СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка функционального состояния организма. Термометрия. Помощь при гипертермии.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оценка функционального состояния организма. Термометрия. Помощь при гипертермии.»

Актуальность темы.


Повышение температуры является симптомами многих заболеваний. Правильное измерение температуры тела и регистрация ее в температурном листе дает возможность определить характер лихорадки. В случае неясного диагноза по температурной кривой видно, для какого заболевания она характерна.

Уход за лихорадящими пациентами имеет большое значение для облегчения их состояния и выздоровления. В процессе ухода важна работа медицинской сестры, которая при непосредственном общении с пациентом наблюдает за динамикой его состояния, отмечает появление новых симптомов, проводит лечебные и гигиенические мероприятия, раздаёт лекарственные препараты и следит за их приёмом.

Для осуществления эффективного ухода за лихорадящими пациентами нужно хорошо знать стадии лихорадки, которые легко определить при кратковременной лихорадке (малярия, грипп) и трудно — при длительной.

При этом каждая стадия имеет свою симптоматику и особенности течения, поэтому уход за больным в разные стадии лихорадочного процесса имеет определённое значение и свои особенности.

Медсестра должна уметь решать возможные проблемы пациента, связанные с процессами терморегуляции в организме человека – поддержание нормальной температуры тела.

















ГЛОССАРИЙ


Теплопродукция - процесс образования тепла в организме, в результате сложной терморегуляции, обес-печивающей постоянство процессов тепло-продукции и теплоотдачи.

Теплоотдача процесс отдачи тепла.

Термометрия (тр. thеrте — теплота, теtrео— мерить, измерять) — совокупность методов и способов измерения температуры тела человека.

Контактный метод измерения - основан на передаче тепла прибору.

Бесконтактный метод измерения основан на передаче тепла прибору, путем излучения через промежуточную среду.

Лихорадка — это повышение температуры тела выше 370С, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообраз­ные внешние и внутренние раздражители.






















Тема: «Оценка функционального состояния организма»


Правила измерения температуры тела

Термометрия - совокупность методов и способов измерения температуры, в том числе измерения температуры тела человека.

Температура тела человека является показателем теплового состояния организма и остается относительно постоянной. Известны физиологические колебания температуры в течение дня.

У людей пожилого и старческого возраста температура несколько ниже, чем у молодых и среднего возраста. В раннем возрасте отмечается особая неустойчивость температуры тела с большими колебаниями в течение дня.

Температура тела человека зависит от:

  • места измерения;

  • времени суток;

  • возраста;

  • приема пищи;

  • сильного эмоционального напряжения;

  • у женщин в период беременности и менструального цикла.

Правила измерения температуры тела человека.

Температуру измеряют два раза в день:

  • утром, натощак (7-8 часов);

  • вечером, перед последним приемом пищи (17-18 часов).

В отдельных случаях (по назначению врача) – каждые три часа – что называется измерением профиля температуры.

Колебания температуры тела в течение дня

При различных условиях возможны физиологические колебания температуры тела в течение дня у одного и того же человека на 0,3 – 0,5С.

У людей пожилого и старческого возраста она чаще снижена (субнормальная).

В раннем детском возрасте отмечается особая неустойчивость температуры тела с большими колебаниями в течение дня, так как обменные реакции протекают более интенсивно, и механизмы терморегуляции ещё несовершенны. У новорожденных в подмышечной впадине температура 37,20

У женщин температура тела определяется фазами менструального цикла: в период овуляции она повышается на 0,6 – 0,80 С.

У взрослого в прямой кишке, влагалище, полости рта температура тела на 0,2 – 0,4С выше, чем в подмышечной впадине.

На температуру тела могут влиять время суток, приём пищи, интенсивные физические и эмоциональные нагрузки (при эмоциональных нагрузка повышается, при депрессии – снижается), которые повышают температуру тела на 0,5С).



Методы измерения температуры

Для измерения температуры тела (термометрии) применяют специальные устройства – термометры, или как их еще называют – градусники.

Термометр – прибор, применяемый для измерения температуры. Ртутный термометр, в том виде, в котором мы его узнаем был придуман Габриелем Фаренгейтом, в далеком 1723 году. Вместе с термометром, он предложил использовать для показателей температуры и свою шкалу, которая используется до сих пор – шкала Фаренгейта (°F). Однако в России, используется другая единица измерения температуры – Цельсий (°С).

Все методы измерения температуры делятся на :

  • контактные, основанные на передаче тепла прибору, измеряющему температуру путем непосредственного контакта;

  • бесконтактные, когда передача тепла прибору осуществляется путем излучения через промежуточную среду, обычно через воздух.

Ртутные термометры

Ртутный термометр (градусник) имеет корпус из тонкого стекла, один конец которого занимает резервуар с ртутью. От него отходит капилляр, запаянный на другом конце. Ртуть, нагреваясь и увеличиваясь в объеме, поднимается по капилляру, вдоль которого расположена шкала термометра. Шкала рассчитана на определение температуры тела с точностью до 0,1°С. Температуру тела можно измерять от 34 до 42°С. Термометр показывает максимальную высоту подъема столбика ртути и поэтому называется максимальным. Опуститься в резервуар самостоятельно не может, так как этому препятствует резкое сужение капилляра в нижней его части


Электронные (цифровые) термометры.

В электронных (цифровых) термометрах измерение температуры тела происходит за счет встроенного датчика. Результат измерений отображается на цифровом табло. В электронные термометры встроены такие функции как: звуковой сигнал по окончанию измерения; память на несколько последних измерений; сменные колпачки в целях гигиены; влагонепроницаемый корпус.

Инфракрасные термометры.

Это относительно новый вид градусника. Измерение температуры происходит всего за 2-5 секунд. Инфракрасные термометры бывают нескольких видов: ушные, лобные и бесконтактные. Измерение температуры тела таким градусником происходит за счет того, что чувствительный элемент считывает данные инфракрасного излучения тела человека. Для того, чтобы убедиться в точности результата, можно измерить температуру 2-3 раза. Результат измерения отображается на ж/к дисплее.

Термометры в виде соски.

Для малышей-любителей пососать пустышку не составит особых трудов измерить температуру с помощью соски с градусником. С виду это обычная пустышка, ребенок подмены и не заметит. На соске есть цифровое табло, которое к тому же при нормальной температуре светится зеленым цветом, если температура поднимается выше 37°С, то табло загорается красным цветом. Время измерения температуры 3-5 минут.

Термополоски.

 Термополоски представляют собой некую чувствительную пленку. Она работает за счет находящихся в ней кристаллов, которые реагируют на температуру тела и изменяют цвет. Термополоска имеет четкую шкалу 36°С, 37°С, 38°С и так далее. Поэтому точную температуру они не дают, можно только узнать в каких пределах находится температура. На определение температуры термополоской также играют немаловажную роль следующие факторы: наличие пота, плотность прилегания к телу, освещенность.

Способы измерения температуры тела

Чтобы измерить температуру тела как можно точнее, необходимо ее измерять с помощью термометра. В уходе за пациентом используется три основных способа измерения температуры тела.

  • Аксилярное измерение (в подмышечной впадине);

  • Оральное измерение (в ротовой полости);

  • Ректальное измерение ( в прямой кишке).

ТЕРМОМЕТРИЯ ОБЩАЯ


Код технологии

Название технологии

А02.31.001

Термометрия общая

1.

Требования к специалистам и вспомогательному персоналу, включая требования

1.1.

Перечень специальностей (кто участвует в выполнении услуги)

Специалист, имеющий диплом установленного образца об окончании среднего профессионального медицинского образовательного учреждения по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело» или «Акушерское дело»

1.2.

Дополнительные или специальные требования к специалистам и вспомогательному персоналу

Отсутствуют

2.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

2.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1) До и после проведения исследования провести гигиеническую обработку рук.

2) В случае повреждения ртутного термометра собрать ртуть и остатки термометра и поместить их в герметично закрытую емкость.

3.

Условия выполнения простой медицинской услуги
  • Амбулаторно-поликлинические

  • Стационарные

  • Санаторно-курортные

4.

Функциональное назначение простой медицинской услуги
  • Диагностическое

5.

Материальные ресурсы

5.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

  • Термометр медицинский (ртутный, электронный или другой, разрешенный к применению)

  • Кушетка (при измерении артериального давления в положении лежа)

  • Стул (при измерении артериального давления в положении сидя)

5.2.

Реактивы

Отсутствуют

5.3.

Иммунобиологические препараты и реагенты

Отсутствуют

5.4.

Продукты крови

Отсутствуют

5.5.

Лекарственные средства
  • Дезинфицирующий раствор для обработки термометра

  • Вазелин (вазелиновое масло) – при измерении ректальной температуры.

5.6.

Прочий расходуемый материал
  • Салфетки марлевые однократного применения

  • Емкость для дезинфекции

  • Перчатки нестерильные (при измерении ректальной температуры).

6.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги



Алгоритм измерения температуры тела в подмышечной впадине

  1. Подготовка к процедуре:

    1.1.

    Приготовить сухой чистый термометр: проверить его целостность, при необходимости – протереть насухо чистой салфеткой.

    1.2.

    Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры.

    1.3.

    Обработать руки гигие

    1.4.ическим способом, осушить.


    Встряхнуть ртутный термометр сверху вниз, так чтобы ртуть опустилась по столбику вниз в резервуар.

    1.5.

    Помочь пациенту принять удобное положение.

  2. Выполнение процедуры:

    2.1.

    Осмотреть подмышечную впадину, при необходимости - вытереть насухо салфеткой или попросить пациента сделать это.

    2.2.

    Расположить термометр в подмышечной области так чтобы ртутный резервуар со всех сторон плотно соприкасался с телом пациента (прижать плечо к грудной клетке).

    2.3.

    Оставить термометр не менее чем на 5 минут.

  3. Окончание процедуры:

3.1.

Извлечь термометр из подмышечной впадины, произвести считывание показаний термометра, держа его на уровне глаз.

3.2.

Сообщить пациенту результаты измерения.

3.3.

Встряхнуть термометр сверху вниз, так чтобы ртуть опустилась по столбику вниз в резервуар, поместить в емкость для дезинфекции.

3.4.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.5.

Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации.


Алгоритм измерения температуры в прямой кишке

  1. Подготовка к процедуре:

1.1.


Приготовить сухой чистый термометр: проверить его целостность, при необходимости – протереть насухо чистой салфеткой.

1.2.

Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры.

1.3.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить, надеть перчатки.

1.4.

Встряхнуть ртутный термометр сверху вниз, так чтобы ртуть опустилась по столбику вниз в резервуар.

1.5.

Резервуар термометра смазать вазелином.

1.6.

Попросить пациента лечь на бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах.

2. Выполнение процедуры:

2.1.

Раздвинуть 1 и 2 пальцами левой руки ягодицы пациента, осмотреть область анального отверстия.

2.2.

Ввести резервуар термометра в анальное отверстие на глубину 3-4 см. Если чувствуется сопротивление введению термометра, процедуру немедленно прекратить.

2.3.

Оставить термометр не менее чем на 5 мин.

3. Окончание процедуры:

3.1.

Термометр извлечь, протереть салфеткой, считать результат.

3.2.

Протереть салфеткой анальное отверстие, помочь пациенту принять удобное положение.

3.3.

Сообщить пациенту результат измерения.

3.4.

Термометр поместить в емкость для дезинфекции. Подвергнуть дезинфекции использованный материал. Если салфетка не загрязнена биологическими жидкостями, то она может быть просто утилизирована.

3.5.

Снять перчатки, поместить в емкость с дезинфекции.

3.6.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.7.

Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации.


7.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики


Измерение температуры тела проводится, как правило, 2 раза в сутки: утром с 6 до 9 часов и вечером с 17 до 19 часов; по назначению врача измерение температуры может производиться чаще, по мере необходимости.

Перед измерением температуры пациент нуждается в отдыхе (10-15 минут); проводить измерения не ранее чем через час после приёма пищи; в экстренных ситуациях это не учитывается.

При измерении температуры у пациента с психическими нарушениями необходимо присутствие младшего медицинского персонала во избежание попыток проглатывания термометра или вскрытия вен.

При использовании электронного термометра необходимо следовать инструкции по применению данного прибора.

Одноразовые химические термометры используются для измерения температуры во рту или в подмышечной области. При пероральном применении термометр помещается в ротовую полость произвольно матрицей кверху, результат читается через 60 с; результаты измерения в области подмышек оценивают через 3 мин, полоска с точечной матрицей обязательно должна быть приложена к телу.

Термометрия у детей проводится в присутствии медсестры. Данные измерения могут искажаться, если в том месте, где выполняют измерения, имеется воспалительный процесс или рядом находятся излучающие тепло или холод источники.

Температуру тела детям измеряют натощак в покое, но не ранее, чем через 30-40 минут после пробуждения в часы максимального колебания суточной температуры (6-00 – 8-00 и 16-00 – 18-00). При склонности ребенка к резкому повышению температуры тела, измерения проводят несколько раз в течение часа или постоянно.

Термометрия ртутным термометром в подмышечной области выполняется не менее 10 минут. У детей раннего возраст следует придерживать термометр, чтобы избежать его смещения.

Термометрия в паховой складке. Ногу ребенка сгибают в тазобедренном суставе. В образовавшейся складке кожи размещают термометр. Длительность измерения не менее 10 минут.

Термометрия в прямой кишке противопоказана при задержке стула, диарее, заболеваниях прямой кишки. Перед введением термометр смазывают вазелиновым маслом. Ребенка до 6 мес укладывают на спину, старших на левый бок, слегка приведя ноги к животу. Термометр вводят в анальное отверстие за внутренний сфинктер на глубину 3-4 см, затем сближают ягодицы для его фиксации. Длительность термометрии 2-3 минуты.

8.

Достигаемые результаты и их оценка

Температура тела, 0С

Оценка результатов

35,0 и ниже

36,2-36,9

37,0-38,0

38,0-39,0

39,0-40,0

более 40,0

гипотермия

норма

субфебрильная

фебрильная

пиретическая

гиперпиретическая

В ротовой полости и прямой кишке в норме температура выше на 10С, чем в подмышечной впадине.

У пожилых людей температура тела 35,0-36,00С, у новорождённых 37,0-37,20С считается нормой.


9.

Форма информированного согласия пациента при выполнении методики и дополнительная информация для пациента и членов его семьи


Пациент должен быть информирован о предстоящем исследовании температуры.

Письменного подтверждения согласия пациента или его родственников (доверенных лиц) на измерение температуры не требуется, так как данный диагностический метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента.

10.

Параметры оценки и контроля качества выполнения методики


  • Отсутствие отклонений от алгоритма выполнения измерения.

  • Результаты измерения получены и правильно интерпретированы.

  • Наличие записи о результатах выполнения назначения в медицинской документации.

  • Своевременность выполнения процедуры (в соответствии со временем назначения).

  • Удовлетворенность пациента качеством предоставленной медицинской услуги.

11.

Стоимостные характеристики технологий выполнения простой медицинской услуги

Коэффициент УЕТ врача – 0

Коэффициент УЕТ медицинской сестры – 0,2

12.

Графическое, схематические и табличное представление технологий выполнения простой медицинской услуги

Отсутствует

13.

Формулы, расчёты, номограммы, бланки и другая документация (при необходимости)

Отсутствует




Регистрация данных термометрии

В ЛПУ в постовом температурном листе указывают Фамилии всех пациентов (по палатам), дату и время измерения температуры (утро, вечер0.

Результаты измерения температуры переносят из постового температурного листа в Индивидуальный температурный лист.

Его заводят в приемном отделении вместе с медицинской картой на каждого пациента, поступающего в стационар.

Помимо графической регистрации данных измерения температуры (шкала Т), в нём строят кривые частоты пульса (шкала П) и артериального давления (шкала АД).

В нижней части температурного листа записывают данные подсчёта частоты дыхания в 1 минуту, массу тела, а также количество выпитой за сутки жидкости и выделенной мочи (в мл.0 Данные о дефекации (стул) и проведенной санобработки обозначают знаком «+».

По оси абсцисс температурного листа отмечают дни болезни. Каждый день болезни рассчитан на двукратное измерение температуры тела. По оси ординат расположена температурная сетка, каждое деление которой составляет 0,20 С.

Соответствующими точками наносят результаты ежедневной двухразовой термометрии. Утренняя температура регистрируется точкой в графе «У», вечерняя в графе «в». Эти точки соединяют между собой, образуя так называемые температурные кривые, отражающие при наличии лихорадки тот или иной её тип.


ВНИМАНИЕ!!! Температурная кривая чертится, синим или черным цветом.


Правила по технике безопасности при работе с приборами содержащими ртуть


Медицинский термометр в процессе работы может быть разбит. Сама ртуть, которая при этом быстро растекается на мелкие шарики, не приносит вреда. Опасные пары ртути!

ВНИМАНИЕ!!! Пары ртути являются нейротоксическим ядом!

Поэтому необходимо сразу собрать и утилизировать ртуть. При этом необходимо удалить пациентов из помещения. Собранную ртуть необходимо поместить в герметически закрытый стеклянный сосуд. После этого тщательно вымыть руки.

Демеркуризация

Требования к медперсоналу

  1. Медперсонал должен пройти специальную подготовку (обучение).

  2. Наличие специальных предметов по уходу (фартук, резиновые перчатки, очки).

  3. После демеркуризации применить: душ, полоскание полости рта 0,025% раствором перманганата калия, чистка зубов.


Перечень демеркуризантов, которые рекомендованы инструктивно-методическими рекомендациями по демеркуризации помещения:


  • мыльно-содовый раствор (4% мыла в 5% водном растворе соды);

  • киролюзит (паста: 1 часть пиролюзина (Mn O + 2 части 5% HCI);

  • 0,2% водный раствор перманганата калия, подкислённый HCI (у.в. 1,19 на 1 литр перманганата калия);

  • 20% водный раствор хлорного железа (готовить на холоде);

  • 20% раствор хлорной извести;

  • 5 – 10% раствор HCI;

  • сера;

  • 2-3% раствор йода в 30% водном растворе йода калия.


Демеркуризация

(при наличии скоплений ртути)


Соблюдать последовательность действий:

  1. Механическое удаление (собрать во флакон с притертой пробкой) вакуумным отсосом или с помощью подогретого мыльно-содового раствора.

  2. Химическая демеркуризация (в течении одного часа хлорным железом, раствором перманганата кали, полисульфитов натрия и калия).

  3. Мытьё помещения чистой водой.

  4. Отправка остатков ртути в Роспотребнадзор или предприятия, проводившего демеркуризацию.

  5. Регистрация в журнале разбитого термометра.

  6. Составление и доставка в Роспотребнадзор акта о разбитом термометре и проведении демеркуризации.


Контроль качества демеркуризации: контрольные анализы в Роспотребнадзор или предприятия, проводившего демеркуризацию.

на содержание ртути в воздухе помещения (дважды с интервалом в 7 дней).



Задания самоконтроля по теме:

«Оценка функционального состояния организма. Термометрия»

Задание 1. Ответьте на вопросы.

  1. Что такое термометрия?

  2. Возможно ли, физиологическое колебание температуры тела, и от каких факторов это зависит?

  3. Как часто в стационарах измеряют температуру тела пациентам?

  4. Как производят регистрацию результатов измерения температуры тела?

  5. Перечислите методы измерения температуры тела?

  6. Какими способами производят измерение температуры тела?






















Тема: «Оценка функционального состояния организма. Помощь при гипертермии»

Механизмы теплообразования и пути теплоотдачи

У здорового человека температура тела в течение суток колеблется в небольших пределах и не превышает 37С. Такое постоянство обеспечивается путём сложной регуляции теплопродукции (образование тепла) и теплоотдачи.

Образование тепла в организме происходит в результате окислительных процессов в мышцах и внутренних органах. Чем выше интенсивность обменных процессов, тем больше теплопродукция.

У человека постоянная температура тела поддерживается путем нейрогуморальной регуляции отдачи тепла кожей и внутренними органами в окружающую среду. Теплоотдача может осуществляться путём теплопроведения, теплоизлучения и испарения.

Способность организма изменять уровень теплоотдачи зависит главным образом от богатой сети кожных кровеносных сосудов, которые значительно и быстро могут изменять свой просвет. При недостаточной выработке тепла в организме (или при его охлаждении) рефлекторно происходит сужение сосудов кожи и уменьшается отдача тепла. Кожа становится холодной и сухой, иногда появляется озноб (мышечная дрожь). Наоборот, при избытке тепла (или при перегревании организма) наблюдается рефлекторное расширение кожных сосудов, увеличивается кровоснабжение кожи и соответственно растёт отдача тепла проведением и изучением.

Таким образом, сложная регуляция процессов теплоотдачи и теплопродукции обеспечивает температурное постоянство внутренней среды организма, оптимальное для нормальной жизнедеятельности органов и тканей. Нарушение механизма теплопродукции в результате действия различных внешних или внутренних причин может привести к снижению или повышению температуры тела – лихорадке.

Лихорадка — это повышение температуры тела выше 370С, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообраз­ные внешние и внутренние раздражители. Чаще всего таковыми бывают так называемые пирогенные вещества (греч. pyr - огонь, жар и genes - порождаю­щий, производящий). Это могут быть микробы и их токсины, сыворотки, вакци­ны, продукты распада собственных тканей организма при травме, внутренних кровоизлияниях, некрозах, ожогах и т.д.

Пирогенные вещества вызывают изменение терморегуляции: теплоотдача резко снижается (сосуды суживаются), а теплопродукция возрастает, что соответствует накоплению тепла и повышению температуры тела.


Виды лихорадок

В зависимости от степени повышения температуры различают следующие виды лихорадок:

  • субнормальная лихорадка (35-36˚С);

  • нормальная (36-37˚С);

  • субфебрильнуго лихорадку - повышение температуры до 38°С;

  •  умеренную (фебрильную) - до 38-39°С;

  • высокую (пиретическую) - до 39-41°С;

  •  чрезмерную (гиперпиретическуго) - температура выше 41°С.

По длительности течения:

  • мимолётную (от нескольких часов до 1-2 дней);

  • острую (до 15 дней);

  • подострую (15-45 дней);

  • хроническую (свыше 45 дней).

По характеру температурной кривой

На основании характера колебания температурной кривой выделяют следующие основные типы лихорадки:

Постоянный тип лихорадки (febris continuа) наблюдается при многих инфекционных заболеваниях, как, например: крупозной пневмонии, брюшном и сыпном тифе. Постоянный тип лихорадки характеризуется длительным повышением температуры тела, которая держится довольно устойчиво и колебание между утренним и вечерним измерением не превышает одного градуса.



Гектическая лихорадка. Длительная лихорадка с суточными колебаниями температуры от 1 до 1,50С, без снижения до нормального уровня.

Извращенная лихорадка (febris inversa) характеризуется извращением суточного ритма с более высокими подъемами температуры по утрам. Имеет место при септических процессах, туберкулезе.

Волнообразная лихорадка. Лихорадка, при которой более или менее длительные периоды постоянного повышения температуры чередуются с периодами нормальной температуры на протяжении нескольких дней.

Перемежающаяся лихорадка (febris intermittens) встречается при различных формах малярии, болезнях печени, септических состояниях. Характеризуется правильным чередованием кратковременных приступов лихорадки с безлихорадочными периодами - периодами нормальной температуры (апирексии). Перемежающая лихорадка характеризуется быстрым, значительным повышением температуры, которое держится несколько часов, а также быстрым ее падением до нормальных значений.

Атипичная лихорадка (febris atypica) встречается при сепсисе и характеризуется отсутствием определенных закономерностей в колебаниях температуры тела в течение суток.



Уход за лихорадящими больными


В развитии лихорадки различают три периода: период подъема температуры, период относительного постоянства температуры на повышенном уровне и период снижения температуры.

В период подъема температуры теплопродукция преобладает над теплоотдачей. Последняя оказывается резко сниженной за счет выраженного спазма кожных кровеносных сосудов. Несмотря на постепенный подъем температуры тела, кожа становится холодной на ощупь, уменьшается потоотделение. Продолжительность этого периода от нескольких часов до нескольких дней. Быстрое повышение температуры тела и резкий спазм периферических сосудов вызывают у пациента ощущение холода, озноб, больной не может согреться, даже укрывшись несколькими одеялами. Этот период лихорадки нередко сопровождается недомоганием, головной болью, чувством ломоты в костях, мышцах.

В этот период необходимо тепло укрыть пациента, положить к ногам теплые грелки, дать сладкий горячий чай.



Период относительного постоянства температуры может продолжаться от нескольких часов до нескольких недель. Сосуды кожи в этот период расширяются, усиливается потоотделение, теплоотдача возрастает и уравновешивает все еще повышенную теплопродукцию. В результате дальнейшее повышение температуры прекращается, она стабилизируется на этом высоком уровне.

В этот период пациенту жарко, его беспокоят усиленное потоотделение, слабость, сухость во рту, снижение аппетита, головная боль. При температуре 39-410С возможно нарушение сознания.

Для улучшения теплоотдачи не следует тепло укрывать пациента. Давать (как можно чаще!) витаминизированное питье (ягодные и фруктовые соки и морсы, настой шиповника, негорячий чай, минеральные воды).

Функция пищеварительных желез в этот период снижается. Поэтому кормить паиента следует 6-7 раз в сутки небольшими порциями жидкой или полужидкой легкоусвояемой пищей (диета № 13).

При выраженной сухости слизистых оболочек рта и образовании трещин на губах, полости рта обязательно протирают или орошают водой. Трещины необходимо смазывать вазелиновым маслом, 20% раствором буры в глицерине или детским кремом.

При чрезмерной (гиперпиретической) лихорадке, когда температура тела выше 410С, у пациента могут появиться бред и галлюцинации, он может травмировать себя и окружающих. К такому пациенту нужно быть особенно внимательным, следует находиться около него постоянно, не отлучаясь. По возможности около такого пациента устраивают индивидуальный сестринский пост. Об ухудшении состояния пациента (учащение дыхания, пульса, снижение артериального давления) следует немедленно сообщить врачу.

В этот период лихорадки необходимо тщательно проводить туалет кожи пациента (обтирание, обмывание), так как обильное потоотделение снижает выделительную функцию кожи, чаще менять нательное и постельное белье. Проветривая палату, нельзя устраивать сквозняков (больного нужно тепло укрыть, а голову прикрыть полотенцем).

При нарушении сознания, а также при выраженной головной боли нужно положить пациенту на лоб пузырь со льдом (через полотенце) или холодный компресс.

В течение всего периода высокой температуры пациент должен соблюдать строгий постельный режим, так как в любую минуту может начаться резкое снижение температуры тела.

В период снижения температуры теплоотдача резко усиливается, превышая теплопродукцию. Снижение температуры тела может быть резким, в течение часа, такое снижение называется критическим (кризис). При этом происходит значительное расширение кожных сосудов, приводящее иногда к резкому падению артериального давления, пульс становится нитевидным (слабого наполнения и напряжения, частый). Критическое снижение температуры тела пациенты переносят тяжело: возникает значительная слабость, наблюдается обильное потоотделение, кожа бледнеет, покрыта липким холодным потом, конечности холодеют (см. рис. 3). В этом случае пациенту необходима экстренная помощь.


Если температура тела снижается в течение нескольких дней, то говорят о литическом снижении (лизис). Такое снижение сопровождается, как правило, постепенным улучшением общего состояния пациента. Ему назначают диету № 15, продолжают тщательный туалет кожи, расширяют режим двигательной активности.







Задания самоконтроля по теме: «Оценка функционального состояния организма. Помощь при гипертермии»

Задание 1: ответьте на вопросы:

  1. Как происходит образование тепла в организме человека?

  2. Какими путями осуществляется теплоотдача?

  3. Дайте определение лихорадки.

  4. Какие факторы могут вызвать лихорадку?

  5. Какие виды лихорадок различают по длительности (течению)?

  6. Какие виды лихорадок различают по степени подъёма температуры?

  7. Какие виды лихорадок различают по характеру температурных кривых (колебаний температуры тела в течение суток)?

  8. Перечислите периоды (стадии) лихорадки.


Задание 2: постройте температурную кривую, определите тип лихорадки.

Вариант 1

Утро Вечер

37,50 С 38,30 С

37,80 С 38,70 С

37,60 С 38,10 С

37,40 С 38,20 С

37,20 С 37,50 С


Вариант 2

Утро Вечер

37,50 С 39,00 С

38,50 С 40,00 С

38,70 С 40,50 С

39,50 С 41,10 С

38,70 С 39,90 С


Вариант 3

Утро Вечер

39,50 С 38,50 С

38,70 С 38,20 С

37,90 С 37,50 С

37,30 С 37,00 С

36,50 С 36,10 С


Вариант 4

Утро Вечер

39,50 С 39,90 С

39,40 С 40,10 С

39,50 С 39,00 С

38,30 С 38,10 С

37,10 С 37,30 С

36,50 С 36,80 С

36,30 С 36,60 С

36,50 С 36,70 С


Вариант 5

Утро Вечер

39,50 С 39,90 С

39,40 С 40,10 С

39,80 С 40,50 С

39,50 С 39,00 С

38,30 С 39,10 С

37,50 С 38,30 С

38,30 С 38,10 С

37,50 С 36,90 С

36,50 С 36,80 С

36,30 С 36,60 С

36,50 С 36,70 С

36,70 С 36, 90 С

36,50 С 36,80 С

36,30 С 36,60 С






Задание 3. Графологический диктант


Ответ: да – «+»; нет - «-».


  1. Температура тела 37-380С – субфебрильная.

  2. Термометры обрабатываются в 3% хлорамине - 60 минут.

  3. Во втором периоде лихорадки необходимо проветривать палату.

  4. Жар, сухость во рту, головная боль – симптомы второго периода лихорадки.

  5. Цианоз, бледность, обильный липкий пот – симптомы лизиса.

  6. Температура тела 39-400С – умеренная.

  7. Обильное питье показано в первом периоде лихорадки.

  8. Смену белья проводят во втором периоде лихорадки.

  9. В третьем периоде лихорадки при падении АД необходимо приподнять головной конец кровати.

  10. Головная и мышечно-суставные боли, озноб – симптомы первого периода лихорадки.



№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

+

























Тестовый контроль по теме:

«Термометрия. Уход за лихорадящими пациентами»


Задание: выбрать один верный ответ

1. Субфебрильная температура находится в пределах

а) 39,1 - 40°С в) 38,1 - 39°С

б) 36 - 37оС г) 37,1 - 38°С

2. В первом периоде лихорадки возможно применение:

а) пузыря со льдом в) влажного обертывания

б) грелки г) холодного компресса

3. В третьем периоде лихорадки (кризис) возможно применение:

а) прохладного витаминизированного питья в) пузыря со льдом

б) обильного питья, крепкого горячего чая г) влажных обертываний

4. Продолжительность измерения температуры тела в подмышечной

области не менее

а) 2 мин б) 10 мин в) 5 мин г) 3 мин

5. Характеристикой возвратной лихорадки является следующее:

а) утренняя температура тела выше вечерней

б) постепенное нарастание температуры тела и постепенное снижение

в) суточное колебание от 2° до 4°С

г) повышение температуры тела в течение 5-8 дней, с последующим

снижением до нормальных цифр и опять повышение

6. Стадия нарастания температуры тела характеризуется

а) преобладанием теплоотдачи над теплопродукцией

б) повышением теплопродукции и теплоотдачи

в) преобладанием теплопродукции над теплоотдачей

7. Состоянием, не приводящим к физиологическому повышению

температуры тела является

а) эмоциональная нагрузка в) мышечное усилие

б) гнойный воспалительный процесс г) приём пищи

8. Медицинские термометры в отделении должны храниться

а) в футлярах на посту м/с

б) в банке с дезраствором, на дно которой положена вата

в) в чистых лотках

г) в сухом виде, в специальной емкости

9. Снижение температуры тела больного в течение 3-х часов с 40,3° до

36,0°С носит название

а) неправильная лихорадка в) извращенная лихорадка

б) истощающая лихорадка г) послабляющая лихорадка

10. Нормальная температура тела находится в пределах

а) 39,1 - 40°С в) 38,1 - 39°С

б) 36 - 37оС г) 37,1 - 38°С




























Решение ситуационных задач


Задача № 1

У больного температура тела 410С, он возбужден, бредит, на щеках румянец.

В каком периоде лихорадки находится больной?

Поставьте сестринский диагноз и составьте план сестринского процесса.


Задача № 2

Больной жалуется на плохое самочувствие, «ломоту» во всем теле, головную боль, ему холодно, никак не может согреться. Температура тела 40,30С.

В каком периоде лихорадки находится больной?

Поставьте сестринский диагноз и составьте план сестринского процесса.


Задача № 3

Больному при температуре тела 41,30С были введены жаропонижающие препараты. Через 20 минут температура снизилась до нормы, но состояние больного ухудшилось: появилась резкая слабость, пульс нитевидный, конечности холодные, белье (постельное и нательное) мокрое от пота. В каком периоде лихорадки находится больной?

Поставьте сестринский диагноз и составьте план сестринского процесса.

















Эталоны ответов на задания самоконтроля по теме: «Оценка функционального состояния организма. Помощь при гипертермии».


1. Образование тепла в организме происходит в результате окислительных процессов в мышцах и внутренних органах. Чем выше интенсивность обменных процессов, тем больше теплопродукция.

2. Теплоотдача может осуществляться путём теплопроведения, теплоизлучения и испарения.

3. Лихорадка — это повышение температуры тела выше 370С, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообраз­ные внешние и внутренние раздражители.

4. Внешние и внутренние раздражители. Чаще всего таковыми бывают так называемые пирогенные вещества. Это могут быть микробы и их токсины, сыворотки, вакци­ны, продукты распада собственных тканей организма при травме, внутренних кровоизлияниях, некрозах, ожогах и т.д. Пирогенные вещества вызывают изменение терморегуляции: теплоотдача резко снижается (сосуды суживаются), а теплопродукция возрастает, что соответствует накоплению тепла и повышению температуры тела.

5. Мимолётную (от нескольких часов до 1-2 дней); острую (до 15 дней); подострую (15-45 дней); хроническую (свыше 45 дней).

6. Субнормальная лихорадка (35-36˚С); нормальная (36-37˚С); субфебрильнуго лихорадку - повышение температуры до 38°С;  умеренную (фебрильную) - до 38-39°С; высокую (пиретическую) - до 39-41°С; чрезмерную (гиперпиретическуго) - температура выше 41°С.

7. На основании характера колебания температурной кривой выделяют следующие основные типы лихорадки: постоянный тип лихорадки, гектическая лихорадка, извращенная лихорадка, волнообразная лихорадка, перемежающаяся лихорадка, атипичная лихорадка.

8. Три периода лихорадки: период подъема температуры, период относительного постоянства температуры и период снижения температуры (литическое и критическое).


Эталоны ответов

Вариант 1. Постоянная лихорадка – длительное повышение температуры с суточными колебаниями не более 10С. Наблюдается при крупозной пневмонии, брюшном и сыпном тифе, некоторых других инфекционных заболеваниях.

Вариант 2. Ремиттирующая (послабляющая) лихорадка–длительная лихорадка с суточными колебаниями температуры от 1 до 1,50 С (иногда 3-40), без снижения до нормального уровня. Встречается при сепсисе, бронхопневмонии, туберкулёзе лёгких.

Вариант 3. Извращённая лихорадка - утренняя температура тела выше вечерней. Встречается при сепсисе, туберкулёзе.

Вариант 4. Волнообразная лихорадка - более или менее длительные периоды повышенной температуры чередуются с периодами нормальной температуры на протяжении нескольких дней. Встречается при бруцеллёзе, лимфогранулематозе.

Вариант 5. В озвратная лихорадка - отличается от предыдущей более длительными подъёмами температуры (5-8 дней). Периоды нормальной температуры обычно также более длительные. Такая лихорадка особенно характерна для возрастного тифа.


Эталон ответов к графологическому диктанту


1 +

2 -

3 +

4 +

5 -

6 -

7 -

8 +

9 -

10 +



Эталон ответов к тестовому контролю


  1. г

  2. б

  3. б

  4. б

  5. г

  6. в

  7. б

  8. г

  9. б

  10. б






Эталон ответа к задаче № 1

Сестринский диагноз и план сестринского процесса во II периоде лихорадки

Проблема пациента

План сестринской деятельности

Деятельность медсестры для достижения цели

Оценка пациентом деятельности медсестры, результат

независимые

зависимые

взаимозависимые

Лихорадка, период относительного постоянства температуры

  • снижение температуры тела

  • предупреждение возможного осложнения

  • помочь пациенту занять удобное положение

  • строгий постельный режим

  • витаминизированное питье до 3-х литров

  • диета № 13

  • негорячий чай

  • тщательно проводить туалет кожи больного

  • менять постельное и нательное белье

  • на лоб пузырь со льдом или холодный компресс

  • при образовании смазать вазелиновым маслом, детским кремом

  • индивидуальный пост

  • наблюдение за АД, ЧДД

  • вызвать врача

  • динамическое наблюдение за больным

  • выполнять рекомендации

  • консультация другого специалиста

  • психотерапевтическая беседа с пациентом

  • наблюдение за больным

  • температура тела снизилась

  • состояние улучшилось после оказания помощи




Эталон ответа к задаче № 2

Сестринский диагноз и план сестринского процесса в I периоде лихорадки


Проблема пациента

План сестринской деятельности

Деятельность медсестры для достижения цели

Оценка пациентом деятельности медсестры, результат

независимые

зависимые

взаимозависимые

Лихорадка, период подъема температуры

  • снижение температуры тела

  • предупреждение возможного осложнения

  • помочь пациенту занять удобное положение

  • тепло укрыть больного

  • положить к ногам теплые грелки

  • горячее патогенное питье (с малиной, с липовым цветом)

  • диета № 13

  • наблюдение за АД, ЧДД

  • вызвать врача

  • динамическое наблюдение за больным

  • выполнять рекомендации

  • консультация другого специалиста

  • психотерапевтическая беседа с пациентом

  • наблюдение за больным

  • состояние улучшилось после оказания помощи














Эталон ответа к задаче № 3

Сестринский диагноз и план сестринского процесса в III периоде лихорадки


Проблема пациента

План сестринской деятельности

Деятельность медсестры для достижения цели

Оценка пациентом деятельности медсестры, результат

независимые

зависимые

взаимозависимые

Лихорадка, период резкого снижения температуры

  • предупреждение возможного осложнения

  • строгий постельный режим

  • приподнять ножной конец кровати

  • убрать подушки из-под головы

  • обложить больного грелками, укрыть его

  • дать крепкий чай

  • приготовить по назначению врача лекарственные препараты

  • уход за кожей больного

  • смена постельного и нательного белья

  • наблюдение за АД, ЧДД

  • динамическое наблюдение за больным

  • выполнять рекомендации

  • ввести лекарственные препараты

  • психотерапевтическая беседа с пациентом

  • наблюдение за больным

  • снижение температуры до нормы

  • состояние улучшилось после оказания помощи









Критерии оценок



5 «отлично»


  • дается комплексная оценка предложенной ситуации;

  • демонстрируются глубокие знания теоретического

материала и умение их применять;

  • последовательное, правильное выполнение всех

заданий;

  • умение обоснованно излагать свои мысли, делать

необходимые выводы.

4 «хорошо»


  • дается комплексная оценка предложенной ситуации;

  • демонстрируются глубокие знания теоретического

материала и умение их применять;

  • последовательное, правильное выполнение всех

заданий;

  • возможны единичные ошибки, исправляемые самим

студентом после замечания преподавателя;

  • умение обоснованно излагать свои мысли, делать

необходимые выводы.

3 «удовлетворительно»


  • затруднения с комплексной оценкой предложенной

ситуации;

  • неполное теоретическое обоснование, требующее

наводящих вопросов преподавателя;

  • выполнение заданий при подсказке преподавателя;

  • Затруднения в формулировке выводов.




2 «неудовлетворительно»

  • неправильная оценка предложенной ситуации;

  • отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.



Критерии оценок при выполнении тестового задания



90 ÷ 100% - 5 отлично

80 ÷ 89% - 4 хорошо

70 ÷ 79% - 3 удовлетворительно

менее 70% - 2 неудовлетворительно




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!