СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 9 классе «Разделительные знаки препинания между главным и при¬даточным предложениями»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 9 классе «Разделительные знаки препинания между главным и при¬даточным предложениями»»

УРОК № 22

Тема. Разделительные знаки препинания между главным и при­даточным предложениями

Цель: углубить у учащихся понятие о сложноподчинённом пред­ложении; ознакомить с условиями постановки запятой между частями сложноподчинённого предложения; совер­шенствовать пунктуационные умения и навыки; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; спо­собствовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал,

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об условиях постановки запятой между частями сложноподчинённого предложения; правильно употребляют знаки препинания между частями сложно­подчинённого предложения; соблюдают интонацию слож­ноподчинённого предложения при чтении и говорении.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап Мы продолжаем разговор о СПП

Д/з правило стр109,упр.170

II. Актуализация опорных знаний

1. Выполнение интерактивного упражнения

«Закончи предложение» (устно)

Чтобы вычленить в сложноподчинённом предложении придаточное предло­жение, необходимо, во-первых, найти ..., во-вторых, отыскать ... (...),в-третьих, поставить ... . Придаточное предложение может пояснять ..., ..., ... .


Мы продолжаем разговор о СПП. Начнем с практической работы по выявлению особенностей присоединения придаточных предложений к главному

2. Практическая работа: особенности присоединения придаточных предложений к главному

Задание. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Опре­делите, к чему относится придаточное предложение — к слову главного предло­жения, словосочетанию , или ко всей главной части.

1.Счастлив тот народ у которого исписаны еще не все страницы его истории 2.Хотя мир в целом продвигается вперед молодежи приходится все начинать сначала 3.Научиться мудрости так же невозможно как научиться быть красивым. 4.Край где родились и выросли мы называем родной землей.5. Слово дано человеку для того чтобы свои понятия сообщать другому.

Вопрос: Как вы поняли, что это придаточные предложения? Что необходимо, чтобы вычленить в сложноподчинённом предложении придаточное предло­жение?

Во-первых ,найти… (главное предл.)Во-вторых, отыскать …(союзы или союзн.сл.),в-третьих, поставить ..(вопрос)

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

На письме без запятых не обойтись, так как они помогают передать смысл предложения. Пра­вило пунктуации требует, чтобы в сложноподчинённом предложении главная часть и придаточное разделяли запятой или запятыми. Всегда ли работает это правило? Нет ли к нему примечаний?

Значит, какой должна быть тема урока?

Разделительные знаки препинания между главным и при­даточным предложениями


IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя, *

— Вы знаете, что в большинстве случаев простые предложения (предикатив­ные части) в составе сложноподчинённого разделяют запятыми: Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей (А. С. Пушкин); Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы сколько озёр, какие чудесные растут леса (К. С. Аксаков).

Если придаточное предложение стоит внутри главного, то его выделяют за­пятыми с двух сторон: Над долиной, где мы ехали, спустились тучи (М. М. При­швин); Гостю постлали в зале на диване и, чтобы ему не было темно, зажгли, лампу (А. П. Чехов).

Оказывается, известное правило о выде­лении придаточных предложений запятыми осложнено рядом случаев, когда знаки снимают.

Бывают случаи, когда придаточную часть не отделяют от главной запятой:


1• если перед подчинительным союзом стоит отрицательная частица НЕ: В море, в качке спишь не когда хочешь, а когда можешь (И. А. Гончаров);


2• если перед подчинительным союзом стоит один из сочинительных союзов и, или, либо и вторая часть союза то, так стоит после придаточной части: Из­редка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если присталь­но вглядеться, то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение (К. Г. Паустовский);

3• если сложный подчинительный союз стоит в начале сложноподчинённого предложения: С тех пор как он приехал в этот город и поступил на служ­бу, он стал ненавидеть свою моложавость (А. П. Чехов);

4• если придаточная часть стоит после главной и состоит только из одного со­юзного слова или словосочетания: Я шёл по тропинке не зная куда и зачем (И. С. Тургенев).

5. *между однородными придаточными ,соединенными союзом И : Есть люди, (какие?)которых любят все и (какие?)которые тем не менее никогда не были любимы.

Обратимся к тому предложению, которое было у нас в начале урока

. Внимание! если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза( потому что ,оттого что в связи с тем что, для того чтобы, по мере того как и т. д.)эти союзы могут быть расчленены. При этом запятую ставят перед второй частью составного союза. Расчленение составного союза зависит от смы­сла и интонации предложения.

Сравните: Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудить­ся в лесу.— Мы стали делать зарубки на деревьях для того, чтобы не заблудиться в лесу.

Расчленение союза обязательно при наличии слов, примыкающих к первой части союза и логически выделяющих её: при употреблении отрицания, усилительных, ограничительных и других частиц, вводных слов, наречийг Окна в доме были откры­ты, видимо, оттого, что было очень душно (А. П. Чехов).

Учитывая все вышесказанное, выполняем упражнение.


Задание № 2. Прочитайте. Объясните, почему в одних случаях при стечении союзов (что когда, так что когда, что если, и что если, и когда, но когда и если) между союзами стоит запятая, а в других её нет.

1. Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на ко­локольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края и до края (А. П. Чехов).2.Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет ли­тература, то это будет равносильно смерти народа (К. Г. Паустовский). 3. По­том наступила ночь, так что, когда я снова посмотрел в зеркало, я больше уже ничего не увидел (В. А. Каверин). 4. Ей было всё равно, что, когда она нехотя смеялась, становились видны такие удивительно ровные, с голубоватым отли­вом зубы (В. А. Каверин). 5. Вся эта история с Валькиным ежом сильно задержа­ла меня, и, когда я выбрался к доктору, уже начинало темнеть (В. А. Каверин). 6. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать вёрст, то значит, что к ней есть верных тридцать (Н. В. Гоголь)

.А теперь уже уверенно выполняем письменно упр 3


Задание № 3. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочи­нительного и подчинительного союзов.

1. В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Ф. А. Абрамов).

2. Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путеше­ствовал бы по всему земному шару (В. П. Катаев). 3. Пока доехал домой посидел дома прошло два часа так что когда я вышел уже было светло (Л. Н. Толстой)

4. Полная луна плыла по ясному безоблачному небу и по мере того как свет месяца становился ярче наши тени делались короче и чернее (В. К. Арсеньев).

5. Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места что когда проберёшься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире В. А. Солоухин).



Как вы поняли? Подведите итог ,что надо знать, чтобы правильно поставить знаки в таких предложениях



2. Практическая работа: преобразование предложений

Задание. Спишите данные предложения, вставляя, где необходимо, между однородными придаточными союз и. Удалите, где это уместно, подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте запятые.

1. Я постепенно стал удаляться в глубину леса где густая тень где реже трава где больше под ногами чёрной земли (В. А. Солоухин). 2. Сейчас ему кажется что он заново рождается с новым светающим днём что он помогает созданию этого нового дня (А. де Сент-Экзюпери). 3. Легче было представить что утро не наступит никогда что все они никогда не покинут этот дом что вечно будет по­лыхать пламя в камине что никогда не оплавятся до основания стройные све­чи в старинных канделябрах (М. А. Юденич). 4. Солнечный воздух сбегает по лучу с крыши прохладного старинного дома и снова бежит вверх туда где повис чугунный балкон на нежилой высоте где крутая крыша где какая-то нежная решёточка воздвигнутая прямо в утреннем небе (Т. Н. Толстая).



2. «Играя — обучаемся!»: мини-дискуссия с опорой на предложенный текст

Задание. Прочитайте текст [раздаточный материал), поразмышляйте над данным утверждением.

О ЧЁМ НЕ ГОВОРЯТ,О ТОМ НЕ ДОПЫТЫВАЮТСЯ

Когда человек не договаривает, у него, как правило, есть на то основания, между тем как многие не хотят этого понять и настаивают. Они стремятся «вытянуть» заинтересовавшую их информацию. При этом они поступают не только неэтично, но и немудро: пристальный интерес заставит собеседника «закрыться» ещё больше. Бывает, что такого не в меру заинтересованного и вовсе исключают из круга своего общения, то есть излишнее любопытство приводит к нару­шению общения.

(По В. Богословской)


► Как вы понимаете значение слова неэтично? В случае затруднения восполь­зуйтесь толковым словарём.

• Выпишите из текста предложения с союзами между тем как, то есть, об­ратите внимание на их написание и употребление. Замените данные союзы синонимичными.



Перед вами текст-размышление Прочитайте его, обратите внимание на союзы в СПП.

Ответьте на мои вопросы с помощью карточек. Согласны или не согласны с тем, что утверждает автор. Нужно ли допытываться о том, что вам не договорили? Сформулируйте по одному аргументу ЗА и ПРОТИВ, используя СПП.с теми союзами ,о которых мы сегодня говорили на уроке.

Озвучьте свой аргумент. Какой из них кажется вам более убедительным Запишите на доске

Как вы думаете,для чего мы провели такую работу? Да вы пишете дома сочинение-рассуждение о том, правильно ли утверждение: «О чем не говорят, о том не допытываются»

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

С помощью каких союзов могут быть присоединены придаточные предложе­ния к главному? Приведите примеры сложных и двойных союзов.

Где может стоять придаточное предложение по отношению к главному? В каких случаях между ними не ставят запятую?

В чём особенность постановки знаков препинания в предложениях с одно­родными придаточными?

Когда в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными при стечении союзов запятую между этими союзами ставят, а когда нет?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал. правило стр109,

2. Выполнить (письменно) упражнение упр.170

3. Творческое задание (по выбору учащихся).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!