СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок -Учебная практика по профессии Каменщик

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика проведения открытого урока

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок -Учебная практика по профессии Каменщик»


Федеральная служба исполнения наказаний России

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №57



Рассмотрено на заседании

методической комиссии

Протокол № __

от «___» ________ 20__г.







План-конспект урока


Дисциплина «Производственное обучение (учебная практика)»


Профессия: Каменщик

Тема «Кладка прямых стен по системе многорядной перевязки швов»



Мастер производственного обучения Синицын С.В.









г. Медынь – 2019 г.




План урока №_16__

Дата проведения: 25 сентября 2019 года


Группа: 2-3Ф

Дисциплина: Производственное обучение (учебная практика)

Тема урока: «Кладка прямых стен по системе многорядной перевязки швов»

Тип урока: Урок формирования умений и навыков

Цель урока:

Образовательная:

- изучить приемы и методы кладки прямых стен по системе многорядной перевязки швов

- выработать у учащихся навыки и умения применять теоретические знания, полученные на уроках специальной технологии по теме №5: «Технология кирпичной кладки»

Развивающая:

- развивать у обучающихся умение четко излагать свои мысли, анализировать полученную информацию, выделять главное и аргументировано доказывать свою точку зрения по данному вопросу

Воспитательная:

- привить интерес к будущей специальности;

- воспитать у учащихся умение работать в команде, культуру дискуссии, умение слушать и быть услышанным.

Междисциплинарные связи: дисциплина «Специальная технология» по теме № 5: «Технология кирпичной кладки»

Внутридисциплинарные связи: тема № 2 «Соблюдение безопасности труда»

Оснащение урока:

  1. Рабочая программа, КТП, доска, конспект;

  2. Раздаточный материал; карточки-задания; карточки тестовых заданий

  3. Мультимедийный комплекс (ТВ, образовательные видеоматериалы)



Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Организационный момент

3 мин.

  1. Приветствие.


  1. Проверяет посещаемость в группе.

Докладывает дежурный

  1. Проверка готовности к работе.

Проверяют наличие учебных принадлежностей

  1. Сообщение общего хода занятия, организация внимания студентов.

Слушают

Проверка домашнего задания

25 мин.

  1. Фронтальный опрос (устно):

Выясняет степень усвоения материала, изученного ранее:

  • Правила разрезки кладки?

  • Приемы подачи и раскладки кирпича на стене

  • Приемы подачи и расстилания раствора

  • Что такое тычковые версты?

  • Что такое ложковые версты?

Беседа со всей группой


  1. Индивидуальный письменный опрос (по карточкам):

Карточка №1. Чем различаются наружные и внутренние версты?

Карточка №2. Что такое забутка и как она выполняется?

Карточка №3. Какова рекомендованная толщина горизонтального шва?

Карточка №4. Какова рекомендованная толщина вертикального шва?

Отвечают 4 обучающихся

  1. Тестирование обучающихся (Приложение № 1)

Самостоятельная работа с тестами, взаимопроверка

  1. Обобщение по повторению, типичные ошибки, комментирование оценок



Постановка темы и целей урока

2 мин.

Формулирует тему и цели урока для обучающихся

Оформляют тетради, записывают:

  • дату;

  • тему;

  • план урока.

Подготовка к

восприятию

нового

материала

2 мин.

  1. Беседа со студентами, постановка учебной проблемы:

    • Как вы думаете, как можно повысить производительность труда при кладке кирпичных стен?

Участвуют в обсуждении

  1. Обобщение, сообщение новой темы: «Кладка прямых стен по системе многорядной перевязки швов»


Объяснение

нового

материала

70 мин.

  1. Рассказ преподавателя по плану (Приложение №2)

    1. Особенности кирпичной кладки, терминология.

    2. Основные системы перевязки кладки

    3. Многорядная система перевязки кладки и ее преимущества

    4. Трехрядная система

    5. Кладка с чередующимися и смешанными рядами

      1. Запись под диктовку преподавателя;

      2. Конспектирование материала по раздаточному материалу;

      3. Участие в решении задач.

      4. Просмотр учебных видеоматериалов по теме урока


  1. Подведение итогов самостоятельной работы;


  1. Обобщение;


Закрепление






25 мин.




  1. Беседа с обучающимися по вопросам для выявления степени усвоения новых теоретических знаний:

    • Как выполняется кирпичная кладка по системе многорядной перевязки?

    • Когда осуществляется перевязка тычковым рядом?

    • Преимущества многорядной системы перевязки?

    • Когда нельзя применять многорядную систему перевязки?

    • Когда применяется трехрядная система?

    • Обобщение

Отвечают на вопросы



Домашнее

задание

3 мин.

  1. Выдача домашнего задания по теме «Кладка прямых стен по системе многорядной перевязки швов»:

1) Журавлев М.П. «Каменщик» Ростов н/Д: Феникс, 2015г.

стр. 130-138

2) повторить конспект


Записывают домашнее задание

Итоги урока

5 мин.

  1. Рефлексия;

  2. Достижение целей урока, дисциплина

  3. Выставление оценок за урок;

  4. Объявление темы следующего урока

Слушают преподавателя

Выражают мнение о занятии (письменно)















Приложение №1.

Тест на тему «проверка домашнего задания»

1. Длинная сторона кирпича называется:

  1. тычок

  2. верста

  3. забутка

  4. ложок

  5. прокладка

2. Короткая сторона кирпича называется:

  1. тычок

  2. верста

  3. забутка

  4. ложок

  5. прокладка

3. Наружная и внутренняя поверхности стены называются

  1. тычок

  2. верста

  3. забутка

  4. ложок

  5. прокладка

4. Внутренняя часть стены между верстами называется

  1. тычок

  2. верста

  3. забутка

  4. ложок

  5. прокладка

5. Несовпадение швов кирпичной кладки, обеспечивающее ее монолитность, называется:

  1. верстой

  2. забутовкой

  3. неувязкой

  4. перевязкой

  5. расшивкой


Эталон ответов: Критерий оценок:

  1. (г) Оценка «5» - допускается 1 ошибка (95-100%)

  2. (а) Оценка «4» - допускается 2-3 ошибки (75-95%) (б)

  3. (б) Оценка «3» - допускается 4-5 ошибок (50-75%)

  4. (в) Оценка «2» - 6 и более ошибок (менее 50%)

  5. (г)


Приложение №2.


Конспект урока по дисциплине «Производственное обучение (учебная практика)»

по теме: «Кладка прямых стен по системе многорядной перевязки швов»


Многорядная система перевязки швов


Хотя кирпич и превратился преимущественно в облицовочный материал, его веками проверенные достоинства по-прежнему привлекают строителей. Продолжается строительство кирпичных зданий и сооружений.

Кирпич имеет много достоинств перед другими строительными материалами - это прочность, долговечность, экологичность, и красота. Сегодня мы рассмотрим особенности кирпичной кладки – в частности, многорядные системы перевязки швов.

Для того чтобы понять ее содержание, сначала обратимся к терминологии. Название частей кирпича (камня):

две самые большие его грани называют постелями, верхней и нижней;

две равные им по длине боковые грани – ложковыми или ложками;

две оставшиеся, наименьшие по площади, грани называют тычковыми или тычками (отсюда, например, термин “тычковый ряд”).

Обычно кирпич кладется на постель, хотя при возведении тонких перегородок возможна и кладка на ложок. Мы будем рассматривать только кладку на постель. Основные элементы кирпичной кладки:

1. Тычковый ряд – состоит из кирпичей, которые обращены к поверхности стены своими тычками (короткими боковыми гранями).

2. Ложковый – из камней, обращенных к поверхности стены ложками – длинными боковыми гранями.

3. Версты – кирпичи, образующие поверхности конструкции. Различают наружные версты, которые расположены со стороны фасада строения, и внутренние – с его внутренней стороны.

4. Забутовочные камни, или забутка, – камни, которые укладываются между верстами.

5. Швы – заполненное раствором пространство между камнями.

Кирпичи в кладке должны укладываться с перевязкой швов – промежутки между кирпичами данного ряда (слоя) должны перекрываться кирпичами из вышележащего. Ее цель – придать монолитность всему сооружению. Различают два вида перевязки:

поперечная – осуществляется кирпичами, уложенными поперек стены (тычками);

продольная – кирпичами, уложенными вдоль стены (ложками).

Чтобы обеспечить перевязку швов кладки, приходится использовать неполномерный кирпич: четвертку, половинки и трехчетвертку.



Основные системы перевязки кладки


Система перевязки кладки – чередование слоев кирпичей при их раскладке в определенной последовательности. Она в значительной мере определяет прочность кладки. Среди большого количества таких систем только две: однорядная и многорядная – получили наибольшее распространение. Начинает и заканчивает кладку всех элементов ряд тычков, в котором используются только целые камни. Половинки и бой используют для забутовки.

Хотя кирпичная кладка и выполняется из отдельных элементов, скрепленных раствором, при внешнем воздействии она должна работать как единый монолит. Уложенные в ней отдельные кирпичи не должны смещаться под действием нагрузок. Действующим силам противостоят именно они, поскольку раствор менее прочен. Необходимо, чтобы кирпич воспринимал лишь сжимающие усилия и в основном постелями. Способы взаимного расположения кирпичей называют разрезкой кирпичной кладки. Вспомним, что существует три правила разрезки кладки:

1.Постели кирпичей должны располагаться перпендикулярно силе, действующей на сооружение, а сами кирпичи следует укладывать горизонтальными слоями. Передача давления от одного элемента на другой должна происходить по всей плоскости постелей. Этим же достигается надежность кладки и ее устойчивость.

2.Вертикальные швы, разграничивающие кирпичи друг от друга, должны быть перпендикулярны постелям. Если боковые поверхности камней будут наклонными, то они, под действием нагрузок, будут стремиться раздвинуть другие кирпичи.

3.Для обеспечения монолитности вертикальные швы любого слоя (продольные и поперечные) должны перевязываться кирпичами вышележащих. Слои кирпичей надо укладывать так, чтобы не возникло отдельно стоящих столбов. При использовании прочных растворов можно немного отступить от этого правила для вертикальных швов: можно не перевязывать такие продольные швы в пяти соседних слоях или поперечные – в соседних трех.

Основными в нашей стране являются две системы, которые обеспечивают выполнение этих правил:

1. Однорядная, в которой чередуются последовательно ложковые и тычковые ряды. В соседних слоях продольные швы сдвинуты друг относительно друга на полкирпича, а поперечные – на четверть. В каждом очередном слое вертикальные швы перекрываются камнями верхнего слоя.

2. Многорядная, в которой на один тычковый ряд кладки приходится несколько ложковых.

Многорядная система и ее преимущества


Рассмотрим особенности многорядной системы на примере кладки стен шириной в два кирпича. Наиболее часто применяется пятирядная система перевязки швов, при которой каждые пять слоев с продольными вертикальными швами перекрываются одним тычковым рядом. Поперечные вертикальные швы в каждом из четырех ложковых рядов перекрываются на половину кирпича ложками из вышерасположенного, а пятого – на четверть кирпича тычками из расположенного над ним слоя.

При таком способе третье правило разрезки соблюдается не полностью.

Но следует отметить, что отсутствие полной перевязки швов на протяжении пяти слоев кладки ее прочности практически не снижает: она лишь на 2-5% меньше, чем у однорядной. А вот теплоизоляционные свойства кладки улучшаются благодаря большому термическому сопротивлению швов. Остальные преимущества этой системы перевязки швов по сравнению с однорядной:

  • работы выполняются проще и быстрее;

  • кирпичи-трехчетверки для работы не нужны;

  • количество целого кирпича, укладываемого в наружные версты, в 1,3 раза меньше;

  • объем забутки у этого способа – 42%, в то время как у однорядной – только 25%;

  • для забутки можно использовать любой бой кирпича.

Самая трудоемкая операция при таком способе кирпичной кладки – выведение верст, наружных и внутренних. Эту работу следует поручать только каменщикам с достаточно высокой квалификацией. Производительность труда при любом способе укладки кирпича определяется соотношением его количества в забутке и верстах, то есть, в конечном итоге, от способа перевязки. Понятно, что многорядная система выигрывает и в этом отношении перед однорядной, поскольку при этом способе в версты укладывается меньше кирпичей.

Неудивительно поэтому, что именно она рекомендована как основная система при возведении стен, включая облицовываемые. К недостаткам этого способа перевязки следует отнести заметное усложнение работ зимой при отрицательных температурах. Дело в том, что замерзание раствора может вызвать выпучивание верст, поскольку их толщина всего полкирпича, а поперечная перевязка отсутствует на протяжении пяти слоев.

Многорядную систему нельзя применять при возведении столбов, которые в этом случае не будут достаточно прочными. Случаи, когда недопустимо применение многорядной перевязки, должны быть указаны в проекте.

Трехрядная система


Эту систему перевязки швов можно считать частным случаем многорядной. В таком способе перевязки швов последовательно чередуются сначала один ряд тычковый, а затем три ложковых. При этом способе в трех идущих подряд смежных слоях не перевязаны вертикальные поперечные швы. Применяется она только при возведении столбов, а также узких (шириной до 1 м) простенков.

Для увеличения прочности такой кладки можно осуществить ее армирование, укладывая в горизонтальный ряд арматурную сетку. Укладываются они не реже, чем в каждый пятый ряд. Если зигзагообразные сетки имеют арматуру лишь в одном направлении, то в смежных слоях они устанавливаются взаимно перпендикулярно. В колоннах и простенках армирование осуществляется всегда, какими бы ни были нагрузки.



Кладка с чередующимися и смешанными рядами


Для возведения стен из одной чистой кладки без штукатурки издавна использовались и используются до сих пор сложные способы перевязок, дающие на фасаде различные архитектурные рисунки.

Применяется, например, крестовая кладка, в которой тычковый и ложковый ряды кладки чередуются друг с другом, но вертикальные швы ложковых рядов совпадают через один ряд, а не в каждом. Готическую или польскую выкладывают смешанными рядами, в которых ложковая и тычковая кладка чередуются. В голландской – смешанный ряд, в котором чередуются ложки и тычки, сменяется тычковым, и наоборот. (Рис.)

Благодаря комбинированию различного рода способов и технологий получается, что в общем можно получить огромное количество различных способов ведения кирпичной кладки. В заключение отметим, что общее количество кирпичей в любом случае абсолютно не зависит от примененного способа кладки.





Приложение №4


Домашнее задание:


1) Журавлев М.П. «Каменщик» Ростов н/Д: Феникс, 2015г. стр. 130-138

2) повторить конспект для подготовки к практическому занятию


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!