3 | Введение в тему, определение темы, цели и задач. | - Скажите, какой континент вы начали изучать на прошлом уроке? - Что вы о нем уже знаете? Что уже изучили? - А как думаете, что будем изучать сегодня на уроке? - Значит, какова тема урока? Открыть тему на доске - А как вы думаете, что узнаем на уроке? Слайд. 2 Закрыть сразу | - Северную Америку - Рельеф, климат, географическое положение. - Озера, реки, т.е.внутренние воды - Внутренние воды Северной Америки. Узнаем, что такое водные ресурсы С. А. Особенности водных ресурсов. Проблемы экологии водных ресурсов и т.д. |
| ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Индивидуальное задание Физкультминутка | 1.Что понимают под понятием внутренние воды? - Давайте вспомним ранее изученные термины. Что такое река? (Дети отвечают, потом слайд3. Озеро? (слайд 4) Водопад? (слайд 5) Молодцы, вы справились с этим заданием. Закрыть экран - Откройте карты атласа и внимательно рассмотрите карту Северной Америки. - Скажите, какие океаны омывают берега Северной Америки? - Богата ли Северная Америка водами? -Какие крупные реки протекают по материку? Назовите их. Покажите на карте. Хорошо. Спасибо. - Давайте определим, к бассейнам каких океанов они относятся? (проговариваем, показываем на карте, записываем в рабочий лист) Тихий океан: Северный Ледовитый: Атлантический: - Проверьте, так ли у вас получилось? Слайд 6 Слайд 7. - Томас Майн Рид всю жизнь увлекался путешествиями. Его книга «В поисках белого бизона» начинается такими словами: Слайд 8. «…. Пойдемте со мной к великой реке Миссисипи. Это самая длинная река в мире. Если бы ее вытянуть в одну прямую линию, то длинна этой линии равнялась бы расстоянию до центра Земли.» А чем еще интересна эта река? Закрыть экран Давайте послушаем Марину. - Отметьте реку Миссисипи в контурной карте на рабочем листе. Слайд 9. - Посмотрите на карту и скажите, можно по реке Миссисипи попасть в северную часть Атлантического океана? - Используя какие географические объекты, это можно сделать? - Назовите и покажите на карте эти озёра. - Великие озёра связаны между собой узкими проливами, а Эри и Онтарио – рекой под названием Ниагара. Слайд 10. Знаменитой ее сделал Ниагарский водопад – (Слайд 11) водопад пятидесятиметровой высоты. Закрыть экран - В своем рабочем листе выполните второе задание и зачеркните лишние названия озер. - Какие озёра вы оставили? - Обращаю ваше внимание, что Миссисипи, Великие озёра и река Св. Лаврентия образуют непрерывный судоходный путь из Мексиканского залива в Северную Атлантику. Покажите этот путь. Включить пустой слайд с музыкой. Экран не открывать. Ребята, представьте себе, что вы плывете на пароходе из Мексиканского залива в залив Святого Лаврентия. Посмотрите этот путь на карте. Вы не видите препятствий на своём пути? - Да, ребята, это Ниагарский водопад. Как же быть? Как нам дальше продолжить путешествие? Предложите… - На самом деле проложили канал в обход Ниагарского водопада. - После сложного путешествия мы заслужили отдых. Закройте глаза, представьте себя на берегу океана. Теплые лучи солнца согревают вас своим теплом. Вы наслаждаетесь свежим воздухом. Усталость прошла. И мы начинаем работать. Откройте глаза. - Продолжаем исследовать Северную Америку. Посмотрите на север материка. Есть ли здесь водные объекты? Какие? - Как вы думаете почему их так много? - Действительно, в этой области материка очень много озер. Их более 10-ти тысяч. Давайте назовем самые крупные и покажем их на карте. - А теперь посмотрим на горы. Если ли там интересующие нас объекты? - Назовите их. Если посмотреть на горы Кордильеры, то тоже можно увидеть много озер. Они бесточные, а бесточные озера всегда бывают солеными. Об этом вы говорили на прошлых уроках. Слайд 13 Таково Большое Соленое озеро. Соленость этого озера в 10 раз больше, чем в океане. Здесь добывают поваренную и калийную соль. Но самым необычным явлением не только на материке, но и во всем мире является каньон реки Колорадо. Найдите ее на карте. Эта река горная или равнинная? Со словом каньон мы встречаемся впервые. Что оно обозначает? Как вы думаете? Слайд 14 Каньон – глубокая узкая долина, размытая рекой. Давайте посмотрим на красоту Гран-каньона. Гранд значит большой. (ВИДЕО) Закрыть экран - Ребята, на видео, на слайдах, на фото вы увидели, как прекрасна природа у рек и озер. Но так было не всегда. Человек за последнее столетие сильно ее изменил, и не всегда в лучшую сторону. Сейчас мы с вами послушаем сообщение об экологической обстановке на берегах рек и озер. Слайды: Грязь – 16, 17 Очистка озёр – 18 Курорты - 19 - Спасибо за содержательное сообщение. А наш урок подходит к концу. | Это реки, озера, болота, ледники. Река – природный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья. Озеро – это компонент гидросферы, представляющий собой естественно возникший водоем. Водопад – это падение воды в реке с уступа, пересекающего речное русло. - Тихий, Северный Ледовитый и Атлантический. - Да, Северная Америка богата внутренними водами. - Миссисипи, Рио-Гранде, Св. Лаврентия и др. Бассейн | Реки | Тихий океан | Юкон, Колумбия, Колорадо | Северный Ледовитый океан | Маккензи | Атлантический океан | Арканзас, Огайо, Миссури, Миссисипи, Рио-Гранде, Св. Лаврентия, Ниагара | - отмечают реку Миссисипи - Наверное, можно. - С помощью каналов Миссисипи связана с Великими озерами. - Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри и Онтарио Называют, показывают на карте. - дети зачитывают ответы: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри и Онтарио. - Дети на карте показывают р. Миссисипи, Великие озёра и реку Св. Лаврентия. - Ниагарский водопад мешает на пути. - варианты ответов детей.. . - Да, есть. Озёра. - Из-за таяния ледников - Виннипег, Большое Невольничье и Большое Медвежье. - Есть. - Большое Соленое озеро. - Горная река. - Ответы детей. Индивидуальное задание. |
5. | Закрепление изученного материала. Оценивание знаний учащихся. 6. Домашнее задание | - Скажите, что вы узнали на уроке? - Давайте проверим, как вы это усвоили. Я предлагаю «Битву с тенью». Это пять вопросов, где нужно поставить цифру 1 или 2. На выполнение задания одна минута. Обменяйтесь рабочими листами и проверьте по образцу. Слайд 19. Слайд с ответами 20 «5» - 5 правильных из 5 «4» - 4 правильных из 5 «3» - 3 правильных из 5 «2» - 2 правильных из 5 Поставьте оценку товарищу. - А теперь возьмите свои рабочие листы согните их пополам. У вас получился буклет «Внутренние воды Северной Америки». На оборотной стороне у вас домашнее задание. Выполните то задание в зависимости от того, какую оценку желаете получить. На «3» - отметить изученные реки и озера в рабочем листе, с. 217-220 – читать и пересказывать. На «4» - отметить изученные реки и озера в рабочем листе, с. 217-220 – читать и пересказывать дать характеристику рек в рабочем листе. На «5» - отметить изученные реки и озера в контурной карте; составить тест по теме; дать ответ на вопрос: Как связана деятельность древнего ледника и современная гидрографическая сеть Северной Америки? | - Познакомились с водными ресурсами Северной Америки, в частности с рекой Миссисипи и ее притоками, Великими озерами, каньоном Колорадо и др. № п/п | Вопрос | Как вы думаете? | А как на самом деле? | 1. | Какая река – Рио-Гранде (1) или Колорадо (2) – образовала Большой каньон? | | | 2. | Куда впадает река Маккензи: в Тихий (1) или в Северный Ледовитый (2) океан? | | | 3. | Какое из озёр относится к числу Великих Американских озер: Онтарио (1) или Виннипег (2)? | | | 4. | Какая река связывает озёра Онтарио и Эри: Св.Лаврентия (1) или Ниагара (2)? | | | 5. | Калифорнийское течение теплое(1) или холодное(2)? | | | |