План-конспект открытого урока:
Тема: «Вычисление суммы элементов массива»
Дата: «26» ноября2019г.
Класс: 9 «А»
Учитель: Крашенинникова Т.А.
Предмет: информатика и ИКТ
Базовый учебник – Информатика: учебник для 9 класса/Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Цель урока: помочь учащимся получить представление о суммировании элементов массива, используя при этом математические основы информатики (логику, задание №3 ОГЭ).
Задачи урока:
расширить и углубить теоретические и практические знания по информатике;
углубить представление учащихся о практическом применении массивов.
Предметные результаты: |
личностные | Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности. |
метапредметные | Умение определять понятия, создавать обобщения, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы. |
предметные | Знать: команду записи суммирования элементов массива. Уметь: применять полученные знания на практике. |
Тип урока: получение нового-знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Рекомендуемые образовательные ресурсы: сайт Константина Полякова. Преподавание, наука и жизнь. http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, колонки.
ХОД УРОКА
Этап урока | Время (мин) | Деятельность учителя/ученика |
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 3 | Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. Рассаживает учащихся за импровизированные «круглые столы» (три стола). Прикрепляет к груди каждого учащегося табличку с цифрой. |
2. Диагностика качества освоения предыдущей темы | 8 | Учитель спрашивает учащихся, о том, что было изучено на предыдущем уроке, и о том, что было задано в качестве домашнего задания. Учащиеся озвучивают тему предыдущего урока и домашнее задание. Учитель объявляет учащимся, что сейчас будет проведена небольшая проверочная работа по теме «Одномерные массивы целых чисел. Описание массива, вывод массива». Учитель простит учащихся взять карточку с практической работой из набора карточек, которые лежат у каждого ученика на столе. Кратко дает пояснения по выполнению данной работы. Учащиеся подписывают карточки и приступают к выполнению работы (6 мин). После окончания работы, каждый учащийся берёт карточку «Ключ к проверочной работе» (из того же набора карточек), обменивается ответами с рядом сидящим учеником и выполняет проверку работы, в специально отведенном окошечке в карточке проверочной работы выставляет оценку. Учитель просит учащихся, поочередно, поднять руки учащихся, у кого работа выполнена на «5», «4», «3», «2». И делает краткие выводы по качеству освоения темы «Одномерные массивы целых чисел. Описание массива, вывод массива». |
3. Постановка цели урока | 3 | Учитель задает учащимся вопрос: «Ребята, скажите мне, какую цель, или цели мы преследовали, при изучении темы «Одномерные массивы целых чисел. Описание массива, вывод массива» Учащиеся отвечают на вопрос. Учитель показывает учащимся слайд с ребусом, учащиеся отгадывают, что за данные (объекты) представлены на слайде, на основании этих данных (объектов), учитель просит учащихся сформулировать тему урока: «Вычисление суммы элементов массива». Учащиеся записывают в рабочих тетрадях дату и тему урока. |
4. Физкультминутка Цель этапа: эмоциональная и физическая разрядка учащихся | 2 | Ученики встают и делают разминку, которую предлагает учитель (http://youtube.com/results?search_query=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FUHVvKbVKXVU). |
5. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления полученной информации | 14 | Работая с массивами, мы часто используем условие, а как, известно, условие – это определение истинности или ложности высказывания. Перед тем как поработать с массивами, давайте вспомним материал 8 класса связанный с логикой, а точнее с математическими основами информатики, для этого мы поработаем со следующим заданием (данное задание находится на столах). Отмечу, что задание я взяла из демонстрационного варианта ОГЭ по информатике и ИКТ 2020 года, задание под номером 3. Напишите наименьшее число x, для которого истинно высказывание: (x 16) И НЕ (x нечётное) Давайте вспомним, как мы решали подобные задания в 8 классе: на доске написаны логические операции: И, ИЛИ, &, |, НЕ - какие арифметические действия выполняют данные операции? определим порядок выполнения действий в данном высказывании; построим таблицу истинности, в которой укажем возможные значения Х и запишем последовательность выполнения действий (мне хотелось бы, чтобы от каждой группы вышел один учащийся и выполнил решение данного задания): Х | X 16 | Х четное | И | 17 | 1 | 0 | 0 | 18 | 1 | 1 | 1 | 19 | 1 | 0 | 0 | Учитель предлагает учащимся посмотреть на центр стола (табличка с латинской буквой); на спинки стульев (где прикреплены таблички – имя массива и индекс); на цифры, которые прикреплены на груди у учащихся. Просит учащихся высказать предположения для чего это необходимо. Выслушав варианты ответов, учитель определяет наиболее верное предположение. Учитель просит вспомнить тему нашего урока и обращает внимание на то, что на столах есть коробка с надписью (s:=0). Задает вопросы учащимся: как можно использовать данную коробку и цифры, которые прикреплены у них на груди и все это, связать с темой нашего урока; как Вы думаете, что означает надпись на коробке S:=0. Просит учащихся открепить цифры и положить их в коробку. Сделать вывод, что произошло. Просит записать в тетрадь свои предположения о том, как можно записать команду суммирования элементов массива, учитывая индексы, которые прикреплены на стульях учащихся. Далее учащиеся открывают учебник на страницы 67 (таблица), сверяют свои предположения. Учитель задает вопрос: у кого из учащихся команда суммирования (примерно) совпала с командой, описанной в учебнике? Ребята знакомятся с последовательность (3 пункта) суммирования элементов массива. Записывают в тетрадь левый столбец таблицы. |
6. Закрепление материала Цель этапа: закрепление на практике полученного теоретического материала | 7 | Учитель предлагает учащимся сесть за компьютеры открыть файл с программой (создание и заполнение массива), которая была создана на предыдущем уроке и выполняют два задания: 1. ввести в данный код программы команду, в которой описана и выведена сумма элементов массива; 2. ввести в данный код программы команду условия – если сумма элементов массива больше 10 и меньше 20, то вывести знак «+». Учащиеся выполняют 1 и 2 задание, используя блок-схему из учебника на стр.67 |
7. Итоги урока (рефлексия) Цель этапа: анализ своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | 3 | Анализируют свою работу и работу класса на уроке (через самооценку – карточка – смартфон). Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Записывают домашнее задание: повторить материал учебника §2.2.4, стр.66-68 |
Материал к этапу урока №2. Диагностика качества освоения предыдущей темы:
Проверочная работа «Массивы»
Вариант №1
1. Числовой одномерный массив А заполнен последовательно числами 24, 5, 12, 2. Укажите значение элемента А[2].
2. Массив - это
ограниченная апострофами последовательность любых символов
поименованный набор фиксированного числа однотипных данных
совокупность разнородных данных, описываемых и обрабатываемых как единое целое
именованный набор однотипных данных на диске
набор переменных, начинающийся с одной и той же буквы
3. Для заполнения массива путем ввода чисел с клавиатуры мы используем оператор:
Write
Read
Until
Random
Randomize
4. Что такое индекс в одномерном массиве:
н
Оценка: ____________
«5» верно 5 заданий
«4» верно 4 задания
«3» верно 3 задания
«2» верно 2 задания
аибольший размер элемента массива
размерность массива
порядковый номер элемента массива
имя массива
5. Найдите ошибку в записи:
Var a = array [1..5] of integer;
Проверочная работа «Массивы»
Вариант №2
1. Числовой одномерный массив А заполнен последовательно числами 24, 5, 12, 2. Укажите значение элемента А[3].
2. Что такое индекс в одномерном массиве:
наибольший размер элемента массива
размерность массива
порядковый номер элемента массива
имя массива
3. Для чего производится описание массивов?
чтобы самому запомнить сколько ячеек в массиве
чтобы компьютер запомнил имя массива
чтобы компьютер зарезервировал память для хранения элементов массива
чтобы компьютер зарезервировал количество энергии для обработки массива
4. Массив - это
ограниченная апострофами последовательность любых символов
совокупность разнородных данных, описываемых и обрабатываемых как единое целое
именованный набор однотипных данных на диске
поименованный набор фиксированного числа однотипных данных
н
Оценка: ____________
«5» верно 5 заданий
«4» верно 4 задания
«3» верно 3 задания
«2» верно 2 задания
абор переменных, начинающийся с одной и той же буквы
5. Найдите ошибку в записи:
Var d: array [1...7] of integer;
Ключ к проверочной работе:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вариант 1 | 5 | B | B | C | Var a:array [1..5] of integer; |
Вариант 2 | 12 | C | C | D | Var d: array [1..7] of integer; |
Материал к этапу урока №6. Закрепление материала:
Program ZapolnenieMassiva;
var d:array[1..5] of integer;
i,s:integer;
begin
s:=0;
w riteln ('введите элементы массива');
for i:=1 to 5 do
begin
readln (d[i]);
s:=s+d[i];
end;
writeln(s);
if s10 then writeln ('сумма больше 10');
end.
Материал к этапу урока №7. Итоги урока (рефлексия)
5