Открытый урок.
Подготовила преподаватель МБУ ДО «Южская ДШИ»
Бабурина Мария Андреевна.
Отличительные особенности Египетского орнамента от росписи.
План урока:
Организационный момент -2 мин.
Опрос предыдущей темы-10 мин (викторина)
Новая тема -30 мин
Практическое задание -15 мин
Закрепление (домашняя работа) -5 мин
Тема урока: Роль древнеегипетского орнамента и древнеегипетской росписи в жизни и культуре Египтян.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями Египетского орнамента и росписи.
Задачи:
Образовательная:
-Сформировать представление о Египетском орнаменте.
-Сформировать представление о настенной росписи.
-Выявить характерные мотивы и цветовые сочетания.
-Раскрыть связь орнамента и настенной росписи с природой Египта.
Развивающие:
-Развивать умение анализировать художественные произведения.
- Развивать умение отличать роспись от орнамента.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к истории культуры.
Тип урока: комбинированный.
Материалы: тетрадь по истории искусств, цветные карандаши, формат А4.
Лекция: Роль древнеегипетского орнамента и древнеегипетской росписи в жизни и культуре Египтян.
Орнамент.
Среди предметов культурного наследия различных стран и эпох красота египетского орнамента занимает особое место. Эти самобытные рисунки окутаны множеством мифов и легенд.
В Древнем Египте раньше остальных стран появились геометрические узоры (слайд 2), которые отличались относительной простотой и выстраивались по линейному принципу. Их основными элементами были прямые линии, круги, точки, прямоугольники, конусы. С развитием империи они усложнялись: сначала в орнаментах соединились растительные и животные мотивы (слайд 3-4). Все элементы по-прежнему выстраивались линейно. Изображаемые объекты наделялись религиозным и символическим смыслом, это был основополагающий принцип выбора элементов рисунка. Несмотря на явное совершенствование египетского искусства, орнаментам всех периодов присуще смягчение и округление форм, придание им пластичности. Преобладающие цвета, использовавшиеся в создании узоров, это сине-голубые оттенки, кирпично-красный, желто-золотой, темный зеленый, кремовый и черный цвет. Созданные в этой стране произведения искусства обладали сдержанностью, утонченностью и строгой последовательностью.
Виды орнаментов
Прежде чем углубляться в разнообразие египетских узоров, следует узнать, что собой представляет данный термин. Орнамент - это рисунок, состоящий из одинаковых элементов, которые повторяются или чередуются. Существует два способа их классификации в целом. Они делятся на:
Геометрический, зооморфный, растительный (слайд).
Характер составляющих узор деталей может быть следующим:
Геометрический (слайд 5) - образован простейшими художественными элементами, например, точками, линиями, волнами, кругами, квадратами, зигзагами, спиралями.
Линейно выстроенные узоры из геометрических символов формировали длинные нарисованные ленты. Несмотря на то что они являлись самой примитивной формой рисунков в Древнем Египте, в них уже было отображение окружающего растительного мира. Элементарные геометрические символы образовывали нечто похожее на цветы и деревья.
Растительный (слайд 6), где составляющие рисунка - это растения или их части. Египетские орнаменты с цветами, деревьями и другими растениями были почти так же популярны, как изображения фараонов. Особо актуальным цветком в рисунках считался лотос (слайд) и его лепестки, отождествляющиеся с небесным светилом и его лучами. Лотос символизировал величие природной силы, невинность, здоровье и чистоту помыслов. Цветок лотоса на ночь закрывается и опускается в воду для того, что бы утром вновь распуститься. Лотос - символ возрождения, солнца и творчества. Символ верхнего Египта. Рисунок алоэ, распространенного растения, стойкого к длительной засухе, обозначал жизнь в загробном мире. В египетском орнаменте часто изображались водная лилия, являющаяся символом возрождения; тростник, олицетворяющий Юг и оплодотворение; папирус, название которого означает "дар реки". Почитаемые деревья в египетской символике - это финиковая пальма, тутовое дерево, акация, кокосовая пальма, терновник, сикомора. Все они обозначали начало жизненного цикла.
Анималистический (слайд 8-9) - основными элементами в этом случае являются животные, насекомые, птицы.
Так как жук-скарабей считался священным, его изображение включалось в египетский орнамент чаще всех остальных животных. Он был символом бессмертия, счастья, защитником от болезней и бед. Скарабей - второй по своей известности в орнаменте. Удивительно, что можно было увидеть такого особенного в насекомом, которое постоянно копается в дерьме. Дело с том, что навозный жук, найдя кучу говна, и отвоевав у собратьев хороший кусочек, формирует его в шарик, откладывая яйцо, а затем начинает таскать его за собой до тех пор, покуда шар не затвердеет . Тогда он закапывает его в землю. Там (Внутри шарика) зарождается его потомство. По мнению Египтян, Бог при сотворении мира сделал примерно то же самое. А шарик из навоза - символ солнца. Этого было достаточно, что бы насекомое прировняли с богами. . Другими популярными изображениями были рисунки священной птицы бену, которая олицетворяла воскрешение; змеи, поедающей свой хвост (восстановление справедливости), а также антилопы, рыбы, обезьяны.
В те времена основой грамматики, единственным письменным источником был именно египетский орнамент. Картинки с изображением креста означали жизнь, преклоненные силуэты людей свидетельствовали о вечности (слайд10). Так постепенно рождалась система иероглифов, которая стала в дальнейшем полноценной письменностью. Еще одна вещь, которой придавали немалое значение египтяне – это бесконечность. Символические изображения этого понятия характерны для любого орнамента, так как его мотивы бесконечно повторяются, меняя друг друга. Так египтяне пытались изобразить бесконечность бытия (слайд 11).
Так орнамент в Египте был не просто декором, это были символичные письмена, то есть, каждый элемент орнамента подразумевал в себе скрытый смысл.
Роспись Древнего Египта.(слайд 12)
Роспись в Древнем Египте была неотъемлемой частью архитектуры и чаще всего применялась именно в этой области. Рисунками и иероглифами покрывались залы гробниц фараонов и их приближенных, скульптуры, рельефы, а также различные изделия художественного ремесла. Египетские фрески поражают сочетанием в себе гармоничной композиции, ярко выраженного, отточенного веками египетского стиля и великолепной цветовой гаммой. Они - яркий пример того, как универсальные принципы природы могут быть изображены в образах через метафоры, поэтические сравнения и непосредственно символический язык
Для своих работ древнеегипетские художники использовали стебли растений, расщепленные с одного конца, в качестве кистей, маленькие щеточки из волокон пальмы, стаканчики с водой и раковины или черепки для разведения красок. Темпера Являлась самой красой, которой выполнялись все росписи в Древнем Египте.
Живопись в древнем Египте четко подчинялась существующим канонам, которые устанавливали жрецы. Чаще всего поверхностью для изображений служили отштукатуренные стены и колонны. Все изображения сопровождались иероглифами, объясняющими происходящее на рисунках.(слайд 13)
(слайд14) Перед нанесением рисунка стену строго расчерчивали сеткой высотой в 18 квадратов (более новые изображения в 21 квадрат). Для этого художники использовали веревку, смоченную в красной краске. Контуры так же рисовали красным, после чего главный художник с помощью черного цвета делал исправления.
Цветовая гамма Древнего Египта целостна. В ней нет явного предпочтения одному или нескольким цветам - каждый имеет свою функцию, свое предназначение. Символика каждого из них многогранна и раскрывает его значение с разных сторон:
Белый цвет являлся знаком чистоты, святости и символизировал душу человека.
Черный для египтян не был противоположностью белому, а являлся обозначением тайн мироздания, невыразимых земными средствами.
Зеленый являлся символом мира, добра и блага, созданного Богом на земле.
Красный цвет означал как жизненную энергию и силу, так и разрушение с опасностью.
Желтый (золотой) цвет ассоциировался со светом, сиянием звезд и вечностью.
Синий - был цветом небес, космического пространства.
С голубым цветом ассоциировался воздух и вода, это символ небесного благословения, причастия.
Бирюзовый был любимым цветом египтян и говорил о вечной молодости, о причастности к небесному источнику вдохновения, о силе любви.
(Слайд 15-16)
Что изображалось в росписи Египта?
(слайд 18) Бог Анубис, страж «Священной Страны Запада», всегда изображался в виде черной собаки. Он хранитель таинств и мистерий, доступных лишь прошедшим испытания. Анубис, покровитель и защитник мертвых, встречает души умерших у дверей загробного царства и помогает им не сбиться с пути, ведет их на суд Осириса. Анубис взвешивает сердце усопшего, чтобы выяснить, будет ли оно таким же легким, как перо богини Справедливости — Маат.
(слайд 19) Ба, душа человека, изображалась в виде ласточки с бирюзовыми крыльями, что указывало на способность души вновь и вновь становиться молодой и сильной, поднимаясь к небу. Бирюза и ее символический заменитель — голубой египетский фаянс говорили о вечной молодости, о причастности к небесному источнику вдохновения, о силе любви, которая, наполняя душу, дает ей крылья, возрождает.
( слайд 20) С голубым цветом ассоциируются воздух и вода. В египетской мифологии это два первичных элемента, благодаря которым рождается жизнь. В росписях гробниц часто можно встретить изображение человека, пьющего из источника, или струи воды, ниспадающие с небес. Вода освобождает душу от оцепенения, очищает ее и дает ей новое рождение. Вода и воздух могли символически изображаться как Анкх — ключ жизни. В церемонии отверзания уст Хор держит голубой Анкх у носа фараона, открывая ему дыхание жизни. Струи воды могли быть представлены «льющимися» Анкхами. Голубой цвет — символ небесного благословения, причастия.
Сделаем вывод и перечислим особенности изображения росписи. (слайд 23)
Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости горизонтальные пояса).
Композиционная организация сцен (внутри поясов) на основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н. мотивах шествия, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами.
Разномасштабность фигур. Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции, то его, как, впрочем, и богов, изображали в больших размерах, чем все остальные фигуры.
Изображение человека - принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз - в фас. Избирались самые четкие, ясно читаемые аспекты, органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.
Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их вертикального расположения: то, что находится дальше, изображается на плоскости выше.
Единство изображений и иероглифических надписей.
Практическое задание.
Выполнение :
Выполнить зарисовку орнамента.( зооморфный, растительный, геометрический)
Закрепление
Релаксация, о чем узнали на уроке.
Домашнее задание.