УРОК № 22
Тема. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями
Цель: углубить у учащихся понятие о сложноподчинённом предложении; ознакомить с условиями постановки запятой между частями сложноподчинённого предложения; совершенствовать пунктуационные умения и навыки; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал,
Тип урока: комбинированный урок.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об условиях постановки запятой между частями сложноподчинённого предложения; правильно употребляют знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения; соблюдают интонацию сложноподчинённого предложения при чтении и говорении.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап Мы продолжаем разговор о СПП
Д/з правило стр109,упр.170
II. Актуализация опорных знаний
1. Выполнение интерактивного упражнения
«Закончи предложение» (устно)
Чтобы вычленить в сложноподчинённом предложении придаточное предложение, необходимо, во-первых, найти ..., во-вторых, отыскать ... (...),в-третьих, поставить ... . Придаточное предложение может пояснять ..., ..., ... .
Мы продолжаем разговор о СПП. Начнем с практической работы по выявлению особенностей присоединения придаточных предложений к главному
2. Практическая работа: особенности присоединения придаточных предложений к главному
Задание. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите, к чему относится придаточное предложение — к слову главного предложения, словосочетанию , или ко всей главной части.
1.Счастлив тот народ у которого исписаны еще не все страницы его истории 2.Хотя мир в целом продвигается вперед молодежи приходится все начинать сначала 3.Научиться мудрости так же невозможно как научиться быть красивым. 4.Край где родились и выросли мы называем родной землей.5. Слово дано человеку для того чтобы свои понятия сообщать другому.
Вопрос: Как вы поняли, что это придаточные предложения? Что необходимо, чтобы вычленить в сложноподчинённом предложении придаточное предложение?
Во-первых ,найти… (главное предл.)Во-вторых, отыскать …(союзы или союзн.сл.),в-третьих, поставить ..(вопрос)
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
На письме без запятых не обойтись, так как они помогают передать смысл предложения. Правило пунктуации требует, чтобы в сложноподчинённом предложении главная часть и придаточное разделяли запятой или запятыми. Всегда ли работает это правило? Нет ли к нему примечаний?
Значит, какой должна быть тема урока?
Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя, *
— Вы знаете, что в большинстве случаев простые предложения (предикативные части) в составе сложноподчинённого разделяют запятыми: Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей (А. С. Пушкин); Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы сколько озёр, какие чудесные растут леса (К. С. Аксаков).
Если придаточное предложение стоит внутри главного, то его выделяют запятыми с двух сторон: Над долиной, где мы ехали, спустились тучи (М. М. Пришвин); Гостю постлали в зале на диване и, чтобы ему не было темно, зажгли, лампу (А. П. Чехов).
Оказывается, известное правило о выделении придаточных предложений запятыми осложнено рядом случаев, когда знаки снимают.
Бывают случаи, когда придаточную часть не отделяют от главной запятой:
1• если перед подчинительным союзом стоит отрицательная частица НЕ: В море, в качке спишь не когда хочешь, а когда можешь (И. А. Гончаров);
2• если перед подчинительным союзом стоит один из сочинительных союзов и, или, либо и вторая часть союза то, так стоит после придаточной части: Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение (К. Г. Паустовский);
3• если сложный подчинительный союз стоит в начале сложноподчинённого предложения: С тех пор как он приехал в этот город и поступил на службу, он стал ненавидеть свою моложавость (А. П. Чехов);
4• если придаточная часть стоит после главной и состоит только из одного союзного слова или словосочетания: Я шёл по тропинке не зная куда и зачем (И. С. Тургенев).
5. *между однородными придаточными ,соединенными союзом И : Есть люди, (какие?)которых любят все и (какие?)которые тем не менее никогда не были любимы.
Обратимся к тому предложению, которое было у нас в начале урока
. Внимание! если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза( потому что ,оттого что в связи с тем что, для того чтобы, по мере того как и т. д.)эти союзы могут быть расчленены. При этом запятую ставят перед второй частью составного союза. Расчленение составного союза зависит от смысла и интонации предложения.
Сравните: Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу.— Мы стали делать зарубки на деревьях для того, чтобы не заблудиться в лесу.
Расчленение союза обязательно при наличии слов, примыкающих к первой части союза и логически выделяющих её: при употреблении отрицания, усилительных, ограничительных и других частиц, вводных слов, наречийг Окна в доме были открыты, видимо, оттого, что было очень душно (А. П. Чехов).
Учитывая все вышесказанное, выполняем упражнение.
Задание № 2. Прочитайте. Объясните, почему в одних случаях при стечении союзов (что когда, так что когда, что если, и что если, и когда, но когда и если) между союзами стоит запятая, а в других её нет.
1. Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края и до края (А. П. Чехов).2.Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа (К. Г. Паустовский). 3. Потом наступила ночь, так что, когда я снова посмотрел в зеркало, я больше уже ничего не увидел (В. А. Каверин). 4. Ей было всё равно, что, когда она нехотя смеялась, становились видны такие удивительно ровные, с голубоватым отливом зубы (В. А. Каверин). 5. Вся эта история с Валькиным ежом сильно задержала меня, и, когда я выбрался к доктору, уже начинало темнеть (В. А. Каверин). 6. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать вёрст, то значит, что к ней есть верных тридцать (Н. В. Гоголь)
.А теперь уже уверенно выполняем письменно упр 3
Задание № 3. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочинительного и подчинительного союзов.
1. В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Ф. А. Абрамов).
2. Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путешествовал бы по всему земному шару (В. П. Катаев). 3. Пока доехал домой посидел дома прошло два часа так что когда я вышел уже было светло (Л. Н. Толстой)
4. Полная луна плыла по ясному безоблачному небу и по мере того как свет месяца становился ярче наши тени делались короче и чернее (В. К. Арсеньев).
5. Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места что когда проберёшься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире В. А. Солоухин).
Как вы поняли? Подведите итог ,что надо знать, чтобы правильно поставить знаки в таких предложениях
2. Практическая работа: преобразование предложений
Задание. Спишите данные предложения, вставляя, где необходимо, между однородными придаточными союз и. Удалите, где это уместно, подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте запятые.
1. Я постепенно стал удаляться в глубину леса где густая тень где реже трава где больше под ногами чёрной земли (В. А. Солоухин). 2. Сейчас ему кажется что он заново рождается с новым светающим днём что он помогает созданию этого нового дня (А. де Сент-Экзюпери). 3. Легче было представить что утро не наступит никогда что все они никогда не покинут этот дом что вечно будет полыхать пламя в камине что никогда не оплавятся до основания стройные свечи в старинных канделябрах (М. А. Юденич). 4. Солнечный воздух сбегает по лучу с крыши прохладного старинного дома и снова бежит вверх туда где повис чугунный балкон на нежилой высоте где крутая крыша где какая-то нежная решёточка воздвигнутая прямо в утреннем небе (Т. Н. Толстая).
2. «Играя — обучаемся!»: мини-дискуссия с опорой на предложенный текст
Задание. Прочитайте текст [раздаточный материал), поразмышляйте над данным утверждением.
О ЧЁМ НЕ ГОВОРЯТ,О ТОМ НЕ ДОПЫТЫВАЮТСЯ
Когда человек не договаривает, у него, как правило, есть на то основания, между тем как многие не хотят этого понять и настаивают. Они стремятся «вытянуть» заинтересовавшую их информацию. При этом они поступают не только неэтично, но и немудро: пристальный интерес заставит собеседника «закрыться» ещё больше. Бывает, что такого не в меру заинтересованного и вовсе исключают из круга своего общения, то есть излишнее любопытство приводит к нарушению общения.
(По В. Богословской)
► Как вы понимаете значение слова неэтично? В случае затруднения воспользуйтесь толковым словарём.
• Выпишите из текста предложения с союзами между тем как, то есть, обратите внимание на их написание и употребление. Замените данные союзы синонимичными.
Перед вами текст-размышление Прочитайте его, обратите внимание на союзы в СПП.
Ответьте на мои вопросы с помощью карточек. Согласны или не согласны с тем, что утверждает автор. Нужно ли допытываться о том, что вам не договорили? Сформулируйте по одному аргументу ЗА и ПРОТИВ, используя СПП.с теми союзами ,о которых мы сегодня говорили на уроке.
Озвучьте свой аргумент. Какой из них кажется вам более убедительным Запишите на доске
Как вы думаете,для чего мы провели такую работу? Да вы пишете дома сочинение-рассуждение о том, правильно ли утверждение: «О чем не говорят, о том не допытываются»
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
♦ С помощью каких союзов могут быть присоединены придаточные предложения к главному? Приведите примеры сложных и двойных союзов.
♦ Где может стоять придаточное предложение по отношению к главному? В каких случаях между ними не ставят запятую?
♦ В чём особенность постановки знаков препинания в предложениях с однородными придаточными?
♦ Когда в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными при стечении союзов запятую между этими союзами ставят, а когда нет?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал. правило стр109,
2. Выполнить (письменно) упражнение упр.170
3. Творческое задание (по выбору учащихся).