СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: "Составное именное сказуемое"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся к составным именным сказуемым;знать какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого,формировать культурную компетентность.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: "Составное именное сказуемое"»

Тема открытого урока: Составное именное сказуемое Цели урока: познакомить учащихся к составным именным сказуемым;знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого, формировать культурную компетентность .

Задачи:1)развивающие: уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого; развивать речь учащихся; 2)образовательные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления; формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле);3)воспитательные: воспитание патриотизма, любви к родному слову.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Готовьтесь к уроку.
2. Психологический настрой
Учитель: Улыбка ничего не стоит, но много дает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

3.Проверка д/з

Учитель: Итак, ребята что было задано на дом?

Гварща: Я должна была раскрыть высказывание лингвиста Ф.И.Буслаева и привести примеры.

Гварща:«Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения», - утверждал известный русский лингвист Федор Иванович Буслаев. Действительно, сказуемое, являясь главным членом предложения, содержит в себе весь основной центр высказывания, несет огромную смысловую нагрузку. Именно сказуемое дает нам всю необходимую информацию о предмете: что делает предмет? Что с ним происходит? Каков этот предмет?(Например: Котенок умывается. Котенок мурлыкает. Котенок пушист.)Интересно сравнить предложения, в которых нет сказуемого, и которые состоят только из подлежащего. Например:1)Утро.-Наступило утро. Солнышко. Ярко светит солнышко. Легкий ветерок. Подул легкий ветерок. Река.-Река течет. Над водой чайки.-Над водой чайки летят. Вдали лес.-Вдали виден лес. Конечно, если сделать указанные предложения двусоставными, добавив сказуемые, возникает настоящее суждение, позволяющее более точно передать мысль и суть происходящего.


Учитель: Почему именно эти слова оживили картину? Потому что, эти слова обозначают действия.


Лингвистическая разминка

Учитель: Смотрим на картину. Оживите картину.

У Александра Александровича Блока есть стихотворение, как «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.»


Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.


Эти строфы принесли автору не только мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды.
Стихотворение это является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. А.А.Блока мы с вами пройдем в 11 классе. Мы еще с вами об этом поговорим.
Сделайте эти предложения двусоставными, добавив сказуемые. (Наступила ночь. Улица встречает нас различными звуками. Ярко светит фонарь. Аптека работает круглосуточно ). Предложения явно преобразились, стали полными, наполнились содержанием. И все это благодаря появлению в предложениях сказуемых .Значит, и правда, « вся сила суждения содержится в сказуемом». Поэтому, я полагаю, что  Федор Иванович Буслаев очень тонко и четко определил огромную роль сказуемого в лингвистике.(Лингвистика-языкознание,наука изучающая языки.)

Учитель:-Так как сегодня мы продолжаем тему сказуемое, высказывание великого лингвиста Буслаева станет эпиграфом сегодняшнего нашего урока.


Учитель:А Саид, несмотря на то что мы не все виды сказуемого раскрыли, должен был составить модули по теме сказуемое.

-Теперь Саид демонстрирует свое творчество.

Саид:(показывает демонстрацию экрана)


4.Цели урока.


Учитель: - Значит, тема нашего урока звучит так: «Составное именное сказуемое». Прежде чем мы приступим к уроку, мне бы хотелось, чтобы вы определили цели урока.

Ученики: -Повторить все, что мы знаем по теме «Виды сказуемого» и т.д.

Учитель: - Итак, цель нашего урока: безошибочно находить грамматическую основу в предложении, уметь определять виды сказуемого; отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые.

5.Повторение пройденного

Учитель: Чем отличается простое сказуемое от составного?

- Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.

- Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

Учитель: То есть смотря на формулы вы спокойно мы должны уметь дать определение каждому виду сказуемого.

Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)

г) Сыновья помогают матери в домашних делах. ( рады помочь)

д) Она водит машину. ( умеет водить)

е) Сыновья навестили своих родителей. ( смогут навестить.)

6.Изучение нового материала

Учитель: Напишите сегодняшнее число и тему. Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Для начала запишем формулы всех видов сказуемого.

Формулы

ПГС = глагол в форме одного из наклонений

СГС = вспомогательное слово + инфинитив

СИС = глагол-связка + именная часть

1)Вспомогательный глагол:

Глагол-связка быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр.

Пример: Молодой человек весёлый.

2)Вспомогательный глагол:

глаголы-связки стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться эти глаголы-связки менее употребительны.

Пример: Девочка казалась веселой.

3)Вспомогательный глагол:

в роли связок могут выступать глаголы со значением движения, положения в пространстве

приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть

Пример: Она сидела задумчивая.

Способы выражения именной части сказуемого.

1) Это был трудный путь.(существительное)

2) Иллюминация была великолепной.(прилаг.)

3) С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (краткое прилаг)

4) Два да три будет пять.(числит.)

5) Вишневый сад теперь мой. (местоим.)

6) Ей туфли впору будут.(нареч)

7) Брови ее были сдвинуты.(причастие)

8) На таком заводе два инженера — капля в море.(фразеологизм)



ВЫВОД: Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.

7.Физкультминутка

Учитель: Ребята, что такое иллюминация?

Иллюминация(отлат.illuminatoосвещение)— яркое, декоративное освещение зданий, улиц, площадей, сооружений и элементов ландшафта по поводу каких-либо торжеств, а также— техника их светового оформления.

Учитель: Ребята, давайте отдохнем и посмотрим презентацию. Кстати, в Дубае есть самый большой в мире парк с иллюминациями. Если будет интересно, можете посмотреть в интернете.

Дубай— крупнейший город Объединённых Арабских Эмиратов, административный центр эмирата Дубай.

Учитель: В четвертом предложении есть словосочетание «грустная радость»

"Грустная радость" - это оксюморонстилистическая фигура художественной речи, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия, в результате чего возникает новое смысловое качество. То есть, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Например, весело грустить, горячий лёд, живой труп, конец вечности, Старый Новый год, бесконечный тупик и т. д.

Окюморон широко применяется в названиях литературных произведений

Л. Толстой «Живой труп», Ю. Бондарев «Горячий снег», А. Азимов «Конец вечности», Н.В.Гоголь «Мёртвые души», «Невыносимая лёгкость бытия», «Бесконечный тупик», «Конец Вечности»), фильмов («Обыкновенное чудо», «С широко закрытыми глазами», «Правдивая ложь»

Слово оксюморон и иллюминация запишите в словарь. Значение слов напишете дома с толкового словаря Ожегова. На следующем уроке буду спрашивать

8.Подготовка

Учитель: В 9 классе в заданиях ОГЭ, есть такое задание, где надо найти грамматическую основу предложения (показываю КИМы Цыбулько).Давайте, посмотрим.

-В1. Выпишите грамматическую основу предложения 25.(Мое решение было тайной для всех)

-В2. Выпишите грамматическую основу предложения 25.(Только через полтора года мне удалось добиться назначения на Север - и то совершенно случайно. )

9. Закрепление

Упр.143

10.Обобщение урока. Рефлексия. Оценки.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Из каких частей состоит составное именное сказуемое?
-Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?

Домашнее задание.

14.Упражнение № 144

Синквейн

Классический традиционный синквейн составляется так:

Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;

Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;

Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;

Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;

Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи..

1)Сказуемое
Простое, составное
Отвечает на вопросы, обозначает действие предмета, изменяется по временам
Дает возможность выразить происходящее
Глагол

2)Сказуемое
простое, составное
действует, главенствует, выражает
член предложения связан с подлежащим
грамматика.

Варианты ответов:

• Подлежащее,


• Сказуемое,

• Главное, необходимое,


• Важное, необходимое,

• Говорит, называет, указывает.


• Сообщает, открывает, сказывает.

• Без него обойтись трудно.


• Без него как-то скучно.

• Предмет.


• Действие.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!