СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Всю жизнь мою несу родину в душе... Аслан Алиевич Дауров».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по музыке в 5 классе "Всю жизнь мою несу родину в душе... Аслан Алиевич Дауров».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Всю жизнь мою несу родину в душе... Аслан Алиевич Дауров».»

МКОУ «СОШ села имени Коста Хетагурова»

Открытый урок в 5 классе

Тема: Всю жизнь мою несу родину в душе...

Аслан Алиевич Дауров».

Цели урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

  • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

  • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

  • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

А.А. Дауров. Кантата «Карачаево-Черкесия моя» (1967). (слушание)

А.А. Дауров. Концертная лезгинка «Исламей» (слушание).

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учителя Проверка готовности к уроку.

Знакомство учащихся с планом урока и постановка цели урока. Портрет А. А. Даурова и высказывания о нем на доске.

2. Сообщение темы урока.

Для любого народа – сила его заключается в культурном наследии. Мастера и создатели - это люди, способные творить возвышенное и неземное, оставив нам, потомкам, наследие в песнях, звуках и словах, свои душевные порывы и память о пережитом времени.

Эпиграфом нашего урока, будут золотые слова о музыке писателя и искусствоведа Анатолия Васильевича Луначарского

«Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей».



3. Работа по теме урока.

Ребята, сегодня мы будем знакомиться с великим композитором Карачаево – Черкесии с Асланом Алиевичем Дауровым и узнаем значение самого прекрасного слова «музыка».

- Что такое музыка? 

Слово «музыка» к нам пришло из древней Греции, где в греческих мифах и легендах живут 9 муз, 9 покровительниц наук и искусств. Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка - это вид искусства. У каждого искусства

имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий,

литература - при помощи слова, а музыка - с помощью звуков. Музыка - частица нашей души. Она выражает чувства радости и грусти, печали и веселья, музыка - это произведение искусства создаваемое человеком, т. е. композитором. Чарующие звуки музыки вершат чудеса: изменяют настроение, властвуют над нашими эмоциями и преобразуют душу.

Музыка - поэзия воздуха.

Ж. П. Рихтер.

Сегодня наш урок посвящается великому композитору сыну черкесского народа Аслану Алиевичу Даурову. Он родился 24 июля 1940 года в ауле Хабез Карачаево - Черкесии. С ранних лет Аслан окунулся в мир адыгских преданий, сказаний о нартах. Познавал национальные обряды адыгов, видел национальные пляски и замечательную джигитовку во время свадеб, общаясь с народными певцами и музыкантами он впитывал в себя весь колорит национальной культуры, который в последствии отразился на музыкальном творчестве композитора.

В 1957 году, когда отмечалось 400-летие вхождения Черкесии в состав России, школьник Аслан Дауров в составе делегации деятелей культуры и искусства Карачаево-Черкесии впервые побывал в Москве. Увиденное и услышанное им  в столице пробудило в нём желание стать профессиональным музыкантом. А встреча и беседа с известным композитором того времени В. И. Мурадели окончательно утвердила в нём желание стать композитором.

В годы учебы в Ставропольском музыкальном училище он начал сочинять свои первые произведения. Затем учеба в знаменитой Московской консерватории, где молодому музыканту посчастливилось бывать на уроках и концертах видных музыкантов Г. Г. Нейгауза, М. Л. Растроповича. Он общался с преподававшим тогда в консерватории выдающимся композитором Р. К. Щедриным, занимался у блестящих педагогов-музыкантов, композиторов Н. П. Ракова, В. Г. Агафонникова, Ю. Н. Холопова и других. Ему довелось учиться вместе со ставшими позже известными композиторами Г. Гладковым, М. Дунаевским, А. Рыбниковым.

В годы учёбы в консерватории Аслан Дауров активно сочинял. Целый ряд народных жемчужин взяты композитором за основу своих произведений.

Им были написаны вокальные и инструментальные сочинения, обработано множество народных песен, создана кантата «Карачаево-Черкесия моя» (1967).


кантата «Карачаево-Черкесия моя» (1967). (слушание)



Уже в студенческие годы произведения Аслана привлекали внимание известных исполнителей и композиторов. «Черкесская рапсодия» для скрипки с оркестром была записана для фонотеки Всесоюзного радио. Написанный на последних курсах цикл хоров «Пять горских песен»(1968), музыкальным материалом которого выступили песенные напевы кавказских народов (кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, грузины, чеченцы, ингуши), был включен в репертуар Московского государственного хора под руководством большого мастера хорового искусства В.Г. Соколова. Цикл «Пять горских песен» завоевал третье место на конкурсе молодых композиторов, где председателем жюри был выдающийся композитор современности Г. В. Свиридов.

По рекомендации Г. Свиридова еще до окончания консерватории Аслан Дауров становится членом Союза композиторов России.

После окончания учебы в Московской консерватории Аслан Алиевич Дауров вернулся в родной край. Он преподает музыкально-теоретические дисциплины в Черкесском музыкальном училище, а вскоре назначается его директором. Молодой директор создает там симфонический оркестр и в том же году возглавляет общество композиторов Карачаево-Черкесии.

В 70—80е годы Аслан Дауров — в зените творческого вдохновения.

В 1970 г. в свет вышли три адыгские песни для струнного квартета и четыре пьесы для фортепиано. На слова Кайсына Кулиева создается оратория «Горская поэма о Ленине». К. Кулиев назвал А. Даурова «выдающимся горским композитором». В 1973 г. за ряд произведений Даурову была присуждена премия и звание лауреата Ленинского комсомола Ставрополья.

Особой признательностью у слушателей пользуются 1-я симфония «Адыги» (1976), концертная лезгинка «Исламей» (1976), широко популярны «Горские симфонические танцы» (1983), которые многие годы являются украшением репертуара симфонического оркестра.

В 1989 г. Аслан Алиевич создал кантату «Аульные песни», которая является по своему эмоциональному воздействию одной из вершин в адыгской музыке.


Концертная лезгинка «Исламей» (слушание).



Аслан Дауров — автор симфонической, камерной, вокальной и хоровой музыки, произведений для школьного репертуара и множества песен. Гимном Карачаево-Черкесской Республики является мелодия из кантаты Аслана Даурова «Карачаево-Черкесия моя». Он же автор гимна Международной Черкесской Ассоциации.

(Ребята, мне очень повезло, в годы когда я училась в музыкальном училище, нам студентам выпала честь заниматься у этого замечательного педагога и композитора, присутствовать на его симфонических концертах. Я имела счастье общаться с великим Маэстро и гением музыкального искусства, который стал для нас, тем светлым образом, направляющим на благородные деяния и постижения великих истин).

Обработки народной музыки преобладают в творчестве Аслана Даурова. Они поистине интернациональны: обращены к напевам черкесов, кабардинцев и адыгейцев; ногайцев, карачаевцев и балкарцев; абазин, чеченцев и ингушей; абхазов и сванов; осетин и грузин.


За большой вклад в многонациональную музыкальную культуру Аслану Даурову присвоены почетные звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», «Народной артист КБР», «Заслуженный деятель искусств Абхазской АССР».

В 1990 г. Дауров был лауреатом Государственной премии Российской Федерации, лауреатом Государственной премии КЧР им. Умара Алиева.

А. Дауров был единственным представителем Северного Кавказа (всего региона!), являющимся членом комиссии по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства при Президенте России.


Творчество Аслана Алиевича Даурова, скончавшегося 8 марта 1999 года, является золотой страницей в общеадыгской музыкальной культуре наших дней.



4. Итог урока.


Ребята, сегодня мы познакомились с творчеством гениального композитора, музыканта, музыковеда и общественного деятеля Аслана Алиевича Даурова, сыном гордого и великого Кавказа, оставившего после себя большой вклад в развитие музыкальной культуры республики. Трудно переоценить его заслуги в сохранении музыкальной культуры народов Северного Кавказа. Многонациональные истоки его музыки заставляют каждого воспринимать ее как свою родную. Богатство и многогранность его таланта незримой нитью связали народную память и традиции предков с надеждами и чаяниями будущих поколений.

Благодаря мировому признанию таланта А. Даурова особенности музыки народов Северного Кавказа стали известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, во многих уголках мира.

Творцы прекрасного, навсегда остаются в наших душах достоянием и мерилом общенародной признательности и уважения !!!



5. Домашнее задание.

Прочитать биографию А. Даурова.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!