СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ: СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я создал на открытый урок мини-электронный учебник, по которому легко и быстро перемещаться от одного этапа урока к другому и внедрил. Детям нравится инновации, поэтому иногда приходится делать самодельные штучки и эксперементировать. Если интересуют такие идеи, то приветствую единомышленников.

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ: СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ»

КГУ «Новокаменская средняя школа»























Открытый урок в 6 «Б» классе

Предмет: История Древнего Мира

Тема: Социальные группы древнего Египта.

























УЧИТЕЛЬ: Аубакиров Азамат Аманаевич







2015 г.

Цели урока: Создать общие представления об основных социальных слоях египетского населения, их занятиях и образе жизни; познакомить учащихся с бытом, образом жизни представителей знати Древнего Египта, показать трудности жизни простого народа.


Задачи:

1.продолжить работу по формированию умений учащихся: выделять главное, обобщать изученный материал; умение работать с историческими понятиями, терминами.

2.Обеспечить приобретение опыта парной (групповой) работы с различными историческими источниками по заданной теме;

3.Создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к созидательному труду жителей Египта, для становления толерантного отношения к разным слоям населения.

Наглядности: Электронный мини учебник, презентация, использование интерактивной доски, карточки.


Ход урока.

1. Организационный момент:

Круг радости

Добрый день, друзья! Я приглашаю вас в круг радости.

Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и поздороваемся.

Скажите друг другу: «Здравствуй!» А теперь мы поздороваемся со своей Родиной, передавая через руки и глаза теплоту и нежность. Скажите своей Родине: «Здравствуй, Родина! Я желаю тебе мира, любви и процветания».

2 Актуализация опорных знаний, умений и навыков:
Мотивация учащихся.
Учитель: «Ребята, вы верите в чудеса? Говорят, что в Древнем Египте существовало необыкновенное животное, которое приносило счастье. Как вы думаете, кто же это мог быть? (Дети высказывают свои предположение, и после нескольких фраз учитель продолжает). «Сегодня тот, кто будет правильно отвечать на все вопросы, делать красивые записи в тетради получит это «счастье», название которого я предусмотрительно запечатал в конверт. Поэтому предлагаю вам начать «погоню за счастьем».

Опрос – актуализация

1. На экран проецируется текст, необходимо «Исправить ошибки». (Слайд 1 Приложение А)

2. Работа со слабыми учащимися (Карточка №1 Приложение Б)

3 Изучение нового материала.

А) Стадия вызова.

-Сегодня урок я начну с отрывка из стихотворения Галины Андреевой «О Египет!». Прослушайте его, ответьте, как вы понимаете слово «пирамида». (Слайд 2 Приложение В)

(Ученики высказывают свои мнения о значении слова пирамида)

Учитель:

-Слово пирамида имеет несколько значений:

1) в математике - это геометрическая фигура, состоящая из треугольников, основание- прямоугольник (демонстрация геометрической пирамиды). (Слайд 3 Приложение Г)

Б) в Египте были и есть пирамиды, которые использовались богатыми, знатными людьми, правителями для хранения гробниц. Эти пирамиды строили вначале из писка, глины и ила, позднее из огромных каменных глыб. Пирамиды были ступенчатые и пирамидальной формы. О пирамидах и их строителях мы будем говорить на последующих уроках истории;

3) есть еще общественные пирамиды, состоящие из слоев населения, проживающего в том или ином государстве.

  • Сообщение темы урока и целевая установка на уроке;

На слайде изображены разные люди. Одни бедные другие богатые. (Слайд 4 Приложение Д)

- кто изображен?

-как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

(Самостоятельное определение темы урока и целеполагание).

Сегодня мы узнаем о социальных группах древнего Египта. (Слайд 5 Приложение Е)

  • Постановка задачи.

- Сегодня наша задача с помощью дополнительного материала, который находится у вас на партах, построить общественную пирамиду Древнего Египта. Понять, какой слой находился в основании пирамиды, и какой на ее верхушке и почему тот или иной слой занимал именно это положение. (Слайд 6 Приложение Ж)

3 Изучение нового материала.

А) Рассказ учителя:

- Для того чтобы помочь Вам справиться с заданием, первую ступень общественной пирамиды построю я.

Просмотрим ролик (ЭУ Территория. Приложение З)

- Как Вы знаете, что государство Древний Египет возникло не сразу. Примерно, около

3 000 года до нашей эры, царь Верхнего Египта Мина покорил Нижний Египет и стал «Властелином обеих земель», по египетски это «пер-о» или фараон.

- На верхушке общественной пирамиды стоял именно он.

Учитель на доске открывает верхнюю часть пирамиды со словом «фараон». (ЭУ Военные походы фараонов. Приложение И)

- Фараон обладал безграничной властью, ему подчинялись все жители государства от богатых до бедных. Он был Верховным главнокомандующим армией и служителем всех богов. Только он и Верховные жрецы могли войти в храм со статуями богов и совершить обряд. Именно он первым бросал в Нил папирус с приказом начать разлив, проводил борозду плугом, чтобы земля проснулась, обходил городские стены, совершая обряд защиты города от врагов. Только он в государстве носил самую длинную накладную бороду, которая символизировала бессмертие. Никто в государстве не мог носить бороду длиннее, чём у фараона.

Он жил в замке, в центре города Египта. Стены дворца были обнесены каменной стеной, похожей на крепость. Дворец был с колоннами, украшенными рисунками.

От всех жителей Египта фараон отличался одеждой.

- Мы определили, что на верхушке общественной пирамиды находился фараон- правитель Египта. Сейчас нам нужно узнать, кто стоял на самой нижней ступени этой пирамиды.

Б)Задание.

- Возьмите с парты карточку с заданием № 2, положите ее перед собой.

Прочтите текст, определите, о ком идет речь. (Карточка с заданием № 2 Приложение К)

Откроем эту же ступень на доске (учителем или учеником открывается нижняя ступень пирамиды).

В) Объединение в группы.

-Ребята, вы получили части цветных полосок, вам необходимо собрать из имеющихся частей прямоугольник и прочитать слово.

-Какие еще группы населения существовали в Древнем Египте? (вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы, воины.)

Г) Практическая работа.

С помощью текстов источников, текстов исторической литературы, а также рисунков нам необходимо получить информацию о жизни древних египтян.

Работа с учебником.

1 группа. Вельможи.

2 группа. Ремесленники и крестьяне.

3 группа. Вельможи.

4 группа. Писцы.

5 группа. Жрецы.

Итак, представьте, что вы – ученые-исследователи, у которых в руках древнеегипетский папирус. Каждая группа работает с данными отрывками документа.

Физкультминутка.

“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.


Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем “фонарики”

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Д) После презентации работ задается вопрос:

Чем жизнь вельможи отличалась от жизни земледельцев и ремесленников?

Ожидаемый ответ: жизнь крестьян и ремесленников сложно назвать легкой. Им приходилось много трудиться, чтобы заработать себе на жизнь.

Учитель: В Египте с развитием земледелия появилась возможность эксплуатировать тружеников. – отбирать часть созданных ими продуктов труда.

4 Закрепление.

А) эксплуататоры и эксплуатируемые. Определить, к какой группе относиться каждая социальная группа.

Б). Тесты

  • Раскрытие интриги.

конверт со «счастьем», вскрывается и показывает всем картинку со священным жуком-скарабеем. (Рисунок в конверте. Приложение Л)


5Домашнее задание.

§ 5

Задание. У вас на столах лежат карточки с заданием. (Приложение М)

  • Раздаточный материал «Рефлексия» (Приложение Н)

  • Круг «От сердца к сердцу»

Я приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу». Благодарю вас и предлагаю снова обратиться со словами благодарности к нашей Родине. Давайте скажем ей свои добрые пожелания!













Приложение А

Приложение Д

Приложение Б

Карточка с заданием № 1

Приложение Е

Приложение В

Приложение Ж

Приложение Г

Приложение З









Приложение И

Приложение К

Карточка с заданием № 2

«Этих людей из завоеванных стран в Египет гнали как скот воины фараона. Победитель имел право убить их, заклеймить как скот, продать или пощадить. Являясь собственностью господина, эти люди должны были служить ему до смерти. Они выполняли самую грязную работу: строили дворцы, храмы, пирамиды, рыли каналы».

- На нижней ступени общественной пирамиды находились рабы.

Положите дополнительный материал с этим, словом на нижнюю ступень вашей пирамиды.







Приложение Л

Приложение М

Представить, что вы член какой-то социальной группы: либо вы фараон, либо вы военачальник, либо вы крестьянин, либо раб. И написать в тетради, опираясь на данные в задании слова, о своей жизни.


1. Составить рассказ от имени фараона, опираясь на следующие слова:

жезл, плеть, правитель, слуга.

2. Составить рассказ от имени военачальника, опираясь на слова:

лук, копье, колесница, пехота.

3.Составить рассказ от имени крестьянина, опираясь на слова:

налог, канал, дамба, серп, плуг.

4. Составить рассказ от имени раба, опираясь на слова:

труд, бесправие, день и ночь, свобода.


Приложение Н


5 балла – я всё очень хорошо понял, мне было интересно;

4 балла – мне всё понятно, но материал был не всегда интересен.

3 балл – я не всё понял, но мне было интересно.

2 баллов – я ничего не понял и на уроке скучал.
















Самоанализ урока

по предмету история древнего мира

в 6 «б» классе

на тему: «Социальные группы древнего Египта»

Учитель истории: Аубакиров А.А.

Цели урока: Создать общие представления об основных социальных слоях египетского населения, их занятиях и образе жизни; познакомить учащихся с бытом, образом жизни представителей знати Древнего Египта, показать трудности жизни простого народа.


Задачи:

1.продолжить работу по формированию умений учащихся: выделять главное, обобщать изученный материал; умение работать с историческими понятиями, терминами.

2.Обеспечить приобретение опыта парной (групповой) работы с различными историческими источниками по заданной теме;

3.Создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к созидательному труду жителей Египта, для становления толерантного отношения к разным слоям населения.


Наглядности: Электронный мини-учебник, презентация, использование интерактивной доски, карточки.

На первом этапе урока был проведен тренинг «Круг радости», в ходе которого, у детей можно выявить настрой к уроку.

На втором этапе: ученикам было предложено задание, в ходе решения которого, ученики показали знания полученные на прошлом уроке. Также была проведена работа со слабыми учащимися.

На третьем этапе урок начался с изучения новой темы с использования электронного мини учебника и презентации. В ходе урока дети выполняли задание, составляя социальную пирамиду, выполняли задания по карточкам.

На четвертом этапе ученики смогли проверить полученные знания решая тестовые задания.

На шестом этапе получили задания к следующему уроку. Получили оценки. Была проведена рефлексия, где ученики показали свои полученные знания.

В завершении урока был проведен тренинг «От сердца к сердцу».

В целом урок цели достиг, ученики получили первоначальные знания о социальных группах древнего Египта.
































Работа с картой и текстом-стр. 28

Нарисуй примерную карту Древнего Египта.



На карте отметь:

  1. Средиземное море

  2. Красное море

  3. Река Нил

  4. Дельта Нила

Ответь на вопросы:

  1. Как называется материк, где расположен Египет?

  2. В какой части материка расположен Египет?

  3. Чем необычна река Нил?

  4. Что такое дельта?




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!