«Утверждаю»
Директор МКОУ «Куйсунская СОШ»
Панахов И.А.
План конспект открытого урока
История славянской письменности и культуры»
Провела :Гусейнова Ф.А.
ЭПИГРАФ:
Если хочешь познать истину,
Начинай с азбуки
( пословица)
Цели:
1. Знакомство учащихся с возникновением славянской письменности.
2. Углубление знаний обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
3. Привитие любви и уважения к родному языку.
Задачи:
1. Расширить социальный опыт подростка посредством родного языка;
2. Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;
3. Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.
Оборудование: компьютер, на стенде рисунки рукописных книг, высказывания о грамоте, азбуке. На доске размещена выставка буквиц, икона Кирилла и Мефодия.
Ход урока
I этап. Оргмомент
II этап. Определение темы занятия
-Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня наше занятие посвящено очень важной и значимой для нас теме, без которой мы бы с вами не могли полноценно учиться и жить. А понять и узнать об истории какого праздника мы сегодня будем говорить, о ком и о чем пойдет речь, нам помогут ребята, которые покажут сценку «Детство подростков Константина и Михаила». Итак, внимание: мы с вами в Византии. 10 мин
Звучит фонограмма «шум моря». На сцене два подростка. Один из них старше. Он бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке»
Младший: (вставая, обращается в старшему): А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.
Старший. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что знания, книги все от греков.
Младший. А почему у славян нет своих книг?
Старший. Потому что писать на славянском языке нельзя.
Младший. Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке)
Старший. А « Я ЖИВУ В ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.
Младший: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит, их можно и записывать. Необходимы только какие-нибудь знаки.
Старший. Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система. В нем не может быть ничего случайного.
Младший. Но если все-таки попробовать. Вот так, например. (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.
На сцене появляется учитель. Он слышит разговор мальчиков.
Младший. Учитель, посмотри, у нас получаются новые буквы!
Учитель. Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны пергамента – латинский и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя! Всякий кто хочет научиться писать – должен учиться греческому языку.
Старший: Учитель! Но ведь сказано: «Свет христов просвещает всех»! Все люди – дети Божии и достойны просвещения.
Учитель. Да, но если начать переводить священные книги на варварские наречия язычников, может исказиться их смысл, который есть – Слово Божие. Пусть лучше учат греческий, и через познание укрепляются в вере.
Младший. Но на изучение языков уходит много времени. И учителей так мало. Вот если бы дать людям читать книги на их родном языке.
Старший. Должно быть, это укрепит их в вере…
Учитель. Да, но потребуется новый алфавит, новая орфография и долгие-долгие годы на перевод всех книг. Во всей империи вряд ли найдутся ученые мужи, способные на такой труд. Нужно быть избранником Божиим, чтобы справиться с такой задачей. (Обращаясь в зал, громко)
Кто же за такое возьмется? (Меняет интонацию). Пойдемте, нам пора начинать урок! (Удаляется)
Начинает звучать греческая музыка. Старший, оглядываясь, уходит за ним. Младший мальчик молча смотрит вперед, как бы вглядываясь в будущее. Музыка становится громче.
Вопросы к учащимся
1. Кто же были эти мальчики, которых мы сейчас видели на сцене? Кирилл и Мефодий
Слайд 1
2. А как вы поняли, что же они захотели создать? Родную славянскую азбуку.
Все верно! Слайд 2
-Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки, великие просветители, поэтому и тема нашего занятия как вы уже догадались - история славянской письменности и культуры.
Основная цель нашего урока: познакомиться с историей создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
-Писатель и историк Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии. Чтение и письмо открывает человеку новый мир, - особенно в наше время».
Слайд 3
Ежегодно 24 мая весь славянский мир торжественно отмечает религиозный и одновременно государственный праздник – День славянской письменности и культуры.
По решению ЮНЕСКО, 863 год – признан годом создания славянской азбуки.
С 1987 года— день памяти Кирилла и Мефодия — становится в России всенародным праздником славянской письменности и культуры.
-Ребята у вас на столе лежит первая древнеславянская азбука.
Слайд 4
Давайте назовем некоторые из них.
Каждая буква имеет имя, кириллицу называют живой, имясловом. Имена букв учат нас прославлять красоту и величие Божьего мира.
-Кто услышал больше, чем просто имена букв?
Я вас попрошу открыть учебник на странице 176 и прочитать вслух текст на языке кириллице и на русском языке.
-Посмотрите какой певучий, музыкальный славянский язык!
Давайте и мы сегодня познакомимся с жизнью этих святых братьев.
- Девочки Диана и Кристина нас познакомят с житием Кирилла и Мефодия.
Слайд 5,6,7 (КНИГИ)
Выступление заранее подготовленных биографий. 10мин
-Ребята, как вы уже поняли, до Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.
Славянская азбука, созданная святыми братьями, послужила основой русской письменности.
Ребята, давайте с вами попробуем себе представить жизнь без письменности. Что было бы, если бы мы не умели писать?
Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим.
Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники.
- Кем бы мы были без письменности?
Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку и т.д.
СЛАЙД 8
Ребята!Перед вами на столе лежит греческий алфавит.
Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка: греческую букву («альфа») — для нашего звука [а], греческую букву («вита») — для нашего звука [в] и так далее.
Так что наша азбука — «дочка» греческого алфавита.
слайд 9
Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале –пергаменте.
Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; или переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; но и что талантливые художники украшали текст изящными заставками, красивыми заглавными буквами - буквицами….
Слайд 10
Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.
Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников — солнца и сердца.
(Подготовленный ученик рассказывает, как учили грамоте на Руси).
Как церковный грамоте в старину учили детей
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.
Вопросы к классу:
– Понравилось ли вам в школе Руси? Почему?
– Кто, чему и как обучал детей?
– Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?
– Согласны ли вы с тем, что учиться должны были только мальчики?
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).
Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое вслух.
Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».
-А сейчас ребята в качестве закрепления нашей темы мы выполним несколько заданий, за правильные ответы я буду давать жетоны. И в итоге тот, кто наберет самое большое количество жетонов, получит грамоту «Знатока русского языка».
1. Викторина «Кто внимательнее»
– Мирское имя Кирилла? (Константин.)
– Кем был отец братьев? (Военачальник.)
– Чем поражал Кирилл учителей? (Способностями, умом и знаниями)
– Какую должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого? (Был библиотекарем.)
– Кто такие еретики и какое отношение они имеют к братьям? (Инакомыслящие, заблуждающиеся.)
– Как прозвали Кирилла в Константинополе и за что? (Философ.)
– Зачем отправились братья из Константинополяв Моравию? (Проповедовать истинное учение, веру)
– Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия?
– В каком городе родились создатели славянской письменности братья Кирилл и Мефодий?
А. В городе Солуни
Б. В Херсонесе
В. В Константинополе
– В какой день прославляют св. братьев Кирилла и Мефодия?
А. 20 июня
Б. 24 мая
В. 15 марта
2. Пословицы (дополни)
Век живи, век учись.
Учиться никогда не поздно.
Ученье-свет, а неученье - тьма.
Сперва аз, буки, потом и все науки.
Азбука – к мудрости ступенька.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Кто силен в науке, не знает скуки.
С мудрым знаться – ума набраться.
Красна пава перьем, а человек ученьем.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
3. А теперь несколько загадок:
1. Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавиц,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
(Буквы алфавита)
2. Белое поле,
Черное семя,
Кто поле сеет,
Тот и разумеет.
(Бумага, буквы, пишущий)
3.Что находится между горой и долиной?
(Буква И)
4. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА).
4. Конкурс «Прикрепи слово» На заранее приготовленные плакаты (откидной доске) с нарисованными контурами лица и тела предлагается прикрепить слова:
глава, власы, чело, очи, зеницы, ланиты, уста, выя, брада, персты, десница, шуйца, длань, рамена, вежды
5. Конкурс «Подберите пару по неполногласию» ворота - холод - хоромы - голод - дерево - серебро – здоровый – молодой
6. -А сейчас ребята, я попрошу вас взять белые листочки с буквами и выполнить творческую работу «Изобрази буквицу» как древнерусские художники.
РЕФЛЕКСИЯ
1. Что вы считаете на занятие вам пригодится в будущей учебной деятельности?
2. Понравился ли вам урок? Что именно?
3. Чему вы научились на уроке?
Итог урока. Жюри подсчитывают жетоны и выписывают грамоты.
«Ученье – свет, а неученье – тьма», - говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни,- словенские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед.
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!
Святые Кирилл и Мефодий пред нами,
Их праздник великий и славный мы чтим.
Украсьте же, дети, икону цветами,
Пролейте слезу благодарности им.
Простые их буквы - не искры ли это?
Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами великого вечного света
Они воссияли над жизнью людей.
На север славянский от светлого юга
Те искры святые они принесли,
И их не задула суровая вьюга,
Они разгорелись по лону земли.
Светильника их чудотворная сила
Святою лампадой горит в темноте.
Нет бури, что светоч бы тот погасила,