СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отношение в исламе к изображению Бога, человека, животного

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отношение в исламе к изображению Бога, человека, животного

Просмотр содержимого документа
«Отношение в исламе к изображению Бога, человека, животного»

Для судеб изобразительного искусства в арабских странах, как и в странах Среднего Востока, имела значение иконоборческая тенденция ислама. Ислам отрицал возможность изображения божества. В Коране кумиры (вероятно, изображения древних племенных богов) названы наваждением сатаны. В культовых Зданиях не разрешалось помещать изображения людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Но первоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа, сформулированного в качестве религиозного закона. Только позднее, вероятно в 9—10 вв., иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. История показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток на развитие отдельных видов искусства, соблюдались далеко не всегда и не всюду. Они имели значение и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления религиозной реакции.

Основатель ислама — Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммада арабам были известны монотеистические религии — иудаизм и христианство (последнее — преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофиситство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612 годах началась религиозная проповедь Мухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. После переселения в 622 с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

Допустимость изображения Мухаммеда, пророка религии ислам, всегда была и продолжает оставаться объектом споров в истории этой религии. Устные и письменные описания разрешены всеми течениями ислама, но по поводу допустимости рисованных изображений общего мнения нет[1][2]. В Коране нет прямого запрета на изображения Мухаммеда, но в нескольких хадисах прямо говорится о запрете на[уточнить] изображение.

Один из самых ранних источников, книга Ибн Сад аль-Багдади Китаб ат-Табакат аль-Кабир, приводит множество словесных описаний Мухаммеда. Одно из них, приписываемое Али ибн Абу Талибу, сообщает, что он был среднего роста, с тёмными волнистыми волосами и длинными ресницами, близко растущими бровями, блестящим лбом, крупным черепом, красноватой кожей, широкими плечами и мясистыми ногами и ладонями. От шеи до пупка у него росли волосы[24].

Атар Хусейн приводит другое описание в книге «Послание Мухамеда». Согласно Хусейну, Мухамед был чуть выше среднего роста, крепкого телосложения и мускулист. У него были длинные пальцы, длинные волнистые волосы и густая борода, в которой на момент смерти было 17 седых волосков. Мухаммед описывается как очень привлекательный. Он ходил в быстром темпе, с тростью, и всегда старался быть занятым. Не говорил понапрасну, всегда по делу, не был эмоционален. Обычно носил чистые рубаху, штаны, шарф на плечах и тюрбан[25].

Со времён Османской империи описания Мухаммеда каллиграфически выписывали в хильи, обычно в обрамлении сложных узоров. Зачастую хильи включали в муракки и книги, а также помещали в рамки и украшали ими дома[26]. Традицию создавать хильи создал османский каллиграф Хафиз Осман[en]. В хильях никогда не содержится изображений Пророка, даже стилизованных и символических[27][28].



Каллиграфические изображения[править | править вики-текст]

Наиболее часто встречающаяся в исламском искусстве форма изображения Мухаммеда — каллиграфическое написание его имени, разновидность монограммы круглой формы, зачастую в декорированной рамке. В подавляющем большинстве случаев изображается на арабском языке, может включать повторяющиеся формы, гоноративы, благословения и другие фразы, а также их сокращения. Встречаются также амбиграммы и частые отсылки к розе, символу Мухаммеда.

Наиболее сложные варианты исполнения связаны с исламской традицией записи имён Аллаха и к оттоманским нерелигиозным туграм.



Коран не рекомендует этого делать в связи с тем, что человек начинает поклоняться не Аллаху, а животным и людям. Так, изображение животных будит в нас животные инстинкты: на гербах, майках, в виде наколок на теле — все это попытка перенять их качества. А изображение людей /особенно, обнаженных тел/ заставляет забывать о Боге и провоцирует безумие.

Меж тем, рисунки природы успокаивают, и увеличивают восхищение ее Творцом.

Есть много примеров, когда картины людей и животных вызывали психические отклонения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!