СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Вычисление суммы элементов массива", 9 класс.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: помочь учащимся получить представление о суммировании элементов массива, используя при этом  математические основы информатики (логику, задание №3 ОГЭ).

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок_методическая неделя_26 ноября 2019»

План-конспект открытого урока:

Тема: «Вычисление суммы элементов массива»


Дата: «2 ноября2019г.

Класс: 9 «А»

Учитель: Крашенинникова Т.А.

Предмет: информатика и ИКТ

Базовый учебник – Информатика: учебник для 9 класса/Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Цель урока: помочь учащимся получить представление о суммировании элементов массива, используя при этом математические основы информатики (логику, задание №3 ОГЭ).

Задачи урока:

  • расширить и углубить теоретические и практические знания по информатике;

  • углубить представление учащихся о практическом применении массивов.

Предметные результаты:

личностные

Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные

Умение определять понятия, создавать обобщения, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы.

предметные

Знать: команду записи суммирования элементов массива.

Уметь: применять полученные знания на практике.

Тип урока: получение нового-знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Рекомендуемые образовательные ресурсы: сайт Константина Полякова. Преподавание, наука и жизнь. http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, колонки.

ХОД УРОКА

Этап урока

Время (мин)

Деятельность учителя/ученика

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

3

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. Рассаживает учащихся за импровизированные «круглые столы» (три стола). Прикрепляет к груди каждого учащегося табличку с цифрой.

2. Диагностика качества освоения предыдущей темы

8

Учитель спрашивает учащихся, о том, что было изучено на предыдущем уроке, и о том, что было задано в качестве домашнего задания.

Учащиеся озвучивают тему предыдущего урока и домашнее задание.

Учитель объявляет учащимся, что сейчас будет проведена небольшая проверочная работа по теме «Одномерные массивы целых чисел. Описание массива, вывод массива».

Учитель простит учащихся взять карточку с практической работой из набора карточек, которые лежат у каждого ученика на столе. Кратко дает пояснения по выполнению данной работы.

Учащиеся подписывают карточки и приступают к выполнению работы (6 мин).

После окончания работы, каждый учащийся берёт карточку «Ключ к проверочной работе» (из того же набора карточек), обменивается ответами с рядом сидящим учеником и выполняет проверку работы, в специально отведенном окошечке в карточке проверочной работы выставляет оценку.

Учитель просит учащихся, поочередно, поднять руки учащихся, у кого работа выполнена на «5», «4», «3», «2».

И делает краткие выводы по качеству освоения темы «Одномерные массивы целых чисел. Описание массива, вывод массива».

3. Постановка цели урока

3

Учитель задает учащимся вопрос: «Ребята, скажите мне, какую цель, или цели мы преследовали, при изучении темы «Одномерные массивы целых чисел. Описание массива, вывод массива»

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель показывает учащимся слайд с ребусом, учащиеся отгадывают, что за данные (объекты) представлены на слайде, на основании этих данных (объектов), учитель просит учащихся сформулировать тему урока: «Вычисление суммы элементов массива».

Учащиеся записывают в рабочих тетрадях дату и тему урока.

4. Физкультминутка

Цель этапа: эмоциональная и физическая разрядка учащихся

2

Ученики встают и делают разминку, которую предлагает учитель (http://youtube.com/results?search_query=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FUHVvKbVKXVU).

5. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления полученной информации

14

Работая с массивами, мы часто используем условие, а как, известно, условие – это определение истинности или ложности высказывания.

Перед тем как поработать с массивами, давайте вспомним материал 8 класса связанный с логикой, а точнее с математическими основами информатики, для этого мы поработаем со следующим заданием (данное задание находится на столах).

Отмечу, что задание я взяла из демонстрационного варианта ОГЭ по информатике и ИКТ 2020 года, задание под номером 3.


Напишите наименьшее число x, для которого истинно высказывание:

(x 16) И НЕ (x нечётное)


Давайте вспомним, как мы решали подобные задания в 8 классе:

  1. на доске написаны логические операции: И, ИЛИ, &, |, НЕ - какие арифметические действия выполняют данные операции?

  2. определим порядок выполнения действий в данном высказывании;

  3. построим таблицу истинности, в которой укажем возможные значения Х и запишем последовательность выполнения действий (мне хотелось бы, чтобы от каждой группы вышел один учащийся и выполнил решение данного задания):

Х

X 16

Х четное

И

17

1

0

0

18

1

1

1

19

1

0

0

Учитель предлагает учащимся посмотреть

  • на центр стола (табличка с латинской буквой);

  • на спинки стульев (где прикреплены таблички – имя массива и индекс);

  • на цифры, которые прикреплены на груди у учащихся.

Просит учащихся высказать предположения для чего это необходимо. Выслушав варианты ответов, учитель определяет наиболее верное предположение.

Учитель просит вспомнить тему нашего урока и обращает внимание на то, что на столах есть коробка с надписью (s:=0).

Задает вопросы учащимся:

  1. как можно использовать данную коробку и цифры, которые прикреплены у них на груди и все это, связать с темой нашего урока;

  2. как Вы думаете, что означает надпись на коробке S:=0.

Просит учащихся открепить цифры и положить их в коробку.

Сделать вывод, что произошло.

Просит записать в тетрадь свои предположения о том, как можно записать команду суммирования элементов массива, учитывая индексы, которые прикреплены на стульях учащихся.


Далее учащиеся открывают учебник на страницы 67 (таблица), сверяют свои предположения.

Учитель задает вопрос: у кого из учащихся команда суммирования (примерно) совпала с командой, описанной в учебнике?


Ребята знакомятся с последовательность (3 пункта) суммирования элементов массива. Записывают в тетрадь левый столбец таблицы.


6. Закрепление материала

Цель этапа: закрепление на практике полученного теоретического материала

7

Учитель предлагает учащимся сесть за компьютеры открыть файл с программой (создание и заполнение массива), которая была создана на предыдущем уроке и выполняют два задания:

1. ввести в данный код программы команду, в которой описана и выведена сумма элементов массива;

2. ввести в данный код программы команду условия – если сумма элементов массива больше 10 и меньше 20, то вывести знак «+».

Учащиеся выполняют 1 и 2 задание, используя блок-схему из учебника на стр.67

7. Итоги урока (рефлексия)

Цель этапа: анализ своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

3

Анализируют свою работу и работу класса на уроке (через самооценку – карточка – смартфон).

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

Записывают домашнее задание: повторить материал учебника §2.2.4, стр.66-68



Материал к этапу урока №2. Диагностика качества освоения предыдущей темы:


Проверочная работа «Массивы»

Вариант №1

1. Числовой одномерный массив А заполнен последовательно числами 24, 5, 12, 2. Укажите значение элемента А[2].


2. Массив - это

  1. ограниченная апострофами последовательность любых символов

  2. поименованный набор фиксированного числа однотипных данных

  3. совокупность разнородных данных, описываемых и обрабатываемых как единое целое

  4. именованный набор однотипных данных на диске

  5. набор переменных, начинающийся с одной и той же буквы

3. Для заполнения массива путем ввода чисел с клавиатуры мы используем оператор:

  1. Write

  2. Read

  3. Until

  4. Random

  5. Randomize


4. Что такое индекс в одномерном массиве:

  1. н


    Оценка: ____________

    «5» верно 5 заданий

    «4» верно 4 задания

    «3» верно 3 задания

    «2» верно 2 задания




    аибольший размер элемента массива

  2. размерность массива

  3. порядковый номер элемента массива

  4. имя массива


5. Найдите ошибку в записи:

Var a = array [1..5] of integer;


Проверочная работа «Массивы»

Вариант №2

1. Числовой одномерный массив А заполнен последовательно числами 24, 5, 12, 2. Укажите значение элемента А[3].


2. Что такое индекс в одномерном массиве:

  1. наибольший размер элемента массива

  2. размерность массива

  3. порядковый номер элемента массива

  4. имя массива

3. Для чего производится описание массивов?

  1. чтобы самому запомнить сколько ячеек в массиве

  2. чтобы компьютер запомнил имя массива

  3. чтобы компьютер зарезервировал память для хранения элементов массива

  4. чтобы компьютер зарезервировал количество энергии для обработки массива


4. Массив - это

  1. ограниченная апострофами последовательность любых символов

  2. совокупность разнородных данных, описываемых и обрабатываемых как единое целое

  3. именованный набор однотипных данных на диске

  4. поименованный набор фиксированного числа однотипных данных

  5. н


    Оценка: ____________

    «5» верно 5 заданий

    «4» верно 4 задания

    «3» верно 3 задания

    «2» верно 2 задания




    абор переменных, начинающийся с одной и той же буквы


5. Найдите ошибку в записи:

Var d: array [1...7] of integer;


Ключ к проверочной работе:


1

2

3

4

5

Вариант 1

5

B

B

C

Var a:array [1..5] of integer;


Вариант 2

12

C

C

D

Var d: array [1..7] of integer;



Материал к этапу урока №6. Закрепление материала:


Program ZapolnenieMassiva;

var d:array[1..5] of integer;

i,s:integer;

begin

s:=0;

w riteln ('введите элементы массива');

for i:=1 to 5 do

begin

readln (d[i]);

s:=s+d[i];

end;

writeln(s);

if s10 then writeln ('сумма больше 10');

end.

Материал к этапу урока №7. Итоги урока (рефлексия)


5


Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА»

Program ZapolnenieMassiva;

var d:array[1..5] of integer;

i,s:integer;

begin

s:=0;

writeln ('введите элементы массива');

for i:=1 to 5 do

begin

readln (d[i]);

s:=s+d[i];

end;

writeln(s);

if (s10) and (s

end.




Program ZapolnenieMassiva;

var d:array[1..5] of integer;

i,s:integer;

begin

s:=0;

writeln ('введите элементы массива');

for i:=1 to 5 do

begin

readln (d[i]);

s:=s+d[i];

end;

writeln(s);

if (s10) and (s

end.

Просмотр содержимого документа
«Практика»

Практическое задание:


Открыть файл с программой ZapolnenieMassiva.pas (создание и заполнение массива), которая была создана на предыдущем уроке и находится на рабочем столе, и выполнить два задания:

1. ввести в данный код программы команду, в которой описана и выведена сумма элементов массива;

2. ввести в данный код программы команду условия – если сумма элементов массива больше 10 и меньше 20, то вывести знак «+».


Учащиеся выполняют 1 и 2 задание, используя блок-схему из учебника - стр.67.


Практическое задание:


Открыть файл с программой ZapolnenieMassiva.pas (создание и заполнение массива), которая была создана на предыдущем уроке и находится на рабочем столе, и выполнить два задания:

1. ввести в данный код программы команду, в которой описана и выведена сумма элементов массива;

2. ввести в данный код программы команду условия – если сумма элементов массива больше 10 и меньше 20, то вывести знак «+».


Учащиеся выполняют 1 и 2 задание, используя блок-схему из учебника - стр.67.


Практическое задание:


Открыть файл с программой ZapolnenieMassiva.pas (создание и заполнение массива), которая была создана на предыдущем уроке и находится на рабочем столе, и выполнить два задания:

1. ввести в данный код программы команду, в которой описана и выведена сумма элементов массива;

2. ввести в данный код программы команду условия – если сумма элементов массива больше 10 и меньше 20, то вывести знак «+».


Учащиеся выполняют 1 и 2 задание, используя блок-схему из учебника - стр.67.



Практическое задание:

Открыть файл с программой ZapolnenieMassiva.pas (создание и заполнение массива), которая была создана на предыдущем уроке и находится на рабочем столе, и выполнить два задания:

1. ввести в данный код программы команду, в которой описана и выведена сумма элементов массива;

2. ввести в данный код программы команду условия – если сумма элементов массива больше 10 и меньше 20, то вывести знак «+».


Учащиеся выполняют 1 и 2 задание, используя блок-схему из учебника - стр.67.


Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа_массивы»

Проверочная работа «Массивы»

Вариант №1

1. Числовой одномерный массив А заполнен последовательно числами 24, 5, 12, 2. Укажите значение элемента А[2].


2. Массив - это

  1. ограниченная апострофами последовательность любых символов

  2. поименованный набор фиксированного числа однотипных данных

  3. совокупность разнородных данных, описываемых и обрабатываемых как единое целое

  4. именованный набор однотипных данных на диске

  5. набор переменных, начинающийся с одной и той же буквы

3. Для заполнения массива путем ввода чисел с клавиатуры мы используем оператор:

  1. Write

  2. Read

  3. Until

  4. Random

  5. Randomize


Оценка: ____________

«5» верно 5 заданий

«4» верно 4 задания

«3» верно 3 задания

«2» верно 2 задания





4. Что такое индекс в одномерном массиве:

  1. наибольший размер элемента массива

  2. размерность массива

  3. порядковый номер элемента массива

  4. имя массива


5. Найдите ошибку в записи:

Var a = array [1..5] of integer;




Проверочная работа «Массивы»

Вариант №2

1. Числовой одномерный массив А заполнен последовательно числами 24, 5, 12, 2. Укажите значение элемента А[3].


2. Что такое индекс в одномерном массиве:

  1. наибольший размер элемента массива

  2. размерность массива

  3. порядковый номер элемента массива

  4. имя массива

3. Для чего производится описание массивов?

  1. чтобы самому запомнить сколько ячеек в массиве

  2. чтобы компьютер запомнил имя массива

  3. чтобы компьютер зарезервировал память для хранения элементов массива

  4. чтобы компьютер зарезервировал количество энергии для обработки массива


4. Массив - это

  1. ограниченная апострофами последовательность любых символов

  2. совокупность разнородных данных, описываемых и обрабатываемых как единое целое

  3. именованный набор однотипных данных на диске

  4. п


    Оценка: ____________

    «5» верно 5 заданий

    «4» верно 4 задания

    «3» верно 3 задания

    «2» верно 2 задания




    оименованный набор фиксированного числа однотипных данных

  5. набор переменных, начинающийся с одной и той же буквы


5. Найдите ошибку в записи:

Var d: array [1...7] of integer;


Ключ к проверочной работе:


1

2

3

4

5

Вариант 1

5

B

B

C

Var a:array [1..5] of integer;


Вариант 2

12

C

C

D

Var d: array [1..7] of integer;




Ключ к проверочной работе:


1

2

3

4

5

Вариант 1

5

B

B

C

Var a:array [1..5] of integer;


Вариант 2

12

C

C

D

Var d: array [1..7] of integer;




Ключ к проверочной работе:


1

2

3

4

5

Вариант 1

5

B

B

C

Var a:array [1..5] of integer;


Вариант 2

12

C

C

D

Var d: array [1..7] of integer;




Ключ к проверочной работе:


1

2

3

4

5

Вариант 1

5

B

B

C

Var a:array [1..5] of integer;


Вариант 2

12

C

C

D

Var d: array [1..7] of integer;




Ключ к проверочной работе:


1

2

3

4

5

Вариант 1

5

B

B

C

Var a:array [1..5] of integer;


Вариант 2

12

C

C

D

Var d: array [1..7] of integer;



Просмотр содержимого документа
«знаки_логические операции_»














































































Просмотр содержимого документа
«имя массива»





















































Просмотр содержимого документа
«индексы массивов»



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!