СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 11 классе по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.Т. Твардовского

Тема Войны в творчестве поэта.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 11 классе по литературе»

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 11 КЛАССЕ

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

"Я знаю, нет никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны..."

( Тема войны в лирике А.Твардовского)

Цели урока:

* расширить знания детей о Великой Отечественной войне;

* способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову;

* совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному;

* создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведении А. Твардовского

Время проведения: 15.04.2019 г. 5 урок 1смена

Место проведения: К № 32

Оформление: столики, цветы, выставка книг Твардовского, музыка. презентация

Эпиграф к уроку на доске:

Война — жесточе нету слова.


Война — печальней нету слова.


Война — святее нету слова


В тоске и славе этих лет.


И на устах у нас иного


Еще не может быть и нет.

А. Т. Твардовский


ХОД УРОКА:

1. Организационный момент (приветствие учащихся и гостей)


2. Учитель: (презентация)

В любое неспокойное время в России поэты и писатели чутко реагировали на тяготы исторического времени. Так и Великая Отечественная война не могла не всколыхнуть творческих людей. Они сопереживали защитникам Отечества, стараясь их вдохновить на новые ратные подвиги, воспевали героев.

«Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!» — эти слова прозвучали на митинге в первый день войны и были оправданы делом и жизнью. Более 2000 писателей и поэтов были на фронтах, работая военными корреспондентами.

Более трехсот литераторов не вернулось с полей сражений, среди них — Е. Петров, Ю. Крымов, А. Гайдар, В. Ставский, М. Джалиль, Н. Майоров, Г. Суворов, П. Коган.

Военными корреспондентами центральных и фронтовых газет«Правды», «Известий», «Красной звезды», «Красного флота», «Комсомольской правды», а также радио, Совинформбюро, ТАСС стали в те дни М. Шолохов, А. Фадеев. А. Платонов, К. Симонов, Б. Горбатов, В. Гроссман, Б. Полевой, Е. Петров, Л. Соболев. П. Павленко, И. Эренбург, С. Михалков, А. Жаров, А. Калинин, А. Твардовский. Именно о нем и пойдет речь на нашем уроке. В лирике Твардовского военная тематика занимает одно из главных мест.


3. Опрос:

1. С какого времени Твардовский начал писать стихи? ( с 14 лет)


2. Чем ознаменован 1939 год в жизни поэта? ( призван в ряды Красной Армии и воевал в Финляндии)


Это событие нашло свое отражение в стихотворении "Две строчки"

Из записной потёртой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.


Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далёко шапка отлетела,

Казалось, мальчик не лежал,

А всё ещё бегом бежал,

Да лёд за полу придержал...


Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примёрзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.


Стихотворение "Перед войной"

Перед войной, как будто в знак беды,

Чтоб легче не была, явившись в новости,

Морозами неслыханной суровости

Пожгло и уничтожило сады.


И тяжко было сердцу удрученному

Средь буйной видеть зелени иной

Торчащие по-зимнему, по-черному

Деревья, что не ожили весной.


Под их корой, как у бревна отхлупшею,

Виднелся мертвенный коричневый нагар.

И повсеместно избранные, лучшие

Постиг деревья гибельный удар...


Прошли года. Деревья умерщвленные

С нежданной силой ожили опять,

Живые ветки выдали, зеленые...

Прошла война. А ты все плачешь, мать.




Учитель: 1941 год.

Цветок в росинках весь к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Садилась в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

( Музыка № 1 - "Священная война")

Учитель: Что мы знаем о Твардовском периода ВОВ? ( в качестве военного корреспондента он прошел дорогами войны от Москвы до Будапешта)

( Музыка № 2 - "Эх, дороги")

Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки. Вот строки, запечатлевшие первые дни войны, — самого страшного и горестного периода Великой Отечественной.

То была печаль большая,

Как брели мы на восток.

Шли худые, шли босые

В неизвестные края,

Что там, где она, Россия,

По какой рубеж своя?

Учитель: Назовите главное произведение поэта периода ВОВ? ( Книга про бойца - поэма "Василий Теркин")

- Инсценировка "О награде"


(Музыка № 3 - "День Победы")


Учитель: Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время. Как вы думаете почему? ( Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими.) Об этом стихотворение «Жестокая память».

- Объясните, как вы понимаете название этого произведения. Память – (невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям). Жестокость (же её заключается как раз в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как и до войны, чувствуя свою вину)


Повеет в лицо, как бывало,
Соснового леса жарой,
Травою, в прокосах обвялой,
Землёй из-под луга сырой.

А снизу, от сонной речушки,
Из зарослей - вдруг в тишине -
Послышится голос кукушки,
Грустящей уже о весне.

Июньское свежее лето,
Любимая с детства пора,
Как будто я встал до рассвета,
Скотину погнал со двора.

Я всё это явственно помню:
Росы ключевой холодок,
И утро, и ранние полдни -
Пастушеской радости срок;

И солнце, пекущее спину,
Клонящее в сон до беды,
И оводов звон, что скотину
Вгоняют, как в воду, в кусты;

И вкус горьковато-медовый, -
Забава ребячьей поры, -
С облупленной палки лозовой
Душистой, прохладной мездры,

И всё это юное лето,
Как след на росистом лугу,
Я вижу. Но памятью этой
Одною вздохнуть не могу.

Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава.

И запах томительно тонок,
Как в детстве далёком моём,
Но с дымом горячих воронок
Он был перемешан потом;

С угарною пылью похода
И солью солдатской спины.
Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны!

Учитель: Как неоднократно отмечено критиками, Твардовский первый из поэтов затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл. Об этом его стихотворение "Та кровь" - написанное в 1957 году.

Та кровь, что пролита недаром

В сорокалетний этот срок,

Нет, не иссякла вешним паром

И не ушла она в песок.


Не затвердела год от года,

Не запеклась ещё она.

Та кровь подвижника–народа

Свежа, красна и солона.


Ей не довольно стать зелёной

В лугах травой, в садах листвой,

Она живой, нерастворённой

Горит, как пламень заревой.


Стучит в сердца, владеет нами,

Не отпуская ни на час,

Чтоб наших жертв святая память

В пути не покидала нас.


Чтоб нам, внимая славословью,

И в праздник нынешних побед

Не забывать, что этой кровью

Дымится наш вчерашний след.


И знать, что к бою правомочна

Она призвать нас вновь и вновь...

Как говорится: «Дело прочно,

Когда под ним струится кровь».

Учитель: «Я убит подо Ржевом.» - это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата.

( Музыка № 4 )


Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте,

На левом,

При жестоком налете.


Я не слышал разрыва

И не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна, ни покрышки.


И во всем этом мире

До конца его дней -

Ни петлички,

Ни лычки

С гимнастерки моей.


Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облаком пыли

Ходит рожь на холме.


Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе.


Где - травинку к травинке -

Речка травы прядет,

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.


Летом горького года

Я убит. Для меня -

Ни известий, ни сводок

После этого дня.


Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.


Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю -

Наш ли Ржев наконец?


Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону?

Этот месяц был страшен.

Было все на кону.


Неужели до осени

Был за ним уже Дон

И хотя бы колесами

К Волге вырвался он?


Нет, неправда! Задачи

Той не выиграл враг.

Нет же, нет! А иначе,

Даже мертвому, - как?


И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она -

Спасена.


Наши очи померкли,

Пламень сердца погас.

На земле на проверке

Выкликают не нас.


Мы - что кочка, что камень,

Даже глуше, темней.

Наша вечная память -

Кто завидует ей?


Нашим прахом по праву

Овладел чернозем.

Наша вечная слава -

Невеселый резон.




Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам все это, живые.

Нам - отрада одна,


Что недаром боролись

Мы за родину-мать.

Пусть не слышен наш голос,

Вы должны его знать.


Вы должны были, братья,

Устоять как стена,

Ибо мертвых проклятье -

Эта кара страшна.


Это горькое право

Нам навеки дано,

И за нами оно -

Это горькое право.


Летом, в сорок втором,

Я зарыт без могилы.

Всем, что было потом,

Смерть меня обделила.


Всем, что, может, давно

Всем привычно и ясно.

Но да будет оно

С нашей верой согласно.


Братья, может быть, вы

И не Дон потеряли

И в тылу у Москвы

За нее умирали.


И в заволжской дали

Спешно рыли окопы,

И с боями дошли

До предела Европы.


Нам достаточно знать,

Что была несомненно

Там последняя пядь

На дороге военной, -


Та последняя пядь,

Что уж если оставить,

То шагнувшую вспять

Ногу некуда ставить...



И врага обратили

Вы на запад, назад.

Может быть, побратимы.

И Смоленск уже взят?



И врага вы громите

На ином рубеже,

Может быть, вы к границе

Подступили уже?


Может быть... Да исполнится

Слово клятвы святой:

Ведь Берлин, если помните,

Назван был под Москвой.


Братья, ныне поправшие

Крепость вражьей земли,

Если б мертвые, павшие

Хоть бы плакать могли!


Если б залпы победные

Нас, немых и глухих,

Нас, что вечности преданы,

Воскрешали на миг.


О, товарищи верные,

Лишь тогда б на войне

Ваше счастье безмерное

Вы постигли вполне!


В нем, том счастье, бесспорная

Наша кровная часть,

Наша, смертью оборванная,

Вера, ненависть, страсть.


Наше все! Не слукавили

Мы в суровой борьбе,

Все отдав, не оставили

Ничего при себе.


Все на вас перечислено

Навсегда, не на срок.

И живым не в упрек

Этот голос наш мыслимый.


Ибо в этой войне

Мы различья не знали:

Те, что живы, что пали, -

Были мы наравне.



И никто перед нами

Из живых не в долгу,

Кто из рук наших знамя

Подхватил на бегу,


Чтоб за дело святое,

За советскую власть

Так же, может быть, точно

Шагом дальше упасть.


Я убит подо Ржевом,

Тот - еще под Москвой...

Где-то, воины, где вы,

Кто остался живой?!


В городах миллионных,

В селах, дома - в семье?

В боевых гарнизонах

На не нашей земле?


Ах, своя ли, чужая,

Вся в цветах иль в снегу...

Я вам жить завещаю -

Что я больше могу?


Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.


Горевать - горделиво,

Не клонясь головой.

Ликовать - не хвастливо

В час победы самой.


И беречь ее свято,

Братья, - счастье свое, -

В память воина-брата,

Что погиб за нее.


Учитель: Проходят годы, война все дальше уходит в прошлое, но боль от ощущения потерь не уходит. Чем краше и лучше становится наша жизнь, тем все острее чувствуем мы необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это своей кровью. Об этом стихотворение Твардовского "В тот день, когда закончилась война"


В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в счет салюта,

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.



В конце пути, в далекой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.


До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист учетный.


Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.


И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы с ними разлучали.


Внушала нам стволов ревущих сталь,

Что нам уже не числиться в потерях.

И, кроясь дымкой, он уходит вдаль,

Заполненный товарищами берег.


И, чуя там сквозь толщу дней и лет,

Как нас уносят этих залпов волны,

Они рукой махнуть не смеют вслед,

Не смеют слова вымолвить. Безмолвны.


Вот так, судьбой своею смущены,

Прощались мы на празднике с друзьями.

И с теми, что в последний день войны

Еще в строю стояли вместе с нами;


И с теми, что ее великий путь

Пройти смогли едва наполовину;

И с теми, чьи могилы где-нибудь

Еще у Волги обтекали глиной;


И с теми, что под самою Москвой

В снегах глубоких заняли постели,

В ее предместьях на передовой

Зимою сорок первого; и с теми,


Что, умирая, даже не могли

Рассчитывать на святость их покоя

Последнего, под холмиком земли,

Насыпанном нечуждою рукою.




Со всеми — пусть не равен их удел, -

Кто перед смертью вышел в генералы,

А кто в сержанты выйти не успел -

Такой был срок ему отпущен малый.


Со всеми, отошедшими от нас,

Причастными одной великой сени

Знамен, склоненных, как велит приказ, -

Со всеми, до единого со всеми.


Простились мы. И смолкнул гул пальбы,

И время шло. И с той поры над ними

Березы, вербы, клены и дубы

В который раз листву свою сменили.


Но вновь и вновь появится листва,

И наши дети вырастут и внуки,

А гром пальбы в любые торжества

Напомнит нам о той большой разлуке.


И не за тем, что уговор храним,

Что память полагается такая,

И не за тем, нет, не за тем одним,

Что ветры войн шумят не утихая.


И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.

Нет, даже если б жертвы той войны

Последними на этом свете были, -


Смогли б ли мы, оставив их вдали,

Прожить без них в своем отдельном счастье,

Глазами их не видеть их земли

И слухом их не слышать мир отчасти?


И, жизнь пройдя по выпавшей тропе,

В конце концов у смертного порога,

В себе самих не угадать себе

Их одобренья или их упрека!


Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?

Нет. Не избыть нам связи обоюдной.

Не мертвых власть, а власть того родства,

Что даже смерти стало неподсудно.


К вам, павшие в той битве мировой

За наше счастье на земле суровой,

К вам, наравне с живыми, голос свой

Я обращаю в каждой песне новой.



Вам не услышать их и не прочесть.

Строка в строку они лежат немыми.

Но вы — мои, вы были с нами здесь,

Вы слышали меня и знали имя.


В безгласный край, в глухой покой земли,

Откуда нет пришедших из разведки,

Вы часть меня с собою унесли

С листка армейской маленькой газетки.


Я ваш, друзья, — и я у вас в долгу,

Как у живых, — я так же вам обязан.

И если я, по слабости, солгу,

Вступлю в тот след, который мне заказан,


Скажу слова, что нету веры в них,

То, не успев их выдать повсеместно,

Еще не зная отклика живых, -

Я ваш укор услышу бессловесный.


Суда живых — не меньше павших суд.

И пусть в душе до дней моих скончанья

Живет, гремит торжественный салют

Победы и великого прощанья.


Учитель: Скажите, кто дал путевку в литературу А. Твардовскому? ( М.Исаковский)

Послушаем стихотворение "Враги сожгли родную хату"

(№ 5- музыка А.Грига)

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.

Стоит солдат и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: `Встречай, Прасковья,
Героя-мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел...`

Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.

`Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам...`
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.

Он пил солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
`Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил...`

Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.


Учитель: А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности. Свою задачу поэта - служение Родине и своему народу - он выполнил с честью.

Я знаю, нет никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

(№ 6 - минута молчания - метроном)


Учитель: Наш урок в литературной гостиной подошел к концу.








Нестеренко Екатерина Ивановна - учитель русского языка и литературы




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!