I. Стадия вызова | 1.Организационный момент. -Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Придумано кем-то и просто, и мудро При встрече здороваться и говорить: -Добрый вам день! Солнце и птицы! -Добрый вам день!- Улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть добрый наш день длится до вечера! (Слайд 1) -Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. 2. Мотивация учащихся. -Ребята! У нас на уроке ещё один гость. Кто он, вы узнаете, отгадав мою загадку. Приём «Загадка». Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это… (русская матрешка). (Слайд 2) - Правильно, русская матрешка. Сегодня матрешка будет помогать нам на уроке. (Учитель достаёт матрёшку и ставит на стол, заранее из неё вынуты остальные матрешки). -Что помогло вам дать правильный ответ? В своей речи мы используем много слов. С помощью существительных называем окружающие предметы и явления, глаголом выражаем действия. Но человек стремиться не только дать предметам название, но и показать его свойства и признаки. А для того, чтобы понять, о какой части речи я говорю, прочтем стихотворение О.Головко: Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить! (Слайд 3) -Догадались ли вы, о чем рассказал поэт? - Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь. (Слайд 4, 5) Ребята, обратите внимание, у вас на партах имеются листы оценивания, которые вы должны заполнять после выполнения заданий) (Слайд 6) - Ребята! Вам понравилась матрёшка? Какая она? Охарактеризуйте её с разных сторон самостоятельно, используя прилагательные, запишите в тетради. (Слово матрёшка записывается на доске, обращается внимание на то, как оно пишется, какие однокоренные слова можно подобрать). Обменяйтесь информацией в парах. -Поработаем с «Корзиной идей», куда будем складывать ваши идеи. Приём “Корзина идей”. (На доску учитель прикрепляет значок корзины и знакомит с алгоритмом работы). (Слайд №7) (Учитель записывает идеи на доске мелом). -Молодцы! Вы много подобрали слов, чтобы охарактеризовать матрёшку. Что общего у приведённых вами слов? В чём различие? - Как точно вы ответили! Общее у приведённых вами слов - это все имена прилагательные. Отвечают на вопрос какая? Обозначают признаки предмета (матрёшки), прилагательные женского рода, ед. ч., И.п. -Различие в том, что они характеризуют разные признаки игрушки: форму, размер, материал, красоту и т.д. -Все ли прилагательные уместны для характеристики матрёшки? Какие наиболее выразительные, яркие? Как их называют? 3.Этап целеполагания. -Проанализируйте проделанную работу и подумайте, чему будем учиться сегодня. (Цель урока определяется совместно с учащимися). Научиться употреблять прилагательные в речи (Слайды 8-9) | Учащиеся говорят о своём настроении Учащиеся безошибочно дают ответ. Дети рассматривают игрушку. Учащиеся отвечают: «Рифма, существительные, прилагательные…». Дети положительно оценивают игрушку.
Поэт рассказал об имени прилагательном и о его роли в речи/ Формулируют тему урока. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради ответы (прилагательные) (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты), затем обмениваются информацией в парах. Далее каждая пара называет слово (прилагательное), не повторяясь: яркая, расписная, деревянная, обаятельная, весёлая, нарядная, семипредметная, милая, полуовальная, крутобокая, узорчатая, большая и др. Учащиеся высказывают своё мнение. Дети считают неправильным прилагательное узорчатая. Формулируют цель предстоящей деятельности, определяют способ её достижения |
II.Стадия осмысления | 1. Приём «Ролевая игра» -Ребята! Есть ли в вашем доме матрёшка? Расскажите, что вы знаете о матрёшке и что хотите о ней узнать. Какую работу вы хотели выполнить, глядя на матрешку? Матрёшка приготовила вам много заданий, чтобы мы, выполняя их, узнали о ней, например, откуда она родом. Вы готовы к сотрудничеству с матрёшкой? (Для каждой группы учитель кладёт на парту конверт с заданием от матрёшки) 2.Мини-исследование текстов по теме. Работа по группам. (Учитель объясняет последовательность действий). - Ребята, вы будете проводить мини-исследование текстов по теме по группам, создавая страничку общего проекта, результат которой представите после работы. 1 группа. Задание от Матрёшки. Прочитайте и восстановите текст, используя ниже приведённые слова. Выясните, какими частями речи они являются и какова их роль в тексте. Определите стиль текста. Матрешка - … … … игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - … посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Матрёшка – это тепло и уют в доме. Кукла выступает в роли очень … … … символа, … произведения искусства. (Из газеты) Слова для справок: обаятельный, милый, домашний, настоящий, уникальный, народный, русский, добрый. (Слайд №9) 2 группа. Задание от Матрёшки Наш знакомый Петя Ошибкин считает, что перед вами словарная статья официально-делового стиля из орфоэпического словаря, и в ней употреблено 11 прилагательных. А как вы думаете? Есть ли эпитеты? Матрёшка, - и, ж. 1. Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера 2.перен., одуш. полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу матрёшку. (Слайд №10) 3 группа. Задание от Матрёшки. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы. У нас в доме иногда возникает спор, почему у матрёшки такое имя. Папа рассказывает: «Слово МАТРёшка, происходит от МАТЕРь «мать, старшая, главная», МАТЕРеть - «взрослеть», МАТЁРый - «взрослый», что обобщённо можно понимать, как «старшая, древняя прародительница». А мама, ссылаясь на какой-то словарь, утверждает: «Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Ребята! Какая версия вам кажется убедительной? На какой словарь ссылается мама Матрёшка? Назовите все имена прилагательные в обеих версиях, чтобы примирить наших родителей. Есть ли эпитеты? (Слайд №11) 4 группа. Задание от Матрёшки. Прочитайте и расположите предложения так, чтобы получился текст, озаглавьте текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Какую роль они играют в тексте? Есть ли эпитеты? 1)Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. 2)Но, несмотря на это, настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России. 3)Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского мудреца Фукурума, которая случайно попала в семью А.И.Мамонтова 4)Выточил ее в московской мастерской "Детское воспитание" токарь В. Звездочкин по эскизу известного художника С.В.Малютина.5)Первая матрешка появилась в России более 100 лет назад, в 90-х годах XIX века. (Слайд №12) 5 группа. Задание от Матрёшки. Прочитайте тексты и определите стиль. Найдите имена прилагательные. Создайте словарик эпитетов к слову матрёшка 1.Вятская матрешка Наши губки бантиком, Да щечки будто яблоки, С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Мы матрешки вятские Всех на свете краше. Расписные, яркие Сарафаны наши. 2.Самая многоместная матрешка, попавшая в Книгу рекордов, - 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину. (Слайд №13) 3.Заслушивание результатов работы групп. - Итак, употребление прилагательных характерно для разных стилей речи. Прилагательные помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон. Нам помогла узнать об этом Матрёшка. Кстати, откуда она родом? Из Кировской области из старинного города Нолинска, т.е. с Вятки. | Дети предлагают описать матрёшку, сочинить о ней рассказ и т.д. Класс делится на 5 групп. Учащиеся работают по группам с раздаточным материалом и проводят исследование текстов. Ответ: Матрешка - уникальная народная русская игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Матрёшка – это тепло и уют в доме. Кукла выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства. Все слова – прилагательные. Эпитеты - обаятельный, милый уникальный, добрый. Стиль – публицистический. 2 группа работает со словарями толковым и орфоэпическим Ответ: Петя не прав. Словарная статья научного стиля из толкового словаря. В ней употреблено 9 прилагательных: русская, деревянной, расписной, меньшего, перен. (переносное), одуш.( одушевлённое), полная, румяная, круглолицая. Эпитетов нет. 3 группа работает с толковым словарём иностранных слов и этимологическим. Ответ: Вторая версия убедительней. Мама Матрёшка ссылается на этимологический словарь. Имена прилагательные: старшая, главная, матёрый, взрослый, старшая, древняя, русскую, деревянную, дореволюционной, распространённых, женских, латинское, многочисленного, хорошим, дородной. Ответ: 5-1-4-3-2. Заголовок «Первая матрешка». Имена прилагательные: восьмиместная, деревянная, белом, цветастым, черным, настоящей, подмосковный, крупнейший, японского, московской, известного. Эпитетов нет. Ответ: 1 - художественного стиля, 2 – научного стиля. Имена прилагательные: вятская, знаком, вятские, краше, расписные, яркие, самая многоместная, 25-местная, 48-местная, 77-местная, самая большая, самая маленькая. Словарик эпитетов: обаятельная, милая, уникальная, добрая, яркая, расписная Представление результатов работы (см. ответы выше), озвучивание выводов: в художественном стиле прилагательные придают выразительность, делают речь меткой, яркой, служат для создания эпитетов, в научном стиле помогают точно выразить мысль. |
III Стадия рефлексии | 1.Контрольно-оценочный этап. Оцените результаты исследования 2.Оценка результативности урока. - Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Желание исполнится ещё и в том случае, если вы употребите в нём прилагательные. Прием «Синквейн». Если получится, можно написать синквейн-желание. (Слайды № 15, 16, 17) - Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели? 3.Домашнее задание. - Ребята! Кому хочется рассказать дома о встрече с матрёшкой? Попробуйте описать матрёшку, которая была у вас на уроке. Не забудьте употребить имена прилагательные. Если у вас есть дома матрёшка, то вы можете рассказать о ней .(Слайд №19) 4.Оценивание работы. -Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе. (Учитель предлагает поработать с листом оценивания) Устная рефлексия. (Слайд №20) Интересным показалось … Полезным было ….. Мне трудно было….. Я понял…. Я справился с заданиями…. Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами (Слайд 21) Ищу слова певучие, Народные, исконные,. Кипучие, горючие, Бездонные, стозвонные, Да чтобы в душу падали, Как в полюшко бы зёрнышко, Чтоб, добрые да ладные, Светили, словно солнышко. Да грели бы, лучистые, Да звали бы, пригожие, На помыслы бы чистые Да на дела хорошие. ( В.Выркин) Ищите слова, любите наш чудесный и могучий язык. -Спасибо вам большое за работу на уроке. | Ученики работают с листом оценивания. Ученики зачитывают синквейны и, потом свернув листок, складывают в большую матрёшку. (Приложение №1, 2) Дети работают с листом оценивания |