СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в формате онлайн для районного семинара по теме "Функциональная грамотность", 2022 год.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в формате онлайн для районного семинара по теме "Функциональная грамотность", 2022 год.»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Куклин Олег Алексеевич, я учитель информатики Эдучанской средней школы. В рамках нашего семинара по развитию функциональной грамотности школьников хочу продемонстрировать Вам фрагмент своего урока в 5 классе, который проходил в конце декабря 21-го года. Тема урока: "Табличное решение логических задач".


На своих уроках я стараюсь развивать у школьников грамотность в области информационно-коммуникационных технологий. Особенно мышление, то есть обработку информации, что является одним из четырёх способов работы с информацией. Это весьма важно, так как эти навыки учащиеся должны применять на всех школьных предметах и в дальнейшей жизни.


Первые этапы урока пройдены и наступило время поработать головой. Перед детьми стоит логическая задача, решить которую с одного взгляда или просто интуитивно почти невозможно. Для этого необходим какой-то способ. Мы вместе стараемся такой способ подобрать. Наиболее подходящим вариантом оказалось использовать своеобразную сеть, по которой можно будет определять связи между объектами, рассматриваемыми в задаче. В нашем случае этими объектами являются люди и населённые пункты.


Попробовать решить эту задачу с помощью сети к доске вышла Настя. Горизонтальные линии сети Настя решила обозначить именами мальчиков из условия задачи, а вертикальные - видами спорта, которыми каждый из мальчиков занимается.


После того, как Настя начертила сеть и подписала горизонтальные и вертикальные линии, мы, вместе с классом, стали решать как можно обозначить пересечения линий, если там будет положительное совпадение и если совпадения не будет, то есть мальчик в данном городе точно не живёт. Все предлагали только один вариант: совпадения отмечать галочками, а несовпадения - крестиками. Но быстро выяснилось, что дополнительные чёрточки лишь создают неразбериху в линиях. В итоге пришли к варианту, в котором совпадения будут отмечаться закрашенными окружностями, а несовпадения - пустыми.


Решение задачи строится следующим образом: берётся отдельное предложение из условия и при чтении этого предложения учащиеся определяют соответствие между объектами, указанными в этом предложении. Например, предложение "Антон и Лёша никогда не посещали бассейн" может означать только то, что в контексте данной задачи ни Антон, ни Лёша абсолютно точно не занимаются плаванием.


После того, как все ключевые предложения рассмотрены и расставлены все отметки совпадений и несовпадений, наступает этап достраивания недостающих отметок путём логического рассуждения и метода исключения. К примеру, если мы выяснили, что лёгкой атлетикой точно не занимаются четверо мальчиков из пяти, которым мы поставили минусы, и только ячейка на пересечении с именем Юры осталась не занята, то это означает, что это именно Юра занимается лёгкой атлетикой и мы ставим в эту ячейку плюс. А помня из условия задачи, что каждый мальчик занимается лишь одним видом спорта, мы точно скажем, что Юра больше не занимается ни одним другим видом спорта и выставляем минусы во все остальные ячейки столбца или строки с именем Юры.


После того, как Настя, с поддержкой одноклассников, правильно рассуждая, решила задачу и отметила все узлы сети, я предложил классу видоизменить сеть таким образом, чтобы отмечать и видеть совпадения и несовпадения было удобнее и нагляднее. Так сеть превратилась в таблицу. Дети поняли и одобрили данный вид чертежа. Тут же был заменён и способ отметок на плюсы и минусы, так как в окружностях больше не было такой необходимости.


Далее, мы с классом сравнили получившуюся у нас таблицу с решением и таблицу с решением из презентации к уроку, в которой я до этого держал открытым только слайд с условием задачи и не демонстрировал этапы решения. Сравнив обе таблицы, мы сделали вывод о том, что нет принципиальной разницы какие из двух списков объектов располагать в столбцах и строках. Каждый выбирает для себя наиболее удобный для него способ расположения объектов.


Для самостоятельной работы с логическими задачами я раздал каждому учащемуся карточки с задачами и заготовками таблиц к ним. Дети с интересом приступили к мозговому штурму. Конечно, не обошлось и без ошибок с путаницами, но ребята либо помогали друг другу, либо просили помощи у меня и в итоге завершали таблицы.

Таким образом, развивая логическое мышление, тренируя навыки работы с текстом и методы поиска информации для установления истины, учащиеся продолжают развивать и укреплять предметные и метапредметные универсальные учебные действия, что лишь положительным образом сказывается на дальнейших достижениях в учёбе.


Благодарю за внимание и желаю вам успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!