СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. Тема: "Расчет показателей оценки работы ДМРЛ-С"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке приведены тестовые вопросы для проверки знаний, а также методические рекомендации и материалы для выполнения практической работы и для закрепления полученных умений.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Тема: "Расчет показателей оценки работы ДМРЛ-С"»

ГБПОУ МО «Гидрометеорологический техникум»











ОТКРЫТЫЙ УРОК

МДК 03.01. «Технология радиолокационных метеорологических наблюдений и обработки радиометеорологической информации»

Практическая работа № 41

Расчет показателей оценки качества работы ДМРЛ-С







Специальность: 210422 – Радиотехнические информационные системыАвтоматизированные системы


Преподаватель: В.П. Куняева











Г.о. Железнодорожный

2015 г.




Тип урока: закрепление пройденного на практическом занятии.

Форма урока: практическое занятие.

Цели занятия:

Образовательные:

  • применение профессиональных знаний и умений, полученных в области радиометеорологии для расчета показателей оценки качества работы ДМРЛ-С.

  • Развитие культуры речи.


Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету и профессии;

  • воспитание стремления к самостоятельному решению проблемы;

  • воспитание способности применять для решения проблем знания и умения из разных областей науки, техники и культуры.


Развивающие: развивать ключевые компетенции, в том числе:

  • учебно-познавательную, как способность к самостоятельной познавательной деятельности;

  • коммуникативную компетенцию, как способность выбирать адекватную модель поведения, умение в тактичной форме отстаивать свои убеждения, владение навыками работы в группе;

  • компетенцию личностного самосовершенствования, как стремление к интеллектуальному саморазвитию и владение навыками эмоциональной саморегуляции;

  • информационную компетенцию, как умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

  • профессиональную компетенцию, как способность использовать знания и профессиональные умения на практике.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

Подготовительная работа:

  • составление тестов для проверки полученных теоретических знаний;

  • разработка презентации;

  • составление задания для самостоятельной работы.

Раздаточный материал:

  • папки с описанием практической работы;

Ход занятия

I. Организационный момент. (3 мин)

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление темы и цели урока. При выполнении работы должны соблюдаться правила ТБ при работе за ПК и правила поведения в компьютерном классе.



II . Проверка знаний в виде теста на ПК по ДМРЛ (16 вопросов, 22 мин)


  1. Установите соответствие между частотным диапазоном и длиной волны.

    1. Диапазон С;

    2. Диапазон S;

    3. Диапазон Х.

    1. Длина волны =10см;

    2. Длина волны =5см;

    3. Длина волны =3см.

  2. Как изменяется частота отраженного от цели сигнала, если цель приближается к радару?

  1. Частота не изменяется.

  2. Частота увеличивается.

  3. Частота уменьшается;

  4. Частота уменьшается в 2 раза.

  5. Частота уменьшается на 1500Гц.

  1. Как изменяется частота отраженного от цели сигнала, если цель удаляется от радара?

  1. Частота не изменяется.

  2. Частота увеличивается.

  3. Частота уменьшается;

  4. Частота увеличивается в 2 раза.

  5. Частота увеличивается на 1500Гц.

  1. Измерение каких параметров в ДМРЛ основано на применении эффекта Доплера?

  1. Радиолокационная отражаемость в вертикальной плоскости Zv.

  2. Радиолокационная отражаемость в горизонтальной плоскости Zh.

  3. Радиальная скорость (V).

  4. Дифференциальная отражаемость (Zdr).

  5. Ширина спектра радиальных скоростей (W)

  1. Рассчитайте максимальную скорость (Vmax), которую однозначно может определить доплеровский радиолокатор, если частота повторения зондирующих импульсов PRF=1000Гц.

  1. Vmax=13,25м/с;

  2. Vmax=6,625м/с;

  3. Vmax=21,2м/с;

  4. Vmax=106м/с;

  5. Vmax=1325м/с.

  1. Рассчитайте максимальное расстояние (Rmax) до метеоцели, если частота повторения зондирующих импульсов PRF=1000Гц.

  1. Rmax=50км;

  2. Rmax=100км;

  3. Rmax=300км;

  4. Rmax=250км;

  5. Rmax=150км.

  1. Напишите соотношение между радиолокационными отражаемостями (в dBZ), выраженными через диаметр метеочастиц 10(lg Zd) и через радиус метеочастиц 10(lg Za).

  2. Сопоставьте между собой утверждения из первого и второго столбца.

    1. Метеочастица движется на радар.

    2. Метеочастица движется от радара.

    3. Метеочастица движется в плоскости, перпендикулярной направлению на радар.

    4. Метеочастица движется строго по радиусу от радара.

    1. Ее радиальная скорость V=0.

    2. Ее радиальная скорость положительная V0.

    3. Ее радиальная скорость отрицательная V

    4. Истинная скорость метеочастицы равна ее радиальной скорости.

  3. Единицы измерения вертикального сдвига скорости ветра.

  1. м/с на 60 метров;

  2. м/с на 600 метров

  3. м/с на 300 метров

  4. м/с на360 метров

  5. км/час на 30 метров

  6. км/час на 600 метров

  7. величина безразмерная.

  1. Единицы измерения горизонтального сдвига скорости ветра.

  1. м/с на 60 метров;

  2. м/с на 600 метров;

  3. м/с на 300 метров;

  4. м/с на 30 метров;

  5. км/час на 30 метров;

  6. км/час на 600 метров;

  7. величина безразмерная.

  1. Чему примерно равна дифференциальная отражаемость сферической метеочастицы?

  1. Zdr=0;

  2. Zdr

  3. Zdr0;

  4. Zdr=1;

  5. Zdr100.

  1. Чему примерно равна дифференциальная отражаемость горизонтально ориентированной метеочастицы?

  1. Zdr=0;

  2. Zdr

  3. Zdr0;

  4. Zdr=200;

  5. Zdr100.

  1. Для какой формы гидрометеора характерна дифференциальная отражаемость Zdr

  1. Сферическая форма.

  2. Вертикально ориентированная метеочастица.

  3. Горизонтально ориентированная метеочастица.

  4. Такая дифференциальная отражаемость характерна для местных объектов.

  5. Метеочастица, ориентированная в плоскости под углом в 45 градусов.

  1. Для каких гидрометеоров характерна вертикальная ориентация?

  1. Крупные капли;

  2. Мелкие капли (морось);

  3. Ледяные кристаллы;

  4. Мелкий град.

  1. Для каких гидрометеоров характерна горизонтальная ориентация?

  1. Крупные капли;

  2. Мелкие капли (*морось);

  3. Ледяные кристаллы;

  4. Мелкий град.

  1. Установите соответствие между названием карты и ее обозначением.

  1. Радиальная скорость.

  2. Радиолокационная отражаемость.

  3. Вертикальный профиль ветра.

  4. Ширина доплеровского спектра радиальных скоростей.

  1. Z;

  2. W;

  3. V;

  4. VW.


Ключи к тесту «ДМРЛ»

вопроса

ответа

1-b; 2-а; 3-с

2

3

3, 5

1

5

10(lg Zd)= 10(lg Za)+18

1-с; 2-b; 3-а; 4-d

4

2

1

3

2

3

1

1-с; 2-а; 3-d; 4-b.


Подведение итогов тестирования.


III Выполнение практической работы (45 мин):

Студенты записывают в тетрадь по практическим работам номер, название, цель работы. А также расчетные формулы и вычисления. Преподаватель объясняет показатели оценки качества работы ДМРЛ-С. Все действия дублируются на проекторе. (Репродуктивный метод).


Практическая работа № 41

Расчет показателей оценки качества работы ДМРЛ-С

Сопоставление радиолокационной и эталонной информации


Цель работы: научиться вычислять показатели оценки работы ДМРЛ-С

Принадлежности: Информация о грозах ДМРЛ-С и метеостанций

Порядок выполнения

  1. Расчет оправдываемости гроз

Оправдываемость – это вероятность обнаружения ДМРЛ гроз, зафиксированных МС. Оправдываемость (Pопр) - это отношение числа случаев гроз, зафиксированных МС и ДМРЛ, к числу случаев гроз по данным МС, выраженное в %.




Nэ-дмрл - это число гроз, зафиксированных эталоном и ДМРЛ (число совпадений данных о грозах).

NЭ – число гроз по данным эталона (МС).

  1. Расчет вероятности неоправдавшихся гроз (Pнеопр)

Рнеопр = 100% - Ропр



  1. Расчет достоверности – вероятность гроз по данным ДМРЛ, подтвержденных эталоном. Достоверность Рдост - это отношение числа случаев гроз по данным ДМРЛ, подтвержденных эталоном, к числу случаев гроз по ДМРЛ, выраженное в %.





  1. Расчет вероятности ложных тревог (Рлт)

РЛТ =100% - РДОСТ

  1. Рассчитать показатели работы ДМРЛ-С по данным таблицы, используя правила сопоставления информации ДМРЛ-С и МС.

На МС наблюдалась гроза с 12:19 по 13:22.

Срок

наблюдений


Явления ДМРЛ-С

(NДМРЛ)

Явления МС

(NЭ)

Кол-во оправдавшихся гроз (NЭ-ДМРЛ)

Кол-во неоправдавшихся гроз

(NЭ-ДМРЛ)

Грозы ДМРЛ, подтвержд. МС

(NДМРЛ-Э)


1

2

3

4

5


12:10

R





12:20

W





12:30

R





12:40

W





12:50

W





13:00

W





13:10

R





13:20

R





13:30

R





Сумма






Оправдываемость Ропр, %


Вероятность неоправдавшихся гроз Рнеопр,%



Достоверность Рдост, %


Вероятность ложных тревог Рл.т., %





  1. Оценить качество работы ДМРЛ-С

Для оценки качества работы используются следующие критерии:

  • PОПР ≥ 70% – удовлетворительно.

  • PОПР ≥ 80% – хорошо.

  • PОПР ≥ 90% – отлично.

IV Творческая самостоятельная работа студентов. Проверка качества усвоения материала (15 мин):

Оперативный мониторинг качества р/л. наблюдений ДМРЛ-С Внуково

Студенты самостоятельно рассчитывают оправдываемость опасных явлений погоды за июнь, за теплый период, и оправдываемость обложных и ливневых осадков.

Оправдываемость ОЯ за июнь 2014г.

Опасные явления

Общее кол-во случаев ОЯ

Шквал

Град

Гроза

Кол-во случаев

283

4

23

256

Кол-во несовпадений

-

4

17

5

Оправдываемость

-




Оправдываемость ОЯ за теплый период

Опасные явления

Общее кол-во случаев ОЯ

Шквал

Град

Гроза

Кол-во случаев

1047

14

34

999

Кол-во несовпадений


14

17

18

Оправдываемость





Сопоставление информации ДМРЛ-С Внуково с фактической погодой за февраль 2015г. по виду осадков (ливневые и обложные) и их интенсивности

Пункт

Информация

Осадки обложные

Осадки ливневые

РСО без осадков число сл.

Кол-во случаев

Слабые,

Число сл.

Умеренные, число сл.

Сильные число сл.

Слабые, число сл.

Умеренные, число сл.

Сильные число сл.

ВНК

ДМРЛ-С

135

25

7

156

6

-

24


ВНК

Фактич. погода

199

4

-

82

23

5

40


Совпад.

Случаев

117

0

0

72

4

0

19


Совпад.

%











V. Анализ и рефлексия. (3 мин)

Преподаватель анализирует результаты выполнения самостоятельной работы. Предлагает учащимся высказывать мнения: что вызвало затруднения, что не понятно.


VI. Выдача домашнего задания – 2 мин;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!