Конспект урока по теме:
«Комплексный анализ текста. Язык – богатство и достояние народа»
по М.А. Шолохову. 5 класс
Тип урока: повторение и систематизация изученного материала.
Организационные формы обучения: групповая и индивидуальная.
Оборудование: портрет М. Шолохова, кластер мест автора, рабочая тетрадь, опорные схемы, текст на каждого ученика, тесты.
Помощник-биограф: учащийся, который работал с фактами биографии и творчества автора.
Цели:
Образовательные: формирование навыков работы с текстом, а именно, повторение основных сведений по разным разделам языка;
Развивающие: развитие умения аргументировать, доказывать свою точку зрения, работать над развитием речи, развивать устную и письменную речь учащихся на этапах поиска;
Воспитательные: воспитывать любовь к своей малой родине, воспитание любви к русскому языку, воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке гости, которые пришли посмотреть, как мы умеем работать. Давайте поприветствуем наших гостей (дети приветствуют).
Учитель: Здравствуйте, ребята! Откройте тетради и запишите число, классная работа. Сегодня у нас урок-практикум. Мы повторяем основные сведения по разным разделам языка, выполняем комплексный анализ краеведческого текста великого человека и писателя, чьё имя созвучно названию нашего посёлка – М.А. Шолохова. И тема нашего урока не просто Комплексный анализ текста, а Комплексный анализ краеведческого текста.
Ход урока.
Учитель: Прежде чем мы приступим к анализу текста, я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания ценителей русского языка, в которых они говорят, чем богат и славен русский язык, почему его надо изучать: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим грозным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» И.С. Тургенев
«Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни» К.Г. Паустовский (высказывания на доске)
? – Как вы считаете, почему я обратилась к этим словам? Как связаны эти слова с темой нашего урока?
? – Какие ключевые слова из высказываний можно взять для характеристики русского языка?
? – Какова же роль языка в жизни человека и общества?
Учитель: Язык мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выразить свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться разговаривать и писать так, чтобы слушающим и читающим было всё понятно и интересно. Русский язык — это язык великого народа, — один из богатейших языков мира. Словарь современного русского языка содержит 1 млн. 204 тыс. 80 слов! Это великое богатство. Язык – важное средство общения. Ни будь языка, мы бы не смогли общаться, не смогли бы передать друг другу свои чувства, мысли, рассказать друг другу о себе, об окружающем нас мире. О русском языке писали многие великие люди России, но мне бы хотелось познакомить вас именно с мнением М.А. Шолохова.
А поможет нам немного освежить в памяти факты биографии и творчества М. Шолохова наш биограф _____________________ , заданием которого было коротко изложить сведения о донском писателе.
Индивидуальное сообщение учащегося: М.А. Шолохов (1905 – 1984) Крестьянский сын с хутора Кружилиха, станицы Вешенской, рожденный, по его собственному признанию, “из гражданской войны на Дону. С малых лет Шолохов познал цену добру и злу, повидал голод и лишения, прошагал трудными дорогами Великой Отечественной. “Донские рассказы”, “Судьба человека”, романы: “Тихий Дон”, “Поднятая целина”, “Они сражались за Родину” стали лучшими произведениями 20 века. Шолохова высоко ценили люди талантливые, любящие Россию. Михаил Александрович работал и в качестве корреспондента: печатал очерки, статьи, объединенные в сборники "Слово о Родине". Подводя итог своей писательской работы, Шолохов сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку... Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
Учитель: Посмотрите, на доске есть фотографии, портрет писателя, иллюстрирующие всё выше сказанное. Шолохову действительно удалось сделать этот мир лучше, ведь ни одно поколение людей читало и училось на примерах его книг. И вот теперь, ребята, мы перейдём к самой главной части нашего урока – знакомство и работа с текстом М. Шолохова, которая будет осуществляться по группам. Давайте прочитаем текст и обязательно обратим своё внимание на значение слов: (текст у каждого на столе)
ТЕКСТ
(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. (М. Шолохов.)
Несметные – огромные по количеству;
Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;
Чеканных – /перен./ выразительных;
Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;
Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.
? – Чем привлекает ваше внимание этот текст? Какие чувства вы испытываете, когда знакомитесь с ним?
? - Какова основная мысль текста? В каком(их) предложениях заключена эта основная мысль?
? - Предложите свои варианты названия. Какой, по-вашему, вариант удачнее и почему?
? – Почему я на начальном этапе чтения текста сразу дала задание – обратиться к значению слов, помещённых ниже текста?
Учитель: И только после сделанных уже вами шагов, я предлагаю вам поработать в группах над следующими заданиями. На этот вид работы вам 15минут.
РАБОТА в группах:
1. Проведите лексический анализ текста;
2. Проведите морфемный анализ;
3. Проведите морфологический анализ;
4. Проведите синтаксический анализ.
Учитель: В работе вы можете использовать опору (листочки на столе):
Работа 1 группы: Лексический анализ текста.
А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Б) Найдите слова-синонимы:______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
В) Найдите слова-антонимы:
Г) Назовите образные средства языка:
Эпитеты -______________________________________________________________________________
Метафоры -____________________________________________________________________________
Олицетворения - ________________________________________________________________________
Сравнения - ____________________________________________________________________________
Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.
А) Имеются ли сложные слова? Как оно(и)образовалось(ись)_________________________________________________________________
Б) В чем особенность употребления суффикса - айш - у прилагательного величайшее (богатство)? _______________________________________________________________________________________
В) Выпишите однокоренные слова. ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Г) В чем сходство употребления глаголов?__________________________________________________
Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.
А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте? (посчитайте)
_______________________________________________________________________________________
Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение, )
_______________________________________________________________________________________
В) Среди служебных частей речи особенно часто используется……………..
Какую роль он играет в тексте_____________________________________________________________
Г) В чём особенность слов вечно, особенно__________________________________________________
Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.
А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности. Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.
№1____________________________________________________________________________________
№2____________________________________________________________________________________
№3____________________________________________________________________________________
№4____________________________________________________________________________________
№5____________________________________________________________________________________
№6____________________________________________________________________________________
№7____________________________________________________________________________________
№8____________________________________________________________________________________
Почему преобладают простые предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель: Итак, ребята, а сейчас наша задача проверить информацию, которую вы раздобыли при работе в группах.
Лингвистический анализ текста:
Опорная лексика: язык – слово – мысль – русский язык – пословицы – афоризмы.
Слова-синонимы: богатство-сокровище; изречение-афоризм; времена-эпоха.
Слова-антонимы: радость – страдания; смех-слезы; любовь-гнев; вера-безверие; правда-кривда; честность-обман; трудолюбие-лень; красота-уродство; истина-предрассудки.
Образные средства языка:
Эпитеты – «меткий русский язык», «в чеканных изречениях», «крылатая мудрость»; метафоры – «язык – богатство», «сгустки разума – народные изречения»; олицетворение – «пословицы перелетают», сравнение – «как на крыльях».
Морфемный анализ текста:
трудолюбие; тысячелетиями
величайшее; простая превосходная степень сравнения прил.
Тысячелетиями, тысячи; крыльях, крылатая; народа, народных
глаголы с приставками.
Морфологический анализ текста:
47 раз – существительное;
14 раз – прилагательное;
10 раз – местоимение;
6 раз – глагол;
14 раз – союз и. (что подчеркивает полноту изображения)
тип речи: повествование с элементами описания.
Наречия как неизменяемая часть речи, поэтому нет окончания
Синтаксический анализ текста:
Простое предложение употребляется 3раза; простое с однородными членами – 3 раза; сложное – 2 раза.
Вывод: чтобы основная мысль текста была проста и понятна, автор использует в основном простые предложения.
Учитель: Молодцы, ребята, вы прекрасно потрудились в группах. Но оценить сегодняшнюю работу я должна каждому. Именно поэтому, подводя итоги нашего урока, я предлагаю каждому сейчас пройти тест по уже проанализированному нами тексту. Работа над тестом – 7 минут.
(тесты на столах)
ТЕСТ (выполняется в тетрадях)
1)Сформулируйте главную мысль текста. Какой из следующих формулировок она соответствует?
А) Язык – величайшее богатство народа.
Б) Русский язык особенно богат пословицами.
В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях.
2. К какому стилю относится текст?
А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой;
3. Каков тип речи текста?
А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.
4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:
А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль.
Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.
5. Определите слова, не являющиеся синонимами.
А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм;
В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.
6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
А) его – предлог; Б) и – союз;
В) дошли – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение.
7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?
А) накапливать; Б) перелетать; В) устремлять; Г) жить.
8. Раскройте скобки в написаниях не с различными частями речи:
(не)сметные, (не)обозримо.
А) раздельно, раздельно; Б) слитно, раздельно;
В) раздельно, слитно; Г) слитно, слитно.
9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?
А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь; Г) предрассудков.
10 Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:
А) предложение №3 – простое, распространенное, грамматическая основа – русский язык богат;
Б) предложение №2 – простое, распространенное, осложнено однородными членами;
В) предложение №1 – простое, распространенное, побудительное;
Г) предложение №5 – сложное.
11. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3):
А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет; Г) сравнение.
1. | А | 8. | Г |
2. | А | 9. | А |
3. | Г | 10. | В |
4. | А | 11. | В |
5. | Б | | |
6. | А | | |
7. | Г | | |
Подведение итогов урока:
Учитель:
Ребята, вы очень хорошо поработали, я обязательно оценю вашу работу, но только после того, как проверю тест. При выставлении оценки учитываться будет и работа устная на уроке. А теперь давайте подведём итоги урока.
? - Какие понятия и термины повторили?
? - Узнали что-то новое, интересное?
Учитель: Запишите задание на дом. Задание творческое: опираясь на данный текст, напишите размышление: "Какие чувства вызвал у вас текст М. Шолохова?" А я благодарю вас за урок, который, думаю, для всех прошёл интересно и познавательно. Надеюсь, что каждый из вас сохранит и пронесёт по жизни интерес и любовь к великому русскому языку. СПАСИБО!
ТЕКСТ
(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
(М. Шолохов.)
Несметные – огромные по количеству;
Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;
Чеканных – /перен./ выразительных;
Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;
Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.
ТЕКСТ
(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. (М. Шолохов.)
Несметные – огромные по количеству;
Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;
Чеканных – /перен./ выразительных;
Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;
Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.
Работа 1 группы: Лексический анализ текста.
А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Б) Найдите слова-синонимы:______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
В) Найдите слова-антонимы:
Г) Назовите образные средства языка:
Эпитеты -______________________________________________________________________________
Метафоры -_______________________________________________________________________________________
Олицетворения - ________________________________________________________________________
Сравнения - ____________________________________________________________________________
Работа 2 группы: Морфемный анализ текста.
А) Имеются ли сложные слова? Как оно(и)образовалось(ись)_________________________________________________________________
Б) В чем особенность употребления суффикса –айш- у прилагательного величайшее (богатство)? _______________________________________________________________________________________
В) Выпишите однокоренные слова. ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Г) В чем сходство употребления глаголов?__________________________________________________
Работа 3 группы: Морфологический анализ текста.
А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте? (посчитайте)
_______________________________________________________________________________________
Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение)
_______________________________________________________________________________________
В) Среди служебных частей речи особенно часто используется……………..
Какое значение это имеет?________________________________________________________________
Г) В чём особенность слов вечно, особенно__________________________________________________
Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста.
А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности.
Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.
№1____________________________________________________________________________________
№2____________________________________________________________________________________
№3____________________________________________________________________________________
№4____________________________________________________________________________________
№5____________________________________________________________________________________
№6____________________________________________________________________________________
№7____________________________________________________________________________________
№8____________________________________________________________________________________
Почему преобладают простые предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ
Запишите букву правильного ответа.
1)Сформулируйте главную мысль текста. Какой из следующих формулировок она соответствует?
А) Язык – величайшее богатство народа.
Б) Русский язык особенно богат пословицами.
В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях.
2. К какому стилю относится текст?
А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой;
3. Каков тип речи текста?
А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.
4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:
А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль.
Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.
5. Определите слова, не являющиеся синонимами.
А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм;
В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.
6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
А) его – предлог; Б) и – союз;
В) дошли – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение.
7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?
А) накапливать; Б) перелетать; В) устремлять; Г) жить.
8. Раскройте скобки в написаниях не с различными частями речи:
(не)сметные, (не)обозримо.
А) раздельно, раздельно; Б) слитно, раздельно;
В) раздельно, слитно; Г) слитно, слитно.
9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?
А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь; Г) предрассудков.
10 Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:
А) предложение №3 – простое, распространенное, грамматическая основа – русский язык богат;
Б) предложение №2 – простое, распространенное, осложнено однородными членами;
В) предложение №1 – простое, распространенное, побудительное;
Г) предложение №5 – сложное.
11. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3):
А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет; Г) сравнение.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим грозным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» И.С. Тургенев
«Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни»
К.Г. Паустовский
Индивидуальное сообщение учащегося: М.А. Шолохов (1905 – 1984) Крестьянский сын с хутора Кружилиха, станицы Вешенской, рожденный, по его собственному признанию, “из гражданской войны на Дону. С малых лет Шолохов познал цену добру и злу, повидал голод и лишения, прошагал трудными дорогами Великой Отечественной. “Донские рассказы”, “Судьба человека”, романы: “Тихий Дон”, “Поднятая целина”, “Они сражались за Родину” стали лучшими произведениями 20 века. Шолохова высоко ценили люди талантливые, любящие Россию. Михаил Александрович работал и в качестве корреспондента: печатал очерки, статьи, объединенные в сборники "Слово о Родине". Подводя итог своей писательской работы, Шолохов сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку... Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.