ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИСТРИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Доклад
«Оценка предметных результатов
в условиях реализации ФГОС НОО с ОВЗ»
(глухие и слабослышащие обучающиеся)
Подготовила и зачитала:
Акименко С.В.
д. Сокольники Истринского района Московской области
2018 г.
ТЕМА: «Оценка предметных результатов в условиях реализации ФГОС НОО с ОВЗ».
С 1 сентября 2016 года я впервые приступила к реализации на практике ФГОС НОО для детей с ОВЗ в 1 классе. Данный стандарт влечёт за собой пересмотр давно сложившейся системы работы начальной школы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании слабослышащих и глухих обучающихся. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные.
Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Введение ФГОС ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников, которая отражена в адаптированных основных образовательных программах начального общего образования.
Основными принципами системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования являются:
непрерывность;
приоритет самооценки;
естественность процесса контроля и оценки;
гибкость и вариативность инструментария оценки (содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов);
дифференцированный подход;
уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
АООП НОО (вариант 2.2) отличается усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях.
Обязательна специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов слабослышащего и глухого ребёнка с нормально развивающимися сверстниками.
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе вариантов 2.2 и 1.2 Стандарта, обеспечивает достижение слабослышащими, позднооглохшими и глухими обучающимися трёх видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты обучения примерной адаптированной основной общеобразовательной программы, сохраняются в его традиционном виде.
Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:
- внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка
(мониторинговые исследования);
- субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ обучающихся), в том числе – стандартизированные процедуры и оценки (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов);
- оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их
формирования, оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации;
- интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;
- самоанализ и самооценка обучающихся.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). С целью проведения текущего оценивания используются следующие методы оценивания: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытый ответ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы обучающимися с ОВЗ.
Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут её организовывать под руководством учителя.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения АООП НОО требуют учёта особых образовательных потребностей слабослышащих, позднооглохших и глухих обучающихся:
1. адаптацию предлагаемого ребёнку тестового (контрольно-оценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.);
2. специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребёнка.
При оценке результатов освоения АООП НОО необходимо обеспечить ребенку с нарушением слуха право проходить итоговую аттестацию не только в общих, но и в иных формах – индивидуально, в привычной обстановке, в присутствии знакомого взрослого и с использованием средств, облегчающих организацию его ответа, без заявленных для ребёнка ограничениях во времени.
При оценке итоговых предметных результатов обучения используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Для контроля и учета достижений обучающихся используются следующие формы:
-изложение;
-творческая работа;
-диагностическая работа.
Итоговая аттестация
-контрольная работа;
-изложение;
-проверка техники чтения.
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учёта достижений |
Текущая аттестация | Итоговая (триместр, год) | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
- устный опрос - письменная самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - изложение - доклад - творческая работа | - диагностическая контрольная работа - диктанты - изложение- контроль техники чтения | - анализ динамики текущей успеваемости | - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах внеурочной деятельности - творческий отчёт |
- портфолио - анализ психолого-педагогических исследований |
Результаты контрольных проверок, анализ достижения обучающимися планируемых результатов обучения, причин неуспешности учеников и др. отражаются в отчетах учителей.
По результатам оценки делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности —мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.