СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока: «Отношение организмов в сообществе»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Образовательные: 
  • познакомить обучающихся с различными типами отношений между живыми организмами, привести примеры приспособлений к совместному существованию;
  • выявить общие черты в строении одноклеточных растений, грибов и животных, а также отличия между ними.
  1. Развивающие: 
  • развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
  1. Воспитательные: 
  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
  • продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока: «Отношение организмов в сообществе»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 5 КЛАССЕ _________________

  1. Тема урока – «Отношение организмов в сообществе»

  2. Цель: формирование представлений о различных типах отношений между организмами и приспособлениях к совместному обитанию в природном сообществе.

  3. Задачи:

  1. Образовательные: 

  • познакомить обучающихся с различными типами отношений между живыми организмами, привести примеры приспособлений к совместному существованию;

  • выявить общие черты в строении одноклеточных растений, грибов и животных, а также отличия между ними.

  1. Развивающие: 

  • развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

  1. Воспитательные: 

  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

  • продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

  1. Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – знать типы и значение для существования сообщества взаимоотношений между организмами: хищник—жертва, паразит—хозяин, конкурентные отношения; ваимовыгодные отношения (симбиоз), нейтральные отношения..

  • метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний, умения работать согласно инструкции; преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

  1. УУД:

  • Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

  • Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

  • Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

  • Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

  1. Основные понятия: конкуренция, хищничество, паразитизм, взаимовыгодные отношения, типы взаимоотношений, нейтрализм.

  2. Тип урока: комбинированный урок.

  3. План изучения нового материала:

  • Организационный этап.

  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Актуализация знаний.

  • Первичное усвоение новых знаний

  • Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Рефлексия (подведение итогов урока).

  1. Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал.

  2. Домашнее задание: §12 – читать, письменно ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 35), подготовить сообщения-презентации на тему «Одноклеточные организмы»


Этап урока и цель

Содержание (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.


Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.








Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные: слушают учителя.

Регулятивная:

самостоятельно организовывают свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу.

Актуализация знаний

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Предлагает прочитать рассказ (текст,приложение 1) Сладкова Н.Н. “Арифметика леса”.


2. Задает вопросы:

– О представителях, каких царств идет речь в данном рассказе? 
– Как связаны животные, растения в природном сообществе? 
– Организмы, каких царств не упомянуты в данном тексте? 
– Какую роль выполняют растения, животные, грибы, бактерии в природном сообществе?
– Как называются биологические науки, изучающие растения, животных, грибы, бактерии?
– Возможно ли длительное существование природного сообщества при отсутствии в нем представителей какого-либо царства? Почему?

Читают текст, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, роль растений, животных, грибов, бактерий в природном сообществе. Отмечают связи между различными организмами в природном сообществе (лесном), называют науки ботанику, зоологию, микологию, бактериологию..


Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока

На слайде изображена иллюстрация к сказке.

Учитель:

1. К какой сказке относится данная иллюстрация?



В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились:
лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать?



Итак, тема нашего урока 



Демонстрирует рисунки (Рисунок 12).

2. – При каких условиях возникают конкурентные отношения между организмами. 
– Какие изменения в отношениях между хищниками мы часто наблюдаем при их содержании в домашних условиях, по сравнению с отношениями в природном сообществе?
– Можно ли считать избегание конкурентных отношений между хищными животными обитающих совместно в домашних условиях результатом вмешательства человека? Почему? Какие условия изменяет человек для избегания конкуренции этих животных (рисунок 2)?
– Можно ли назвать взаимоотношения человек – собака, человек – кошка взаимовыгодными?

3. Учитель демонстрирует рисунок 3.

– Я предполагаю, что отношения паразит-хозяин существуют только в естественных природных сообществах. Среди живых организмов, обитающих на одной территории с человеком, эти отношения не встречаются. Так ли это?

– Что необходимо знать об отношениях паразит-хозяин, чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу?
– Где найти эти знания?
– Какие меры профилактики и гигиены нужно соблюдать, чтобы избежать заражения паразитами? Почему вы так думаете?
– Какую роль в природном сообществе играют паразиты?



Какую цель мы можем сформулировать?












Называют тему урока “Взаимоотношения организмов в сообществе”.


Отвечают на вопросы учителя.




































Называют цель и задачи урока

Познавательные:

устанавливать закономерности, строить рассуждения; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; формулировать проблему; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.


Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке; самостоятельно формулировать тему и цели урока; принимать и сохранять учебную цель и задачи; высказывать своё предположение на основе работы с выданным материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу.


Коммуникативные:

воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свое предположение; сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Первичное усвоение новых знаний

Цель: обеспечить восприятие, осмысление учащимися изучаемого материала; создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Деятельность учителя

1. Формирует группы.

2. Раздает текст (материал Приложения 2).
3. Раздает инструкции к групповой работе.


Учащиеся деляться на группы. Каждая группа для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение 2.)



Самостоятельно работают с приложением и учебником.


Познавательные:

формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; соотносить информацию, представленную в разных формах; извлекать необходимую информацию из текста; ориентироваться в учебнике; сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; структурировать учебный материал, выделять в нем главное.


Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.


Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия; работать по плану.

Первичная проверка понимания

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала; первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению).

1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира оценить вклад товарищей по команде в процессе выполнения задания.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

– Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.
– Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.
– Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового.

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение творческих заданий, их дополнение; рефлексия деятельности в группе.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.


Коммуникативные:

высказывать суждения по результатам сравнения; аргументировать свое мнение.


Познавательные:

ориентироваться в содержании предмета; использовать информацию для решения учебной задачи; систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое; структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний

Цель: выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания.

Микро-проект (моделирование): ученики, работая в группах, «заселяют» сообщество живыми организмами. Условие-сообщество должно быть жизнеспособным.

Учащиеся выполняют задание в группах, предварительно выбрав капитана: с помощью набора иллюстраций живых организмов делают аппликацию (либо рисуют) -сообщество живых организмов, дают ему название, стрелками указывают взаимосвязи между организмами (типы взаимоотношений) в сообществе.


-Отвечают на вопрос: почему естественные сообщества (лес, луг, болото, степь) способны к длительному и устойчивому существованию.


-Защита проекта: командир от лица команды

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в форме аппликации или рисунка; осуществлять работу в группе.


Познавательные:

использовать новую информацию для решения учебных заданий; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи; обобщать на уровне формулирования правила, закона;


Регулятивные

ориентироваться в содержании предмета; самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

  1. §12 – читать, стр.34-35.

  2. Устно ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 35).

  3. Сочинить и написать экологическую сказку о взаимоотношениях организмов в природе (по желанию).

Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).

Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Прием «3-2-1»

На вопросы учитель будет отвечать в начале следующего урока

Каждому ученику на листочке - стикере необходимо написать:

3 самых важных момента, о которых узнал

2 действия, которые научился выполнять

1 вопрос, который появился по ходу урока.



Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли; рефлексия своих действий


Регулятивные:

выделять и осознавать, качество и уровень усвоение.


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1.

Арифметика леса

В лесу свой особый счет, своя лесная арифметика. Особые лесные правила сложения и вычитания. Не всегда там 1+1 будет 2, а дважды два – четыре. Сложились тетерев с тетеревятником и получилось не два, а всего единица: съел ястреб лесного петушка (отношения хищник-жертва).

Сложили зайца с лисицей, для смеха рысь к ним прибавили – и получили не три, а только рысь одну, правда, сытую. Сложился на снегу след сороки со следом мыши, а вышел ноль: сорока схватила мышь и улетела бесследно (отношения хищник-жертва).

Разделили двадцать короедов на двух пестрых дятлов – не десять вышло, а палочка без ноля: сильный дятел прогнал слабого (конкурентные отношения), а короедов всех сам съел (отношения хищник-жертва)!

Прибавила кукушка в чужое гнездо с четырьмя яичками одно свое – должно пять птенчиков вылупиться, а вылупился один кукушонок. И сразу же оставшиеся яички выбросил из гнезда (гнездовой паразитизм)!

Не вздумайте отнимать у рябин рябинников или у кедров – кедровок: рябинники и кедровки разносят по лесу семена рябины и орешки кедров (взаимовыгодные отношения). Нельзя в лесу отнимать и складывать, как придется, умножать и делить, как вздумается. В лесу все так одно к другому подогнано, что не добавить и не убавить, не умножить и не разделить!

Отнимешь у леса белок – останешься без куниц. Умножишь куниц – и будешь без белок. Отнимешь, разделишь не так – и ни пуха тебе, ни пера, ни хвоста, ни чешуйки!


Приложение 2


В природном сообществе организмы разных видов вступают в самые различные взаимодействия друг с другом. Благодаря этому естественные сообщества длительно и устойчиво существуют.

В лесу или на лугу дольше света получают те растения, которые выше. Стремясь к свету, растения вступают друг с другом в соревнование: кто быстрее вырастет и окажется в условиях лучшего освещения. Животные тоже соревнуются за один вид пищи, убежища, места обитания. Такой тип отношений, при которым организмы соревнуются за обладание одними и теми же ресурсами, называется конкуренцией.

В полях между сорными и культурными растениями происходит конкуренция за свет. Влагу и минеральные вещества. Выпалывая сорные растения, человек помогает культурным растениям одерживать победу в конкуренции. Если поля и огороды не пропалывать, они зарастают, и урожаи резко падают.

Острые загнутые клюв и когти, клыки, отличное зрение, стремительный полет и быстрый бег помогают хищникам схватить свою жертву. Жертвы тоже обдают огромным арсеналом приспособлений, позволяющих уберечься от хищников: зайцы путают следы, утки затаиваются среди водной растительности, многие животные шипят, раздуваются, принимают устрашающие позы. Таким образом, у хищников и жертв формируются взаимные приспособления, которые поддерживают необходимое сообществу равновесие численности организмов обоих видов.

Паразиты используют другой организм как среду обитания в течение длительного времени. Они приносят вред организму хозяина, ослабляя его. Иногда паразитические бактерии, грибы, животные приводят организм хозяина к гибели. Отношения паразит-хозяин регулируют численность видов в сообществе. А личинки кровососущих насекомых – паразитов являются важным пищевым звеном в пищевой цепи.

В процессе длительного существования в одном сообществе складываются также и взаимовыгодные отношения. Они возникают между растениями и животными, растениями и грибами, растениями, животными и микроорганизмами. На шерсти ленивца могут селиться некоторые виды зеленых водорослей. Водоросли используют шерсть этого животного как среду обитания. А шерсть ленивца, благодаря водорослям, приобретает зеленоватую окраску, и среди листвы он становится незаметным для хищников.

Инструкция (общая часть для всех групп)

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
2. Прочитайте текст.
3. Составьте план текста.

1-я группа.

– Сформулируйте и запишите определение “Конкуренция – это…”.

Пользуясь описанием конкурентных отношений, предложите схему конкурирующих организмов и ресурсы за которые они вступают в борьбу.

2-я группа.

– Охарактеризуйте различные виды приспособлений, которыми обладают хищники. Изобразите эти приспособления в виде предупреждающих знаков для жертв.

– Составьте таблицу взаимовыгодных отношений между растениями и животными.

3-я группа.

– Заполните схему.

Значение паразитов в природном сообществе.

+”

-





– Охарактеризуйте различные виды приспособлений, которыми обладают жертвы. Изобразите эти приспособления в виде предупреждающих знаков для хищников.


Рис.1.


Рис.2.
















Рис. 3.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!