3 | Актуализация ранее изученного (3мин) | Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности. Вспомнить определения и основные понятия по теме: «Автономное существование человека в природной среде». | Домашним заданием у вас было – повторение данной темы. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? У меня к вам первый вопрос! А какое существование называется автономным? Хорошо, молодцы! А какие виды автономии бывают и в чем их различия? Давайте подумаем, по каким причинам человек может попасть в автономное существование? | Высказывают предположения. Отвечают на вопросы. Существование человека без воды, пищи, связи с внешним миром. Это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой. Автономия может быть добровольной (если в данной ситуации оказываются люди, профессии которых предполагают работу в природных условиях, например туристы, геологи, нефтяники и т. п.) и вынужденной. Ответы учащихся: поломка транспорта в безлюдной местности; потеря связи с группой (туристы, грибники) потеря ориентировки на местности (блуждание) путешественники – экстрималы охотники ученые - исследователи поиск чего-нибудь, например клада и т.д. |
4 | Основной этап. Обобщение и систематизация ранее изученного (33 мин) | Обобщить и систематизировать знания по теме: «Автономное существование человека в природной среде». Проверить уровень усвоения материала по главе. Дать качественную оценку работ отдельных учеников, групп, класса в целом. | Ребята, а может ли человек оказаться в условиях автономии, если отправится что-либо искать? Вот на этом мы и остановимся с вами: пойдем искать клад!!! Мне в руки попала карта, где отмечено место клада. Хотите узнать, что это за клад?! Для этого нам необходимо отправиться в поход по маршруту, нарисованному на карте. А в поход всегда берут рюкзак. Согласны? А какие предметы необходимо положить в него, т.е. взять с собой? Сейчас я предлагаю вам укладку рюкзака. Рюкзак пускаю по рядам. Каждый из вас скажет, что возьмёт и для чего возьмёт тот или иной предмет. Хорошо! А теперь внимание на картинку, вот, что действительно нам необходимо взять с собой. Поэтому при подготовке к походу, нужно все тщательно продумывать. Картинка «Предметы туриста» на доске. И так, мы взяли все необходимое, а теперь в путь! Первая преграда, которая возникла на нашем пути - болото! Как нам его преодолеть? А что необходимо знать, чтобы, обходя болото, не сбиться с пути? А какие способы ориентирования вы знаете? Ребята! Молодцы! Мы идем дальше по маршруту, выдерживая заданное направление. А перед нами следующая преграда, это – лес! Мы совершаем привал. Прежде всего, давайте разведем костер! Какие правила необходимо соблюдать при выборе места для разведения костра? А сейчас я вам предлагаю вспомнить, как на практике сложить костёр, для этого нужно выполнить практическое задание «Складывание костра». (Вместо дров используют палочки длиной 8-10 см.) Ребята работаем в паре. Итак, нам нужно разжечь костёр. Дрова у вас под рукой. Вспомните и сложите один из типов костра, которые вы знаете. Какие типы костра вы знаете? Слайд 1 «Типы костров». Каково значение костра? Слайд 2 «Значение костра» Ребята! Представьте, что спички промокли, или мы их потеряли. Как же нам быть? Как разжечь костер? Какие способы разведения костра вы знаете? Молодцы! Костёр мы разожгли, давайте немного отдохнём. | Ответы учащихся. Ответы учащихся. Практическое выполнение задания учащимися. Перечисляют и комментируют: туалетные принадлежности, телефон, палатка, спальный мешок, перочинный нож, саперная лопатка, запасная одежда и обувь, спички, посуда для приготовления пищи, запас продовольствия, топорик, рабочие рукавицы, фонарик, карта и компас, аптечка. Самопроверка, самоконтроль. Ответы учащихся: Ответы учащихся: Ответы учащихся: площадку для костра выбирают на открытом, но защищенном от ветра месте, желательно около воды. разводят костер на вытоптанном участке земли, на старых кострищах, не ближе 4-6 метров от деревьев если есть дерн, снимают его, переворачивают травой вниз и укладывают вокруг костра. убирают листву, хвою, траву вокруг костра на 1 — 1,5 м (могут загореться) если есть возможность, обкладывают его камнями и т.д. Выполнение учащимися практического задания «Складывание костра» Ответы учащихся. Самопроверка. Работа с интерактивной доской. Ответы учащихся: обогреться, приготовить пищу, подать сигнал бедствия, пугать хищников, успокаивает Учащиеся объясняют, как разжечь костёр с помощью: линзы трением куска металла и кремня |
| | | Отдохнули?! Пора подкрепиться! Что нам необходимо для приготовления пищи? Костер мы уже развели. Пока мы шли, вода у нас закончилась. А поскольку нам необходима вода для приготовления пищи, какими способами ее можно добыть в природных условиях? Как можно воду обеззаразить? Молодцы, ребята! А теперь представьте, что у вас и еда закончилась, или потеряли мешок с едой во время перехода через болото. Как бы вы вышли из этой ситуации? Можно ли употреблять в пищу что-нибудь из того, что мы можем встретить в лесу? Хорошо! А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания. Посмотрите на картинку и поставьте номера съедобных грибов в первую строчку таблицы, а номера ядовитых грибов во вторую строчку таблицы. Выполнение задания по карточкам «Съедобные грибы» Слайд 3. (раздаточный материал) И второе задание. Посмотрите на слайд и скажите, что можно употреблять в пищу, а что нет? Слайд 5. Ребята! Мы даже не заметили, как солнце опустилось, и нам нужно устроиться на ночлег. Для ночлега «соорудим» «временное укрытие». Используя карандаш и лист бумаги, нарисуйте одно из временных укрытий, которое вы запомнили с предыдущих уроков. Давайте вспомним, какие временные укрытия вы знаете? И что вы нарисовали? Со всеми заданиями вы справились хорошо! Но может случиться так, что вы попадёте в беду! А что это значит – попасть в беду? Как действовать в такой ситуации, что делать, как дать знать, что вы в беде? А как можно подать сигнал бедствия? Предлагаю выполнить задание на соответствие «Сигналы бедствия» из электронного учебника ОБЖ 6 класс. Ребята! Мы преодолели все преграды, и дошли до сундучка. Чтобы узнать содержимое клада, необходимо разгадать кроссворд. Задание по карточкам «Решение кроссворда». Слайд 6. Вопросы: 1. Вид костра. 2. Светила, помощник ориентирования 3.Фактор, мешающий успешно справиться с экстремальной ситуацией. 4. Вид временного укрытия. 5. Способ добывания огня. 6. «Скорая помощь» туриста. з | в | е | з | д | н | ы | й | | л | у | н | а | | | | с | т | р | а | х | | | | | | | н | а | в | е | с | | | л | и | н | з | а | | а | п | т | е | ч | к | а | | И так, ребята, мы расшифровали содержимое сундучка. Какое волшебное слово вы нашли? Молодцы, ребята! Да, Знание! Знание - это сила! Знание лучше богатства. Наука в лес не ведет, а из лесу выводит. Если Вы на уроках ОБЖ усвоите, как действовать в различных экстремальных ситуациях и в быту, и в природе, то будете целыми, здоровыми. | Ответы учащихся: Ответы учащихся: найти родник, выкопать ямку рядом с водоемом, сбор влаги с помощью полиэтиленового пакета, собирание росы. Ответы учащихся: химическим методом: использовать йод, марганцовку; природный: использование растений таких, как ромашка, тысячелистник, чистотел и т.д. Ответы учащихся: Учащиеся выполняют задания по карточкам. Самопроверка Слайд 4. «Съедобные и несъедобные грибы» Один учащийся идет к доске По рисунку: нельзя: жабы, поганки, пушистые черви можно: лягушка, гриб, ягоды, улитка, черви, жуки, кора березы Учащиеся рисуют временное укрытие. Ответы учащихся: шалаш, снежная пещера заслон снежная траншея Ответы учащихся: заблудились сбились с пути необходима помощь Ответы учащихся: нужно подать сигналы бедствия Учащиеся работают с интерактивной доской. Учащиеся разгадывают кроссворд и угадывают ключевое слово (знание) Ответы учащихся: Знание |