым знаться – ума набраться.

Красна пава перьем, а человек ученьем.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

 

3.     А  теперь несколько загадок:

1. Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавиц,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

(Буквы алфавита)

2.  Белое поле,

Черное семя,

Кто поле сеет,

Тот и разумеет.

(Бумага, буквы, пишущий)

3.Что находится между горой и долиной?

(Буква И)

4. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

(Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА).

4.     Конкурс «Прикрепи слово» На заранее приготовленные плакаты (откидной доске) с нарисованными контурами лица и тела  предлагается прикрепить слова:

  глава, власы, чело, очи, зеницы, ланиты, уста, выя, брада, персты, десница, шуйца, длань, рамена, вежды

5.     Конкурс «Подберите пару по неполногласию» ворота - холод - хоромы - голод - дерево - серебро – здоровый – молодой

6.     -А сейчас ребята, я попрошу вас взять белые листочки  с буквами и выполнить творческую работу «Изобрази буквицу» как древнерусские художники.

РЕФЛЕКСИЯ

1.     Что вы считаете на занятие вам пригодится в будущей учебной деятельности?

2.     Понравился ли вам урок? Что именно?

3.     Чему вы научились на уроке?




Итог урока. Жюри подсчитывают жетоны и выписывают грамоты.

 «Ученье – свет, а неученье – тьма», - говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни,- словенские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед.



Слава Вам, братья, славян просветители, 
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!



Святые Кирилл и Мефодий пред нами,
Их праздник великий и славный мы чтим.
Украсьте же, дети, икону цветами,
Пролейте слезу благодарности им.

Простые их буквы - не искры ли это?

Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами великого вечного света
Они воссияли над жизнью людей.

На север славянский от светлого юга
Те искры святые они принесли,
И их не задула суровая вьюга,
Они разгорелись по лону земли.

Светильника их чудотворная сила
Святою лампадой горит в темноте.
Нет бури, что светоч бы тот погасила,                                       



                                

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!