СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок «Выражение характера человека через украшение». Женские украшения. Кокошник

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок «Выражение характера человека через украшение». Женские украшения. Кокошник

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Выражение характера человека через украшение». Женские украшения. Кокошник»

Открытый урок по изобразительному искусству во 2 классе.

Тема: «Выражение характера человека через украшение»


Цель: Дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения.

Задачи:

1.Расширить знания детей о головных уборах русского костюма.

2.Развивать навыки работы кистью, творческую активность, художественный вкус.

3.Учить использовать тёплые и холодные оттенки для выражения характера человека.

4.Воспитывать интерес обучающихся к историческому прошлому своего народа.

Задание: Украшение кокошников.


Ход урока:

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята, садитесь!

-Давайте проверим готовность к уроку.

-Правильно ли вы организовали своё рабочее место, чтобы нам удобно было работать.

2. Сообщение темы и цели урока:

Создание проблемной ситуации.

-Что это? (шкатулка)

-Правильно, у меня в руках шкатулка.

Угадайте, что может храниться в ней? (кольца, серьги, бусы …)

-Что это такое? (украшения)

-А кому эти украшения могут принадлежать? (женщине, русской красавице… )

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (об украшениях)

-Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем говорить о женских украшениях и научимся украшать головные уборы (1 слайд).

3. Изучение нового материала:

Формирование художественных знаний.

-Скажите, для чего нужны украшения и для чего люди использовали украшения? (ответы детей)

- Как вы думаете, украшения могут рассказать о человеке? (ответы детей)

-Правильно, украшения бывают разные и они могут многое рассказать о человеке, о своей хозяйке.



-А знаете, что раньше на Руси все украшения имели особое значение!

-Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками (2 слайд: бусы, подвески).

-Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространенными были стеклянные браслеты (3 слайд: браслеты).

-Но особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма (4 слайд: головные уборы).

-Головные уборы были чрезвычайно разнообразны. Но всегда чётко делились на девичьи и уборы - замужних женщин ( схема на доске).

-Девушки имели право ходить простоволосыми, т.е. не покрывать голову (5 слайд: девичьи уборы).

Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы –

и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, кокошники, коруны…

-Женский головной убор должен был полностью покрывать голову замужних женщин (6 слайд: женские уборы).

-В южных областях носили кички- шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани - сорокой.

В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название кокошник получил от слова «кокош»- древнего названия петуха и курицы.

-Названия головных уборов женщин перекликаются с именами птиц: «кокош»- это петух и курица, «кичка»- это утка (новые слова на доске).

-Как вы думаете, чем украшали эти головные уборы? (ответы детей)

-Не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчугом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и хранили, передавали по наследству.

-Как вы думаете, какой женский головной убор считается самым распространённым до наших дней? (ответы детей) (6,7 слайд: платок)

Раньше, в Древней Руси, замужняя женщина надевала большой, богато вышитый платок поверх кики или кокошника.

-Существует множество кокошников. (8 слайд: формы кокошников)

На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям. Посмотрите, какие бывают разные формы и украшения головных уборов.


-Скажите, пожалуйста, где мы в жизни встречаемся с кокошниками? (на народных праздниках, в театре, на школьных праздниках, когда нам нужно подготовить карнавальные костюмы: Снегурочки, Зимушки, Весны, Лета, Осени…)


-А теперь рассмотрите, какие варианты кокошников сделали художники для принцесс- красавиц времён года. Угадайте, кто они? (ответы детей)

-Скажите, через какие украшения художник передаёт мотивы зимы? (снежинки, снежные узоры, которые бывают на стекле, тонкий ажурный рисунок, сосульки…)

-Какие средства выразительности использует художник для выражения характера принцессы Зимы? (цвет, линии…) Молодцы!

-А теперь скажите, как художник передаёт через украшения мотивы весны? (солнце, цветки, ручейки…; средства выразительности: цвет, линии…) Молодцы!

-Как художник передаёт через украшения мотивы лета? (солнце, много цветов…; средства выразительности: цвет, линии…) Молодцы!

-Как художник передаёт через украшения мотивы осени? (символ урожая - колосья, осенние листья…; средства выразительности: цвет, линии…, преобладают жёлтый и золотой цвета…) Молодцы!

Формирование практических умений.

Мотивация перед интенсивной работой.

(Звонит телефон)

-Ребята, извините, это срочный звонок.

-Да!

-Верно.

-Мы подумаем, что можно сделать.

-Вы на нас рассчитываете?

-Хорошо! Мы вас не подведём!


-Ребята! Срочно нужна наша помощь двум волшебницам: Прекрасной Фее из страны Любви и Цветов и Морской принцессе из Подводного царства.

Они узнали, что наш урок связан с украшением головных уборов и попросили украсить для них два кокошника. Они приглашены на народный праздник, а кокошников у них нет.

-Ребята, поможем им? (да)


(Класс делится на две команды. На обратной стороне доски прикреплены две формы кокошников. Подготовлены разные украшения, детали разной формы и разных цветов. Команды украшают кокошники под русскую народную музыку)

-Какие красивые у вас получились кокошники! Мне кажется, что они очень понравятся нашим волшебницам.

-Ребята, скажите в нескольких словах, почему именно так украсили кокошники?

(Каждая команда объясняет, в нескольких словах, украшение своего кокошника)

-Молодцы, ребята! Садитесь.


4. Практическое задание:

-Ребята, как вы думаете, какую работу мы будем выполнять сегодня на уроке? (ответы детей)

-Правильно, мы будем украшать кокошники. Вам даны шаблоны кокошников. Выберите принцессу любого времени года и украсьте для неё кокошник, имитируя драгоценные камни, образующие узор (из цветов, листьев, веток, ягод, дождевых капель, снежинок, сосулек …), ленты… А из ваших работ мы сделаем выставку.


5. Подведение итога урока:

Обсуждение выполненных работ детей в форме диалога художников и зрителей.

-Угадайте, для кого украшен головной убор?

-Какой характер у хозяйки этого кокошника?


Самооценка выполненных работ в соответствии с поставленной задачей. (Критерии оценивания работ - аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т.д.)


Что новое открыто и усвоено на уроке.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что больше всего вам понравилось на уроке?

-Всё ли вам удалось в этом задании?

-Что не удалось? Почему?


Домашнее задание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!