Методическая разработка по теме
ОТРАЖЕНИЕ ОБЪЯВЛЕННОГО 2017 ГОДА – ГОДОМ ЭКОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ «Развивайка».
Данный цикл занятий и мероприятий посвящен объявленному 2017 году – годом экологии в нашей стране. Поскольку в условиях, когда экология не является обязательным предметом, а экологизация учебного процесса осуществляется лишь учителями – энтузиастами, задача педагога состоит в том, чтобы в игровой, доступной форме формировать у дошкольников экологическое мышление. Жизненный путь человека с самого первого шага не мыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы, так важны для воспитания развивающейся личности.
Цель
Актуализировать знания дошкольников об экологии и ее значении в жизни человека.
Задачи:
формировать умение бережно относиться к окружающей природе;
способствовать повышение уровня экологической воспитанности ребенка;
дать конкретные представления о существовании живых организмов в природе и их разнообразии: деревьях, зверях, птицах, рыбах, насекомых и др.;
воспитывать доброжелательное отношение к людям, растениям, удовольствие от общения с природой, сопереживание живому, умение охранять и беречь природу и свое здоровье;
показать необходимость в сохранении окружающей нас природы в первозданном виде.
Текущий год посвящен экологии. Учитывая, что в результате антропогенной деятельности, окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения из-за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, стало актуальным создание системы экологического образования, первым звеном которого является формирования экологической культуры у детей.
Работа в объединении «Развивайка» над темой экологии направлена на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, стимулирование интереса к экологической проблеме, к нахождению путей решения на доступном им уровне.
Разработка может быть полезна для педагогов дополнительного образования, дошкольных работников и учителей начальных классов. В рамках изучения данной темы планируется участие детей в воспитательных мероприятиях Дома детского творчества и школы, посвященных году экологии, проведение цикла занятий, на которых дети смогут пополнить знания об экологии, об участниках движения «Зеленая планета».
Предшествует этому огромная работа детей, родителей, педагога:
- сбор фотографий редких животных и птиц, занесенных в красную книгу;
- подборка серии знаков «Охраняй природу»;
- экскурсии в природу (наблюдения, зарисовки);
- разучивание стихотворений на тему;
- театрализованная деятельность.
Логическим завершением работы над темой является проведение акций во дворах «Чистый дворик», участие в движении «Мы против свалок», «Чистый город».
Методические рекомендации
За несколько недель до проведения работы по данной теме педагог составляет план работы, планы конспектов занятий, мастер-класса, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Кроме текстовых разработок для визуальной поддержки составляется презентация и технологические карты с пошаговым описанием работы над поделкой, изготовляются разные варианты образцов.
Занятия и мастер-класс проводятся для детей 5-6 лет педагогом дополнительного образования. Первое и второе занятие посвящены теме «Природа – дом, в котором мы живем», «Давайте сохраним». Здесь предполагается просмотр презентации «Правила поведения в природе», беседа о желании детей помочь в очищении своего двора от мусора, изготовление поделок из природного материала своими руками. Мастер-класс по изготовлению поделок из природного материала будет проведен с дошкольниками с последующим участием поделок в различных выставках.
Разработку подготовила:
педагог дополнительного образования Полякова Таисия Николаевна.
ЭКО-ЧАС
«Природа - дом в котором мы живем»
Цель: формировать у дошкольников понятие насколько серьезна и важна проблема охраны окружающей среды, осознание того, что состояние природы зависит от поступков каждого человека и каждый в ответе за этот мир, в котором мы живем, способствовать активному самовыражению детей посредством ролевого, эмоционально-образного игрового действия.
Задачи:
- дать представление о ценностях природы и правилах поведения в ней, учить детей вести диалог выразительно и эмоционально;
- развивать положительные нравственные качества – доброжелательность, умение сопереживать;
- воспитывать умелое, бережное, заботливое отношение к природе, позитивный опыт общения с ней, культуру поведения в природе, умение видеть красоту окружающего мира, прививать любовь к природе.
Оборудование: презентация, плакаты, маски.
Оргмомент: демонстрационные средства «Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите письмецо».
Педагог: Ребята, давайте прочитаем письмо. А здесь картинки…
Актуализация знаний: (Слайд 1) – выбрать правила вежливого поведения в природе.
Сообщение темы:
Педагог: Ребята, сегодня мы расскажем нашему незнакомцу и всем ребятам и взрослым как нужно заботиться об окружающей нас природе, охранять, беречь и защищать ее.
Вопросы:
- Скажите, почему мы должны беречь природу? (ответы детей)
- Чем мы с вами можем помочь природе?
- Что может случиться если…
не будет растений?
исчезнут насекомые?
повсюду будет мусор?
А сейчас герои разных сказок расскажут нам о том, что происходит в природе.
Экологический час.
Ведущая:
Мир большой и интересный, в нем для всех хватает места.
Знают взрослые и дети, мы не гости на планете.
Мы должны любить свой дом, соблюдать порядок в нем.
Мальвина:
Все вы верно говорите, но вокруг-то посмотрите:
Нет порядка-то нигде!
В небе, на земле, в воде – всюду мусор, дым и грязь.
Уж признайтесь честно сразу, гибнет бедная земля
Ей помочь никак нельзя.
Ведущая:
Ой, Мальвина дорогая, много лет тебя я знаю,
Ты тут панику не сей, пригласи ка к нам друзей.
Пусть герои разных сказок мнение свое нам скажут.
Мальвина: (задумавшись)
Так, с кого же мы начнем?
Винни-Пуха позовем!
Винни-Пух в лесу живет и ужасно любит мед.
Пусть расскажет правду всю, что творится в их лесу!
Винни-Пух:
Да чего уж тут скрывать, лес наш просто не узнать,
Нет березок молодых, на дрова спилили их,
По весне вернутся птицы негде будет им гнездиться.
А зимой, под Новый год, елки вырубил народ,
И торчат теперь пеньки от тропинки до реки.
Если дальше так пойдет, зверь из леса весь уйдет.
Пчелы сгинут навсегда, а без меда мне беда…
Мальвина:
Да, унылая картина, лучше спросим Буратино.
Он везде сует свой нос, пусть ответит на вопрос (входит буратино).
Ведущая:
Как ведут себя детишки?
Те, что в жизни, а не в книжке?
Буратино:
Дети весело живут, весь подъезд разрисовали,
Ручки, кнопки оторвали, урны с мусором свалили,
Лампы в фонарях разбили, что тут скажешь?
От души веселились малыши.
Мальвина:
Стыдно за таких ребяток, лучше дома пусть сидят.
Ведущая:
Леопольд и кот Матроскин к нам пожаловали в гости
Нет умней котов на свете.
Два воспитанных кота к нам явились не спроста,
Леопольду очень нужно, чтобы все мы жили дружно.
Кот Леопольд:
Может дружба нам помочь все невзгоды превозмочь,
Вместе многое мы сможем, и природе мы поможем,
А ребятам мы расскажем, что порядок в доме нашем
должен быть всегда во всем, только так мы мир спасем.
Кот Матроскин:
Я дружить готов всегда, только вот с едой беда.
В Простоквашино пока мы живем без молока,
А корова заболела, вероятно, что-то съела.
Стала бедная худой, ну какой же тут удой?
В поле, где она паслась вся трава перевелась
Тут солярка, тут мазут, а ромашки не растут.
Были овощи, когда – то, витаминами богаты,
А теперь их страшно есть, пестицидов в них не счесть.
Ведущая:
Гости грустные сидят друг на друга не глядят.
Мальвина:
Что повесили вы нос?
Отвечайте на вопрос.
С экологией беда?
Ну-ка слушайте сюда!
Надо людям дать понять, что природа им как мать.
Будут землю засорять, век им счастья не видать!
Ведущая:
Вывод сделаем друзья, расслабляться нам нельзя!
И давайте скажем дружно
Все: «Нам любить планету нужно!»
Итог:
Спасибо вам гости дорогие, что напомнили нам о том, что природа в опасности из-за нерадивого к ней отношения. И нам нужно заботиться и не засорять наш дом – нашу Землю!
Педагог:
Давайте ребята, сейчас мы немного поможем нашей природе и соберем здесь весь мусор и отнесем его в мусорный контейнер. Это будет наш вклад в большое дело по охране окружающего.
Дом. задание:
Когда вернетесь домой продолжите наши добрые дела (наведите порядок в своем доме, в своем дворе, покормите птиц, смастерите с родителями кормушку). Если мы будем относиться к природе с добротой и любовью и она ответит нам тем же.