СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 11 классе на тему "В краю серебряных родников"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Был проведен открытый урок в 11 классе на тему "В краю серебряных родников"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 11 классе на тему "В краю серебряных родников"»

МБОУ СОШ №41

















План-конспект открытого урока по культуре и традициям народов Дагестана.

Тема: В краю серебряных родников..





























Подготовила –учитель по КТНД-Магомедова Э.М.

МБОУ «СОШ №41»



2018г.













Тема урока:В краю серебряных родников.



Цель урока: 1. Ознакомить с материалом, раскрывающим особенности культуры аулов Дагестана.

2. Пробудить интерес к сбору материалов об аулах Дагестана, как источнике историко-культурного наследия.

3.Воспитать в учащихся любовь к родному краю, уважительное отношение к обычаям, традициям, в частности, дагестанского народа и России в целом.

Оборудование: карта Дагестана, кувшин и кружка, гончарные изделия, изделия кубачинских, унцукульских мастеров, книги, журналы, стеллаж для книг, бумага для опорного конспекта, цветные карандаши, листочки со стихами на каждую парту, платок, чохто, кабалай, скатерть, обувь, презентация.

Литература: Дмитрий Чертков «Декоративное искусство Дагестана», «Искусство Кубачи», «Резец златокузнеца», Р. Магомедов«По аулам Дагестана», Р.Магомедов «Обычаи и традиции народов Дагестана», Б.Гаджиев «Легенды и были Дагестана», «Материальная культура народов Дагестана конца 18 и начала 19 в.в.», Г. Атаев «Путеводитель по Дагестану»



План урока

  1. Начало урока, сообщение темы цели и задачи.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Выводы, обобщения, сопутствующее закрепление.

  4. Закрепление.

  5. Итоги урока.

  6. Домашнее задание.





"Казалось бы, Дагестан - один единственный для всех дагестанцев, но, все-таки, у каждого дагестанца он свой".

Р.Гамзатов

1. Оргмомент.

Сегодня мы с вами отправимся в «путешествие» по аулам страны гор. Тема нашего урока так и называется: «По аулам Дагестана».

Перед нами карта Дагестана, где помечены некоторые из аулов. И указан маршрут по пути нашего следования - это аулы Кубачи, Балхар, Кумух, Согратль, Унцукуль, Дженгутай.(сл. № 1,2)

Для того, чтобы наш поход прошел плодотворно и мы привезли новые знания о культуре и истории нашего края, перед вами лежат листочки, на которых мы с вами составим опорный конспект, по которому в дальнейшем сможем отвечать.

В нашем путешествии нам поможет книга Д.Черткова «Декоративное искусство Дагестана», Г. Атаева «Путеводитель по Дагестану», Р.М.Магомедова «По аулам Дагестана».

Включается музыка

(сл. № 3)

Вы слышите цокот копыт! Это конь, оседланный, приглашает нас
в путешествие по аулам Дагестана.

В путь, друзья! (сл.№ 4) Оставив позади наш город, мы поднимемся в горы.

(сл.№ 5) В синей дымке утреннего тумана нашему взору открывается село Кубачи.

Кубачи. Говорить о Кубачах и легко, и трудно. Легко, потому что Кубачи село наиболее известное за пределами республики. Трудно, потому что культура и быт его очень своеобразны даже по дагестанским понятиям. Жители его называют себя угбуг /"губители народа"/. Это древнее прозвище кубачинцев появилось еще в те времена, когда предки их специализировались на изготовлении оружия, кольчуг и шлемов, снабжали им все окрестные села.

С IX века среди арабов и персов они известны как "зирехгерани" - кольчужники, а название Кубачи появилось позже - так по-турецки называют делателей кольчуг. У въезда расположены водоемы. (сл.№ 6,7) Жизнь всюду - на дорогах, площадях и крышах. Женщины о чем-то разговаривают, не забывая вязать яркий шерстяной носок. Головы их окутаны полотенце образными покрывалами – каз(показать). Пестрые мягкие цветочки на казе - признак девичества, золотой и серебряный узор украшает покрывала замужних женщин. В Кубачах много старых построек. Среди древних построек интересна единственная в Дагестане мечеть Хунала . (сл.№ 8)

Сейчас самое время пойти к кому-нибудь в гости. Ведь, наш горный край славится гостеприимством. Вспомним пословицы, поговорки, связанные с обычаем гостеприимства.

Гость – посланник Аллаха.

Дом, куда не ходят гости, самый несчастный дом.

По обычаям гостеприимства сын или дочь хозяев бегут за холодной родниковой водой. Вот и вода, вот и кружка. «Пейте, дорогие гости!»- говорит хозяйка.

(сл.№ 9) В каждом кубачинском доме имеется комната - своеобразный музей. Множество полок, блюда и чаши развешаны по стенам. На верхней полке стоят бронзовые, в чеканном узоре ведра - нукнусы. Выходя замуж, девушка обязательно должна войти в дом мужа, имея среди приданого нукнус, наполненный рисом, который служит символом семейного благополучия.

(сл.№ 10) Несколько перстней украшали руки невесты - кубачинки.



Тайну кубачинского искусства

Не ищите в нитках серебра.

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы – мастера.



(Легенда о кубачинских мастерах. Г.Атаев «Путеводитель по Дагестану», стр. 274)

Считается, что двурогий шлем Искандера Зулькарная (так горцы называли Александра Македонского) и щит Александра Невского смастерили именно в этих краях. О кубачинских мастерах слагались легенды. Одна из них повествует о том, как персидские мастера прислали кубачинцам тонкую, как волосок, стальную проволоку и предложили сделать такую же. Кубачинцы не остались в долгу. Просверлив насквозь персидскую проволоку, они вернули её обратно, написав: "Мы из такой проволоки трубы делаем".

По традиции искусство кубачинцев передается от отца к сыну. Известны имена таких мастеров, как Гаджи Кишев, Алихан Ахмедов, Бахмуд Магомедов и многие другие. Работы мастеров – златокузнецов экспонировались в городах России, во многих странах мира. Работы Гаджиабдуллы Ибрагимова экспонировались в Париже. (сл.№ 11,12)были удостоены высоких наградВ книге «Резец златокузнеца» вы можете прочитать о кубачинке Манабе Магомедовой, единственной женщине – златокузнице(сл.№ 13),

- Только ли мастерами золотых де, архитектурой, обычаями и традициями славится Кубачи? Вам о чем-нибудь говорит названия таких книг «Даргинские девушки», «Медовые скалы», «Пора красных яблок»?

- Эти книги написал Ахмед-хан Абубакар, уроженец селения Кубачи. (сл.№ 14)

Прежде чем отправимся дальше по пути нашего следования, проверим по опорным конспектам ваши записи. Дополним их, уточним некоторые вопросы.

(на карте Дагестана отметить путь )

(сл.№ 15) Балхар

Самые прекрасные кувшины

Делаются из обычной глины.

Так же как прекрасный стих

Создают из слов простых.



-Мы сейчас с вами находимся в ауле Балхар. Чем это селение славится?

- Гончарными изделиями. (сл.№ 16)

- Нет дома в горах, чтобы в нем не использовали керамическую
посуду. Потребность в керамике привела к тому, что в Дагестане
исстари возникли, свои керамические центры в разных аулах: из аварских сел – Чиркей, из кумыкских – Эрпели, но известным всем – лакское Балхар.

Внешне Балхар обычное горное селение: запутанные улицы, арочные переходы, по стенам заборов налеплен кизяк для просушки. Женщины Балхара редко выезжали из своего аула. Здесь же их выдавали замуж. (сл.№ 17,18) По традиции глину для изделий добывали мужчины, а за гончарный круг садятся женщины. Они же белой и красной глиной расписывают изделия. В старину обжиг производился в купольных печах - чара. (сл.№ 19)На печи укрепляли конские черепа, которые должны были охранять посуду от порчи. Приметы: если дым из печи устремляется вверх, Аллаху угодно дать хорошую посуду, если дым стелется по земле - пропал весь труд.

- Раз мы с вами в Балхаре, попробуем создать картину, отражающую жизнь балхарцев. Что нам для этого нужно?

- Гончарный круг, вода, глина.

Завертелся круг гончарный. Женщина лепит свое изделие.

  • Мне кажется, что не хватает музыки и танцующих. Под музыку легче работается. (сл.№ 20)(танец)

Благодаря танцам, песням, обычаям, характерным только для этого селения, оно прославилось на весь мир.

В 1969 году фольклорный ансамбль «Балхар» был отправлен в Польшу, где стал победителем фестиваля фольклора горных земель в городе Закопане и получил главный приз «Золотой топорик».

(сл.№ 21)

- Какие записи появились в ваших конспектах? Что нового вы узнали об этом уникальном уголке Дагестана?

(сл.№ 22)

Кумух. Селение, которое славится своими учеными, богатой историей. Аул, откуда берет начало династия Сурхай-хана. Для решения всех важных вопросов, касающихся всех лакских земель, в особенности вопроса войны и мира джамаат посылал своих аксакалов в Кумух. Многочисленные сведения сохранились в народной памяти о борьбе казикумухцев против Надир-шаха. (отрывок из «Сражения с Надир-шахом»)(слайд №23) Несколько раз Кумух разрушался полчищами иранцев. Здесь покоится прах народного героя Муртазали, возглавившего борьбу дагестанцев с полчищами Надир-шаха.

(слайд №24) Согласно преданиям, Кумух - родина Парту Патимы, отважной горянки(отрывок из «Парту Патимы»).

В центре Кумуха - искусственно созданное озеро, которое было вырыто жителями соседних сел по приказу Агалархана. Озеро было не только местом отдыха, но и водоемом, где бесследно пропадали неугодные хану люди.

На рубеже ХI-ХII в.в. кумухцами была принята новая религия ислам.

Распространяли ее "газии" - воины за веру. Чьи могилы до сих пор есть в Кумухе. И отсюда пошло его название Кази-Кумух. Изделия Кази-Кумухских ювелиров ценились очень высоко и имели не менее широкий сбыт. Во 2-ой половине XIX начале XX в. на всемирных выставках работы кумухских мастеров отмечались высшими наградами.

Отсюда вышло более 50 докторов и кандидатов наук. Отсюда родом Шейх Джамалудин – Казикумухский, наставник Имама Шамиля. (слайд №25).

Недалеко от Кази –Кумуха расположено селение Шуни, родина народного поэта Дагестана(слайд №26) Абуталиб Гафуров, в чьи уста Расул Гамзатов в книге «Мой Дагестан» вложил знаменитое изречение: «Если ты в прошлое выстрелишь из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки».

(Проверить записи в опорных конспектах.)

(слайд №27)

Согратль. Сын Чолак Сурхая Муртазали из Кумуха учился в Согратле, где мы с вами сейчас находимся.

Научный интерес к данному селению был вызван тем, что оно известно как центр организации отпора иранских полчищ Надир-шаха, а также как один из центров образованности в Дагестане, где было известное всему мусульманскому Востоку медресе.(слайд №28)

По письменным источникам Мухаммеда -Тахира - аль - Карахи, секретаря имама Шамиля, Согратль являлся центром арабоязычной культуры.

Сам Мухаммед-Тахир - аль - Карахи это село называл "светочью ученых. (слайд №29)В местном медресе обучались ведущие ученые арабоязычной литературы, как Дамадан Мегебский, Мухаммед Кудутлинский, Мухаммед Убрынский, Шейх Джамалудин - Казикумухский и другие.

В книге «Древняя бронза Кавказа» говорится о том, что изделия из бронзы, найденныев селении Согратльявляются одним из первых памятников эпохи бронзы. Может поэтому аул был знаменит своими мастерами золотых и серебряных дел, искусными кузнецами. В селении Согратль, равно, как и в других селах Дагестана, были свои адаты. (предание. Ситуацию предлагается решить так, чтобы по адату можно было избежать кровопролития. Книга «Путеводитель по Дагестану» стр. 37)

Из этого селения писатель Магомед Хуршилов, автор романа «Сулак свидетель».

(Проверить записи в опорных конспектах.)

(слайд №30)

Унцукуль.

Я ноги для безногого

Джигита - храбреца.

Глаза я для убогого слепца.

Унцукуль - крупный центр по художественной обработке дерева. Дома здесь утопают в зелени садов, наполняя село пряным запахом абрикосов. (слайд №31)

Еще в XIX в. русские офицеры и солдаты мечтали заполучить корешковую трубочку, покрытую металлическим набойным узором. Во время Кавказской войны унцукульцы лили пушки и делали винтовки с нарезами.

Среди мастеров - унцукульцев большой известностью пользуются Идрис Абдуллаев, Магомедали Газимагомедов. В 1921 году в подарок Ленину от всего Дагестана два мастера - Нурмагомед Ханбудаев и Магомед Кебедов сослали письменный прибор.



Показать фотографию унцукульского мастера М.Ханбудаева. (слайд №32)



В центре селения Кахаб-Росо Унцукульского района стоит памятник  поэту Махмуду из Кахаб-Росо. (слайд №33)Автор памятника – Хасбулат Аскар –Сарыджа, первый скульптор Дагестана.

(слайд №34)Эта живая сцена оплакивания ушедшего из жизни человека: к холодному памятнику барельефным портретом прижалась плачущая женщина, воспетая им с необычайной силой в образах Мариям и Муи.

Учащиеся читают стихи из поэмы Махмуда «Мариям»

(Проверить записи в опорных конспектах.)

Н-Дженгутай. (слайд №35) Селение Н-Дженгутай существует около 900 лет, Сначала оно находилось в горах и называлось Чиртав. Пришедшие туда войска Чингис-Хана разрушили его, оставшиеся в живых, обосновались на местности Байрамбулак.

(слайд №36)Село знаменито тем, что в 1856 году врачом первого Дагестанского конного полка И.С.Костемировским была открыта первая - русско-язычная сельская школа в Темирхан-Шуринском округе. Здесь 13 мальчиков обучали русской грамоте и привитию оспы.Отмечалась своеобразная методика проверки знаний. В классе, где сдавали экзамен, сидели барабанщик и зурнач. В честь ученика, ответившего хорошо, играли лезгинку, а в честь - ответившего плохо – «походный марш».

По географическому положению аул делится на две части: Верхний – Дженгутай и Нижний – Дженгутай. Верхний – Дженгутай подарил нам замечательного художника, основоположника изобразительного искусства Дагестана Муэддина - Араби - Джемала, человека редкого таланта, тонкого вкуса и высокой культуры, большого ценителя народного искусства. (слайд №37)

Кисти Муэддина - Араби – Джемала принадлежит портрет Народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского.

Н-Дженгутай - аул артистов, музыкантов, ученых, героев труда. обогатили песенный фольклор кумыков.

Н-Дженгутай родина народной артистки СССР Барият Мурадовой, Бурлият Ибрагимовой, Саният Мурадовой и многих других. (слайд №38,39)

Среди тех, кто обогатил песенный фольклор кумыков, Татам Алиевич Мурадов. (слайд №40)

Татам Мурадов прекрасный исполнитель народных песен, талантливый композитор, основатель первого профессионального коллектива ансамбля песни и танца Дагестана, мужского хора Дагестанского радио.

Послушайте фрагмент народной песни в исполнении Т.А. Мурадова в сопровождении хора.

По воспоминаниям Оскара Сарыджи, автора стеллы Махмуду "певец потрясал зал своими темпераментными песнями". "Его голос отличался красотой и силой, Т.Мурадов обладал драматическим тенором огромного диапазона". Не случайно его называли "вторым Шаляпиным". Певец и композитор вносил новое в кумыкские йыры и сарыны.

Скоро «наступит» вечер. Пока не стемнело, тронемся в путь.

А по дороге заглянем в свои опорные конспекты.

(Проверить записи в опорных конспектах.)

Мы с вами в Буйнакске. «Воротами в горы» называют этот старинный, «убеленный сединами» город. (слайд №41, 42)

Город, где жили и трудились выходцы из разных аулов, обогатившие культуру Дагестана. Это и Магомед Мирза Maвраев, открывший первую типографию, с ним сотрудничал Абусуфьян Акаев из села Н-Казанище, и Темирболат Бийболатов, и наш колледж, носящий имя – поэта аула и Планеты - Р.Гамзатова. (слайд №43, 44)

Вот и подошел к концу 1-ый день нашего путешествия по аулам Дагестана.

- Что мы нового с вами «увидели», узнали, путешествуя по аулам Дагестана?

- Дагестанские аулы богаты обычаями обрядами, традициями, отличается своими танцами. Искусством. Отдельные аулы или их группы в Дагестане отличаются - сначала в ландшафте, а затем в жизни сельчан, их языке, одежде, следах прошлого. Народная память сохранила множество примеров сотрудничества и взаимопомощи представителей разных народностей, общин и селений, как в военное, так и в мирное время. Аулы Дагестана являются неисчерпаемыми источником историко-культурного наследия.

И как сказал великий Расул: «…у каждого дагестанца он свой».

(Самостоятельная работа)

Хочу вам предложить нарисовать эмблему одного аула, отражающую его культуру.

(Проверить.)

Художники предложили вот такие эмблемы.

(слайд с эмблемами)

А вот здесь у нас небольшой музей, где собрана капелька материальной культуры дагестанского народа. На карте Дагестана расчерчен весь путь нашего путешествия.

Любите и изучайте обычаи и традиции каждого села, народа, что поможет в дальнейшем шагнуть в мир российской, а затем и в мир мировой культуры.

Итог урока.

Домашнее задание.

Подготовить презентацию и сообщение о знаменитых людях одного из аулов Дагестана.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!