Оценивание и технология разработки ожидаемых результатов обучения на основе таксономии Б.Блума
Жаркеева Сауле Жадигеровна
Замдиректора по методической работе
СОШ № 19, г. Уральск, ЗКО
Особенности применения таксономии в образовательном процессе конструктивистской направленности
находит место на этапе предварительной подготовки обучающихся к участию в аутентичной интеллектуально-
развивающей учебной деятельности, когда образовательный процесс разбивается на отдельные обучающие
эпизоды в границах единой тематической направленности.
Современные преобразования в системе образования определяются гуманитарной парадигмой образования, в
соответствии с которой особая роль отводится интеллектуальному развитию личности, направленному на
успешную социализацию, и, в частности, на профессиональную социализацию в контексте развивающегося
«общества знания» и «общества всеобщего труда». Общие требования к интеллектуальной подготовке
предполагают овладение набором общеинтеллектуальных метакогнитивных компетенций, формирование
которых возможно в процессе последовательного обучения мыслительным навыкам. В 1956 году Бенджамин
Блум с группой психологов разработали классификацию уровней интеллектуального поведения, которая играет
важную роль в обучении. Блум обнаружил, что около 95% вопросов в тестах, с которыми сталкиваются
обучающиеся, построены так, что студенты задействуют наиболее низкий уровень интеллектуального
поведения, а именно воспроизводят информацию. « Блум выделил шесть уровней в
рамках когнитивного домена: от простого запоминания или узнавания фактов, как самого низкого уровня, к
более сложным и абстрактным ментальным уровням, наивысший из которых классифицируется как оценка» [1].
Рисунок 1. Классическая модель таксономии Б.Блума
На современном этапе в качестве оптимальной считается модель, созданная группой американских психологов
и педагогов под руководством профессора Б.Блума. Данная таксономия учебных целей в когнитивной области
представляет классификационную таблицу с разделами, отражающими иерархический, в зависимости от их
сложности, порядок целей обучения (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), отражающих не
только уровни владения информацией, но интеллектуальные операции, с помощью которых осуществляется
перенос учебной информации в систему когнитивных структур. П о с л е д о в а т е л и Б . Б л у м а
Л.Андерсон и Д.Красвол (2001) вновь обратились к таксономии чтобы изучить ее с позиции новой парадигмы
образования 21 века и предложили свой обновленный в духе конструктивистского подхода вариант
измерительной шкалы. Изменения, внесенные в новый вариант, включают уточнения в терминологии, структуре
и расстановке акцентов. Так, исследователи расширили категорию «знание», описывая четыре типа знаний
(декларативное, концептуальное, процессуальное и метакогнитивное), которые следует использовать в
осмысленном обучении. В контексте переориентации на мыслительные процессы происходит переименование
категории «понимание». Новое название «понимание» (в новой версии understand), более точно отражая
внутренние ощущения и природу мышления, передает оттенки личностной значимости и смыслотворчества.
Изменение в таксономическом ряде категорий «синтез» (в обновленной версии «create») и «оценки»
обусловлено тем, что творческое мышление (уровень create) на самом деле является более сложным видом
мыслительной деятельности по сравнению с критическим мышлением (уровень evaluation). Так, навыки синтеза
из частей нового целого, предполагают творческую деятельность. «Можно уметь критически мыслить
(обосновывать свою позицию; выносить суждения и т.д.), не обладая креативными способностями, но
деятельность творческого характера (принимать или отклонять идеи. Создавать новые идеи) часто требует
критического мышления» [2].
Рисунок 2. Пересмотренная модель таксономии Б.Блума
Современная парадигма образования нацелена на целостное формирование ЗУН и компетенций посредством
применения обновленной версии так с ономии Б. Блума, спос обна гармонично с очетать в себе
фундаментальность и практико-ориентированность образования. Особенности применения таксономии в
образовательном процессе конструктивистской направленности находит место на этапе предварительной
подготовки обучающихся к участию в аутентичной интеллектуально-развивающей учебной деятельности, когда
образовательный процесс разбивается на отдельные обучающие эпизоды в границах единой тематической
направленности. Так, при обучении навыкам участия в дискуссии таблица может помочь провести анализ
будущей учебной деятельности и разработать критерии успешности и совокупность учебных процедур [3].
Обновленная версия таксономии Блума, как таксономия педагогических целей в познавательной области,
учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на процесс интеллектуально-
развивающего обучения, и позволяет более точно отслеживать глубину и уровень овладения различными
знаниями и умениями. В своей деятельности мы применяем проектную методику,
проводим занятия с использованием инновационных технологий, метод исследовательских заданий,
таксономию Бенджамина Блума, модель типов знаний Дж.Бигса, модель SMART(ER), программу«Quiz» и т.д.
Основным принципом применения таксономии Бенджамина Блума является использование разноуровневых
заданий, которые позволяют обучающихся направить к творческому подходу и стимулировать их
самостоятельную поисковую работу.
Cпиcoк иcпoльзoвaннoй литepaтуpы
1. http://www. officeport.com / EDU / blooms.htm.
2. Anderson J.W., Krathol D.R., Airasia P.W. A Taxonomy for learning, teaching and assessing: a revision of Bloom`s
taxonomy of education. – New York: Person Education, 2003. - 336 p.
3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.: Рассказов, 2002.