Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.
В последние десятилетия в литературе мощно заявило о себе новое течение, которое стали обозначать термином "постмодернизм".
Современное состояние русской культуры во многом напоминает ситуацию конца ХIХ века. Как и столетие назад, в обществе проходят бурные процессы переоценки ценностей. В стадии поиска и политики, и экономисты, подобная же картина наблюдается и в художественной литературе.
Новейшая ситуация значительно отличается от той, которая сложилась на рубеже прошлого и нынешнего веков, а постмодернизм конца ХХ века - от модернизма "серебряного века".
Модернизм - философско-эстетическое движение в литературе и искусстве ХХ века, отразившее кризис сознания и заявившее о себе в целом ряде направлений, течений, школ (символизм, футуризм и др.)
Характерные черты модернизма :
- интерес к частному, единичному, индивидуальному;
- эстетизм;
- идея синтеза искусств (поэзии, театра, музыки, живописи:);
- культ формы и слова; идея преобразующей силы искусства.
Постмодернизм - комплекс философских, научных, эстетических представлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике второй половины ХХ века, характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как "хаоса", а текста - как интертекста, представляющего собой "новую ткань, сотканную из старых цитат" (Р. Барт).
Основные особенности литературы постмодернизма:
- подход к искусству как своеобразному коду, то есть своду правил организации текста;
- попытка передать свое восприятие хаотичности мира сознательно организованным хаосом художественного произведения;
- скептическое отношение к любым авторитетам, тяготение к пародии;
- значимость, самоценность текста ("авторитет письма");
- подчеркивание условности художественно-изобразительных средств ("обнажение приема");
- сочетание в одном тексте стилистически разных жанров и литературных эпох.
Модернисты стремились выработать новое универсальное мировоззрение, они считали возможным на путях нового искусства пересоздать, творчески преобразить мир, то есть русский модернизм предложил глобальный утопический проект преображения жизни. С особой силой об этом заявлял футуризм.
Футуризм (от латинского futurum — будущее)– идейно-художественное течение в рамках модернизма, получившее развитие в период с 1910-х по 1930г. в Италии, Франции и России.
В «Манифесте футуризма», опубликованном в 1909 году итальянским поэтом Филиппо Маринетти подчёркивалось стремление поэтов и живописцев «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры».
Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни»
Для современных писателей-постмодернистов характерен, напротив, сильнейший антиутопический пафос.
Ф.Т. Маринетти — вождь и теоретик движения.
Основные признаки футуризма:
- Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение мировых настроений толпы;
- Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство , устремленное в будущее;
- Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы;
- Культ техники , индустриальных городов.
В культуре постмодернизма стираются границы между "высокими" и "низкими" стилями и жанрами, элитарной и массовой литературой, между критикой и беллетристикой, потенциально - между искусством и неискусством.
Сам термин "произведение" уступает место термину "текст".
Писатели-постмодернисты как бы издеваются над святыми понятиями, сокровенным, чтобы освободить человека от банальностей и шаблонов.
Постмодернизм - это сложное и противоречивое течение, причем его представляют как писатели и поэты, сложившиеся еще в 60-е годы (А. Вознесенский, А. Битов, В. Аксенов, И. Бродский), так и новая генерация художников слова (В. Ерофеев, В. Пьецух, Саша Соколов, Т. Толстая, В. Пелевин, В. Сорокин и другие).
Отечественная критика называет среди первых проявлений русского постмодернизма поэму В. Ерофеева "Москва - Петушки", лирику И. Бродского, роман А. Битова "Пушкинский дом", романы Саши Соколова "Между собакой и волком", "Палисандрия".
В. Ерофеев
Русский писатель, автор поэмы «Москва - Петушки»
В. Пелевин
Русский советский и российский писатель, эссеист. Заявил себя как автор романов в 1990-х годах такими работами как «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и «Generation „П“».
Один из главных принципов постмодернизма - интертекстуальность (соотнесенность текста с другими литературными источниками):
- пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого;
- многоуровневая организация текста;
- прием игры, принцип читательского сотворчества;
- неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа;
- жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества);
- театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования» явление «авторской маски», «смерть автора».
Постмодернистский текст формирует новый тип взаимоотношений между литературой и читателем:
- Читатель становится соавтором текста.
- Восприятие художественных ценностей становится многозначным.
- Литература рассматривается как интеллектуальная игра.
Постмодернистское повествование — это книга о литературе, книга о книгах.
Лишь в конце 1980-х годов о постмодернизме стало возможным говорить как о неотменяемой литературной и культурной данности, а к началу XXI века приходится уже констатировать завершение «эпохи постмодерна».
Постмодернизм нельзя охарактеризовать как исключительно литературное явление и тем более литературное направление или течение.
Постмодернизм непосредственно связан с самими принципами мировосприятия, которые проявляют себя в:
- художественной культуре;
- в науке (философии, литературоведении, культурологии);
- в разных сферах социальной жизни (реклама и PR-технологии).
Точнее определить постмодернизм можно как комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов, причем оппозиционных как традиционной, классической картине мира, так и способам ее представления в произведениях искусства.
Постмодернистская концепция мира определяется ключевым постулатом: мир есть текст. Сама реальность предстает как сумма разнообразных ее описаний, при этом количество текстовых слагаемых потенциально бесконечно.
Литературное произведение — это пространство бесконечных цитаций, интертекстуальной игры, «перекличек» текстов на разные голоса.
Девиз постмодернизма можно определить как
«я — не я»:
- при отсутствии абсолютных величин ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за все сказанное;
- текст делается обратимым — пародийность и ироничность становятся «интонационными нормами», позволяющими придать ровно противоположный смыл тому, что строчку назад утверждалось.