Открытый урок по изобразительному искусству во 2 классе.
Тема: «Выражение характера человека через украшение»
Цель: Дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения.
Задачи:
1.Расширить знания детей о головных уборах русского костюма.
2.Развивать навыки работы кистью, творческую активность, художественный вкус.
3.Учить использовать тёплые и холодные оттенки для выражения характера человека.
4.Воспитывать интерес обучающихся к историческому прошлому своего народа.
Задание: Украшение кокошников.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, садитесь!
-Давайте проверим готовность к уроку.
-Правильно ли вы организовали своё рабочее место, чтобы нам удобно было работать.
2. Сообщение темы и цели урока:
Создание проблемной ситуации.
-Что это? (шкатулка)
-Правильно, у меня в руках шкатулка.
Угадайте, что может храниться в ней? (кольца, серьги, бусы …)
-Что это такое? (украшения)
-А кому эти украшения могут принадлежать? (женщине, русской красавице… )
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (об украшениях)
-Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем говорить о женских украшениях и научимся украшать головные уборы (1 слайд).
3. Изучение нового материала:
Формирование художественных знаний.
-Скажите, для чего нужны украшения и для чего люди использовали украшения? (ответы детей)
- Как вы думаете, украшения могут рассказать о человеке? (ответы детей)
-Правильно, украшения бывают разные и они могут многое рассказать о человеке, о своей хозяйке.
-А знаете, что раньше на Руси все украшения имели особое значение!
-Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками (2 слайд: бусы, подвески).
-Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространенными были стеклянные браслеты (3 слайд: браслеты).
-Но особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма (4 слайд: головные уборы).
-Головные уборы были чрезвычайно разнообразны. Но всегда чётко делились на девичьи и уборы - замужних женщин ( схема на доске).
-Девушки имели право ходить простоволосыми, т.е. не покрывать голову (5 слайд: девичьи уборы).
Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы –
и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, кокошники, коруны…
-Женский головной убор должен был полностью покрывать голову замужних женщин (6 слайд: женские уборы).
-В южных областях носили кички- шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани - сорокой.
В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название кокошник получил от слова «кокош»- древнего названия петуха и курицы.
-Названия головных уборов женщин перекликаются с именами птиц: «кокош»- это петух и курица, «кичка»- это утка (новые слова на доске).
-Как вы думаете, чем украшали эти головные уборы? (ответы детей)
-Не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчугом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и хранили, передавали по наследству.
-Как вы думаете, какой женский головной убор считается самым распространённым до наших дней? (ответы детей) (6,7 слайд: платок)
Раньше, в Древней Руси, замужняя женщина надевала большой, богато вышитый платок поверх кики или кокошника.
-Существует множество кокошников. (8 слайд: формы кокошников)
На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям. Посмотрите, какие бывают разные формы и украшения головных уборов.
-Скажите, пожалуйста, где мы в жизни встречаемся с кокошниками? (на народных праздниках, в театре, на школьных праздниках, когда нам нужно подготовить карнавальные костюмы: Снегурочки, Зимушки, Весны, Лета, Осени…)
-А теперь рассмотрите, какие варианты кокошников сделали художники для принцесс- красавиц времён года. Угадайте, кто они? (ответы детей)
-Скажите, через какие украшения художник передаёт мотивы зимы? (снежинки, снежные узоры, которые бывают на стекле, тонкий ажурный рисунок, сосульки…)
-Какие средства выразительности использует художник для выражения характера принцессы Зимы? (цвет, линии…) Молодцы!
-А теперь скажите, как художник передаёт через украшения мотивы весны? (солнце, цветки, ручейки…; средства выразительности: цвет, линии…) Молодцы!
-Как художник передаёт через украшения мотивы лета? (солнце, много цветов…; средства выразительности: цвет, линии…) Молодцы!
-Как художник передаёт через украшения мотивы осени? (символ урожая - колосья, осенние листья…; средства выразительности: цвет, линии…, преобладают жёлтый и золотой цвета…) Молодцы!
Формирование практических умений.
Мотивация перед интенсивной работой.
(Звонит телефон)
-Ребята, извините, это срочный звонок.
-Да!
-Верно.
-Мы подумаем, что можно сделать.
-Вы на нас рассчитываете?
-Хорошо! Мы вас не подведём!
-Ребята! Срочно нужна наша помощь двум волшебницам: Прекрасной Фее из страны Любви и Цветов и Морской принцессе из Подводного царства.
Они узнали, что наш урок связан с украшением головных уборов и попросили украсить для них два кокошника. Они приглашены на народный праздник, а кокошников у них нет.
-Ребята, поможем им? (да)
(Класс делится на две команды. На обратной стороне доски прикреплены две формы кокошников. Подготовлены разные украшения, детали разной формы и разных цветов. Команды украшают кокошники под русскую народную музыку)
-Какие красивые у вас получились кокошники! Мне кажется, что они очень понравятся нашим волшебницам.
-Ребята, скажите в нескольких словах, почему именно так украсили кокошники?
(Каждая команда объясняет, в нескольких словах, украшение своего кокошника)
-Молодцы, ребята! Садитесь.
4. Практическое задание:
-Ребята, как вы думаете, какую работу мы будем выполнять сегодня на уроке? (ответы детей)
-Правильно, мы будем украшать кокошники. Вам даны шаблоны кокошников. Выберите принцессу любого времени года и украсьте для неё кокошник, имитируя драгоценные камни, образующие узор (из цветов, листьев, веток, ягод, дождевых капель, снежинок, сосулек …), ленты… А из ваших работ мы сделаем выставку.
5. Подведение итога урока:
Обсуждение выполненных работ детей в форме диалога художников и зрителей.
-Угадайте, для кого украшен головной убор?
-Какой характер у хозяйки этого кокошника?
Самооценка выполненных работ в соответствии с поставленной задачей. (Критерии оценивания работ - аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т.д.)
Что новое открыто и усвоено на уроке.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что больше всего вам понравилось на уроке?
-Всё ли вам удалось в этом задании?
-Что не удалось? Почему?
Домашнее задание.