СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Употребление прилагательных в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием проектной технологии в 6 классе по теме "Употребление прилагательных в речи"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Употребление прилагательных в речи 6 класс»

Карта урока

Тема

Употребление имён прилагательных в речи

Класс

6 класс

Используемая технология

Технология критического мышления через чтение и письмо

Тип урока

Урок закрепления изученного

Цели урока:


Предметные:

Углубить знания о прилагательном; закрепить знания тропа «эпитет» и научиться распознавать в текстах имена прилагательные, выявлять их роль в разных стилях.

Метапредметные:


Формировать умения работать в паре, группе, осмысленно читать, осуществлять оценку собственной результативности.

Личностные:

Формировать грамотную устную и письменную речь.

Оборудование, дополнительные материалы

Слайд-презентация, листы оценивания, словари (толковый, этимологический, орфоэпический, иностранных слов), раздаточный материал, макет «Корзины идей», девятипредметная игрушка матрёшка..


Ход урока


Стадия (фаза)

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Стадия вызова


1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем-то и просто, и мудро

При встрече здороваться и говорить:

-Добрый вам день! Солнце и птицы!

-Добрый вам день!- Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть добрый наш день длится до вечера! (Слайд 1)

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2. Мотивация учащихся.

-Ребята! У нас на уроке ещё один гость. Кто он, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Приём «Загадка».

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это… (русская матрешка). (Слайд 2)

- Правильно, русская матрешка. Сегодня матрешка будет помогать нам на уроке. (Учитель достаёт матрёшку и ставит на стол, заранее из неё вынуты остальные матрешки).

-Что помогло вам дать правильный ответ?

В своей речи мы используем много слов. С помощью существительных называем окружающие предметы и явления, глаголом выражаем действия. Но человек стремиться не только дать предметам название, но и показать его свойства и признаки. А для того, чтобы понять, о какой части речи я говорю, прочтем стихотворение О.Головко:

Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить! (Слайд 3)

-Догадались ли вы, о чем рассказал поэт?

- Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь. (Слайд 4, 5) Ребята, обратите внимание, у вас на партах имеются листы оценивания, которые вы должны заполнять после выполнения заданий) (Слайд 6)


- Ребята! Вам понравилась матрёшка? Какая она? Охарактеризуйте её с разных сторон самостоятельно, используя прилагательные, запишите в тетради. (Слово матрёшка записывается на доске, обращается внимание на то, как оно пишется, какие однокоренные слова можно подобрать). Обменяйтесь информацией в парах.

-Поработаем с «Корзиной идей», куда будем складывать ваши идеи.

Приём “Корзина идей”. (На доску учитель прикрепляет значок корзины и знакомит с алгоритмом работы). (Слайд №7)

(Учитель записывает идеи на доске мелом).

-Молодцы! Вы много подобрали слов, чтобы охарактеризовать матрёшку. Что общего у приведённых вами слов? В чём различие?

- Как точно вы ответили! Общее у приведённых вами слов - это все имена прилагательные. Отвечают на вопрос какая? Обозначают признаки предмета (матрёшки), прилагательные женского рода, ед. ч., И.п.

-Различие в том, что они характеризуют разные признаки игрушки: форму, размер, материал, красоту и т.д.

-Все ли прилагательные уместны для характеристики матрёшки? Какие наиболее выразительные, яркие? Как их называют?

3.Этап целеполагания.

-Проанализируйте проделанную работу и подумайте, чему будем учиться сегодня. (Цель урока определяется совместно с учащимися).

Научиться употреблять прилагательные в речи (Слайды 8-9)



Учащиеся говорят о своём настроении




















Учащиеся безошибочно дают ответ.


Дети рассматривают игрушку.

Учащиеся отвечают: «Рифма, существительные, прилагательные…».

Дети положительно оценивают игрушку.










Поэт рассказал об имени прилагательном и о его роли в речи/

Формулируют тему урока.


Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради ответы (прилагательные) (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты), затем обмениваются информацией в парах.


Далее каждая пара называет слово (прилагательное), не повторяясь: яркая, расписная, деревянная, обаятельная, весёлая, нарядная, семипредметная, милая, полуовальная, крутобокая, узорчатая, большая и др.

Учащиеся высказывают своё мнение.






Дети считают неправильным прилагательное узорчатая.



Формулируют цель предстоящей деятельности, определяют способ её достижения


II.Стадия осмысления

1. Приём «Ролевая игра»

-Ребята! Есть ли в вашем доме матрёшка? Расскажите, что вы знаете о матрёшке и что хотите о ней узнать. Какую работу вы хотели выполнить, глядя на матрешку?

Матрёшка приготовила вам много заданий, чтобы мы, выполняя их, узнали о ней, например, откуда она родом. Вы готовы к сотрудничеству с матрёшкой? (Для каждой группы учитель кладёт на парту конверт с заданием от матрёшки)

2.Мини-исследование текстов по теме. Работа по группам. (Учитель объясняет последовательность действий).

- Ребята, вы будете проводить мини-исследование текстов по теме по группам, создавая страничку общего проекта, результат которой представите после работы.

1 группа. Задание от Матрёшки.

Прочитайте и восстановите текст, используя ниже приведённые слова. Выясните, какими частями речи они являются и какова их роль в тексте. Определите стиль текста.

Матрешка - … … … игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - … посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Матрёшка – это тепло и уют в доме. Кукла выступает в роли очень … … … символа, … произведения искусства. (Из газеты)

Слова для справок: обаятельный, милый, домашний, настоящий, уникальный, народный, русский, добрый.

(Слайд №9)

2 группа. Задание от Матрёшки

Наш знакомый Петя Ошибкин считает, что перед вами словарная статья официально-делового стиля из орфоэпического словаря, и в ней употреблено 11 прилагательных. А как вы думаете? Есть ли эпитеты?

Матрёшка, - и, ж. 1. Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера 2.перен., одуш. полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу матрёшку.

(Слайд №10)


3 группа. Задание от Матрёшки.

Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

У нас в доме иногда возникает спор, почему у матрёшки такое имя. Папа рассказывает: «Слово МАТРёшка, происходит от МАТЕРь «мать, старшая, главная», МАТЕРеть - «взрослеть», МАТЁРый - «взрослый», что обобщённо можно понимать, как «старшая, древняя прародительница».

А мама, ссылаясь на какой-то словарь, утверждает: «Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Ребята! Какая версия вам кажется убедительной? На какой словарь ссылается мама Матрёшка? Назовите все имена прилагательные в обеих версиях, чтобы примирить наших родителей. Есть ли эпитеты? (Слайд №11)

4 группа. Задание от Матрёшки. Прочитайте и расположите предложения так, чтобы получился текст, озаглавьте текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Какую роль они играют в тексте? Есть ли эпитеты?

1)Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. 2)Но, несмотря на это, настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России. 3)Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского мудреца Фукурума, которая случайно попала в семью А.И.Мамонтова 4)Выточил ее в московской мастерской "Детское воспитание" токарь В. Звездочкин по эскизу известного художника С.В.Малютина.5)Первая матрешка появилась в России более 100 лет назад, в 90-х годах XIX века. (Слайд №12)

5 группа. Задание от Матрёшки. Прочитайте тексты и определите стиль. Найдите имена прилагательные. Создайте словарик эпитетов к слову матрёшка

1.Вятская матрешка

Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.

2.Самая многоместная матрешка, попавшая в Книгу рекордов, - 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину. (Слайд №13)

3.Заслушивание результатов работы групп.

- Итак, употребление прилагательных характерно для разных стилей речи. Прилагательные помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон. Нам помогла узнать об этом Матрёшка. Кстати, откуда она родом? Из Кировской области из старинного города Нолинска, т.е. с Вятки.


Дети предлагают описать матрёшку, сочинить о ней рассказ и т.д.




Класс делится на 5 групп.



Учащиеся работают по группам с раздаточным материалом и проводят исследование текстов.


Ответ: Матрешка - уникальная народная русская игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Матрёшка – это тепло и уют в доме. Кукла выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства. Все слова – прилагательные. Эпитеты - обаятельный, милый уникальный, добрый. Стиль – публицистический.




2 группа работает со словарями толковым и орфоэпическим

Ответ: Петя не прав. Словарная статья научного стиля из толкового словаря. В ней употреблено 9 прилагательных: русская, деревянной, расписной, меньшего, перен. (переносное), одуш.( одушевлённое), полная, румяная, круглолицая. Эпитетов нет.



3 группа работает с толковым словарём иностранных слов и этимологическим. Ответ: Вторая версия убедительней. Мама Матрёшка ссылается на этимологический словарь. Имена прилагательные: старшая, главная, матёрый, взрослый, старшая, древняя, русскую, деревянную, дореволюционной, распространённых, женских, латинское, многочисленного, хорошим, дородной.









Ответ: 5-1-4-3-2.

Заголовок «Первая матрешка».

Имена прилагательные: восьмиместная, деревянная, белом, цветастым, черным, настоящей, подмосковный, крупнейший, японского, московской, известного.

Эпитетов нет.








Ответ: 1 - художественного стиля, 2 – научного стиля. Имена прилагательные: вятская, знаком, вятские,
краше, расписные, яркие,
самая многоместная, 25-местная, 48-местная, 77-местная, самая большая,
 самая маленькая. Словарик эпитетов: обаятельная, милая, уникальная, добрая, яркая, расписная








Представление результатов работы (см. ответы выше), озвучивание выводов: в художественном стиле прилагательные придают выразительность, делают речь меткой, яркой, служат для создания эпитетов, в научном стиле помогают точно выразить мысль.

III Стадия рефлексии

1.Контрольно-оценочный этап.

Оцените результаты исследования

2.Оценка результативности урока.

- Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Желание исполнится ещё и в том случае, если вы употребите в нём прилагательные.

Прием «Синквейн». Если получится, можно написать синквейн-желание. (Слайды № 15, 16, 17)

- Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

3.Домашнее задание.

- Ребята! Кому хочется рассказать дома о встрече с матрёшкой? Попробуйте описать матрёшку, которая была у вас на уроке. Не забудьте употребить имена прилагательные. Если у вас есть дома матрёшка, то вы можете рассказать о ней .(Слайд №19)

4.Оценивание работы.

-Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе. (Учитель предлагает поработать с листом оценивания)

Устная рефлексия. (Слайд №20)

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами (Слайд 21)

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,.

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Да чтобы в душу падали,

Как в полюшко бы зёрнышко,

Чтоб, добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы, лучистые,

Да звали бы, пригожие,

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.

( В.Выркин)

Ищите слова, любите наш чудесный и могучий язык.


-Спасибо вам большое за работу на уроке.


Ученики работают с листом оценивания.



Ученики зачитывают синквейны и, потом свернув листок, складывают в большую матрёшку. (Приложение №1, 2)

Дети работают с листом оценивания






Просмотр содержимого документа
«Лист оценивания»

Лист оценивания

Стадия (фаза)

Деятельность учащихся

Оценка

Стадия вызова

Приём «Загадка»


Приём «Корзина идей»


Стадия осмысления

Мини-исследование текстов.


Стадия рефлексии

Приём «Синквейн».


Оценка деятельности и результата



Лист оценивания

Стадия (фаза)

Деятельность учащихся

Оценка

Стадия вызова

Приём «Загадка»


Приём «Корзина идей»


Стадия осмысления

Мини-исследование текстов.


Стадия рефлексии

Приём «Синквейн».


Оценка деятельности и результата



Лист оценивания

Стадия (фаза)

Деятельность учащихся

Оценка

Стадия вызова

Приём «Загадка»


Приём «Корзина идей»


Стадия осмысления

Мини-исследование текстов.


Стадия рефлексии

Приём «Синквейн».


Оценка деятельности и результата



Лист оценивания

Стадия (фаза)

Деятельность учащихся

Оценка

Стадия вызова

Приём «Загадка»


Приём «Корзина идей»


Стадия осмысления

Мини-исследование текстов.


Стадия рефлексии

Приём «Синквейн».


Оценка деятельности и результата



Лист оценивания

Стадия (фаза)

Деятельность учащихся

Оценка

Стадия вызова

Приём «Загадка»


Приём «Корзина идей»


Стадия осмысления

Мини-исследование текстов.


Стадия рефлексии

Приём «Синквейн».


Оценка деятельности и результата




Просмотр содержимого документа
«самоанализ»

Самоанализ урока русского языка в 6 классе

Тема: Употребление прилагательных в речи

Данный урок проводился в 6 классе. В классе обучается 15 человек. С учащимися этого коллектива работаю 2 год. Дети по уровню развития творческие и способные. 66 % учащихся по предмету имеют «4» и «5». Ученики творчески подходят к выполнению заданий по русскому языку, существует взаимопомощь между одноклассниками. По программе это последний урок по теме «Имя прилагательное». Уже прошли обобщающие уроки, учащиеся написали контрольный тест, а это урок развития речи. (Тема моего самообразования: развитие устной и письменной речи учащихся)

Цели:

-образовательная:

углубить знания о прилагательном; закрепить знания тропа «эпитет» и научиться распознавать в текстах имена прилагательные, выявлять их роль в разных стилях.

-развивающая: развитие речи учащихся, повышение их познавательной активности, совершенствование умения анализировать тексты разных стилей речи, развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.


- воспитательная:

воспитывать в детях любовь к родному краю, внимательное и бережное отношение к слову, развивать логическое мышление учащихся.

-метапредметные: формировать умения работать в паре, группе, осмысленно читать, осуществлять оценку собственной результативности

-личностные: формировать грамотную устную и письменную речь.

Тип урока: урок закрепления изученного

Вид урока: урок - исследование.

Используемая технология: технология критического мышления через чтение и письмо

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей,  использовались здоровьесберегающие, развивающие, игровые  методики. Актуальность избранной темы, на мой  взгляд, обусловлена тем, что, несмотря на богатство и красоту русского языка, речь порой выглядит очень скудной. Меня, как учителя,  волнует вопрос, как  сделать её более интересной, образной. Цель урока реализовывалась через работу с текстом, нахождение языковых средств, которые использовал автор. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, работа в группах, в паре учит работать в коллективе.

Развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, редактирование, работа в группах, в паре, самостоятельная работа).

Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время выполнения исследовательской работы, при частичном комплексном анализе текстов.

На данном занятии реализовывались важные для современного урока русского языка подходы:

  • Текстоориентированный. Работа с текстом художественного стиля; монологический ответ, редактирование текста.

  • Функциональный: определяли роль прилагательных в тексте.

  • Коммуникативно-деятельностный: работа в парах, в группе.

  • Интегрированный. Связь с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование прозаических и стихотворных текстов.

  • Организация самостоятельной деятельности учащихся: самостоятельно определяли тему, цель урока, самостоятельно методом исследования определяли роль прилагательных в речи при выполнении исследовательской работы.

  • Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в парах, групповую работу, внимание к речи других людей, обучению связной речи.

Организационная структура урока

В  структуре урока можно проследить такие этапы:  этап 1 Стадия вызова: организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование  на результат с использованием приёмов «Загадка», «Корзина идей» и целеполагание, во время которого учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цели (индивидуальная работа, работа в парах); этап 2 Стадия осмысления:

1 Приём «Ролевая игра»

2 Мини-исследование текстов по теме. Работа по группам.

3 Заслушивание результатов работы групп, создание проекта «Употребление прилагательных в речи»;

этап 3 Стадия рефлексии:


1.Коннтрольно-оценочный этап с использованием листа самооценки.

2.Оценка результативности с использованием приёма «Синквейн».

3. Домашнее задание.

Технологии обучения, использованные на уроке: критического мышления, проектного обучения, проблемного обучения, информационно – коммуникационная, исследовательский метод.

Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ текста, создание проекта).

Формы работы на уроке были разнообразны: индивидуальная, работа с дидактическим материалом, работа в паре, в группах, прект, синквейн . Чередовались различные виды деятельности учащихся.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных задач урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы. На уроке использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету, сделать занятие более интересным для учащихся.  Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.  Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между ребятами  и учителем.

Темп работы был несколько ускоренный, но учащиеся привыкли к нему. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Оценивали учащиеся себя самостоятельно ( лист самооценки).

Считаю, что цели урока достигнуты.  

Просмотр содержимого документа
«разд.м»

1 группа. Задание от Матрёшки.

Прочитайте и восстановите текст, используя ниже приведённые слова. Выясните, какими частями речи они являются и какова их роль в тексте. Есть ли эпитеты? Определите стиль текста.



3 группа. Задание от Матрёшки.

Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

Ребята! Какая версия вам кажется убедительной? На какой словарь ссылается мама Матрёшка? Почему? Назовите все имена прилагательные в обеих версиях. Есть ли эпитеты? Определите стиль текста.



4 группа. Задание от Матрёшки.

Прочитайте и расположите предложения так, чтобы получился текст, озаглавьте текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Какую роль они играют в тексте? Есть ли эпитеты?


1)Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. 2)Но, несмотря на это, настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России. 3)Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского мудреца Фукурума, которая случайно попала в семью А.И.Мамонтова. 4)Выточил ее в московской мастерской "Детское воспитание" токарь В. Звездочкин по эскизу известного художника С.В.Малютина.5)Первая матрешка появилась в России более 100 лет назад, в 90-х годах XIX века.



5 группа. Задание от Матрёшки.

Прочитайте тексты и определите стиль. Найдите имена прилагательные. Создайте словарик эпитетов к слову матрёшка.



вятская знаком вятские
краше расписные яркие
самая многоместная 25-местная 48-местная 77-местная самая большая
 самая маленькая


Словарик эпитетов:


Обаятельная милая уникальная добрая яркая расписная


М

М

М

М

Заголовок:

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку Употребление имен прилагательных в речи»

Настроение

Настроение

  • Придумано кем-то и просто, и мудро
  • При встрече здороваться и говорить:
  • -Добрый вам день! Солнце и птицы!
  • -Добрый вам день!- Улыбчивым лицам!
  • И каждый становится добрым, доверчивым.
  • Пусть добрый наш день длится до вечера!
Отгадайте загадку Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это ? русская матрёшка

Отгадайте загадку

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это ?

русская матрёшка

Я – часть речи интересная, Широко в миру известная, Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! О.Головко
  • Я – часть речи интересная,
  • Широко в миру известная,
  • Опишу любой предмет –
  • В этом равных со мной нет.
  • Речь со мною выразительна,
  • И точна, и удивительна.
  • Чтоб красиво говорить,
  • Мною нужно дорожить! О.Головко
? Сформулируйте  тему урока

?

  • Сформулируйте

тему урока

Тема «Употребление имён прилагательных в речи»

Тема

«Употребление имён

прилагательных в речи»

Лист оценивания Стадия (фаза) Деятельность учащихся Стадия вызова Оценка Приём  «Загадка» Приём « Корзина идей» Стадия осмысления Мини-исследование текстов Стадия рефлексии Приём «Синквейн»  Оценка деятельности и результата

Лист оценивания

Стадия (фаза)

Деятельность учащихся

Стадия

вызова

Оценка

Приём «Загадка»

Приём « Корзина идей»

Стадия

осмысления

Мини-исследование текстов

Стадия

рефлексии

Приём «Синквейн»

Оценка деятельности и результата

«Корзина идей»

«Корзина идей»

  • Какая матрёшка?
  • Охарактеризуйте её с разных сторон .
? Сформулируйте  цель урока

?

  • Сформулируйте

цель урока

Цель: научиться употреблять прилагательные в речи

Цель:

научиться употреблять

прилагательные в речи

Мини-исследование  текстов  Работа по группам  1 группа. Задание от Матрёшки.

Мини-исследование текстов Работа по группам 1 группа. Задание от Матрёшки.

  • Прочитайте и восстановите текст, используя ниже приведённые слова. Выясните, какими частями речи они являются и какова их роль в тексте. Определите стиль текста.
  • Матрешка - … … … игрушка, поэтому она стала символом нашей страны, России. Она - … посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Матрёшка – это тепло и уют в доме. Кукла выступает в роли очень … … … символа, … произведения искусства. (Из газеты)
  • Слова для справок: обаятельный, милый, домашний, настоящий, уникальный, народный, русский, добрый.
2 группа.  Задание от  Матрёшки Работа со словарями. Наш знакомый Петя Ошибкин считает, что перед вами словарная статья официально-делового стиля из орфоэпического словаря, и в ней употреблено 11 прилагательных. А как вы думаете? Матрёшка, - и, ж. 1. Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера 2.перен., одуш. полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу матрёшку.

2 группа. Задание от Матрёшки

  • Работа со словарями.
  • Наш знакомый Петя Ошибкин считает, что перед вами словарная статья официально-делового стиля из орфоэпического словаря, и в ней употреблено 11 прилагательных. А как вы думаете?
  • Матрёшка, - и, ж. 1. Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера 2.перен., одуш. полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу матрёшку.

2 группа.  Задание от Матрёшки.

2 группа. Задание от Матрёшки.

  • Работа со словарями.
  • Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.
  • У нас в доме иногда возникает спор, почему у матрёшки такое имя. Папа рассказывает: «Слово МАТРёшка, происходит от МАТЕРь «мать, старшая, главная», МАТЕРеть - «взрослеть», МАТЁРый - «взрослый», что обобщённо можно понимать, как «старшая, древняя прародительница».
  • А мама, ссылаясь на какой-то словарь, утверждает: «Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
  • Ребята! Какая версия вам кажется убедительной? На какой словарь ссылается мама Матрёшка? Назовите все имена прилагательные в обеих версиях, чтобы примирить наших родителей. Есть ли эпитеты?
3 группа.  Задание от Матрёшки Прочитайте и расположите предложения так, чтобы получился текст, озаглавьте текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Какую роль они играют в тексте? Есть ли эпитеты? 1)Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. 2)Но, несмотря на это, настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России.  3)Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского мудреца Фукурума, которая случайно попала в семью А.И.Мамонтова 4)Выточил ее в московской мастерской

3 группа. Задание от Матрёшки

  • Прочитайте и расположите предложения так, чтобы получился текст, озаглавьте текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Какую роль они играют в тексте? Есть ли эпитеты?
  • 1)Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. 2)Но, несмотря на это, настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России.

3)Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского мудреца Фукурума, которая случайно попала в семью А.И.Мамонтова 4)Выточил ее в московской мастерской "Детское воспитание" токарь В. Звездочкин по эскизу известного художника С.В.Малютина..

5)Первая матрешка появилась в России более 100 лет назад, в 90-х годах XIX века.

4 группа.  Задание от Матрёшки. Прочитайте тексты и определите стиль. Найдите имена прилагательные. Создайте словарик эпитетов к слову матрёшка 1.Вятская матрешка  Наши губки бантиком,  Да щечки будто яблоки,  С нами издавна знаком  Весь народ на ярмарке.  Мы матрешки вятские  Всех на свете краше.  Расписные, яркие  Сарафаны наши.

4 группа. Задание от Матрёшки.

  • Прочитайте тексты и определите стиль. Найдите имена прилагательные. Создайте словарик эпитетов к слову матрёшка
  • 1.Вятская матрешка

Наши губки бантиком, Да щечки будто яблоки, С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Мы матрешки вятские Всех на свете краше. Расписные, яркие Сарафаны наши.

  • 2.Самая многоместная матрешка, попавшая в Книгу рекордов, - 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину.
Лист оценивания Стадия (фаза) Деятельность учащихся Стадия вызова Оценка Приём  «Загадка» Приём « Корзина идей» Стадия осмысления Мини-исследование текстов Стадия рефлексии Приём «Синквейн»  Оценка деятельности и результата

Лист оценивания

Стадия (фаза)

Деятельность учащихся

Стадия

вызова

Оценка

Приём «Загадка»

Приём « Корзина идей»

Стадия

осмысления

Мини-исследование текстов

Стадия

рефлексии

Приём «Синквейн»

Оценка деятельности и результата

Синквейн Стихотворение из 5 строк, который пишется по определенным правилам: 1 строка – одно существительное.  Это тема синквейна. 2 строка – два прилагательных,    раскрывающих тему синквейна 3 строка – три глагола,   описывающих действия по теме синквейна. 4 строка - одно предложение,     выражающее свое отношение к теме. 5 строка – одно слово-резюме,   которое дает новую интерпретацию    темы, позволяющее выразить к ней    личное отношение.

Синквейн

Стихотворение из 5 строк, который пишется по определенным правилам:

1 строка – одно существительное.

Это тема синквейна.

2 строка – два прилагательных,

раскрывающих тему синквейна

3 строка – три глагола,

описывающих действия по теме синквейна.

4 строка - одно предложение, выражающее свое отношение к теме.

5 строка – одно слово-резюме,

которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение.

Синквейн-желание

Синквейн-желание

  • Матрёшка
  • Красивая, яркая
  • Исполняешь, даришь, создаёшь.
  • Сделай всех людей счастливыми
  • Мечта.
Синквейн

Синквейн

  • Матрёшка
  • Вятская, авторская
  • Радуешь, удивляешь, служишь.
  • Ты помогла мне сегодня.
  • Благодарность!
Лист оценивания Стадия (фаза) Деятельность учащихся Стадия вызова Оценка Приём  «Загадка» Приём « Корзина идей» Стадия осмысления Мини-исследование текстов Стадия рефлексии Приём «Синквейн»  Оценка деятельности и результата

Лист оценивания

Стадия (фаза)

Деятельность учащихся

Стадия

вызова

Оценка

Приём «Загадка»

Приём « Корзина идей»

Стадия

осмысления

Мини-исследование текстов

Стадия

рефлексии

Приём «Синквейн»

Оценка деятельности и результата

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Сочинение-описание Матрёшки.
  • Попробуйте описать матрёшку, которая была у вас на уроке. Не забудьте употребить имена прилагательные. Если у вас есть дома матрёшка, то вы можете рассказать о ней.
Устная рефлексия.

Устная рефлексия.

  • Интересным показалось …
  • Полезным было …..
  • Мне трудно было…..
  • Я понял….
  • Я справился с заданиями….
  • Я выполнил…
Ищу слова певучие,  Народные, исконные,.  Кипучие, горючие,  Бездонные, стозвонные,  Да чтобы в душу падали,  Как в полюшко бы зёрнышко,  Чтоб, добрые да ладные,  Светили, словно солнышко.  Да грели бы, лучистые,  Да звали бы, пригожие,  На помыслы бы чистые  Да на дела хорошие.   ( В.Выркин)
  • Ищу слова певучие,
  • Народные, исконные,.
  • Кипучие, горючие,
  • Бездонные, стозвонные,
  • Да чтобы в душу падали,
  • Как в полюшко бы зёрнышко,
  • Чтоб, добрые да ладные,
  • Светили, словно солнышко.
  • Да грели бы, лучистые,
  • Да звали бы, пригожие,
  • На помыслы бы чистые
  • Да на дела хорошие.
  • ( В.Выркин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!