БИНАРНЫЙ УРОК
Химия + Биология
Тема. Энергетические потребности организма. Питание и здоровье. Общая характеристика подгруппы кислорода. Положение кислорода в периодической системе, строение атомов.
Цели:
Образовательные: раскрыть значение пищи для организма, ознакомить с основными питательными веществами и их ролью в обмене веществ, рассмотреть особенности строения атомов элементов подгруппы кислорода, их валентные возможности;
Развивающие: развить умение выводить общую формулу для элементов одной подгруппы, умения определять валентные возможности на примере элементов подгруппы кислорода; навыки определения причинно-следственных связей исходя из особенностей строения атома, развивать умение логически мыслить и делать выводы;
Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе, повышение интереса к предмету, коммуникативных качеств учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: химико – биологический форум.
Вид урока: урок – фрейм.
Межпредметные связи: химия, биология, физика, медицина.
Ключевые термины урока: метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, кислород, халькогены.
Ход форума
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Добрый день, уважаемые участники химико – биологического форума! Мы рады приветствовать всех вас на сегодняшнем нашем заседании! Прошу садиться.
Как известно, Специфичность жизни, отличие живых систем от неорганических систем хорошо видны с точки зрения химии и биологии. В живых системах протекает множество отдельных химических реакций, многие из которых давно и хорошо изучены. Для живого специфичен определенный порядок этих реакций, их последовательность и объединение в целостную систему.
Специфическим для живых тел прежде всего является то, что в них эти отдельные реакции определенным образом организованы во времени, сочетаются в единую целостную систему, наподобие того, как отдельные звуки сочетаются в какое-либо музыкальное произведение, например, симфонию. Стоит только нарушить последовательность звуков — получится дисгармония, хаос. Аналогичным образом и для организации живых тел важно то, что совершающиеся в них реакции протекают не случайно, не хаотически, а в строго определенном гармоничном порядке
Эти слова известного ученого Опарина Александра Ивановича из его книги «Жизнь во Вселенной» станут сегодня эпиграфом к нашему заседанию.
Оглашение темы и целей форума
Сегодня на форуме мы с вами будем решать важную познавательную задачу: Прав ли был ученый Бернард Шоу когда говорил что «ЖИЗНЬ — это период между созиданием и разрушением?!»
Изучение нового материала.
Но для начала объясните мне – для чего мы питаемся? (ответы детей)
Итак, обмен веществ. Что это такое? Обратимся к биологическому глоссарию:
Обмен веществ (метаболизм) – это процесс преобразования энергии из еды.
Работа с учебником параграф 41 стр. 110 (чтение понятия из учебника)
Из каких процессов состоит метаболизм ?
Ответы учеников
Метаболизм – это совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции (запись в тетради)
А что собой представляют эти процессы?
Работа биологической группы
1. Энергетический обмен (диссимиляция, катаболизм) - это совокупность процессов распада органических веществ с образованием более простых химических соединений (например, процесс гликолиза, расщепление жиров и др.). Эти процессы сопровождаются освобождением энергии и ресурсов, необходимых для осуществления синтетических процессов (например, биосинтеза белка или крахмала). Часть поступивших в клетку органических веществ окисляется кислородом до конечных продуктов распада – СО2 и Н2О, аммиак NH3, мочевина
1 г углеводов – 17,17 кДж
1 г жиров – 38,92 кДж
1г белков – 17,17 кДж
Учитель: Белки, жиры и углеводы — носители энергии, необходимой для жизнедеятельности организма, то есть энергетические вещества. Они являются пластическим материалом для образования структур организма, а также используются для синтеза гормонов и веществ, передающих сигналы в нервной системе.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ УЧЕБНИКА
Пластический обмен (анаболизм, ассимиляция) - это совокупность процессов синтеза сложных химических веществ из более простых, которые требуют больших энергетических затрат. Источником энергии служат молекулы АТФ, которые образуются в ходе окислительных процессов.
АТФ – это нуклеотид, содержащий Аденин, Рибозу и 3 остатка фосфорной кислоты. Это энергоемкий универсальный источник и накопитель энергии. Синтез АТФ идет в митохондриях и цитоплазме. О них сегодня мы расскажем позже.
Учитель: сделаем микровыводы.
1 Метаболизм состоит из процессов ассимиляции и диссимиляции.
2. В метаболизме принимают участие энергетические вещества и выделяется энергия в виде АТФ.
Учитель: Неорганические элементы играют не менее важную роль в обмене веществ. Около 99 % массы человека состоит из углерода, азота, кальция, натрия, магния, хлора, калия, водорода, фосфора, кислорода и серы. Биологически значимые органические соединения (белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты) содержат большое количество углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора. Особенно значимый -кислород как биологический окислитель.
Работа химической группы
История открытия
Кислород в свободном виде был получен Карлом Шееле в 1770г при нагревании селитры, а в 1774г английским ученым Джозефом Пристли при разложении оксида ртути;
- Сера в первые была обнаружена в составе выделений из горячих вулканических источников во II веке до н.э. Встречается в природе, как в свободном виде так и в виде соединений (сульфиды и сульфаты);
- Селен – Seоткрыт в 1817 г. Берцеллиусом. В чистом виде Se - твердое вещество серого цвета с металлическим отсветом, ядовит. Способен заменять серу при построении белковых молекул растений, при употреблении в пищу которых переходит в организм животных и человека. По свойствам похож на серу. Используется при вулканизации каучука (для получения резины), для изготовления выпрямителей переменного тока, в стекольной промышленности для обесцвечивания стекол.
- Теллур был найден в 1782г в золотоносных породах:Теллур – Te неметалл, по внешнему виду напоминает металл, твердое кристаллическое вещество коричневого цвета с металлическим блеском, поводит электрический ток. Применяется в производстве свинцовых кабелей. Соединения теллура ядовиты, с ужасным непереносимым запахом. Постепенно нервные окончания носа работающих с соединениями теллура, парализуются и перестают чувствовать этот запах, что приводит к отравлению.
- Полоний был обнаружен в 1898г в урановой смоляной руде французскими учеными П. Кюри и М. Складовской-Кюри.
Металл, по внешнему виду похожий на никель, в 300 раз радиоактивнее урана. Свойства его почти не изучены.
Демонстрация коллекции «Горные породы и минералы»
показ минералов, содержащие серу: PbS – свинцовый блеск, Cu2S – медный блеск, ZnS – цинковая обманка, FeS2 – пирит.( помечают в тетрадях).Определить валентность серы в Этих соединениях.
Далее учитель предлагает рассмотреть строение атомов кислорода, серы, селена
Учащиеся рисуют строение атомов кислорода, серы, селена. Трое у доски, остальные в тетрадях
Учитель вместе с учащимися рассматривает электронное строение их внешнего энергетического слоя, и составляют его общую формулу: ns2np4.
Учитель далее продолжает беседу по следующим вопросам:
«Какая высшая валентность характерна для элементов подгруппы кислорода?»;
«Для всех ли элементов семейства характерна валентность равная VI?
Учащиеся делают вывод, что не для всех элементов подгруппы кислорода характерна валентность равная VI.
Учащиеся на данном этапе урока ставят проблему: «Почему кислород в отличие от остальных элементов подгруппы кислорода, не может проявлять валентность, равную VI?»
Учащиеся сравнивают строение атомов кислорода, серы и селена
Учитель еще раз ставит проблему: «Почему кислород в отличие от остальных элементов подгруппы кислорода, не может проявлять валентность, равную VI?»
Учащиеся формулируют решение проблемы: «У кислорода на внешнем энергетическом слое нет d –подуровня».
Среди этих элементов O - сильный окислитель.
Но так как радиусы атомов увеличиваются сверху вниз, то способность принимать электроны падает и нарастает способность к отдаче электронов, то есть окислительная способность уменьшается, а восстановительная способность усиливается. На внешнем энергетическом уровне элементы содержат 6 электронов, следовательно могут отдать все 6 электронов и максимальная степень окисления у них будет равна плюс 6.
Углеводы (или жиры) + O2 = CO2 + H2O + E (энергия)
Учитель химии. Одним из важных компонентов пищи являются богатые энергией соединения – углеводы, в частности глюкоза. Учитывая, что формула глюкозы С6Н12О6, а реакция ее окисления экзотермическая, составьте уравнение реакции ее полного окисления.
Реакция окисления глюкозы имеет вид: С6Н12О6 + 6О2 - 6CO2 + 6H2O + Q.
Учитель: почти 55% всей энергии, освобождаемой при расщеплении глюкозы, сберегается клеткой в форме АТФ. Остальная часть (45%) рассеивается в виде тепла. Чтобы оценить значение этих цифр, вспомним, что в паровых машинах из энергии, освобождаемой при сгорании угля, в полезную форму преобразуется не более 12 - 15%. В двигателях внутреннего сгорания он достигает примерно 35%. Таким образом, по эффективности преобразования энергии живая клетка превосходит все известные преобразователи энергии в технике.
А как происходит сам метаболизм и образование энергии мы узнаем от нашего специалиста по биохимии.
Презентация проекта
Метаболизм как сложный биохимический процесс проходит в 3 этапа.
Подготовительный этап.
Происходит в органах пищеварительной системы. Питательные вещества, которые поступают из пищи в органы данной системы подвергаются расщеплению:
Эти вещества всасываются в кровь и транспортируются ко всем клеткам организма человека. Образуется энергия в виде АТФ. Однако данная энергия не сохраняется в клетке и рассеивается в окружающей среде.
Этап неполного окисления.
Работает ферментативный конвеер и происходит частичное кислородное окисление - гликолиз
Особое место в системе веществ занимает глюкоза, которая не поддается ферментативному окислению. Активизация глюкозы осуществляется за счет энергии АТФ. Основным продуктом данного этапа является молочная кислота. Из 1 молекулы глюкозы образуется 2 молекулы молочной кислоты, которые так же подвергаются окислению с помощью кислорода. Образуется АТФ.
Этап полного окисления.
Происходит в митохондриях, где есть ферментные системы кислородного окисления. С участием глюкозы и молочной кислоты происходят сложные ферментативные реакции, в результате которых образуется огромное количество энергии в виде АТФ. Конечные продукты полного окисления молочной кислоты: вода, двуокись углерода и АТФ.Итак, на примере энергетического обмена углеводов мы рассмотрели все этапы метаболизма в клетках организма человека. Для закрепления материала предлагаю вам просмотреть несколько минут фрагмент научного фильма.
Учитель: так какие конечные продукты обмена веществ образуются? (ответ ребенка)
Просмотр видеофильма
Учитель: вывод один – невидимые нашему глазу превращения составляют основу существования всех живых организмов. Сложнейшие биохимические процессы обеспечивают синтез универсального вещества – АТФ, которое обеспечивает энергией любое проявление жизни и является залогом здоровья человека.
Учитель: Для здоровья человека большое значение имеют халькогены.
Демонстрация халькогенов
Учитель: Халькогены содержатся в организме человека в виде микро – и макроэлементов и влияют на здоровье человека. А что такое здоровье человека? (ответы детей)
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции.
Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.
Вопрос: какие же продукты полезны для здоровья?
Просмотр мультфильма- вебинара
Вывод: питание человека должно быть таким, что бы организм находился в энергетическом балансе и гармонии.
Обобщение изученного материала.
Тестовые вопросы по изученной теме.
Назовите основные органические вещества:
а) белки, жиры, аминокислоты;
б) аммиак, углеводы, кислород
в) белки, жиры, углеводы
Степень окисления оксигена:
А) 4 Б)2 В) 6
Что такое АТФ:
А) аденозиндифосфат
Б)аденозинмонофосфат
В) аденозинтрифосфат
Халькогены находятся в главной подгруппе:
А) 1 группа
Б) 7 группа
В) 6 группа
Обмен веществ – это:
А) ассимиляция;
Б)метаболизм;
В)диссимиляция
Минимальная валентность серы в соединениях:
А) 2 Б) 3 В) 4
Место полного окисления углеводов в клетке:
А) ядро;
Б) митохондрии;
В) рибосомы
Рефлексия. Д/З
Что нового вы, участники форума, узнали сегодня на заседании?
К каким важным, ключевым выводам мы с вами сегодня пришли?