СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе.»

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

В последние десятилетия в литературе мощно заявило о себе новое течение, которое стали обозначать термином

В последние десятилетия в литературе мощно заявило о себе новое течение, которое стали обозначать термином "постмодернизм".

Современное состояние русской культуры во многом напоминает ситуацию конца ХIХ века. Как и столетие назад, в обществе проходят бурные процессы переоценки ценностей. В стадии поиска и политики, и экономисты, подобная же картина наблюдается и в художественной литературе.

Новейшая ситуация значительно отличается от той, которая сложилась на рубеже прошлого и нынешнего веков, а постмодернизм конца ХХ века - от модернизма "серебряного века".

Модернизм - философско-эстетическое движение в литературе и искусстве ХХ века, отразившее кризис сознания и заявившее о себе в целом ряде направлений, течений, школ (символизм, футуризм и др.) Характерные черты модернизма : интерес к частному, единичному, индивидуальному; эстетизм; идея синтеза искусств (поэзии, театра, музыки, живописи:); культ формы и слова; идея преобразующей силы искусства.

Модернизм - философско-эстетическое движение в литературе и искусстве ХХ века, отразившее кризис сознания и заявившее о себе в целом ряде направлений, течений, школ (символизм, футуризм и др.)

Характерные черты модернизма :

  • интерес к частному, единичному, индивидуальному;
  • эстетизм;
  • идея синтеза искусств (поэзии, театра, музыки, живописи:);
  • культ формы и слова; идея преобразующей силы искусства.
Постмодернизм - комплекс философских, научных, эстетических представлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике второй половины ХХ века, характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как

Постмодернизм - комплекс философских, научных, эстетических представлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике второй половины ХХ века, характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как "хаоса", а текста - как интертекста, представляющего собой "новую ткань, сотканную из старых цитат" (Р. Барт).

Основные особенности литературы постмодернизма:

  • подход к искусству как своеобразному коду, то есть своду правил организации текста;
  • попытка передать свое восприятие хаотичности мира сознательно организованным хаосом художественного произведения;
  • скептическое отношение к любым авторитетам, тяготение к пародии;
  • значимость, самоценность текста ("авторитет письма");
  • подчеркивание условности художественно-изобразительных средств ("обнажение приема");
  • сочетание в одном тексте стилистически разных жанров и литературных эпох.
Модернисты стремились выработать новое универсальное мировоззрение, они считали возможным на путях нового искусства пересоздать, творчески преобразить мир, то есть русский модернизм предложил глобальный утопический проект преображения жизни. С особой силой об этом заявлял футуризм. Футуризм (от латинского futurum — будущее)– идейно-художественное течение в рамках модернизма, получившее развитие в период с 1910-х по 1930г. в Италии, Франции и России.

Модернисты стремились выработать новое универсальное мировоззрение, они считали возможным на путях нового искусства пересоздать, творчески преобразить мир, то есть русский модернизм предложил глобальный утопический проект преображения жизни. С особой силой об этом заявлял футуризм.

Футуризм (от латинского futurum — будущее)– идейно-художественное течение в рамках модернизма, получившее развитие в период с 1910-х по 1930г. в Италии, Франции и России.

В «Манифесте футуризма», опубликованном в 1909 году итальянским поэтом Филиппо Маринетти подчёркивалось стремление поэтов и живописцев «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры». Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни» Для современных писателей-постмодернистов характерен, напротив, сильнейший антиутопический пафос. Ф.Т. Маринетти — вождь и теоретик движения.

В «Манифесте футуризма», опубликованном в 1909 году итальянским поэтом Филиппо Маринетти подчёркивалось стремление поэтов и живописцев «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры».

Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни»

Для современных писателей-постмодернистов характерен, напротив, сильнейший антиутопический пафос.

Ф.Т. Маринетти — вождь и теоретик движения.

Основные признаки футуризма:  Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение мировых настроений толпы; Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство , устремленное в будущее; Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы; Культ техники , индустриальных городов.

Основные признаки футуризма:

  • Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение мировых настроений толпы;
  • Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство , устремленное в будущее;
  • Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы;
  • Культ техники , индустриальных городов.
В культуре постмодернизма стираются границы между

В культуре постмодернизма стираются границы между "высокими" и "низкими" стилями и жанрами, элитарной и массовой литературой, между критикой и беллетристикой, потенциально - между искусством и неискусством.

Сам термин "произведение" уступает место термину "текст".

Писатели-постмодернисты как бы издеваются над святыми понятиями, сокровенным, чтобы освободить человека от банальностей и шаблонов.

Постмодернизм - это сложное и противоречивое течение, причем его представляют как писатели и поэты, сложившиеся еще в 60-е годы (А. Вознесенский, А. Битов, В. Аксенов, И. Бродский), так и новая генерация художников слова (В. Ерофеев, В. Пьецух, Саша Соколов, Т. Толстая, В. Пелевин, В. Сорокин и другие).

Отечественная критика называет среди первых проявлений русского постмодернизма поэму В. Ерофеева "Москва - Петушки", лирику И. Бродского, роман А. Битова "Пушкинский дом", романы Саши Соколова "Между собакой и волком", "Палисандрия".

В. Ерофеев Русский писатель, автор поэмы «Москва - Петушки» В. Пелевин Русский советский и российский писатель, эссеист. Заявил себя как автор романов в 1990-х годах такими работами как «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и «Generation „П“».

В. Ерофеев

Русский писатель, автор поэмы «Москва - Петушки»

В. Пелевин

Русский советский и российский писатель, эссеист. Заявил себя как автор романов в 1990-х годах такими работами как «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и «Generation „П“».

Один из главных принципов постмодернизма - интертекстуальность (соотнесенность текста с другими литературными источниками): пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого; многоуровневая организация текста; прием игры, принцип читательского сотворчества; неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа; жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества); театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования» явление «авторской маски», «смерть автора».

Один из главных принципов постмодернизма - интертекстуальность (соотнесенность текста с другими литературными источниками):

  • пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого;
  • многоуровневая организация текста;
  • прием игры, принцип читательского сотворчества;
  • неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа;
  • жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества);
  • театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования» явление «авторской маски», «смерть автора».
Постмодернистский текст формирует новый тип взаимоотношений между литературой и читателем: Читатель становится соавтором текста. Восприятие художественных ценностей становится многозначным. Литература рассматривается как интеллектуальная игра. Постмодернистское повествование — это книга о литературе, книга о книгах. Лишь в конце 1980-х годов о постмодернизме стало возможным говорить как о неотменяемой литературной и культурной данности, а к началу XXI века приходится уже констатировать завершение «эпохи постмодерна». Постмодернизм нельзя охарактеризовать как исключительно литературное явление и тем более литературное направление или течение.

Постмодернистский текст формирует новый тип взаимоотношений между литературой и читателем:

  • Читатель становится соавтором текста.
  • Восприятие художественных ценностей становится многозначным.
  • Литература рассматривается как интеллектуальная игра.

Постмодернистское повествование — это книга о литературе, книга о книгах.

Лишь в конце 1980-х годов о постмодернизме стало возможным говорить как о неотменяемой литературной и культурной данности, а к началу XXI века приходится уже констатировать завершение «эпохи постмодерна».

Постмодернизм нельзя охарактеризовать как исключительно литературное явление и тем более литературное направление или течение.

Постмодернизм непосредственно связан с самими принципами мировосприятия, которые проявляют себя в: художественной культуре; в науке (философии, литературоведении, культурологии); в разных сферах социальной жизни (реклама и PR-технологии). Точнее определить постмодернизм можно как комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов, причем оппозиционных как традиционной, классической картине мира, так и способам ее представления в произведениях искусства. Постмодернистская концепция мира определяется ключевым постулатом: мир есть текст. Сама реальность предстает как сумма разнообразных ее описаний, при этом количество текстовых слагаемых потенциально бесконечно.

Постмодернизм непосредственно связан с самими принципами мировосприятия, которые проявляют себя в:

  • художественной культуре;
  • в науке (философии, литературоведении, культурологии);
  • в разных сферах социальной жизни (реклама и PR-технологии).

Точнее определить постмодернизм можно как комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов, причем оппозиционных как традиционной, классической картине мира, так и способам ее представления в произведениях искусства.

Постмодернистская концепция мира определяется ключевым постулатом: мир есть текст. Сама реальность предстает как сумма разнообразных ее описаний, при этом количество текстовых слагаемых потенциально бесконечно.

Литературное произведение — это пространство бесконечных цитаций, интертекстуальной игры, «перекличек» текстов на разные голоса. Девиз постмодернизма можно определить как «я — не я»: при отсутствии абсолютных величин ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за все сказанное; текст делается обратимым — пародийность и ироничность становятся «интонационными нормами», позволяющими придать ровно противоположный смыл тому, что строчку назад утверждалось.

Литературное произведение — это пространство бесконечных цитаций, интертекстуальной игры, «перекличек» текстов на разные голоса.

Девиз постмодернизма можно определить как

«я — не я»:

  • при отсутствии абсолютных величин ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за все сказанное;
  • текст делается обратимым — пародийность и ироничность становятся «интонационными нормами», позволяющими придать ровно противоположный смыл тому, что строчку назад утверждалось.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!