Этап урока и цель | Содержание (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников. | Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.
| Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательные: слушают учителя. Регулятивная: самостоятельно организовывают свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу. |
Актуализация знаний Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | Предлагает прочитать рассказ (текст,приложение 1) Сладкова Н.Н. “Арифметика леса”. 2. Задает вопросы: – О представителях, каких царств идет речь в данном рассказе? – Как связаны животные, растения в природном сообществе? – Организмы, каких царств не упомянуты в данном тексте? – Какую роль выполняют растения, животные, грибы, бактерии в природном сообществе? – Как называются биологические науки, изучающие растения, животных, грибы, бактерии? – Возможно ли длительное существование природного сообщества при отсутствии в нем представителей какого-либо царства? Почему? | Читают текст, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, роль растений, животных, грибов, бактерий в природном сообществе. Отмечают связи между различными организмами в природном сообществе (лесном), называют науки ботанику, зоологию, микологию, бактериологию.. | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока | На слайде изображена иллюстрация к сказке. Учитель: 1. К какой сказке относится данная иллюстрация?
В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились: лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать?
Итак, тема нашего урока
Демонстрирует рисунки (Рисунок 1, 2). 2. – При каких условиях возникают конкурентные отношения между организмами. – Какие изменения в отношениях между хищниками мы часто наблюдаем при их содержании в домашних условиях, по сравнению с отношениями в природном сообществе? – Можно ли считать избегание конкурентных отношений между хищными животными обитающих совместно в домашних условиях результатом вмешательства человека? Почему? Какие условия изменяет человек для избегания конкуренции этих животных (рисунок 2)? – Можно ли назвать взаимоотношения человек – собака, человек – кошка взаимовыгодными? 3. Учитель демонстрирует рисунок 3. – Я предполагаю, что отношения паразит-хозяин существуют только в естественных природных сообществах. Среди живых организмов, обитающих на одной территории с человеком, эти отношения не встречаются. Так ли это? – Что необходимо знать об отношениях паразит-хозяин, чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу? – Где найти эти знания? – Какие меры профилактики и гигиены нужно соблюдать, чтобы избежать заражения паразитами? Почему вы так думаете? – Какую роль в природном сообществе играют паразиты?
Какую цель мы можем сформулировать? | Называют тему урока “Взаимоотношения организмов в сообществе”. Отвечают на вопросы учителя. Называют цель и задачи урока | Познавательные: устанавливать закономерности, строить рассуждения; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; формулировать проблему; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке; самостоятельно формулировать тему и цели урока; принимать и сохранять учебную цель и задачи; высказывать своё предположение на основе работы с выданным материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свое предположение; сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. |
Первичное усвоение новых знаний Цель: обеспечить восприятие, осмысление учащимися изучаемого материала; создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Деятельность учителя 1. Формирует группы. 2. Раздает текст (материал Приложения 2). 3. Раздает инструкции к групповой работе. | Учащиеся деляться на группы. Каждая группа для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение 2.) Самостоятельно работают с приложением и учебником. | Познавательные: формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; соотносить информацию, представленную в разных формах; извлекать необходимую информацию из текста; ориентироваться в учебнике; сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия; работать по плану. |
Первичная проверка понимания Цель: установить правильность и осознанность изученного материала; первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению). | 1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира оценить вклад товарищей по команде в процессе выполнения задания. 2. Проводит рефлексию деятельности в группах. – Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. – Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. – Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового. | Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение творческих заданий, их дополнение; рефлексия деятельности в группе. | Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: высказывать суждения по результатам сравнения; аргументировать свое мнение. Познавательные: ориентироваться в содержании предмета; использовать информацию для решения учебной задачи; систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое; структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний Цель: выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания. | Микро-проект (моделирование): ученики, работая в группах, «заселяют» сообщество живыми организмами. Условие-сообщество должно быть жизнеспособным. | Учащиеся выполняют задание в группах, предварительно выбрав капитана: с помощью набора иллюстраций живых организмов делают аппликацию (либо рисуют) -сообщество живых организмов, дают ему название, стрелками указывают взаимосвязи между организмами (типы взаимоотношений) в сообществе. -Отвечают на вопрос: почему естественные сообщества (лес, луг, болото, степь) способны к длительному и устойчивому существованию. -Защита проекта: командир от лица команды | Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в форме аппликации или рисунка; осуществлять работу в группе. Познавательные: использовать новую информацию для решения учебных заданий; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи; обобщать на уровне формулирования правила, закона; Регулятивные ориентироваться в содержании предмета; самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | §12 – читать, стр.34-35. Устно ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 35). Сочинить и написать экологическую сказку о взаимоотношениях организмов в природе (по желанию). | Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах). |
Рефлексия (подведение итогов урока) Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Прием «3-2-1» На вопросы учитель будет отвечать в начале следующего урока | Каждому ученику на листочке - стикере необходимо написать: 3 самых важных момента, о которых узнал 2 действия, которые научился выполнять 1 вопрос, который появился по ходу урока. | Коммуникативные: уметь выражать свои мысли; рефлексия своих действий Регулятивные: выделять и осознавать, качество и уровень усвоение. |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
В лесу свой особый счет, своя лесная арифметика. Особые лесные правила сложения и вычитания. Не всегда там 1+1 будет 2, а дважды два – четыре. Сложились тетерев с тетеревятником и получилось не два, а всего единица: съел ястреб лесного петушка (отношения хищник-жертва).
Сложили зайца с лисицей, для смеха рысь к ним прибавили – и получили не три, а только рысь одну, правда, сытую. Сложился на снегу след сороки со следом мыши, а вышел ноль: сорока схватила мышь и улетела бесследно (отношения хищник-жертва).
Разделили двадцать короедов на двух пестрых дятлов – не десять вышло, а палочка без ноля: сильный дятел прогнал слабого (конкурентные отношения), а короедов всех сам съел (отношения хищник-жертва)!
Прибавила кукушка в чужое гнездо с четырьмя яичками одно свое – должно пять птенчиков вылупиться, а вылупился один кукушонок. И сразу же оставшиеся яички выбросил из гнезда (гнездовой паразитизм)!
Не вздумайте отнимать у рябин рябинников или у кедров – кедровок: рябинники и кедровки разносят по лесу семена рябины и орешки кедров (взаимовыгодные отношения). Нельзя в лесу отнимать и складывать, как придется, умножать и делить, как вздумается. В лесу все так одно к другому подогнано, что не добавить и не убавить, не умножить и не разделить!
Отнимешь у леса белок – останешься без куниц. Умножишь куниц – и будешь без белок. Отнимешь, разделишь не так – и ни пуха тебе, ни пера, ни хвоста, ни чешуйки!
В природном сообществе организмы разных видов вступают в самые различные взаимодействия друг с другом. Благодаря этому естественные сообщества длительно и устойчиво существуют.
В лесу или на лугу дольше света получают те растения, которые выше. Стремясь к свету, растения вступают друг с другом в соревнование: кто быстрее вырастет и окажется в условиях лучшего освещения. Животные тоже соревнуются за один вид пищи, убежища, места обитания. Такой тип отношений, при которым организмы соревнуются за обладание одними и теми же ресурсами, называется конкуренцией.
В полях между сорными и культурными растениями происходит конкуренция за свет. Влагу и минеральные вещества. Выпалывая сорные растения, человек помогает культурным растениям одерживать победу в конкуренции. Если поля и огороды не пропалывать, они зарастают, и урожаи резко падают.
Острые загнутые клюв и когти, клыки, отличное зрение, стремительный полет и быстрый бег помогают хищникам схватить свою жертву. Жертвы тоже обдают огромным арсеналом приспособлений, позволяющих уберечься от хищников: зайцы путают следы, утки затаиваются среди водной растительности, многие животные шипят, раздуваются, принимают устрашающие позы. Таким образом, у хищников и жертв формируются взаимные приспособления, которые поддерживают необходимое сообществу равновесие численности организмов обоих видов.
Паразиты используют другой организм как среду обитания в течение длительного времени. Они приносят вред организму хозяина, ослабляя его. Иногда паразитические бактерии, грибы, животные приводят организм хозяина к гибели. Отношения паразит-хозяин регулируют численность видов в сообществе. А личинки кровососущих насекомых – паразитов являются важным пищевым звеном в пищевой цепи.
В процессе длительного существования в одном сообществе складываются также и взаимовыгодные отношения. Они возникают между растениями и животными, растениями и грибами, растениями, животными и микроорганизмами. На шерсти ленивца могут селиться некоторые виды зеленых водорослей. Водоросли используют шерсть этого животного как среду обитания. А шерсть ленивца, благодаря водорослям, приобретает зеленоватую окраску, и среди листвы он становится незаметным для хищников.
1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
2. Прочитайте текст.
3. Составьте план текста.
– Сформулируйте и запишите определение “Конкуренция – это…”.
Пользуясь описанием конкурентных отношений, предложите схему конкурирующих организмов и ресурсы за которые они вступают в борьбу.
– Охарактеризуйте различные виды приспособлений, которыми обладают хищники. Изобразите эти приспособления в виде предупреждающих знаков для жертв.
– Составьте таблицу взаимовыгодных отношений между растениями и животными.
– Заполните схему.
Значение паразитов в природном сообществе.
– Охарактеризуйте различные виды приспособлений, которыми обладают жертвы. Изобразите эти приспособления в виде предупреждающих знаков для хищников.