СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Современна ли музыка И.С.Баха?" Авторская разработка.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке я стремилась подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примерах произведений Баха и доказать то, что музыка прошлых эпох может быть глубоко современной нам, людям 21 века, благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Современна ли музыка И.С.Баха?" Авторская разработка.»

МБОУ «Гимназия №11 города Ельца»

учитель музыки Комаричева Елена Владимировна


Конспект урока музыки в 6 классе

Тема: Современна ли музыка И.С.Баха?


Цели урока:

  • Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примерах произведений И.С.Баха; дать понятие «токкаты».

  • Развивать восприятие, эмоциональную отзывчивость школьников.

  • Осуществлять духовно – нравственное воспитание через приобщение их к музыкальной культуре.


Дидактический материал:

  • Портрет композитора

  • Раздаточный материал

Ход урока:

I. Организационный момент. Слово учителя

II. Мотивация. Актуализация знаний

III. Рефлексия. Вывод

IV. Оценки


Этапы работы:


1. Синквейн

2. Беседа

3. Работа с терминами

4. Выстраивание логической цепочки

5. Исполнение песни И.С. Баха «За рекою старый дом»








1

Сценарный план урока


I. Организационный момент. Слово учителя.

Ребята, на этом уроке мы продолжаем тему современности в музыке. Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мертвая, потому что не отображает главное содержание современности и вызвана к жизни холодной рукой ремесленника. Но есть музыка, выстраданная мастерами, написанная «кровью сердца», которая долго откликается на болевые точки человечества, ибо она всегда о главном. Ее главный секрет – «секрет – в познанье вечных истин, они стары, как мир… Любовь, Добро и Красота. Без них мы жизнь свою не мыслим, они нас будут волновать во все века!»


II. Мотивация. Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы определить тему урока, я предлагаю следующую работу. Для прослушивания трёх музыкальных фрагментов ребятам предлагается индивидуальная форма работы «Синквейн» (англ.-«думать»).

1.Синквейн.

Проводится по схеме:

  • Назвать произведение.

  • Придумать 2 прилагательных.

  • Придумать 3 глагола.

  • Предложение.

  • Вывод (одно существительное).

Звучат 3 фрагмента (названия произведений и композитор не озвучиваются).

  • Токката (И.С. Бах, Токката и фуга d-moll).

  • Скерцо-шутка (И.С. Бах, Скерцо из оркестровой сюиты №2).

  • Ария (И.С. Бах, Ария из оркестровой сюиты №3).

Работа над музыкальными номерами по схеме после каждого прослушивания.


2.Беседа.

  • Вопросы учителя:

  • Это музыкам одного композитора или разных?

  • Какой композитор написал, современный или нет?

  • Где вы слышали вне урока одно из этих произведений?

  • Это русский композитор или зарубежный?


2

Учитель: А чтобы вы узнали композитора, даю словесный портрет – подсказку.

Немец, потомственный музыкант – самоучка, родился в Эйзенахе в конце 17в. гениальный полифонист, он же скрипач, он же клавирист, он же органист, характер упрямый, недипломатичный, не переносит неуважительного отношения к музыке; доброжелателен, к коллегам – музыкантам независтлив, его лозунг «Будь готов! Всегда готов у всех учиться!», любящий муж, преданный отец огромного семейства (2 брака – 20 детей,9 дожили до его смерти), общителен, рассудителен, не пренебрегает юмором и крепким словцом (одного ректора – врага музыкального образования в школе назвал «дерьмовое ухо»), глубоко страдающий, практический, расчетливый, высоко бескорыстный, тяготеет к музыке серьезной и глубокой, но когда надо – легко перестраивается на легкий шутливый лад.

Подбородок тяжелый, взгляд серьезный, но не скучный.

Из-за любви к музыке уже в 10 лет частично потерял зрение, к концу жизни ослеп.

За пределы Родины никогда не выезжал. Скончался на 66 году жизни.

Дети: «И.С.Бах»

Учитель: А теперь попробуйте вспомнить содержание моего вступительного слова, соедините его с вашим правильным ответом и вы сможете назвать тему нашего урока. Кто догадался попробуйте его сформулировать. Какие варианты? (Подвести детей к теме «Современна ли музыка Баха?»)

И конечно нам не обойтись без проблемного вопроса. Что бы вам хотелось сегодня выяснить, зная тему нашего урока?

Дети: В чём секрет музыки И.С. Баха? Почему люди 21 века до сих пор её слушают?

Учитель: Чтобы ответить на эти вопросы, продолжаем работу с произведениями, прозвучавшими в начале урока.

3. Работа с терминами.

  • Выяснение с ребятами настоящих названий прослушанных произведений (Токката из токкаты и фуги d-moll, скерцо и ария из оркестровых сюит №2,№3).

  • Объяснение термина «токката», «скерцо», «ария».

  • Под каким номером они звучали?

(1.Токката 2.Скерцо 3.Ария).

4. Беседа. Выстраивание логической цепочки.

3

Учитель: Дать характеристику каждому музыкальному фрагменту из прослушанных произведений, использовав словесный ряд: решительный, грациозный, задумчивый, смелый, легкий, мечтательный, гордый, с юмором, одухотворённый, уверенный, озорной, задушевный, забавный, с достоинством, нежный. (Словесный ряд записан на доске)

Какое слово подходит под все эти понятия?

Дети: Человек.

Учитель: «Музыка Баха глубоко человечна. Она естественна в выражении чувств, яркая, живая, волнующая, она возвысила и внесла в душу любовь не только к Всевышнему, но и к простому человеку, что не соответствовало господствующим в ту пору сухим нормам средневековой церкви».

  • Почему именно музыку Баха использовали заставкой к передаче «Человек и закон»?

  • Какое из прозвучавших произведений «легкое», а какое «серьезное»?

  • Можно ли назвать Баха скучным композитором?

Учитель: «Он действительно был очень серьезный музыкант, но никогда не был музыкантом скучным. Он действительно сочинял веселую музыку, но отлично понимал, что она не составляет главную часть музыкального искусства, как шутка не составляет главную часть в жизни человека. Он и к «легкой» музыке относился серьезно, никогда не снижая своего высочайшего вкуса».

Работа в группах с раздаточным материалом

Вопросы к восприятию музыки.

  • Какие события в вашей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?

  • В какой драматической ситуации вы бы применили эту музыку, если бы были звукорежиссером?

  • Чем привлекла вас эта музыка? (Мелодией, ритмом, динамикой, тембром или ещё чем-либо?)

  • Если бы вы были композиторами, то что бы изменили в этой музыке?

5.Исполнение учителем песни «За рекою старый дом» И.С. Баха.

Учитель: С каким народным вокальным жанром можно сравнить эту песню?

Дети: Колыбельная.


4

Учитель: «Он много музыки писал для детей. Бах высоко судил о людях 9-13 лет. В таком возрасте человек может думать об очень серьезных вещах. Первые мысли о жизни и смерти. Желание узнать и понять многое из того, что делается в мире, проникнуть в его тайны».

Можем ли мы назвать музыку И.С. Баха современной, даже если она написана в 18 веке и основана на другой народной музыкальной культуре?

Дети: Да!

Учитель: Почему?

Дети: Она очень близка нам, людям 21 века, по своим мыслям, чувствам, эмоциям, идеалам?

Учитель: «Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать, и утешает. В нем столько мудрости и веры в жизнь, столько человеческой и сердечной простоты, что, вероятно, ему суждено еще привлекать к себе цепь будущих поколений».

«От его музыки исходит облагораживающая сила, способная переродить человека».

III. Рефлексия. В руках у меня нотка. Это не просто символический музыкальный знак, именно руками великого Баха они умело складывались на нотных линеечках и превращались в шедевры мировой музыки. Передавая эту ноту друг другу, я прошу каждого озвучить, что для вас было новым, важным и полезным из того, что вы услышали и узнали на уроке. Какие добрые слова вы сказали бы Баху, окажись он сегодня с нами, которые композитор незаслуженно не услышал, потому что при жизни его музыку духовенство считало сложной, непонятной и слишком эмоциональной, что не соответствовало господствующим в ту пору сухим нормам средневековой церкви.

Вывод: «Термин «современное искусство» имеет двойное значение: более узкое – то, что создано мастерами, живущими в одно время с нами, и более широкое – искусство, не зависимое от эпохи, в которую было создано, но отвечающее нашим современным идеалам». (Кабалевский)

Музыка И.С. Баха тому яркий пример.

IV.Оценки.





5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!