СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценочные инструменты на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрены некоторые элементы формирующего оценивания

Просмотр содержимого документа
«Оценочные инструменты на уроках биологии»

  «Оценочные инструменты на уроках биологии» « Идеальная цель образования – научить самоконтролю». Джон Дьюи Учитель биологии МБОУ ТСОШ Дорожкина Лариса Анатольевна

«Оценочные инструменты на уроках биологии»

« Идеальная цель образования –

научить самоконтролю».

Джон Дьюи

Учитель биологии МБОУ ТСОШ

Дорожкина Лариса Анатольевна

Данная практика предлагает наставляемому выполнить одно или несколько заданий: Разработать критериальное оценивание для творческих заданий по биологии (примеры рассмотрены ниже 12-17 слайды); Использовать на уроках разработку понятийных карт (7 – 9 слайды); Использование на уроках двойной рефлексии : в начале урока и в конце урока (примеры в 10 слайде ).

Данная практика предлагает наставляемому выполнить одно или несколько заданий:

  • Разработать критериальное оценивание для творческих заданий по биологии (примеры рассмотрены ниже 12-17 слайды);
  • Использовать на уроках разработку понятийных карт (7 – 9 слайды);
  • Использование на уроках двойной рефлексии : в начале урока и в конце урока (примеры в 10 слайде ).
Итоговое оценивание Оценка самого обучения (его результатов). Формирующее оценивание Оценка для обучения. Планируется и используется после завершения обучения. Планируется и используется во время обучения. Определяет знания, навыки, компетенции. Определяет пробелы в знаниях, навыках, понимании, улучшает обучение. Используется для корректировки инструкций (фиксации процесса обучения, устранения заблуждений). Используется для подведения итогов. Адаптируется под нужды ученика Не адаптируется, одна форма для всех.

Итоговое оценивание

Оценка самого обучения (его результатов).

Формирующее оценивание

Оценка для обучения.

Планируется и используется после завершения обучения.

Планируется и используется во время обучения.

Определяет знания, навыки, компетенции.

Определяет пробелы в знаниях, навыках, понимании, улучшает обучение.

Используется для корректировки инструкций (фиксации процесса обучения, устранения заблуждений).

Используется для подведения итогов.

Адаптируется под нужды ученика

Не адаптируется, одна форма для всех.

Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Цель формирующей оценки –  способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.
  • Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами.

Цель формирующей оценки –  способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Достоинства формирующего оценивания Обучающийся: - видит свой учебный прогресс, - чувствует ответственность за свою учебную работу, - стремится выполнять ее качественно, - понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием, - формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они, может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы, - готов к учебе, а затем готов учиться на протяжении всей жизни. Педагог  становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний.

Достоинства формирующего оценивания

Обучающийся:

- видит свой учебный прогресс,

- чувствует ответственность за свою учебную работу,

- стремится выполнять ее качественно,

- понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,

- формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они,

может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы,

- готов к учебе, а затем готов учиться на протяжении всей жизни.

Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний.

Алгоритм использования технологии формирующего оценивания Планирование образовательных результатов учащихся по темам Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся. Формулирование задач урока как шагов деятельности учащихся Формулирование критериев оценивания однозначность доступность для понимания учащихся конкретность однозначность доступность для понимания учащихся конкретность Оценивание образовательной деятельности учащихся

Алгоритм использования технологии формирующего оценивания

  • Планирование образовательных результатов учащихся по темам
  • Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся.
  • Формулирование задач урока как шагов деятельности учащихся
  • Формулирование критериев оценивания
  • однозначность доступность для понимания учащихся конкретность
  • однозначность
  • доступность для понимания учащихся
  • конкретность
  • Оценивание образовательной деятельности учащихся
Методика «Карты понятий» Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. Критерии оценивания: 1. Содержание (использованы все понятия): одно понятие – 1 балл, 2. Установление взаимосвязи: 1 взаимосвязь – 1 балл, 3. Точно указаны взаимосвязи (стрелка подписана): 1 указание – 1 балл, 4. Примеры: 1 пример – 1 балл

Методика «Карты понятий»

Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.

Критерии оценивания:

1. Содержание (использованы все понятия): одно понятие – 1 балл,

2. Установление взаимосвязи: 1 взаимосвязь – 1 балл,

3. Точно указаны взаимосвязи (стрелка подписана): 1 указание – 1 балл,

4. Примеры: 1 пример – 1 балл

Пример критериальной рубрики «Зачет по Генетике» - 10 класс Критерии 4 Знание генетической терминологии 2-3 Ученик дает правильное объяснение всем терминам. Оформление работы: правильно указаны все поколения , расписаны генотипы и фенотипы 0-1 Ученик частично объясняет термины Ученик оформил работу в соответствии со всеми требованиями Точность вычисления Абсолютно точные результаты ко всем задачам Ученик знает название термина, но объяснить его значение не может Ученик допустил несколько ошибок в оформлении работы Знание генетических законов Г.Менделя и Т.Моргана Количество правильно решенных заданий Ученик демонстрирует уверенное знание законов Работа не соответствует требованиям В большинстве случаев ученик получил точные результаты Ученик не получил точные результаты в большинстве случаев Обучающийся допустил несколько ошибок Все задания решены правильно Не знает законы и не умеет их применять Больше двух задач решены правильно Только одно задание решено правильно

Пример критериальной рубрики «Зачет по Генетике» - 10 класс

Критерии

4

Знание генетической терминологии

2-3

Ученик дает правильное объяснение всем терминам.

Оформление работы: правильно указаны все поколения , расписаны генотипы и фенотипы

0-1

Ученик частично объясняет термины

Ученик оформил работу в соответствии со всеми требованиями

Точность вычисления

Абсолютно точные результаты ко всем задачам

Ученик знает название термина, но объяснить его значение не может

Ученик допустил несколько ошибок в оформлении работы

Знание генетических законов Г.Менделя и Т.Моргана

Количество правильно решенных заданий

Ученик демонстрирует уверенное знание законов

Работа не соответствует требованиям

В большинстве случаев ученик получил точные результаты

Ученик не получил точные результаты в большинстве случаев

Обучающийся допустил несколько ошибок

Все задания решены правильно

Не знает законы и не умеет их применять

Больше двух задач решены правильно

Только одно задание решено правильно

Подведение итогов Количество баллов Отметка 17-20 «5» 13-16 «4» 9-12 «3» 0-8 «2»

Подведение итогов

Количество баллов

Отметка

17-20

«5»

13-16

«4»

9-12

«3»

0-8

«2»

 Рубрики применимы к различным  формам оценивания : короткие письменные пробы, эссе, выставка плакатов, устные презентации, листы исследований, недельные домашние задания, карты понятий. Шкала может быть пяти-, трех-, однобалльной, когда средний адекватный уровень оценивается в 3 балла, или пяти, четырех-, трехбалльной. Главное, чтобы  критерии  для оценки были ясными и понятными.  Роль учеников: ·        Полезно включить учеников в диалог по поводу критериев, используемых в рубрике. ·        Ученикам можно предложить выработать критерии для определенного оценивания.

Рубрики применимы к различным  формам оценивания : короткие письменные пробы, эссе, выставка плакатов, устные презентации, листы исследований, недельные домашние задания, карты понятий. Шкала может быть пяти-, трех-, однобалльной, когда средний адекватный уровень оценивается в 3 балла, или пяти, четырех-, трехбалльной.

Главное, чтобы  критерии  для оценки были ясными и понятными.

Роль учеников:

·        Полезно включить учеников в диалог по поводу критериев, используемых в рубрике.

·        Ученикам можно предложить выработать критерии для определенного оценивания.

Критерии: Количество видов Аккуратность Эстетичность Правильная сушка листьев Целостность листьев

Критерии:

Количество видов

Аккуратность

Эстетичность

Правильная сушка листьев

Целостность листьев

Критерии: Соответствие тематике Сюжетность Аккуратность Эстетичность Самостоятельность

Критерии:

Соответствие тематике

Сюжетность

Аккуратность

Эстетичность

Самостоятельность

Критерии: Рисунок содержит 3 съедобных и 3 ядовитых гриба Правильность написания названий Аккуратность Эстетичность Соблюдение размеров работы (А4)

Критерии:

Рисунок содержит 3 съедобных и 3 ядовитых гриба

Правильность написания названий

Аккуратность

Эстетичность

Соблюдение размеров работы (А4)

Рекомендации учителю Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели Используйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить

Рекомендации учителю

  • Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше
  • Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников
  • Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании
  • Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели
  • Используйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!