СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Отличительные особенности работы с детьми имеющих одаренность к иностранным языкам».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работать с детьми - это наше призвание...., а когда открываешь талант у ребенка и помогаешь ему его развивать,это результат нашей работы.

Просмотр содержимого документа
««Отличительные особенности работы с детьми имеющих одаренность к иностранным языкам».»

Васильева Ирина Михайловна, учитель английского языка

МБОУ «Усть-Ишимский лицей «Альфа», с. Усть-Ишим, Омской области.

Данный материал предназначен в помощь педагогам, которые работают с детьми проявляющих повышенный интерес к изучению иностранного языка.


Статья «Отличительные особенности работы с детьми имеющих одаренность к иностранным языкам».

          В учебной деятельности одаренность детей отличается тем, что ребята хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и  к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.

    Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они  читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как  можно больше.

     При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям, а любознательность в познавательную потребность.

Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация.

Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом для детей с одаренностью. Поэтому с этими ребятами надо работать и   по индивидуальной программе.

Моя задача, как педагога  - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности  и потребности были реализованы.

Принципы работы:

- дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуальной программы развития одаренности ребенка);

-максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

-обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство);

-возрастания роли внеурочной деятельности через кружки, спецкурсы, факультативы;

-усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

-создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

 

Работая по данному направлению, я определила для себя цели, задачи, и содержание работы, а так же составила для себя  перспективный план работы.

Цели и задачи работы с одаренными детьми:

Цель:

-выявление детей с одаренностью;

-повышение качества образования;

-создание условий для оптимального развития и поддержки детей с одаренностью.

 Задачи:

-знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

-проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

-предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу;

-развитие познавательных интересов, творческих и мыслительных способностей учащихся.


Содержание работы:

-изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренностью детей;

-создание банка данных (отбора) детей с одаренностью в лицее, в области английского языка;

-самообразование, саморазвитие педагога; (регулярно)

-обеспечение учащихся развивающими материалами, аудио и видеоматериалами; (регулярно)

-создание плана работы с детьми (в начале учебного года).

 

                 План работы:  

-выполнение упражнений из дополнительного материала и по дидактическим карточкам;

-выполнение фонетических, лексических, грамматических упражнений в игровой форме;

-выполнение творческих проектов;

-знакомство с английской культурой, литературой, жизнедеятельностью английских и американских писателей;

-подготовка учащихся  к школьным, районным олимпиадам по английскому языку (мною разработана программа для подготовки ребят к участию в предметной олимпиаде);

-подготовка и участие в дистанционных  олимпиадах;

-проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов;

-составление кроссвордов, сканвордов, ребусов;

-создание языкового портфолио ученика;

-подготовка  к итоговой  аттестации (сдаче ЕГЭ, экзамена)

 

          Образец языкового портфеля.

Языковой портфель (или Портфолио) позволяет ученикам отслеживать прогресс в изучении иностранного языка, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой языковой уровень. Также показывает то, что ученик уже знает и умеет делать на иностранном языке и то, что хотелось бы ему изучать. Они могут быть полезны для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии, путешествиях и новых знакомствах в будущем.

                    Стратегия работы.

Выявление детей с одаренностью должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с способными учащимися, их поиск, выявление - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. В среднем и старшем звене должно происходить развитие, совершенствование способностей учащихся.

Условия успешной работы:

-осознание важности этой работы и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

-создание и постоянное совершенствование методической системы работы;

-работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий;

-требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах;

-Я считаю,  что бы быть успешным в работе по этому направлению,

учитель должен быть:

-увлечен своим делом;

-способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

-профессионально грамотным;

-интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

-проводником передовых педагогических технологий;

-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

Формы работы с учащимися:

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

-кружок;

-конкурсы;

-интеллектуальный марафон;

-участие в олимпиадах;

-работа по индивидуальным планам;

-научно-исследовательские конференции.

- использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно-ориентированного и компетентностного подходов в обучении).

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с детьми – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом (подготовки к олимпиадам, конкурсам, проектам, исследовательским работам).

План индивидуальных занятий с ребёнком:

-определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

-выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени;

Ребенку предоставить:

-название темы,

-план изучения темы,

-основные вопросы,

-понятия и термины, которые он должен усвоить,

-список необходимой литературы,

-формы контроля,

-задания для самопроверки.

Рекомендовать: (если ребёнок не очень загружен по другим предметам) для анализа результатов работы оформить таблицу:

-предмет (английский язык)

-дата и время консультаций

-главные рассматриваемые вопросы

-время работы с темой по программе

-фактически затраченное время

-дополнительные вопросы, не предусмотренные программой

-невыясненные вопросы

 

Говоря о формах работы с одаренностью детей, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися можно разделить на две формы - урочную и внеурочную.

 

Урочные формы деятельности.

На мой взгляд, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями учащихся. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению иностранного языка. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

    Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета).

 

     Методическая тема, взятая мною для изучения «Активизация учебной деятельности при обучении иностранному языку через дифференциацию и индивидуализацию». Такая тема была выбрана мной не случайно. Использование такой технологии позволяет развивать навыки и умения каждого ученика при разной степени обучаемости и реализовать в полной мере творческий потенциал без перегрузок.

 

Дифференциация и индивидуализация:

-На своих уроках я использую:

-разно уровневые задания;

-индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков;

-Мною разработаны разно уровневые тесты по страноведению, грамматике.

-учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков;

- детям с одаренностью даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке;

-работа с одарённостью детей ведётся  на конструктивном и творческом уровнях.

 

Задания повышенной трудности для сильных учеников:

При подготовке к уроку продумываю различные дополнительные задания для учащихся, которые намного быстрее "схватывают" материал. Также организую дополнительные стимулирующие (для "сильных") и поддерживающие (для "слабых") занятия. Для таких занятий разрабатываю задания, которые направлены на углубление и совершенствование материала, пройденного на уроке.

 «Сильные»  дети могут в рамках урока проводить либо некие “веселые минутки”. Либо по конкретному тематическому заданию вместе с учителем составлять, а потом в классе проводить викторины, конкурсы. При этом обратите внимание! Наш опережающий ученик не выставляет себя, не противопоставляет себя классу, а работает на него.

Например: ученик получил от учителя  задание сделать доклад об одной из стран изучаемого языка, проработал массу  литературы и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли учителя, ученик и сам получает очень много информации для себя.

   Мне очень важно оказать доверие своим ученикам. С этой целью последний урок в конце четверти можно  иногда проводить ученикам, которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение пропусков в предложениях словами или фразами (5 – 6 классы) и т. д.

   Так же применяю лексико-грамматические упражнения, развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически мыслить:

а) перефразировать предложение;

б) найти ошибку в предложении;

в) заменить подчёркнутое слово на нужное по смыслу;

г) расставить фразы в диалоге в нужном порядке.

   На старшем этапе обучения успешно использовать технологию дебатов и дискуссий, мини-конференции. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. Одарённые дети креативны. Учитель может использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям;  

рассказать, как бы ты повёл себя в экстремальной ситуации и т.д.). На старшем этапе обучения можно предложить такие задания:

  -дана ситуация, которая не завершена, придумай окончание рассказа;

  -дана пословица, нужно придумать рассказ, в котором эта пословица служит моралью или логическим выводом всего рассказа.

   Дети с одаренностью – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать.

            Работая по принципу "Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки и другие («Использование ребусов, кроссвордов, головоломок и другое»- моя методическая тема, над которой работала несколько лет).  Так как детей с одаренностью отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга.

 

      Есть мнение, что с одарёнными детьми нужно очень много заниматься дополнительно после уроков. Я в корне не согласна. Детей с одаренностью нужно направлять,  давать им пищу для ума, учить добывать информацию, учить работать по различным алгоритмам, а не нянчиться с ними.  Я считаю, что учитель должен строить свой урок так, чтобы на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке, максимально использовать наглядность и ТСО, дифференцированно подойти к каждому ученику на уроке, а не сидеть  в после урочное время, объясняя этот же самый материал бесконечное количество раз.

В после урочное время я занимаюсь с учащимися только в том случае, если мне нужно дать какую- либо дополнительную информацию по данной теме или объяснив новый материал, я не успела опросить всех учащихся, как это было у меня запланировано. (если группа большая или класс не делится). А так же если ребёнок пропустил уроки по уважительной причине.

 

Внеурочная деятельность, развитие познавательного интереса к изучению иностранного языка.

   Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренности являются факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:

-проведение предметной недели иностранного языка;

-проведение олимпиад по иностранным языкам;

-система факультативных и кружковых занятий; 

-выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке;

-проведение КВН, марафонов знаний, интеллектуальных игр по страноведению,

оформляем различные стенды  творческих работ на английском языке (в рамках проведения предметных недель).


При работе с одаренными учащимися я  используют массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ  ГИА. При появлении трудностей у детей при выполнении заданий объясняю, даю подобные задания, многовариантные.

Много внимания уделяю написанию письма, эссе. (Как на уроке, так и во внеурочное время)

    Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для  успешного развития личности. В настоящее время активно использую  ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.

Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна.

- извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка;

- тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции;

- знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран.

   Мной были разработаны программы для внеклассных занятий для изучения английского языка. Так же я работаю над составлением различных методических и дидактических разработок.

   Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией. Тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера. Ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями, великими путешественникам и т.д.

    Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованно, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.

    Моя  инновационная деятельность, апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения, включая информационно - коммуникационные технологии, оказывает положительное воздействие на результаты моих учеников.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!