СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отрочество - особая пора жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отрочество - особая пора жизни. Технологическая карта урока по обществознанию, 5 класс. УМК Боголюбов Л.Н. и др. 3 -е изд. - М.: 2013. - 127 с.

Просмотр содержимого документа
«Отрочество - особая пора жизни»

ОТРОЧЕСТВО – ОСОБАЯ ПОРА ЖИЗНИ


Тема урока

Отрочество – особая пора жизни.

Дата урока


Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Образовательные ресурсы

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, листы формата А3, маркеры.

План урока

  1. Легко ли быть подростком

  2. Отрочество – пора мечтаний.

  3. Самостоятельность – показатель взрослости

  4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу

  5. Нужны ли рыцари сегодня

Личностно-значимая проблема и проблемные вопросы

Все люди разные, различаются между собой: девочки и мальчики, мужчины и женщины, и это очень хорошо, потому что мир становится интересным. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным? Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, практический, контроля

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Личность, подросток, отрочество, взросление

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности, анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные модели поведения в рамках основных социальных ролей, свойственных подросткам.

Познавательные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать понятия определений.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решения учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, активируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу, проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.









ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует, проверяет явку учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, заполняет классный журнал, проверяет домашнее задание. Создает условия для возникновения у учащихся мотивации к изучению нового материала. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе, проверяет готовность одноклассников к уроку. Учащиеся активно участвуют в проверке домашнего задания, материала, изученного на прошлом уроке.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Устные ответы учащихся.

Записи в тетради

2.Актуализация знаний

Опрос учащихся с предположением темы урока, а также с тем, на какие вопросы мы ответим по ходу урока

Организует опрос учащихся с индивидуальными позициями, предположениями.

Выступают с индивидуальными предположениями, обсуждают полученную информацию

Фронтальная работа


Индивидуальная работа учащихся

3.Изучение нового материала

Игра «Ассоциация»

Проводится игра «Ассоциация». Учитель называет слова: возраст, чувства, поведение, самостоятельность.


Выступают с индивидуальными предположениями, обсуждают полученную информацию

Фронтальная работа

Устные ответы, подведение итогов по раскрытию темы урока и ее проблемных вопросов.

Задание в учебнике, работа в тетради.

Организует самостоятельную работу со вторым абзацем § 2 (с.16) учебника, заполнение таблицы (Приложение 1).

Выделяют этапы подросткового периода, дают характеристику подростка, переходного возраста. Называют черты, которые, свойственны этому возрасту.


Индивидуальная работа

Задание в тетради. Ответы учеников с составлением таблицы.

Работа в группах.

Организует самостоятельную работу учащихся в группах, предоставляет каждой группе лист формата А3 и маркер.

Класс делится на две группы: учащиеся заполняют таблицу на листе формата А3. (Приложение 2).

Первая группа дает характеристику подростка, а вторая - характеристику взрослого человека. По окончании обсуждений, из обеих групп к доске выходит по одному человеку, они вывешивают готовые работы и обсуждают задание с классом.

Каждая группа обосновывает, чем взрослый отличается от подростка

Групповая работа

Устный ответ одного ученика из каждой группы у доски (работа на листе формата А3)

Работа над определением понятия.

Учитель дает прочитать одному из учеников стихотворение русского поэта В.Я. Брюсова. (Приложение 3). Выводит на экран портрет В. Я. Брюсова, его годы жизни, краткую биографию русского поэта. (Приложение 4).


Ответ учащихся: что такое мечта? Есть ли у него мечта?

Индивидуальная работа

Устный ответ

Работа с учебником: рубрика «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», с.17-19

Знакомит с личностью Генриха Шлимана и репродукцией картины П.А. Федотова «Свежий кавалер». Выводит на экран портрет Генриха Шлимана, его годы жизни, краткую биографию. (Приложение 5).


- Можно ли этого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?

- Предположите, какой образ жизни он ведет?

- Каким он был в детстве?

- Серьезно или с усмешкой художник назвал свою картину «Свежий кавалер»?

Слушают, обсуждают новую информацию, рассматривают репродукцию картины, отвечают на вопросы, рассуждают, делают собственные выводы.

Фронтальная работа

Устные ответы

Практикум с.24

Нацеливает учащихся на обсуждение практических вопросов по теме урока

Аргументировано отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

Устные ответы

4.Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Задания в учебнике, с. 22-23


Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.


Выполняют задания устно.


Индивидуальная работа


Проверка выполнения заданий


5.Итоги урока. Рефлексия деятельности.

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Кого называют отроком?

- Почему принято считать подростковый возраст переходным?

Организует рефлексию деятельности.

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке, выстраивают логическую цепочку, систематизируют полученный опыт, сравнивают свои успехи с успехами других учеников.

Фронтальная работа

Оценивание учащихся за работу на уроке

6.Домашнее задание

§2; задания рубрики «В классе и дома», с.21-23. Подготовка сообщений по теме: «Отрочество – особая пора жизни».

Конкретизирует домашнее задание. Предоставляет тему сообщения.

Записывают домашнее задание в дневник.

Индивидуальная работа


























Приложение 1.




Подростковый возраст


Отрезок времени

Младший подросток


Старший подросток



(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)

Приложение 2.


Чем взрослый отличается от подростка

Отличительная черта

Взрослый

Подросток

Физические особенности




Знания




Поведение




Мера ответственности




Степень самостоятельности



:(Проверка выполнения задания.)

Приложение 3.

Мечты, как лентами, словами
Во вздохе слез оплетены.
Мелькают призраки над ними
И недосказанные сны.

О чем нам грезилось тревожно,

О чем молчали мы вдвоем.
Воскресло тенью невозможной
На фоне бледно-золотом.

И мы дрожим, и мы не знаем
Мы ищем звуков и границ
И тусклым лепетом встречаем
Мерцанье вспыхнувших зарниц.



Приложение 4.



Слайд 1.

Брюсов Валерий Яковлевич,  (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, там же) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.


Приложение 5.


Слайд 2.


Иога́нн Лю́двиг Ге́нрих Ю́лий Шли́ман, 6 января 1822 Нойбуков – 26 декабря 1890 Неаполь, Италия. Немецкий предприниматель, археолог.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!