СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отрытый урок по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 48/20. Работа и мощность тока. Решение задач.

Тип урока (комбинированный)  повторительно – обощающий урок, практикум.

Просмотр содержимого документа
«Отрытый урок по физике»

Урок 48/20. Работа и мощность тока. Решение задач.

Тип урокакомбинированный) повторительно – обощающий урок, практикум.


Цель урока: Закрепление знаний обучающихся о работе и мощности электрического тока, о тепловом действии тока. Формирование навыков расчета мощности и количества теплоты, выделяемого в различных электрических цепях. Подготовка к контрольной работе.


Задачи урока:

1. Образовательная: Закрепить знания учащихся о работе и мощности электрического тока, о тепловом действии тока. Сформировать навыки расчета мощности тока и количества теплоты, выделяемого в различных электрических цепях

2. Воспитательная: формировать нравственные и эстетические представления, систему взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.

3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной, эмоционально - волевой сфер личности и потребностей - мотивационной области.



ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:

  1. Источник тока, ключ, реостат, амперметр, вольтметр, нагревательный элемент, соединительные провода (из расчета – 1 комплект на одну парту – 14 комплектов),

  2. Приборы для демонстраций: источник тока, ключ, реостат, амперметр, вольтметр, нагревательный элемент, соединительные провода

  3. Дидактический материал - карточки и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Название урока в поурочном планировании, тип урока

Основное содержание урока

Эксперимент, ТСО, наглядные пособия

Межпредметные связи и повторение

Контроль знаний учащихся

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

48/20

Электрические явления. Решение задач.

Повторительно-обобщающий урок


Источник тока, ключ, реостат, амперметр, вольтметр, нагревательный элемент, соединительные провода (из расчета – 1 комплект на одну парту – 14 комплектов)

Повторение основных понятий и формул электричества – сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи, формула вычисления сопротивления, виды соединений проводников, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, короткое замыкание.

Карточки - задания

Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, №№ 1449, 1452, 1457


План урока

п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1

Орг. Момент.

Подготовка обучающихся к работе на занятии.

Приветствие, сообщение темы, цели и типа урока.

2

2

Проверка знаний (выполнения домашнего задания)

  1. Проверка консультантами наличия дом. Задания

  2. Физ. Диктант (с использованием карточек – формул)

  3. Проверка и самопроверка диктанта с выставлением оценки

3


4


3

3

Подготовка к основному этапу занятия

1

4

Усвоение новых знаний и новых действий (способов решения задач)


15

5

Первичная проверка понимания

2

6

Закрепление знаний и способов действий

2

7

Обобщение и систематизация знаний

2

8

Контроль и самопроверка знаний

1

9

Подведение итогов занятия

1

10

Рефлексия

3

11

Информация о домашнем задании

1














Ход урока

1. Орг. момент (настройка).

"Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький диктант.

Потом попробуем ответить на вопрос «Хорошо ли мы научились собирать цепи и снимать показания приборов.

Затем потренируем мозги — по снятым показаниям рассчитаем некоторые характеристики цепи.

И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... – в виде блицтурнира вспомним основные законы электрического тока

1. Проверка знаний

А) Физический диктант по теме: «Работа и мощность тока»

1 вариант

Решение, ответ.

2 вариант

Решение, ответ.

1

При напряжении 300 В сила тока в электродвигателе 60 А. Определите мощность тока в обмотке электродвигателя и его сопротивление.

1

Какую работу совершит ток в электродвигателе за 20 с, если при напряжении 220 В сила тока в обмотке двигателя равна 0,1 А

2

Какую работу совершает ток в электродвигателе за 1 с, если при напряжении 220 В сила тока в двигателе равна 0,1 А

2

Определите мощность тока в электрической лампочке, если при напряжении 10 В сила тока в ней 1 А

3

Какое количество теплоты выделится в проводнике сопротивлением 100 Ом за 10 с, если его включили в сеть с напряжением 220 В

3

Какое количество теплоты выделит за 100 с проволочная спираль сопротивлением 50 Ом, если сила тока в ней 1 А

Б) проверка задания у доски (6 учеников записывают формулу и ответ)

В) самооценка по шкале на листе самоконтроля

Г) проверка удовлетворенности – поднимите руки те ученики. Кто решил правильно 3 задачи

…………2 задачи

…………1 задачу

…………ни одной задачи?


II. Повторение изученного.

У вас на столах лежат элементы электрической цепи. Сейчас мы с помощью этого оборудования проведем расчеты, полученные в диктанте?

Прежде, чем начть раьотать с электрооборудованием, вспомним технику безопасности (фронтальный опрос провил ТБ).

Прежде, чем перейти к сборке электрической цепи, вспомним технику безопасности работы с электрооборудованием.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания.

6. Не включайте источники электропитания без разрешения учителя.

7. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью указателя напряжения.

8. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).

9. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания: их сначала нужно разрядить.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

* По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

* Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник и электропитания и сообщите об этом учителю.

Следующий этап нашей работы - экспериментальный

  1. Соберите электрическую цепь по схеме:

  1. Снимите показания приборов (амперметра и вольтметра)


Физ. Минутка: “Зарядка”

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.


Продолжим работу с полученными данными.

  1. Определите мощность системы нагревательных элементов

()

  1. Какую работу совершит электрический ток в цепи за 2 минуты?

, ()

  1. Вычислите общее сопротивление системы нагревательных элементов

, откуда ()

  1. Учитывая, что нагревательные элементы одинаковые, найдите сопротивление одного элемента.

, ()

  1. Определите мощность, потребляемую вторым нагревательным элементом

, ()

  1. Какое количество теплоты необходимо для нагревания воды массой 5 г на 30 0С?

  1. Сколько времени потребуется вам для нагревания данной массы воды с помощью ваших нагревательных приборов.

,

( )

  1. Если при тех же условиях КПД цепи будет 50 %, то за какое время нагреется вода?

, ()

(Нет. Т.к. при параллельном соединении общее сопротивление уменьшается, а значит уменьшается и мощность цепи.


Физ. минутка ТИШИНЫ.

(Закрыли глазки и себя похвалили, я умница, я помощник.)


III. Повторение по всей теме. Блиц-опрос. (За каждый вопрос – 0,5 б)

Дополнительные задания.

Часть А

  1. Какую работу совершает электрический ток в проводнике?

  2. Чему равна работа электрического тока?

  3. Как найти мощность электрического тока?

  4. Что измеряет счетчик электрической энергии?

  5. В чем заключается тепловое действие электрического тока?

  6. Сформулируйте закон Джоуля – Ленца.

  7. Напишите формулу для расчета количества теплоты.

  8. Сколько Джоуль составляет 1 кВт · ч?

  9. Для чего служат плавкие предохранители?

  10. Кто изобрел электрическую лампочку?


Часть B

  1. Сила тока в сетевом шнуре и спирали электроплитки одна и та же. Почему же спираль раскаляется, а шнур остается холодным?

  2. Почему в предохраните обычно используют проволочку из свинца?

  3. На одной лампе написано «220 В, 100 Вт», на другой «220 В, 40 Вт». У какой из них сопротивление нити накала в рабочем состоянии больше?

  4. Увеличится или уменьшится потребляемая елочной гирляндой мощность, если уменьшить количество лампочек на одну?

  5. Как следует подключить к источнику постоянного напряжения пять резисторов с различными сопротивлениями, чтобы получить максимальное количество теплоты за 1 мин?

  6. В квартире установ­лены предохранители, выдерживающие силу тока 6 А. Мож­но ли одновременно включать лампы мощностью 60, 100 Вт, электрическую плитку и утюг, если напряжение в сети 127 В (см. табл. 9 учебника)?

  7. Можно ли включать в сеть 220 В две последовательно соединенные лампы, на которых написано «25 Вт, 110 В» и «100 Вт, 110 В»?

  8. На часть раскаленной спирали электроплитки попала вода. Как изменился накал тех участков спирали, на которые вода не попала? При решении учтите зависимость сопротивления металла от температуры.

  9. Перегоревшую нагревательную спираль заменили другой, которая отличается только меньшим диаметром проволоки. Как изменилась мощность нагревателя?

Часть C

Уровень 1

1. В чем причина короткого замыкания? К чему оно приводит в электрической цепи?

2. Параллельно соединенные медная и железная проволоки одинаковой длины и сечения подключены к аккумулятору. В какой из них выделится большее количество теплоты за одинаковое время?

Уровень 2

1. Сколько теплоты выделится в электрическом нагревателе в течение 2 мин, если его сопротивление 20 Ом, а сила тока в цепи 6 А?

2. В спирали электроплитки, включенной в розетку с напряжением 220 В, при силе тока 3,5 А выделилось 690 кДж теплоты. Сколько времени была включена в сеть плитка?

Уровень 3

1. Два резистора сопротивлением 6 Ом и 10 Ом включены в цепь по- следовательно. Какое количество теплоты выделится в каждом резисторе за 2 мин, если напряжение во втором равно 20 В?

2. Два проводника соединены параллельно. В первом за 1 мин выдели- лось 3,6 кДж теплоты, а во втором за то же время — 1 ,2 кДж. Вычислите сопротивление второго проводника, если сопротивление первого равно 2 Ом.

Уровень 4

1. Сколько времени будут нагреваться 1,5 л воды от 20°С до 100°С в электрическом чайнике мощностью 600 Вт, если КПД его 80%?

2. За время 40 с в цепи, состоящей из трех одинаковых проводников, соединенных параллельно и включенных в сеть, выделилось некоторое количество теплоты. За какое время выделится такое же количество теплоты, если проводники соединить последовательно?

IV. Подведение итогов.

    1. Подсчет набранных баллов по листу самоконтроля

    2. Кто из вас набрал более 25 баллов? (оценка «5»)

    3. Шкала перевода баллов в оценку (на доске – шкала)

    • Какие понятия мы повторили на уроке? (Работа тока, мощность, эл. энергия, соединение проводников, количество теплоты, необходимое для нагревания, короткое замыкание, от чего зависит сопротивление проводников и мощность цепи…)

    • Какие формулы мы повторили в течении урока? (формулы вывешиваются на доске, прикрепляются магнитом)

    • А какие формулы «Электричества» мы сегодня не использовали?

    • Какие практические навыки мы вспомнили? (сборка электрической цепи и снятие показаний прибора)

    • Что нового вы узнали на уроке?

    • Какие моменты урока были для вас наиболее интересными?

    • Цель урока достигнута?


V. Завершение урока.

Сдайте пожалуйста, тетради с листом самоконтроля для сверки моих оценок с вашими.

Запишите домашнее задание: (на доске)

Я надеюсь, весь материал, который мы сегодня повторили поможет вам прекрасно справиться с контрольной работой.

Урок завершен, спасибо за работу, успехов вам!"

До свидания!


Домашнее задание

  1. Подготовиться к контрольной работе по §§50 - 55.

  2. Решение задач по карточкам – дифференцированные задания.

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!