Тема урока | Отрочество – особая пора жизни. |
Дата урока | |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости. |
Образовательные ресурсы | Доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, листы формата А3, маркеры. |
План урока | Легко ли быть подростком Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости Всегда ли самостоятельность приносит пользу Нужны ли рыцари сегодня |
Личностно-значимая проблема и проблемные вопросы | Все люди разные, различаются между собой: девочки и мальчики, мужчины и женщины, и это очень хорошо, потому что мир становится интересным. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным? Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством? |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, практический, контроля Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Основные понятия | Личность, подросток, отрочество, взросление |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности, анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные модели поведения в рамках основных социальных ролей, свойственных подросткам. | Познавательные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать понятия определений. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решения учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, активируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу, проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует, проверяет явку учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, заполняет классный журнал, проверяет домашнее задание. Создает условия для возникновения у учащихся мотивации к изучению нового материала. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе, проверяет готовность одноклассников к уроку. Учащиеся активно участвуют в проверке домашнего задания, материала, изученного на прошлом уроке. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Устные ответы учащихся. Записи в тетради |
2.Актуализация знаний | Опрос учащихся с предположением темы урока, а также с тем, на какие вопросы мы ответим по ходу урока | Организует опрос учащихся с индивидуальными позициями, предположениями. | Выступают с индивидуальными предположениями, обсуждают полученную информацию | Фронтальная работа | Индивидуальная работа учащихся |
3.Изучение нового материала | Игра «Ассоциация» | Проводится игра «Ассоциация». Учитель называет слова: возраст, чувства, поведение, самостоятельность. | Выступают с индивидуальными предположениями, обсуждают полученную информацию | Фронтальная работа | Устные ответы, подведение итогов по раскрытию темы урока и ее проблемных вопросов. |
Задание в учебнике, работа в тетради. | Организует самостоятельную работу со вторым абзацем § 2 (с.16) учебника, заполнение таблицы (Приложение 1). | Выделяют этапы подросткового периода, дают характеристику подростка, переходного возраста. Называют черты, которые, свойственны этому возрасту. | Индивидуальная работа | Задание в тетради. Ответы учеников с составлением таблицы. |
Работа в группах. | Организует самостоятельную работу учащихся в группах, предоставляет каждой группе лист формата А3 и маркер. | Класс делится на две группы: учащиеся заполняют таблицу на листе формата А3. (Приложение 2). Первая группа дает характеристику подростка, а вторая - характеристику взрослого человека. По окончании обсуждений, из обеих групп к доске выходит по одному человеку, они вывешивают готовые работы и обсуждают задание с классом. Каждая группа обосновывает, чем взрослый отличается от подростка | Групповая работа | Устный ответ одного ученика из каждой группы у доски (работа на листе формата А3) |
Работа над определением понятия. | Учитель дает прочитать одному из учеников стихотворение русского поэта В.Я. Брюсова. (Приложение 3). Выводит на экран портрет В. Я. Брюсова, его годы жизни, краткую биографию русского поэта. (Приложение 4). | Ответ учащихся: что такое мечта? Есть ли у него мечта? | Индивидуальная работа | Устный ответ |
Работа с учебником: рубрика «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», с.17-19 | Знакомит с личностью Генриха Шлимана и репродукцией картины П.А. Федотова «Свежий кавалер». Выводит на экран портрет Генриха Шлимана, его годы жизни, краткую биографию. (Приложение 5). - Можно ли этого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? - Предположите, какой образ жизни он ведет? - Каким он был в детстве? - Серьезно или с усмешкой художник назвал свою картину «Свежий кавалер»? | Слушают, обсуждают новую информацию, рассматривают репродукцию картины, отвечают на вопросы, рассуждают, делают собственные выводы. | Фронтальная работа | Устные ответы |
Практикум с.24 | Нацеливает учащихся на обсуждение практических вопросов по теме урока | Аргументировано отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа | Устные ответы |
4.Первичное осмысление и закрепление изученного материала | Задания в учебнике, с. 22-23 | Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. | Выполняют задания устно. | Индивидуальная работа | Проверка выполнения заданий |
5.Итоги урока. Рефлексия деятельности. | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - Кого называют отроком? - Почему принято считать подростковый возраст переходным? Организует рефлексию деятельности. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке, выстраивают логическую цепочку, систематизируют полученный опыт, сравнивают свои успехи с успехами других учеников. | Фронтальная работа | Оценивание учащихся за работу на уроке |
6.Домашнее задание | §2; задания рубрики «В классе и дома», с.21-23. Подготовка сообщений по теме: «Отрочество – особая пора жизни». | Конкретизирует домашнее задание. Предоставляет тему сообщения. | Записывают домашнее задание в дневник. | Индивидуальная работа | |
О чем молчали мы вдвоем.
Воскресло тенью невозможной
На фоне бледно-золотом.