СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 6 классе ИЗО " конструкция головы человека"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Конструкция головы человека и ее основные пропорции».

 

МБОУ «Александровская ООШ»,Чистопольский муниципальный район.

 

Учитель искусства: Халиуллина Е.Н.

 

Цель:

Приобретение знаний и умений в изображении погрудного  портрета и восприятии внутреннего мира человека.

 

Задачи:

Обучающие:

•    Изучить закономерности в конструкции головы человека: пропорции лица, величину и форму глаз, носа, расположение и форму рта.

•    Учиться умению передавать характерные особенности и выражение лица человека.

Воспитательные:

•    Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

•    Воспитывать эстетический вкус.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок в 6 классе ИЗО " конструкция головы человека"»

Тема: «Конструкция головы человека и ее основные пропорции».


МБОУ «Александровская ООШ»,Чистопольский муниципальный район.


Учитель искусства: Халиуллина Е.Н.


Цель:

Приобретение знаний и умений в изображении погрудного портрета и восприятии внутреннего мира человека.


Задачи:

Обучающие:

• Изучить закономерности в конструкции головы человека: пропорции лица, величину и форму глаз, носа, расположение и форму рта.

• Учиться умению передавать характерные особенности и выражение лица человека.

Воспитательные:

• Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

• Воспитывать эстетический вкус.

Развивающие:

• Развитие творческих способностей, художественного воображения.

• Развитие наблюдательности: умения видеть характер человека в портретном изображении.

• Развитие умений в создании портрета в технике аппликации.


Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Конструкция головы человека и ее основные пропорции», экран, плакаты «Мимика лица человека», копии с фотографий лиц детей, дидактический материал, работы учащихся с прошлых уроков, выставка репродукций и книг по теме.

Материалы для учащихся: альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: произведения искусства художников в презентации, рисунки учащихся. Приложение 1.

Музыкальный ряд: классическая музыка, танцевальная музыка для физкультминутки.

Литературный ряд: стихотворения поэтов.


План урока.


I. Организационная часть.

а) проверка отсутствующих, готовности к уроку;

б) проверка домашнего задания;

в) сообщение темы урока.


II. Содержание урока.

1. Введение в проблематику урока.

2. Повторение. Беседа с учащимися по вопросам.

3. Объяснение нового материала с демонстрацией слайдов презентации «Конструкция головы человека и ее основные пропорции» и определение основных понятий: конструкция, пропорция.


III. Практическая работа.

1. Физкультминутка.

2. Эмоционально-ознакомительный экскурс по работам учащихся с прошлых уроков.

3. Инструктаж по правилам безопасности при работе с ножницами.

4. Выполнение задания.


IV. Заключительная часть.

1. Анализ работ учащихся: прикрепление эскизов на доске.

2. Подведение итогов: беседа с учащимися по вопросам.


V. Домашнее задание.

Вырезаем свой автопортрет в размере половины А4.

Уборка рабочих мест.


Ход урока

I. Организационная часть.

Сообщение темы урока.

Слайд №1.

«Конструкция головы человека и ее основные пропорции»

II. Содержание урока.


1. Введение в проблематику урока.

Слайд №2.

Цели и задачи урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из наиболее сложных и привлекательных жанров – портретным жанром. Работа в нем сложна, потому что необходимо передать не только внешнее сходство, но и особенности характера человека.

Вы изучите закономерности в конструкции головы человека: пропорции лица, величину и форму глаз, носа, расположение и форму рта и научитесь умению передавать характерные особенности и выражение лица человека.

2. Повторение. Беседа с учащимися по вопросам.


Слайд №3.

Стихотворение Заболоцкого

Учитель:

На прошлом уроке вы познакомились с портретным жанром. Послушайте, как говорит о том, какие бывают лица поэт Николай Заболоцкий:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобие жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные мертвые лица

Закрыты решетками, словно темницы.

Иные, как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошек ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен,

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот!

Слайд №4.


Вопросы для учащихся.

Учитель:

Ответьте на вопрос: Какие произведения искусства мы называем портрет?

Ученики:

Портрет – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, скульптуры, фотографии), а также в литературе.

Учитель показывает картины известных художников.


Слайд №5

Учитель:

На какие группы делятся портреты по характеру изображения?

Ученики:

Парадный, камерный.

Учитель:

Попробуйте определить характер портрета.


Слайд №6.

Учитель:

Назовите виды портретов по количеству изображённых?

Ученики:

Бывают портреты поясные, погрудные, в полный рост.

Учитель показывает картины известных художников.


Слайд №7.

Учитель:

Как называются портреты по числу изображенных на нем людей?

Ученики:

Обычный, парный, групповой, портретная галерея.

Учитель показывает картины известных художников.


Слайд №8.

Классификация по технике исполнения.

Учитель:

Какова техника исполнения портрета?

Ученики:

Живопись (гуашь, акварель, масло), графика (офорт, гравюра, уголь), скульптура (бронза, глина, камень)

Учитель показывает картины известных художников.


3. Объяснение нового материала с демонстрацией слайдов презентации «Конструкция головы человека и ее основные пропорции» и определение основных понятий: конструкция, пропорция.


Слайд №9

Как научиться изображать человека.

Новые слова – конструкция. Рисунок Г. Гольбейна.

Учитель:

Эпиграф: Это нечто прекрасное, рисовать человека, нечто живое, чертовски трудно, но прекрасно… (В.Ван Гог)


Слайд №10.

Рисунок портрета и учебное изображение головы не одно и то же. Голова, средоточие духовных сил человека, является самой выразительной и самой многозначной частью, если рассматривать тело человека как соотношение пространственных форм. И на первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим ее именно как пространственную форму – как КОНТРУКЦИЮ.

Новые слова – конструкция.

Конструкция – состав и взаимное расположение частей какого-нибудь построения (в словаре Ожегова)

Все пространственные формы сводятся к простым геометрическим телам. Наша голова имеет круглую форму. В объеме голова напоминает форму яйца и состоит из двух частей – лицевой части и черепной.


Слайд № 11.

Для нас всегда так важно лицо человека, что, уделяя ему основное внимание, мы всегда преувеличиваем в масштабе относительно черепа. А между тем, если смотреть на лицо человека прямо, то линия его глаз находится посредине абриса головы. Над ней лежат две почти равные части – высота лба до линии волос и высота до темени, обычно закрытая волосами. И вниз от линии глаз такие же равные части – до основания носа и до подбородка.

Глаза – зеркало души. Когда мы смотрим при общении в лицо человека, то видим прежде всего глаза, поэтому в рисунке очень важно правильно определить их место. Надо запомнить, что расстояние между глазами не надо сужать, а это бывает частой ошибкой в рисунке. В этом случае лицо может приобрести злое выражение.

Нос человека имеет форму призмы, и мы видим его верхнюю, две боковые и нижнее основание, где расположены ноздри. Рот находится (опять же приблизительно) посредине между основанием носа и линией подбородка. Большое значение для рисунка головы имеет поворот формы на скулах и висках. Уши у нас совпадают по длине с расстоянием от бровей до основания носа.

Все эти правила только схема. В действительности встречаются различные отклонения, в которых и проявляются индивидуальные пропорции каждого человека.

ПРОПОРЦИИ – это соотношения величин частей, составляющих одно целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима, как при изображении головы человека. Здесь умение видеть пропорциональные особенности определяет сходство рисунка с моделью.


Слайд №12.

Работы Поликлета.

Представления об идеальных пропорциях человека были придуманы в Древней Греции, потому что древнегреческие мудрецы всегда искали идеал любого явления и определяли его как меру совершенства. Прославленный Скульптор Поликлет тогда создал знаменитый трактат «Канон», в котором он провел сложные расчеты пропорциональных соотношений тела человека.

Позднее представления о красоте пропорций изменялись, но всегда присутствовал интерес к учению о пропорциях и пониманию пластического строения человека. Наброски опытных мастеров превращались в пособия для начинающих художников.

Сегодня вам, ребята, предлагаются некоторые схемы для выполнения практического задания. Карточки у вас на столах. Приложение 2.


Эмоционально-ознакомительный экскурс по работам учащихся с прошлых уроков.


Слайд №13.

Портретная галерея лучших работ 2014-2016 учебного года.

Прежде чем приступить к выполнению практической работы я приглашаю вас посетить портретную галерею лучших работ учащихся прошлых лет.

Работы выполнены в технике аппликации.

Сегодня на уроке вы тоже попробуете создать такой портрет.


III. Практическая работа.

Перед выполнением практической работы выполним небольшую разминку.


Слайд №14.

Физкультминутка

1. Исходное положение – стоя. Упражнение для тренировки мышц глаз: Медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.

2. Исходное положение – стоя. Руки вытянуть вперед. Круговые движения кистями рук налево и направо поочередно по четыре раза; повторить 4 раза.

3. Исходное положение – стоя. Круговые движения плечевыми суставами назад и вперед поочередно по четыре раза; повторить 4 раза. В конце приподнять плечи и встряхнуть вниз.

Инструктаж по правилам безопасности при работе с ножницами.


Слайд №15.


Инструкция по технике безопасности.

СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ

РАБОТЫ!!!

Учитель:

Прежде чем приступить к выполнению практического задания прослушайте инструкцию:

Правила пользования ножницами.

1. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

2. Передавать друг другу ножницы можно только кольцами

вперед.

Выполнение задания.

Слайд №15.

Учитель:

Создай портрет в технике апликации.

Полезные советы для успешного выполнения задания.

Учитель показывает предварительно вырезанные части лица.

Сначала вырежи из бумаги два овала лица: один круглый, а другой удлинённый. После этого вырежи в соответствующем масштабе отдельные части лица. Бумага при этом должна быть разной по цвету и фактуре. После этого можно начать двигать вырезанные части лица. Как удивительно меняется выражение лица при малейшем перемещении частей! Можно при этом изменить прическу, сделать воротник. Брови можно поднять вверх или свести вместе, разрез глаз увеличить или уменьшить, раскрыть губы. После экспериментирования наиболее удачные и законченные работы надо наклеить.


Слайд №16.

Портретная галерея.

В результате у вас должна получиться примерно вот такая портретная галерея.

Выполнение практической работы.

Работа учителя:

- следить за последовательностью ведения работы;

- воспитывать аккуратность при выполнении рисунка;

- индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих волпросов.


IV. Заключительная часть.

1. Анализ работ учащихся: прикрепление эскизов на доске.

Учащиеся выходят со своими работами и рассказывают о человеке, которого они изобразили.

Учитель

Рассматривая ваши работы, хочется выразить свои чувства словами:


Здорово, когда на свете есть друзья.

Если б жили все в одиночку,

То уже давно на кусочки

Раскололась бы, наверное, земля…

Нас не разлучит никто и никогда.

Даже если мы расстаемся,

Дружба всё-равно остаётся,

Дружба остаётся с нами навсегда…


2. Подведение итогов: беседа с учащимися по вопросам.

Какие новые слова сегодня вы узнали и что они означают?

Что нового вы узнали об изображении портрета человека?


V. Домашнее задание.


Слайд №17.

Вырезаем свой автопортрет в размере половины А4.

Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!