СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 7 классе- Архимедова сила

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла закона Архимеда и взаимосвязи его с другими явлениями.

    Задачи:

  • знакомство учащихся с методами исследования явления;

  • приобретение учащимися знаний по теме «Сила Архимеда», применение этих знаний при решении нестандартных задач ;

  • формирование у учащихся умений выполнять опыты с использованием измерительных приборов;

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний: выделять основное содержание прочитанного текста, развивать мыслительные действия по аналогии.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 7 классе- Архимедова сила»

УРОК ПО ФИЗИКЕ В 7 КЛАССЕ

«Сила Архимеда»

Цель:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла закона Архимеда и взаимосвязи его с другими явлениями.

Задачи:

  • знакомство учащихся с методами исследования явления;

  • приобретение учащимися знаний по теме «Сила Архимеда», применение этих знаний при решении нестандартных задач ;

  • формирование у учащихся умений выполнять опыты с использованием измерительных приборов;

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний: выделять основное содержание прочитанного текста, развивать мыслительные действия по аналогии.

этап урока

(время)

задачи

содержание учебного материала

методы и приёмы работы

Формируемые УУД

деятельность учителя

деятельность детей

Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу


Проверка готовности оборудования и класса

Готовность к уроку, организованность учащихся

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Актуализация опорных знаний

Актуализация и повторение теоретического материала.

Для того чтобы перейти к изучению следующей темы, предлагаю ученикам вспомнить уже изученный материал, прибегая к фронтальному опросу (тип проверки: взаимопроверка после выведения учителем слайда с  ответами на доску; ответы записываются на листе отчета, на этом же листе будет вся дальнейшая работа, листы после урока сдаются учителю для выставления оценок в журнал.)

Перечень вопросов: (нечетные - первому варианту, четные второму)

1.Формула для определения массы тела.

2.Формула для определения объема бруска.

3 Формула для определения давления твердого тела.

4. Формула для определения силы давления.

5.Формула для определения гидростатического давления.

6.Что происходит с давлением жидкости на тело при увеличении глубины его погружения.

7.Как называется прибор для измерения силы.

8.Перечислите все известные вам силы.

9.Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?

10.Сформулируйте закон Паскаля.

Открываю первый слайд с ответами, ребята обмениваются листочками и проверяют друг друга (каждый правильный ответ-1 балл,  неправильный - минус 1балл), выставляя количество баллов. Кроссворд для более слабо подготовленных учащихся. (на интерактивной доске вопросы, кроссворды перед глазами).

Самостоятельная работа с текущей (взаимопроверкой)проверкой

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Контролирует деятельность учащихся про проверке ранее полученных знаний, проверяет самостоятельную работу

Записывают ответы в листок.


Постановка темы и цели урока

Развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации.

Прочитать (показать ) диалог между капитаном Немо и Ассоль, посмотреть видео об ученом(мультфильм)

В 1801 году американец Фултон , проживающий в Париже, построил подводную лодку «Наутилус». Кстати, так именуют моллюска , обитающего в тропических морях. Он погружается и всплывает , меняя свой объем внутренних полостей, на поверхности распускает свою мантию, образуя своего рода парус .Итак, слушаем диалог капитана Немо и Ассоль:

«-Скажите, капитан, это Ваш «Наутилус», может находиться под водой?

-Разумеется, прекрасная мисс.

-Скажите,капитан, это Ваш «Наутилус» выскочил из под воды на поверхность, как мячик?

-Ваши прекрасные глаза не обманули Вас, мисс.

-Мне кажется, нет на свете силы , способной вот так выкинуть металлическую громадину из воды. А если вдруг она нечистая?

-Что Вы, мисс? Это как раз чистая сила. Что может быть чище силы, благодаря которой вода в воде ничего не весит. Скажу Вам по секрет , же силой свободно владеют рыбы, осьминоги и прочие морские обитатели. Это огромная сила! »

Диалог с учащимися, и выяснение темы урока.

Сегодня на уроке пойдет речь о силе Архимеда, выталкивающей силе, о ее применении природой и человеком. Представим, что мы на корабле. Я буду капитаном, а вы мои юнги. Наши тетради будут судовыми журналами. За правильный ответ, вы будете получать рыбку, а за неправильный – спасательный круг. Первая запись в нашем журнале. Число и тема урока. «Сила Архимеда». Наша задача узнать от чего она зависит, где применяется.

Прослушать отрывок из художественной литературы.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. (Заинтересованность учащихся в разрешении проблемной ситуации, сформулировать самим цель урока.)

Зачитывает отрывок из художественного произведения о капитане Немо, и вместе с учащимися выясняет о какой силе пойдет речь на уроке , показывает видео

Слушают отрывок, участвуют в дискуссии, Формулируют тему урока.

Ставят перед собой учебную задачу

Записывают тему урока в тетрадь

Открытие нового знания.

Развивать мыслительные действия по аналогии. Изучить новый материал в ходе простейших опытов.

Запишем на доске формулу для расчета давления жидкости. Ребята успели уже отгадать кроссворд, и перед тем как мы узнаем о ком там речь, послушайте вопрос.

Скажи, какой великий человек,

Прославил свой великий, далекий, древний век,

Тем, что навек был в физику влюблен?

Итак, с первой задачей мы справились легко.

Посмотрим, как был открыт первый закон гидростатики. (видео)

Ответим на вопрос, от чего зависит сила Архимеда?

Опыт № 1. ( два стакана с пресной водой : два одинаковых куска пластилина). Одному учащемуся предлагается из кусочка пластилина слепить лодку, и отпустить на поверхность воды. А второму сразу положить пластилин на поверхность воды.(В одном случае пластилин не тонет, а в другом тонет). Отчего это зависит? Свойства жидкости не меняются, мы поменяли объем, и получили, что тело большего объема плавает, меньшего тонет. Вероятно, выталкивающая сила зависит от объема погруженной части тела.

Опыт №2. (два стакана: один с пресной водой, другой с соленой, два одинаковых кусочка парафина). В одном стакане парафин тонет, в другом плавает. Отчего зависит? Свойства парафина не менялись. Значит выталкивающая сила зависит от свойств жидкости, а именно от ее плотности.

Записываем формулу на доске и в судовых журналах. А также формулировку закона.

Закон Архимеда формулируется таким образом: на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости или газа в объеме этого тела(или погруженной его части).


Демонстрация опытов. Рассказ с элементами беседы, просмотреть видео про Архимеда и его открытие.

Подведение под понятие выведение следствий, установление причинно-следственных связей.

Организация учебного диалога, демонстрация опытов вместе с учащимися. (помогает сделать вывод от чего зависит выталкивающая сила)

Созерцают, воспринимают факты посредством органов чувств, проделывают опыты вместе с учителем. Делают выводы по теме урока.

Первичное закрепление

Усвоение учащимися закона Архимеда. закрепление нового материала при решении нестандартных задач.

Капитан получает от почтового голубя срочную почту. Телеграмма №1: (от учителя химии, в виде колбы или спиртовки, дать возможность учащимся самим отгадать от кого телеграмма). Почему бесполезно горящие нефть, бензин, керосин тушить водой? (нефтепродукты легче воды, плотность меньше). Телеграмма №2: (в виде глобуса) Почему в мертвом озере нельзя утонуть?(вода мертвого моря на 25% состоит из соли). Телеграмма №3: (в виде динамометра). Многим не раз приходилось наблюдать ледоход на рек. А чем опасны айсберги? (плотность воды -1030 кг/м3, а льда – 900 кг/м3, следовательно 9/10 находится под водой). Телеграмма №4: (в виде книги). Глядит на мирный ток реки,

Склонясь на копья боевые.

Ах! Как желал бы там он быть,

Но цепь мешает переплыть.( КАВКАЗКИЙ ПЛЕННИК) почему цепь мешает переплыть? (сила тяжести больше силы Архимеда). Телеграмма №5 (в виде удочки). Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковороде? (в родном озере на величину архимедовой силы). Телеграмма №6 (в виде кастрюли). Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?(разная плотность жидкостей, разная выталкивающая сила )

Решить задачи, подготовленные учителями предметниками, по данной теме.

Умение слушать и слышать друг друга и учителя. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Зачитывает телеграммы и анализирует ответы учащихся, поощряет ответы.

Внимательно слушают телеграммы от учителей предметников и отвечают на поставленные вопросы.


снятие напряжения

физкультминутка для глаз


Здоровьесберегающие.

проводит физкультминутку

выполняют упражнения для глаз


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

















Решить задачу Архимеда.

А теперь давайте решим задачу, которую поставил перед Архимедом царь Гиерон.(видео посмотреть еще раз)

Ваша задача поэтапно расписать, как вычислял Архимед поставленную перед ним задачу.(учащиеся самостоятельно в парах рассуждают, повторяют открытие Архимеда).

1. Сначала Архимед вычислил выталкивающую силу.

Fа = Рв – Рж

2. Затем Архимед определил объем короны.

3. Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне?

Мы с вами решили задачу Архимеда. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел .Это уже тема нового урока.

Молодцы, поработали самостоятельно. А теперь давайте выведем закон Архимеда. Все внимание на слайд на доске. (научный вывод)


Самостоятельно в парах проверить закон Архимеда.

Постановка вопроса, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Организация деятельности учащихся, контроль учащихся. (оказание помощи более слабым учащимся)

Самостоятельно в парах проверяют истинность закона Архимеда.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Через эксперимент доказать существование выталкивающей силы.

А сейчас вы - исследователи, вы должны убедиться, что архимедова сила существует.

“Вопрос непрост
Прошу подумать всех, 
Докажет кто, что жидкость
Давит снизу вверх”.


У каждой группы есть динамометр, гири, пресная и соленая вода. Приступаем к работе .

Работа в группах 

Учащиеся убеждаются в ходе эксперимента, что выталкивающая сила существует и ее можно посчитать.

Игра “Снайпер”. Выполнение — 2 мин., проверка — 1 мин. И оценки получают все.

На каждый вопрос отметь крестиком столбик с правильным ответом.


I

II

III

1. Формула силы Архимеда

 F=mg


2. Сила Архимеда больше в жидкости…

с большей плотностью

с меньшей плотностью

не зависит от плотности

3. Сила Архимеда больше действует на тело, у которого…

меньше объем

больше объем

не зависит от объема

4. Тело тонет, если…

 

 

 

5. Сила Архимеда направлена

вниз

вверх

не знаю

6. Сила Архимеда равна…

весу вытесненной жидкости

весу тела 

силе тяжести


Провести практическую работу.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Контролировать развитие эксперимента, помочь сделать правильный вывод.

Научиться экспериментально находить выталкивающую силу (приборы: гиря, пресная и соленая вода, динамометр, яйцо)

Рефлексия

подведение итогов урока

Продолжи фразу:

«Сегодня на уроке я узнал(а)…»

«Сегодня на уроке я познакомился(ась)…»

«Сегодня на уроке я повторил(а)…»

«Сегодня на уроке я закрепил(а)…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

Выставить оценки за урок.

(Если остается время, то можно показать видео, как проводили эксперимент с ведерком Архимеда).

Диалог, беседа.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Организует дискуссию

Оценивают свое эмоциональное состояние.

Домашнее задание

Закрепить изученный материал при подготовке домашнего задания.

  1. Человек плавает в воде. Как изменяется сила Архимеда, действующая на человека, при вдохе?

  2. Стальной шар, имеющий внутреннюю полость, в воздухе весит P1 = 26 Н, а в воде P2 = 16 Н. Определите объем V внутренней полости. Плотность воды ρв = 1000 кг/м3, плотность стали ρс = 7600 кг/м3



Контролирует запись домашнего задания.

Записывают задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!