СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе "Комплексный анализ текста. Язык - богатство народа по М.Шолохову"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный анализ текста необходимо начинать в 5 классе, т.к. способность запоминать в этом возрасте у ребят очень высока, а значит элементы подготовки к ЕГЭ будут эффективнее именно в этом возрасте. Комплексный анализ текста - это тот вид работы, который предполагает подготовку к сдаче ЕГЭ. Урок построен на принципах аналитического мышления, развитии устной речи учащихся. Большой плюс урока в том, что он построен на примерах произведений М. Шолохова, т.е. для учителей Ростовской области прослеживается региональный компонент.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе "Комплексный анализ текста. Язык - богатство народа по М.Шолохову"»

Конспект урока по теме:

«Комплексный анализ текста. Язык – богатство и достояние народа»

по М.А. Шолохову. 5 класс


Тип урока: повторение и систематизация изученного материала.

Организационные формы обучения: групповая и индивидуальная.

Оборудование: портрет М. Шолохова, кластер мест автора, рабочая тетрадь, опорные схемы, текст на каждого ученика, тесты.

Помощник-биограф: учащийся, который работал с фактами биографии и творчества автора.

Цели:

Образовательные: формирование навыков работы с текстом, а именно, повторение основных сведений по разным разделам языка;

Развивающие: развитие умения аргументировать, доказывать свою точку зрения, работать над развитием речи, развивать устную и письменную речь учащихся на этапах поиска;

Воспитательные: воспитывать любовь к своей малой родине, воспитание любви к русскому языку, воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке гости, которые пришли посмотреть, как мы умеем работать. Давайте поприветствуем наших гостей (дети приветствуют).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Откройте тетради и запишите число, классная работа. Сегодня у нас урок-практикум. Мы повторяем основные сведения по разным разделам языка, выполняем комплексный анализ краеведческого текста великого человека и писателя, чьё имя созвучно названию нашего посёлка – М.А. Шолохова. И тема нашего урока не просто Комплексный анализ текста, а Комплексный анализ краеведческого текста.


Ход урока.

Учитель: Прежде чем мы приступим к анализу текста, я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания ценителей русского языка, в которых они говорят, чем богат и славен русский язык, почему его надо изучать: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим грозным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» И.С. Тургенев

«Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни» К.Г. Паустовский (высказывания на доске)


? – Как вы считаете, почему я обратилась к этим словам? Как связаны эти слова с темой нашего урока?

? – Какие ключевые слова из высказываний можно взять для характеристики русского языка?

? – Какова же роль языка в жизни человека и общества?


Учитель: Язык мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выразить свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться разговаривать и писать так, чтобы слушающим и читающим было всё понятно и интересно. Русский язык — это язык великого народа, — один из богатейших языков мира. Словарь современного русского языка содержит 1 млн. 204 тыс. 80 слов! Это великое богатство. Язык – важное средство общения. Ни будь языка, мы бы не смогли общаться, не смогли бы передать друг другу свои чувства, мысли, рассказать друг другу о себе, об окружающем нас мире. О русском языке писали многие великие люди России, но мне бы хотелось познакомить вас именно с мнением М.А. Шолохова.

А поможет нам немного освежить в памяти факты биографии и творчества М. Шолохова наш биограф _____________________ , заданием которого было коротко изложить сведения о донском писателе.

Индивидуальное сообщение учащегося: М.А. Шолохов (1905 – 1984) Крестьянский сын с хутора Кружилиха, станицы Вешенской, рожденный, по его собственному признанию, “из гражданской войны на Дону. С малых лет Шолохов познал цену добру и злу, повидал голод и лишения, прошагал трудными дорогами Великой Отечественной. “Донские рассказы”, “Судьба человека”, романы: “Тихий Дон”, “Поднятая целина”, “Они сражались за Родину” стали лучшими произведениями 20 века. Шолохова высоко ценили люди талантливые, любящие Россию. Михаил Александрович работал и в качестве корреспондента: печатал очерки, статьи, объединенные в сборники "Слово о Родине". Подводя итог своей писательской работы, Шолохов сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку... Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.


Учитель: Посмотрите, на доске есть фотографии, портрет писателя, иллюстрирующие всё выше сказанное. Шолохову действительно удалось сделать этот мир лучше, ведь ни одно поколение людей читало и училось на примерах его книг. И вот теперь, ребята, мы перейдём к самой главной части нашего урока – знакомство и работа с текстом М. Шолохова, которая будет осуществляться по группам. Давайте прочитаем текст и обязательно обратим своё внимание на значение слов: (текст у каждого на столе)


ТЕКСТ

(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысяче­летиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опы­та.

(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от од­ного поколения к другому, и не видна та безгра­ничная даль, куда устремляет свой полет эта кры­латая мудрость...

(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Нео­бозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных из­речениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни ра­дость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и урод­ство предрассудков. (М. Шолохов.)

  • Несметные – огромные по количеству;

  • Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;

  • Чеканных – /перен./ выразительных;

  • Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;

  • Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.


? – Чем привлекает ваше внимание этот текст? Какие чувства вы испытываете, когда знакомитесь с ним?

? - Какова основная мысль текста? В каком(их) предложениях заключена эта основная мысль?

? - Предложите свои варианты названия. Какой, по-вашему, вариант удачнее и почему?

? – Почему я на начальном этапе чтения текста сразу дала задание – обратиться к значению слов, помещённых ниже текста?


Учитель: И только после сделанных уже вами шагов, я предлагаю вам поработать в группах над следующими заданиями. На этот вид работы вам 15минут.

РАБОТА в группах:

1. Проведите лексический анализ текста;

2. Проведите морфемный анализ;

3. Проведите морфологический анализ;

4. Проведите синтаксический анализ.

Учитель: В работе вы можете использовать опору (листочки на столе):

Работа 1 группы: Лексический анализ текста.

А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Б) Найдите слова-синонимы:______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

В) Найдите слова-антонимы:

Г) Назовите образные средства языка:

Эпитеты -______________________________________________________________________________

Метафоры -____________________________________________________________________________

Олицетворения - ________________________________________________________________________

Сравнения - ____________________________________________________________________________


Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.

А) Имеются ли сложные слова? Как оно(и)образовалось(ись)_________________________________________________________________

Б) В чем особенность употребления суффикса - айш - у прилагательного величайшее (богатство)? _______________________________________________________________________________________

В) Выпишите однокоренные слова. ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Г) В чем сходство употребления глаголов?__________________________________________________


Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.

А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте? (посчитайте)

_______________________________________________________________________________________

Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение, )

_______________________________________________________________________________________

В) Среди служебных частей речи особенно часто используется……………..

Какую роль он играет в тексте_____________________________________________________________

Г) В чём особенность слов вечно, особенно__________________________________________________


Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.

А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности. Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.

№1____________________________________________________________________________________

№2____________________________________________________________________________________

№3____________________________________________________________________________________

№4____________________________________________________________________________________

№5____________________________________________________________________________________

№6____________________________________________________________________________________

№7____________________________________________________________________________________

№8____________________________________________________________________________________

Почему преобладают простые предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Учитель: Итак, ребята, а сейчас наша задача проверить информацию, которую вы раздобыли при работе в группах.


Лингвистический анализ текста:


Опорная лексика: язык – слово – мысль – русский язык – пословицы – афоризмы.

Слова-синонимы: богатство-сокровище; изречение-афоризм; времена-эпоха.

Слова-антонимы: ра­дость – страдания; смех-слезы; любовь-гнев; вера-безверие; правда-кривда; честность-обман; трудолюбие-лень; красота-урод­ство; истина-предрассудки.

Образные средства языка:

Эпитеты – «меткий русский язык», «в чеканных изречениях», «крылатая мудрость»; метафоры – «язык – богатство», «сгустки разума – народные изречения»; олицетворение – «пословицы перелетают», сравнение – «как на крыльях».


Морфемный анализ текста:


  • трудолюбие; тысячелетиями

  • величайшее; простая превосходная степень сравнения прил.

  • Тысячелетиями, тысячи; крыльях, крылатая; народа, народных

  • глаголы с приставками.


Морфологический анализ текста:


47 раз – существительное;

14 раз – прилагательное;

10 раз – местоимение;

6 раз – глагол;

14 раз – союз и. (что подчеркивает полноту изображения)

тип речи: повествование с элементами описания.

Наречия как неизменяемая часть речи, поэтому нет окончания


Синтаксический анализ текста:


Простое предложение употребляется 3раза; простое с однородными членами – 3 раза; сложное – 2 раза.

Вывод: чтобы основная мысль текста была проста и понятна, автор использует в основном простые предложения.


Учитель: Молодцы, ребята, вы прекрасно потрудились в группах. Но оценить сегодняшнюю работу я должна каждому. Именно поэтому, подводя итоги нашего урока, я предлагаю каждому сейчас пройти тест по уже проанализированному нами тексту. Работа над тестом – 7 минут.

(тесты на столах)


ТЕСТ (выполняется в тетрадях)



1)Сформулируйте главную мысль текста. Какой из следующих формулировок она соответствует?

А) Язык – величайшее богатство народа.

Б) Русский язык особенно богат пословицами.

В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях.

2. К какому стилю относится текст?

А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой;

3. Каков тип речи текста?

А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.

4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:

А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль.

Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

5. Определите слова, не являющиеся синонимами.

А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм;

В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.

6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

А) его – предлог; Б) и – союз;

В) дошли – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение.

7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?

А) накапливать; Б) перелетать; В) устремлять; Г) жить.

8. Раскройте скобки в написаниях не с различными частями речи:

(не)сметные, (не)обозримо.

А) раздельно, раздельно; Б) слитно, раздельно;

В) раздельно, слитно; Г) слитно, слитно.

9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?

А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь; Г) предрассудков.

10 Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:

А) предложение №3 – простое, распространенное, грамматическая основа – русский язык богат;

Б) предложение №2 – простое, распространенное, осложнено однородными членами;

В) предложение №1 – простое, распространенное, побудительное;

Г) предложение №5 – сложное.

11. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3):

А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет; Г) сравнение.


1.

А

8.

Г

2.

А

9.

А

3.

Г

10.

В

4.

А

11.

В

5.

Б



6.

А



7.

Г



Подведение итогов урока:

Учитель:

Ребята, вы очень хорошо поработали, я обязательно оценю вашу работу, но только после того, как проверю тест. При выставлении оценки учитываться будет и работа устная на уроке. А теперь давайте подведём итоги урока.

? - Какие понятия и термины повторили?

? - Узнали что-то новое, интересное?

Учитель: Запишите задание на дом. Задание творческое: опираясь на данный текст, напишите размышление: "Какие чувства вызвал у вас текст М. Шолохова?" А я благодарю вас за урок, который, думаю, для всех прошёл интересно и познавательно. Надеюсь, что каждый из вас сохранит и пронесёт по жизни интерес и любовь к великому русскому языку. СПАСИБО!



ТЕКСТ

(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысяче­летиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опы­та.

(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от од­ного поколения к другому, и не видна та безгра­ничная даль, куда устремляет свой полет эта кры­латая мудрость...

(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Нео­бозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных из­речениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни ра­дость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и урод­ство предрассудков.

(М. Шолохов.)

  • Несметные – огромные по количеству;

  • Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;

  • Чеканных – /перен./ выразительных;

  • Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;

  • Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.









ТЕКСТ

(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысяче­летиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опы­та.

(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от од­ного поколения к другому, и не видна та безгра­ничная даль, куда устремляет свой полет эта кры­латая мудрость...

(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Нео­бозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных из­речениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни ра­дость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и урод­ство предрассудков. (М. Шолохов.)

  • Несметные – огромные по количеству;

  • Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;

  • Чеканных – /перен./ выразительных;

  • Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;

  • Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.




Работа 1 группы: Лексический анализ текста.

А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Б) Найдите слова-синонимы:______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

В) Найдите слова-антонимы:

Г) Назовите образные средства языка:

Эпитеты -______________________________________________________________________________

Метафоры -_______________________________________________________________________________________

Олицетворения - ________________________________________________________________________

Сравнения - ____________________________________________________________________________




Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.

А) Имеются ли сложные слова? Как оно(и)образовалось(ись)_________________________________________________________________

Б) В чем особенность употребления суффикса –айш- у прилагательного величайшее (богатство)? _______________________________________________________________________________________

В) Выпишите однокоренные слова. ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Г) В чем сходство употребления глаголов?__________________________________________________




Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.

А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте? (посчитайте)

_______________________________________________________________________________________

Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение)

_______________________________________________________________________________________

В) Среди служебных частей речи особенно часто используется……………..

Какое значение это имеет?________________________________________________________________

Г) В чём особенность слов вечно, особенно__________________________________________________




Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.

А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности.

Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.

№1____________________________________________________________________________________

№2____________________________________________________________________________________

№3____________________________________________________________________________________

№4____________________________________________________________________________________

№5____________________________________________________________________________________

№6____________________________________________________________________________________

№7____________________________________________________________________________________

№8____________________________________________________________________________________

Почему преобладают простые предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ТЕСТ

Запишите букву правильного ответа.



1)Сформулируйте главную мысль текста. Какой из следующих формулировок она соответствует?

А) Язык – величайшее богатство народа.

Б) Русский язык особенно богат пословицами.

В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях.


2. К какому стилю относится текст?

А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой;


3. Каков тип речи текста?

А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.


4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:

А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль.

Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.


5. Определите слова, не являющиеся синонимами.

А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм;

В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.


6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

А) его – предлог; Б) и – союз;

В) дошли – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение.


7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?

А) накапливать; Б) перелетать; В) устремлять; Г) жить.


8. Раскройте скобки в написаниях не с различными частями речи:

(не)сметные, (не)обозримо.

А) раздельно, раздельно; Б) слитно, раздельно;

В) раздельно, слитно; Г) слитно, слитно.


9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?

А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь; Г) предрассудков.


10 Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:

А) предложение №3 – простое, распространенное, грамматическая основа – русский язык богат;

Б) предложение №2 – простое, распространенное, осложнено однородными членами;

В) предложение №1 – простое, распространенное, побудительное;

Г) предложение №5 – сложное.


11. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3):

А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет; Г) сравнение.









«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим грозным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» И.С. Тургенев


«Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни»

К.Г. Паустовский



Индивидуальное сообщение учащегося: М.А. Шолохов (1905 – 1984) Крестьянский сын с хутора Кружилиха, станицы Вешенской, рожденный, по его собственному признанию, “из гражданской войны на Дону. С малых лет Шолохов познал цену добру и злу, повидал голод и лишения, прошагал трудными дорогами Великой Отечественной. “Донские рассказы”, “Судьба человека”, романы: “Тихий Дон”, “Поднятая целина”, “Они сражались за Родину” стали лучшими произведениями 20 века. Шолохова высоко ценили люди талантливые, любящие Россию. Михаил Александрович работал и в качестве корреспондента: печатал очерки, статьи, объединенные в сборники "Слово о Родине". Подводя итог своей писательской работы, Шолохов сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку... Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!