СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценивание и технология разработки ожидаемых результатов обучения на основе таксономии Б.Блума

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности применения таксономии в образовательном процессе конструктивистской направленности

находит место на этапе предварительной подготовки обучающихся к участию в аутентичной интеллектуально-

развивающей учебной деятельности, когда образовательный процесс разбивается на отдельные обучающие

эпизоды в границах единой тематической направленности.

Просмотр содержимого документа
«Оценивание и технология разработки ожидаемых результатов обучения на основе таксономии Б.Блума»

Оценивание и технология разработки ожидаемых результатов обучения на основе таксономии Б.Блума

Жаркеева Сауле Жадигеровна

Замдиректора по методической работе

СОШ № 19, г. Уральск, ЗКО


Особенности применения таксономии в образовательном процессе конструктивистской направленности

находит место на этапе предварительной подготовки обучающихся к участию в аутентичной интеллектуально-

развивающей учебной деятельности, когда образовательный процесс разбивается на отдельные обучающие

эпизоды в границах единой тематической направленности.

Современные преобразования в системе образования определяются гуманитарной парадигмой образования, в

соответствии с которой особая роль отводится интеллектуальному развитию личности, направленному на

успешную социализацию, и, в частности, на профессиональную социализацию в контексте развивающегося

«общества знания» и «общества всеобщего труда». Общие требования к интеллектуальной подготовке

предполагают овладение набором общеинтеллектуальных метакогнитивных компетенций, формирование

которых возможно в процессе последовательного обучения мыслительным навыкам. В 1956 году Бенджамин

Блум с группой психологов разработали классификацию уровней интеллектуального поведения, которая играет

важную роль в обучении. Блум обнаружил, что около 95% вопросов в тестах, с которыми сталкиваются

обучающиеся, построены так, что студенты задействуют наиболее низкий уровень интеллектуального

поведения, а именно воспроизводят информацию. « Блум выделил шесть уровней в

рамках когнитивного домена: от простого запоминания или узнавания фактов, как самого низкого уровня, к

более сложным и абстрактным ментальным уровням, наивысший из которых классифицируется как оценка» [1].

Рисунок 1. Классическая модель таксономии Б.Блума

На современном этапе в качестве оптимальной считается модель, созданная группой американских психологов

и педагогов под руководством профессора Б.Блума. Данная таксономия учебных целей в когнитивной области

представляет классификационную таблицу с разделами, отражающими иерархический, в зависимости от их

сложности, порядок целей обучения (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), отражающих не

только уровни владения информацией, но интеллектуальные операции, с помощью которых осуществляется

перенос учебной информации в систему когнитивных структур. П о с л е д о в а т е л и Б . Б л у м а

Л.Андерсон и Д.Красвол (2001) вновь обратились к таксономии чтобы изучить ее с позиции новой парадигмы

образования 21 века и предложили свой обновленный в духе конструктивистского подхода вариант

измерительной шкалы. Изменения, внесенные в новый вариант, включают уточнения в терминологии, структуре

и расстановке акцентов. Так, исследователи расширили категорию «знание», описывая четыре типа знаний

(декларативное, концептуальное, процессуальное и метакогнитивное), которые следует использовать в

осмысленном обучении. В контексте переориентации на мыслительные процессы происходит переименование

категории «понимание». Новое название «понимание» (в новой версии understand), более точно отражая

внутренние ощущения и природу мышления, передает оттенки личностной значимости и смыслотворчества.

Изменение в таксономическом ряде категорий «синтез» (в обновленной версии «create») и «оценки»

обусловлено тем, что творческое мышление (уровень create) на самом деле является более сложным видом

мыслительной деятельности по сравнению с критическим мышлением (уровень evaluation). Так, навыки синтеза

из частей нового целого, предполагают творческую деятельность. «Можно уметь критически мыслить

(обосновывать свою позицию; выносить суждения и т.д.), не обладая креативными способностями, но

деятельность творческого характера (принимать или отклонять идеи. Создавать новые идеи) часто требует

критического мышления» [2].

Рисунок 2. Пересмотренная модель таксономии Б.Блума

Современная парадигма образования нацелена на целостное формирование ЗУН и компетенций посредством

применения обновленной версии так с ономии Б. Блума, спос обна гармонично с очетать в себе

фундаментальность и практико-ориентированность образования. Особенности применения таксономии в

образовательном процессе конструктивистской направленности находит место на этапе предварительной

подготовки обучающихся к участию в аутентичной интеллектуально-развивающей учебной деятельности, когда

образовательный процесс разбивается на отдельные обучающие эпизоды в границах единой тематической

направленности. Так, при обучении навыкам участия в дискуссии таблица может помочь провести анализ

будущей учебной деятельности и разработать критерии успешности и совокупность учебных процедур [3].

Обновленная версия таксономии Блума, как таксономия педагогических целей в познавательной области,

учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на процесс интеллектуально-

развивающего обучения, и позволяет более точно отслеживать глубину и уровень овладения различными

знаниями и умениями. В своей деятельности мы применяем проектную методику,

проводим занятия с использованием инновационных технологий, метод исследовательских заданий,

таксономию Бенджамина Блума, модель типов знаний Дж.Бигса, модель SMART(ER), программу«Quiz» и т.д.

Основным принципом применения таксономии Бенджамина Блума является использование разноуровневых

заданий, которые позволяют обучающихся направить к творческому подходу и стимулировать их

самостоятельную поисковую работу.

Cпиcoк иcпoльзoвaннoй литepaтуpы

1. http://www. officeport.com / EDU / blooms.htm.

2. Anderson J.W., Krathol D.R., Airasia P.W. A Taxonomy for learning, teaching and assessing: a revision of Bloom`s

taxonomy of education. – New York: Person Education, 2003. - 336 p.

3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.: Рассказов, 2002.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!